Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 20:29, реферат
В России нельзя недооценивать влияние прецедента на процессы правотворчества и правоприменения, а также на формирование юридической практики в целом. При современном уровне развития информационных технологий, с появлением справочно-правовых систем и доступности Интернет-ресурсов, решения высших судов приобретают такую черту источника права как общеизвестность.
ТОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Реферат
на тему:
Роль
судебной практики в развитии экологического
законодательства.
Мельникова В. Г.
Томск
2011
В
России нельзя недооценивать влияние
прецедента на процессы правотворчества
и правоприменения, а также на
формирование юридической практики
в целом. При современном уровне
развития информационных технологий,
с появлением справочно-правовых систем
и доступности Интернет-
Суды играют важную роль в регулировании общественных отношений так как, в рамках принципа разделения властей суды наделяются новыми полномочиями нормотворческого органа власти.
Так,
в соответствии со ст. 46 Конституции
РФ решения и действия (или бездействие)
органов государственной
Конституцией РФ (ст.ст. 126, 127) закреплено право Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики. Разъяснения Пленумов этих судов носят общий неперсонифицированный характер и, бесспорно, являются источником права.
Так, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. судам даны разъяснения по вопросам рассмотрения жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан, в том числе экологические права.
Судам
предоставлено право
Наконец,
при рассмотрении отдельных дел
суды восполняют пробелы в праве,
руководствуясь внутренним убеждением.
Если такие решения апробируются
Верховным Судом или Высшим Арбитражным
Судом и публикуются, они становятся
источником права.
Деятельность
судебных и арбитражных органов
играет весьма существенную роль в
правовом регулировании экологических
отношений. Особо важное значение имеют
постановления высших судебных и арбитражных
органов, в которых содержатся обобщения
судебной и арбитражной практики и руководящие
указания по вопросам применения действующего
законодательства. Таково, например, Постановление
Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 21 октября 1993 г № 22 «О некоторых
вопросах практики применения Закона
РСФСР «Об охране окружающей природной
среды», в котором указано, что при разрешении
споров, связанных с применением названного
Закона, необходимо иметь в виду, что установление
дифференцированных ставок платы за загрязнение
окружающей природной среды в соответствии
с подпунктом «а» пункта 4 Постановления
Правительства РФ от 28 августа 1992 г. №
632 «Об утверждении Порядка определения
платы и ее предельных размеров за загрязнение
окружающей природной среды, размещение
отходов, другие виды вредного воздействия»
отнесено к компетенции органов исполнительной
власти республик в составе РФ, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
автономных образований, однако указанным
органам не предоставлено право вводить
дополнительные платежи за пользование
природными ресурсами, загрязнение окружающей
природной среды, размещение отходов,
другие виды вредного воздействия, не
предусмотренные законодательством РФ.
Судебная практика в области защиты экологических прав
Право отличается от других социальных явлений тем, что защищается государственным механизмом, возможностью наложения санкций за неисполнение требований закона, за ущемление прав граждан. До сих пор суды неохотно принимали к своему производству дела, связанные с защитой экологических прав; кроме того, обращений граждан за судебной защитой экологических прав было немного. Однако судебная практика постепенно накапливается.
Дело об экологической информации
Показательным является дело по иску г-на Р. к мэру Санкт-Петербурга о признании его действий, выразившихся в непринятии мер по обеспечению права граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, неправомерными и предоставлении надлежащей экологической информации.
Длительное время районные и городской суд Санкт-Петербурга отказывали истцу в приеме заявления и рассмотрении дела по существу. Основные доводы судов сводились к не подведомственности судам данного спора, расплывчатости права граждан на охрану здоровья, неконкретности форм обеспечения экологических прав граждан.
Частная
жалоба на определение Санкт-
Это
неправомерное решение и
Верховный
Суд РФ согласился с основными
доводами истца, предложил Санкт-Петербургскому
городскому суду принять дело к производству
и рассмотреть дело по существу.
И хотя при рассмотрении дела по
существу в иске отказано, оно характерно
тем, что суды приступили к рассмотрению
подобных категорий дел. В частности,
небезынтересны некоторые обстоятельства,
подлежавшие доказыванию в
Суд
признал заявление о непринятии
мэром экологических мер
Последующий иск уже не отвергался с порога и был принят Дзержинским районным судом Санкт-Петербурга к рассмотрению по существу. Истец требовал признать незаконной деятельность ответчиков по строительству и эксплуатации северного полигона по захоронению осадков сточных вод, ликвидировать сам полигон, обязать "Водоканал" за свой счет привести окружающий ландшафт в первоначальное состояние и выплатить компенсацию за нанесенный экологический ущерб в пользу государственного экологического фонда, предоставить соответствующую информацию. Таким образом, суды приступают к рассмотрению подобного рода дел в Санкт-Петербурге и некоторых других городах.
Иски к органам управления об отсутствии экспертизы
Члены общественного объединения "Юристы за экологию" обратились в Бауманский районный суд города Москвы с иском об отмене постановления Правительства РФ № 1026 "Вопросы строительства атомных станций на территории Российской Федерации", которым планируется широкомасштабное мероприятие по развитию атомной энергетики в стране, в том числе строительство в городе Сосновый Бор Ленинградской области атомной станции нового поколения. Основанием иска стало отсутствие какого-либо заключения государственной экологической экспертизы по данной проблеме, хотя, согласно ст. 36 Закона об охране окружающей природной среды, государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду.
Истцы
опирались на определение Верховного
Суда РФ о подведомственности судам
экологических исков к органам
власти и управления*. О незаконности
проектирования и строительства
высокоскоростной магистрали Москва –
Санкт-Петербург при отсутствии
положительного заключения государственной
экологической экспертизы заявлен
иск в Конституционный и
Земельные споры
Можно встретить иски
По
иску партии "зеленых" Санкт-Петербурга
и Ленинградской области к
администрации Ленинградской
Дело запрашивалось Верховным Судом РФ, наконец, иск областным судом был удовлетворен в связи с отсутствием положительного заключения специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (органов санитарно-эпидемиологического надзора) на выбор земельного участка и разрешение АО "Компания Усть-Луга" проводить проектно-изыскательские работы, несоблюдением процедуры предоставления земли и нарушением прав граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды *.
Информация о работе Роль судебной практики в развитии экологического законодательства