Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:26, реферат
Исследование данной темы волнует нас с точки зрения обеспечения безопасности.
На заре человечества людям угрожали опасности природных явлений, но впоследствии творцом опасностей стал сам человек, который искал способы защиты от этих опасностей. На рубеже 21 века все больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе.
Введение……………………………………………………………..………….3
Глава I. Причины катастроф: Глупость, Небрежность и Корысть
1.1Экологическиекатастрофы,вызванныечеловеком…………...………....…4
1.2 Катастрофы - налог на прогресс…………………………………...…..…..7
1.3 Рукотворные катастрофы .............................................................................9
Глава II Экологические катастрофы, вызванные человеком
2.1 Чернобыльская катастрофа : как всё было…………………….. ….….…12
2.1.1 Меры, предпринятые государством для преодоления последствий чернобыльской катастрофы……………………………………………….......14
2.2 Радиоактивные загрязнения ………………………………………………16
2.2.1 Генетические последствия облучения…………………………….……18
Заключение ……………………………………………………………….…....22
Список используемых источников………….……….…………..………...….23
Накопленные
за первые после аварии годы
опыт и знания способствовали
формированию в обществе более
реального представления о
Такой взгляд на чернобыльскую беду обусловил необходимость создания комплексной Государственной программы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.
Первая комплексная
Госпрограмма, рассчитанная на 1990–1992
гг., была направлена на
Масштабы последствий чернобыльской катастрофы оказались такими, что решение всех вышеперечисленных задач остается актуальным и сегодня, спустя 20 лет. Однако нынешняя ситуация отличается тем, что наработан немалый опыт по минимизации последствий катастрофы, появились научные разработки, новые технологии ведения сельского хозяйства, отстраивается производство, возвращаются специалисты, налаживается нормальная жизнь в пострадавшем регионе.
Это позволяет говорить о новом этапе в решении чернобыльских проблем – переходе от реабилитации к развитию пострадавших территорий, при сохранении всех необходимых мер по радиационной защите.
2.2 Радиоактивные загрязнения
Радиоактивное загрязнение воздушной среды.
Радиоактивное
загрязнение атмосферы
Наибольшее
загрязнение атмосферы
Радиоактивное загрязнение водной среды.
Основными источниками радиоактивного загрязнения Мирового океана являются:
загрязнения от испытаний ядерного оружия (в атмосфере до 1963 г.);
загрязнения радиоактивными отходами, которые непосредственно сбрасываются в море;
крупномасштабные аварии (ЧАОС, аварии судов с атомными реакторами);
захоронение радиоактивных отходов на дне и др. (Израиль и др., 1994).
Во время испытания ядерного оружия, особенно до 1963 г., когда проводились массовые ядерные взрывы, в атмосферу было выброшено огромное количество радионуклидов. Так, только на арктическом архипелаге Новая Земля было проведено более 130 ядерных взрывов (только в 1958 г. -46взрывов), из них 87- в атмосфере.
Воды Мирового
океана загрязнены наиболее опасными
радионуклидами цезия-137, стронция-90, церия-144,
иттрия-91, ниобия-95, которые, обладая
высокой биоаккумулирующей спос
Радиоактивное загрязнение почвы.
В связи с
широким использованием в народном
хозяйстве радиоактивных
В верхнем слое почвы концентрируются радиоактивные стронций и цезий, откуда они попадают в организм животных и человека. Лишайники северных зон обладают повышенной способностью к аккумуляции радиоактивного цезия. Олени, питающиеся ими, накапливают изотопы, а у населения, использующего в пищу оленину, в организме в 10 раз больше цезия, чему, других северных народов.
Основными радионуклидами, определяющими характер загрязнения, в нашей области является цезий – 137 и стронция – 90, которые по-разному сортируются почвой. Основной механизм закрепления стронция в почве – ионный обмен, цезия – 137 обменной формой либо по типу ионообменной сорбции на внутренней поверхности частиц почвы.
Поглощение почвой стронция – 90 меньше цезия – 137, а следовательно, он является более подвижным радионуклидом.
Механизм закрепления
радиоактивных изотопов в почве,
их сорбция имеет большое
минералогический состав почвы тяжёлыми по гранулометрическому составу почвами поглощённые радионуклиды, особенно цезий – 137, закрепляются сильнее, чем лёгкими и с уменьшением размера механических фракций почвы прочность закрепления ими стронция – 90 и цезия – 137 повышается. Наиболее прочно закрепляются радионуклиды илистой фракцией почвы. Радиоактивные вещества, попадающие в атмосферу, в конечном счёте, концентрируются в почве. Через несколько лет после радиоактивных выпадений на земную поверхность поступления радионуклидов в растения из почвы становится основным путём попадания их в пищу человека и корм животным. При аварийных ситуациях, как показала авария на Чернобыльской АЭС, уже на второй год после выпадений основной путь попадания радиоактивных веществ в пищевые цепи - поступление радионуклидов из почвы в растения.
Радиоактивные вещества, попадающие в почву, могут из неё частично вымываться и попадать в грунтовые воды. Однако почва довольно прочно удерживает попадающие в неё радиоактивные вещества. Поглощение радионуклидов обуславливает очень длительное (в течение десятилетий) их нахождение в почвенном покрове и непрекращающееся поступления в сельскохозяйственную продукцию. Почва как основной компонент агроценоза оказывает определяющее влияние на интенсивность включения радиоактивных веществ в кормовые и пищевые цепи.
Радиоактивные загрязнение растительного и животного мира
2.2.1 Генетические последствия облучения
Наследственные признаки всех живых организмов не являются неизменными во времени. Выработанный на протяжении миллионов лет эволюции совершенный механизм деления и созревания половых клеток не застрахован от ошибок. Этот механизм ошибается, что приводит к возникновению разнообразных изменений в наследственных особенностях потомков – мутаций. При этом у потомков может изменяться число или строение хромосом, равно как и тонкая структура генов.
Воздействие разнообразных факторов окружающей среды, включая радиацию и ряд химических соединений, приводит к увеличению частоты мутаций. В 1927 году американский генетик, впоследствии – лауреат Нобелевской премии Генрих Миллер впервые показал, что облучение рентгеновскими лучами приводит к существенному увеличению частоты мутаций у мухи дрозофилы. Эта работа положила начало новому направлению в биологии – радиационной генетике. Благодаря многочисленным работам, проведенным за последние десятилетия, мы теперь знаем, что при попадании элементарных частиц (γ-кванты, электроны, протоны и нейтроны) в ядро происходит ионизация молекул воды, которые, в свою очередь, нарушают химическую структуру ДНК. В этих местах происходят разрывы ДНК, что и приводит к возникновению дополнительных, индуцированных радиацией мутаций.
Но генетические
мутации будут наблюдаться
Чем больше общая численность всей популяции и чем меньше число человек, подвергшихся радиоактивному воздействию, тем меньше вероятность браков между лицами, подвергшимися облучению и, следовательно, меньше вероятность проявления генетических последствий облучения.
Но, как это ни печально, но использование атомной энергии в военных и мирных целях привело к массовому облучению людей. Всем известны трагедии Хиросимы, Нагасаки и Чернобыля, когда десятки тысяч людей подверглись воздействию ионизирующей радиации. Возникает естественный вопрос – каковы генетические последствия воздействия радиации на человека?
Первое и до настоящего времени единственное широкомасштабное изучение генетических последствий воздействия радиации на человека было проведено американскими и японскими исследователями в Хиросиме и Нагасаки. Эти работы начались в 1946 году, то есть практически сразу после капитуляции Японии. Взрывы атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки привели к одномоментной гибели десятков тысяч людей и массовому облучению выживших. В то время эффекты радиации были практически неизвестны, поэтому американское правительство приняло решение о проведении всестороннего изучения последствий взрывов для населения двух городов. Тогда в американской армии служил лейтенант медицинской службы Джеймс Нил, который до войны активно занимался генетическими исследованиями на мухе дрозофиле. Ему было поручено научное руководство этими работами, которые сразу же приобрели ярко выраженную генетическую направленность.
Следует отметить, что в то время генетика человека как наука практически не существовала. Ученые даже не знали, сколько хромосом в ядре клетки человека. Поэтому с самого начала было принято решение исследовать частоту мертворождений, смертность, пороки развития и заболеваемость среди потомков, облученных родителей. Позже, по мере развития генетики человека, у детей начали изучать изменчивость хромосом и некоторых генов. В конечном итоге была проведена колоссальная работа по анализу десятков тысяч потомков облученных родителей. Основной результат этих работ – полное отсутствие влияния эффектов радиации на изученные признаки. При этом многие родители получили достаточно высокие дозы облучения при взрывах бомб. При таких дозах генетические последствия радиации выявляются у мышей ― наиболее близкого к человеку организма в радиационной биологии. Почему так получилось?
Ответ на этот вопрос
лежит в самой природе
Помимо смертности и заболеваемости, у японских детей были изучены некоторые аномалии хромосом и мутации в ряде генов. Многие хромосомные мутации очень вредны для человека, в своем большинстве приводят к гибели плода, и их частота очень низка среди новорожденных. Теоретически, радиация должна приводить к существенному увеличению частоты хромосомных аномалий у человека, но понятно, что изучать этот процесс надо среди плодов, а не среди новорожденных. Подобные работы в Японии не проводились. Что касается большинства генов, кодирующих белки, то частота мутаций среди них очень низка. Надо исследовать, по меньшей мере, 100 тысяч детей, чтобы найти одну мутацию по определенному гену. Ясно, что если после взрывов эта частота даже сильно изменилась, то обнаружить это можно, изучив не десятки (как это было сделано на самом деле), а сотни тысяч детей.