Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:34, реферат
Практическое обеспечение безопасности жизнедеятельности при проведении технологических процессов и эксплуатации технических систем во многом определяется решениями и действиями инженеров и техников. Безопасность жизнедеятельности на производстве необходима для того чтобы снизить риск и предотвратить получения травм.
ВВЕДЕНИЕ
1 Роль безопасности жизнедеятельности в подготовке специалиста
2 Цель, методы и средства профотбора.
2.1 Виды инструктажа
3 Классификация видов опасности, основные методы обеспечения безопасности
3.1 Методы обеспечения безопасности
4 Образование в области безопасности жизнедеятельности
5 Перспективы развития безопасности жизнедеятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Существует несколько способов классификации опасностей:
а) природные;
б) технические;
в) антропогенные;
г) экологические;
д) смешанные.
а) связанные с литосферой;
б) связанные с гидросферой;
в) связанные с атмосферой;
г) связанные с космосом.
а) утомление;
б) заболевание;
в) травма;
г) летальный исход и др.
Согласно официальному
Физические опасности –
Химические опасности –
Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам. Например, ориентирующие, технические, организационные, управленческие.
Ориентирующие: активности оператора, гуманизации деятельности, деструкции, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, системности, снижения опасности.
Технические: блокировки, вакуумирования, герметизации, защиты расстоянием, компрессии, прочности, слабого звена, флегматизации, экранирования.
Организационные: защита временем, информации, резервирования, несовместимости, нормирования, подбора кадров, последовательности, резервирования, эргономичности.
Управленческие: адекватности, контроля, обратной связи, ответственности, плановости, стимулирования, управления, эффективности. Рассмотрим детальнее некоторые принципы. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.
Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Примеры реализации данного принципа: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др. Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.
Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Примеры: санитарно - защитные зоны (5 классов), категории производств (помещений) по взрыво - пожарной опасности (А, Б, В, Г, Д) и др. Для определения методов обеспечения безопасности дадим определение следующим понятиям: Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности. Совмещение гомосферы и ноксосферы с позиции безопасности недопустимо, но это не всегда удается.
3.1 Методы обеспечения безопасности
Существует три основных метода по обеспечению безопасности:
• А — метод разделения гомосферы и ноксосферы в пространстве или во времени. Этот метод реализуется следующими средствами:
— ограждением механизмов, обеспечением недоступности в опасную зону, использованием блокирующих и предохранительных устройств;
— герметизацией оборудования и аппаратуры;
— тепловой изоляцией нагретых поверхностей или применением средств защиты от лучистого тепла;
— переходом к технологиям и оборудованию с замкнутым циклом движения жидких и газообразных веществ;
— проведением периодического технического обслуживания и проверкой технического состояния оборудования на соответствие требованиям безопасной эксплуатации;
— обеспечением функциональной
диагностики состояния
— использованием дистанционного управления технологическими процессами и оборудованием;
— использованием средств автоматизации и станков с программным управлением;
— использованием роботов.
• Б — метод, состоящий в нормализации ноксосферы, т. е. путем исключения опасности. Достигается следующими средствами:
— использованием экранов, демпферов, поглотителей, фильтров для защиты от шума, пыли, вибрации, излучений, электромагнитных полей и т. д.;
— заменой вредных веществ безвредными;
— заменой сухих способов транспортировки и обработки пылящих материалов мокрыми;
— заменой технологических процессов, связанных с возникновением шума, вибрации и других опасных и вредных факторов, процессами, где эти факторы отсутствуют или имеют несущественную интенсивность;
— организацией полного улавливания или очистки технологических выбросов и сбросов.
• В — метод, включающий
гамму приемов и средств, направленных
на адаптацию человека к соответствующей
среде и повышению его
Средства обеспечения безопасности.
Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д. Основные методы обеспечения безопасности.
Классификация методов:
а) пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы;
б) нормализация ноксосферы;
в) адаптация человека к соответствующей среде;
г) комбинирование.
Средства обеспечения безопасности:
а) производственные средства безопасности;
б) средства индивидуальной защиты;
в) средства коллективной защиты;
г) социально-педагогические.
4 ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основы образования в области
безопасности в нашей стране были
положены в 30-х годах XX столетия, а подготовка
специалистов в области БЖД начата недавно,
лишь в 90-х годы.
Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования – обучение в учебных заведениях.
Сегодня образовательная структура выглядит следующим образом.
Первый – общеобразовательный уровень, которым должен владеть каждый, обязан обеспечить подготовку на уровне знания и понимания проблем БЖД, он должен вооружить человека навыками и приемами личной и коллективной безопасности. Реализуется этот уровень подготовки введением в средней школе дисциплины «Основы БЖД».
Второй уровень
образования по БЖД–подготовка инженерно-технических работников
(ИТР) всех специальностей, поскольку создаваемая
и эксплуатируемая техника и технология
являются основными источниками травмирующих
и вредных факторов, действующих в среде
обитания. Разрабатывая новую технику,
инженер обязан обеспечить не только ее
функциональное совершенство, технологичность
и приемлемые экономические показатели,
но и достичь требуемых уровней ее экологичности
и безопасности в техносфере. С этой целью
инженер при проектировании или перед
эксплуатацией техники должен выявить
все негативные факторы, установить их
значимость, разработать и применить в
конструкции машин средства снижения
негативных факторов до допустимых значений,
а также средства предупреждения аварий
и катастроф.
Поскольку повышение экологичности современных
технических систем часто достигается
применениями экобиозащитной техники,
ИТР обязан знать, уметь применять и создавать
новые средства защиты, особенно в области
своей профессиональной деятельности.
Вместе с тем ИТР обязан понимать, что
в области охраны природы наибольшим защитным
эффектом обладают малоотходные технологии
и производственные циклы, включающие
получение и переработку сырья, выпуск
продукции, утилизацию и захоронение отходов,
а в области безопасности – системы с
высокой надежностью, безлюдные технологии
и системы с дистанционным управлением.
Решение задач БЖД при проектировании и эксплуатации технических систем невозможно без знания инженером уровней допустимых воздействий негативных факторов на человека и природную среду, а также знания негативных последствий, возникающих при нарушении этих нормативных требований. Рассмотренным выше блоком знаний в области БЖД должны владеть специалисты всех отраслей экономики, но прежде всего специалисты в области энергетики, транспорта, металлургии, химии и ряда других отраслей промышленного производства. Обучения этого уровня в вузах целесообразно вести на основе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с изучением отдельных вопросов безопасности труда в базовых курсах специальности или специализации.
Третий уровень образования необходим для подготовки инженеров по безопасности жизнедеятельности – специалистов, профессионально работающих в области защиты человека и природной среды. К ним относятся прежде всего специалисты по контролю безопасности техносферы и экологичности технических объектов, мониторингу окружающей среды в регионах, эксперты по оценке безопасности техносферы и экологичности технических объектов, проектов и планов; инженеры-разработчики экобиозащитных систем и защитных средств. Основной задачей деятельности таких специалистов должна быть комплексная оценка технических систем и производств с позиций БЖД, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управление в области БЖД на промышленном и региональном уровнях.
5 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Негативное воздействие опасностей на человека в наибольшей степени проявляется в крупных городах и промышленных центрах. Картографическое описание патологии человека в регионах – одна из важнейших задач медицины в ближайшем будущем. Данные о характере заболевания населения будут одним из основных показателей для принятия решений в области безопасности жизнедеятельности.
Здоровье человека и информационная стратегия. Для достоверной оценки показателей негативности техносферы необходимо ясно представлять истинное состояние здоровья работающих на промышленном предприятии и различных групп населения города и региона. Оценка состояния здоровья, базирующая на данных обращаемости населения в медицинские учреждения, недостоверна и существенно отличается в лучшую сторону от реальной, получаемой при активной выявляемости заболеваний. Для иллюстрации сказанного достаточно сопоставить следующие цифры: у нас в стране ежегодно диагностируется около 7 тыс. случаев профессиональных заболеваний, а в США – более 450 тыс.
Данные свидетельствуют о низком уровне профилактических осмотров, проводимых сегодня на промышленных предприятиях. Что касается регулярных профилактических осмотров городского населения, то они практически отсутствуют.
Важнейшую роль в деле
сохранения здоровья населения в
ближайшем будущем будет играть информация об опасностях
среды обитания. Такая информация должна
содержать значения и прогноз величины
критериев безопасности и показателей
негативности среды обитания как в производственных
помещениях, так и в регионах техносферы.
Аналог подобной информации – прогнозы
метеослужб. Наличие информации о среде
обитания позволит населению рационально
выбирать места деятельности и проживания,
рационально пользоваться методами и
средствами защиты от опасностей.
Задача сложная, но определенные успехи
в этом направлении имеются: публикации
(правда, нерегулярные) в газетах о состоянии
окружающей среды; действующие в ряде
городов (Вена и др.) специальные табло
с указанием концентраций некоторых примесей
в атмосферном воздухе и т.п.
Воздействие опасностей в условиях производства,
города, жилища обычно происходит длительно
(в течение суток, рабочего дня и т.п.), поэтому
необходим постоянный контроль за параметрами
выбросов, стоков и т.п., а также мониторинг
состояния среды обитания по контролируемым
вредным факторам.
Мониторинг
– слежение за состоянием среды обитания
и предупреждение о создающихся негативных
ситуациях.
Информационная стратегия государства
по укреплению здоровья и профилактике болезней населения должна
включать:
Внедрение указанных походов является чрезвычайно актуальным и своевременным. В настоящее время очевидно, что человеческое здоровье занимает одно из ведущих мест в системе социальных ценностей и должно приоритетно рассматриваться в ряду других ресурсов государства, таких как леса, почва, воды, полезные ископаемые и т.п.
Научные, технические и организационные задачи. К перспективным научно-техническим задачам в области БЖД относятся:
Информация о работе Роль безопасности жизнедеятельности в подготовке специалиста