Санитарно-эпидемиологический надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 23:48, реферат

Краткое описание

Государственная политика в области охраны здоровья населения в последние годы характеризуется приоритетным направлением профилактики заболеваемости населения – главного фактора экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны. Следует отметить, что на федеральном уровне сформирована хорошая законодательная и нормативная база для успешного решения этой задачи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА ФАКТОРАМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.....................................................................................4
1.1. Состояния водных объектов...........................................................................8
1.2 Гигиена воздушной среды населенных мест................................................11
1.3 Гигиеническая оценка состояния почвы.......................................................14
2. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ............16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................22

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА ФАКТОРАМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.....................................................................................4

1.1. Состояния водных объектов...........................................................................8

1.2 Гигиена воздушной среды населенных  мест................................................11

1.3 Гигиеническая оценка состояния почвы.......................................................14

2.  СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ............16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В целом экологическая обстановка в Республике Коми в 2013 году оценивается как удовлетворительная. Локальные воздействия на компоненты окружающей среды наблюдаются в основном в крупных промышленных центрах Республики Коми (гг. Воркута, Усинск, Сосногорск, Печора, Ухта, Инта, Сыктывкар, Вуктыл), где располагаются предприятия добывающих и обрабатывающих отраслей, предприятия теплоэнергетики, ЖКХ, а также сосредоточен автомобильный транспорт. Обширные малонаселенные и непромышленные районы характеризуются благоприятной экологической обстановкой. Для Республики Коми, обладающей значительным природно-ресурсным потенциалом, присущи характерные для большинства регионов Российской Федерации проблемы, связанные с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах; со сбором, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов; загрязнением поверхностных и подземных вод и обеспечением населения качественной питьевой водой; неудовлетворительным состоянием очистных сооружений в сфере жилищно-коммунального хозяйства; сохранением плодородия почв и предотвращением загрязнения земель. [1] Для решения этих вопросов и принятия эффективных мер предотвращения техногенного загрязнения необходимо обеспечение безопасности на объектах нефтегазодобывающего, горнорудного и лесопромышленного комплексов; неукоснительное соблюдение экологических требований всеми природопользователями; экспертизы проектов планирующихся к строительству производственных объектов; повышение благосостояния жителей нашей республики, их экологической информированности. На реализацию поставленных задач направлена деятельность республиканских и федеральных природоохранных органов.

 

 

  1. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА ФАКТОРАМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Государственная политика в области охраны здоровья населения в последние годы характеризуется приоритетным направлением профилактики заболеваемости населения – главного фактора экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны. Следует отметить, что на федеральном уровне сформирована хорошая законодательная и нормативная база для успешного решения этой задачи. Только за последние несколько лет были приняты федеральные законы “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, “Об отходах производства и потребления”, “Об охране атмосферного воздуха”, “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” и др., а также множество Постановлений Правительства Российской Федерации в их развитие. [5]

Постановлением №426 от 1 июня 2000 года “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге” определено развитие социально-гигиенического мониторинга на федеральном, региональном и местном уровнях. По существу, это развитие государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды его обитания, а также определение причинно-следственных связей в системе “среда-здоровье”. В Республике Коми система социально-гигиенического мониторинга была создана в 1995 году в тесной взаимосвязи с экологическим мониторингом в едином геоинформационном пространстве. В настоящее время готовится целевая комплексная программа развития социально-гигиенического мониторинга на 2001-2005 годы, при этом приоритетным признается развитие исследований в направлении оценки риска здоровью населения от воздействия неблагоприятных факторов.

Система социально-гигиенического мониторинга становится основным механизмом управления состоянием здоровья населения на популяционном уровне. Учитывая неблагоприятные социально-экономические условия жизни различных групп населения в последние годы, особое внимание должно уделяться социальной дифференциации и уровню экономического благосостояния в их влиянии на здоровье, вопросам питьевого водоснабжения, питания и здоровья населения, эпидемиологической безопасности, здоровью матери и ребенка, условиям труда и здоровью работающих, оценке неблагоприятных факторов окружающей среды.

Усилия Госсанэпиднадзора были сконцентрированы на приоритетных направлениях сохранения здоровья человека и предотвращения влияния вредных и опасных факторов окружающей среды на население, разработке перспективных мероприятий в области профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

С этой целью продолжается контроль за ходом выполнения Указов Главы Республики Коми: № 501 от 21.12.99 года “Об обеспечении питьевой водой населения Республики Коми”, № 232 от 30.06.99г “О концепции обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Республики Коми”, № 233 от 30.06.99г “О порядке предоставления в использование водных объектов на территории Республики Коми”. В 2000 году вступили в действие вновь принятые Указы: №208 от 10.05.2000 года “О совершенствовании гигиенического воспитания и обучения на территории Республики Коми”, №532 от 13.12.2000 года “О целевой республиканской программе улучшения условий и охраны труда на2001-2003 года”, №518 от 06.12.2000 года “Об утверждении целевой республиканской программы “Защита прав потребителей Республики Коми на 2001-2003 годы” и др. [2]

Были приняты и реализовались Постановления главного государственного санитарного врача по Республике Коми № 5 от 14.04.2000 года “Об усилении Госсанэпиднадзора за хранением, транспортировкой и применением пестицидов в хозяйствах республики”, № 6 от 18.04.2000 года “О мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом йода и других микронутриентов»

1.1. Состояния водных объектов

 

Характеристика качества воды на основных водных объектах Республики Коми

По данным ГУ «Коми ЦГМС»наблюдения за качеством поверхностных вод проводятся на 25 реках в 40 пунктах 49 створах, в бассейнах рек Печоры, Вычегда, Мезени и Лузы. Уровень загрязнения большинства водных объектов на территории Республики Коми в 2010 году не претерпел существенных изменений. Случаи ухудшения качества вод были обусловлены антропогенной нагрузкой и гидрометеорологическими условиями. Характерными загрязняющими веществами для поверхностных вод оставались соединения железа, меди, цинка, легко и трудноокисляемые органические вещества, в некоторых пунктах к ним добавились фенолы, сульфаты, нефтепродукты и фосфаты. Повышенные концентрации соединений железа, меди, цинка и органических (в том числе фенолов) веществ (ХПК) преимущественно имеют естественное происхождение, поскольку в их питании активную роль играют обогащенные гумусовым веществом болотные воды, или воды, вымываемые из лесной подстилки. Присутствие в поверхностных водах нефтяных углеводородов свидетельствует о наличии антропогенного загрязнения. В небольших количествах (ниже ПДКрбхз) углеводороды встречаются во всех реках, увеличение концентрации нефтепродуктов отмечается в воде рек, принимающих сточные воды с населенных пунктов и промышленных узлов. Содержание нефтяных углеводородов, многократно превышающее ПДКрбх , является следствием техногенных аварий при добыче и транспортировке нефти. Наибольшая повторяемость превышения установленных нормативов по содержанию НП определены в р.р. Ижма (пункты: свх. Изваильский, с. Усть-Ухта, в. Сосногорска), Ухта, Вычегда и Сысола у г. Сыктывкар. Качество воды в реках республики оценивается в большинстве пунктов 3-м классом - разрядами «а» (загрязненная) и «б» (очень загрязненная), в ряде случаев 2-м классом (слабо загрязненная). Характеристика качества воды питьевых источников, в т.ч. количество проб, несоответствующих нормативам по санитарно-гигиеническим и микробиологическим показателям. [4] Основными причинами низкого качества воды в Республике Коми являются продолжающиеся антропогенные загрязнения поверхностных и подземных вод, природные факторы, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны (далее - ЗСО) водоисточников, использование старых технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды и снижение класса источника водоснабжения, рассчитанного на использование традиционных схем очистки воды, негативная обстановка с тампонажем и консервацией недействующих артезианских скважин, низкое санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений, отсутствие специализированных служб по эксплуатации водопроводных сооружений, сокращенный объем производственного контроля, нестабильная подача воды. Положение усугубляется и тем обстоятельством, что 37,3% водопроводов не имеют необходимого комплекса очистных сооружений, 13,1% - обеззараживающих установок. целом по микробиологическим показателям наиболее неблагополучными в эпидемиологическом отношении являются источники питьевого водоснабжения населения в городах: Сыктывкар (17,3% неудовлетворительных проб), Ухта (5,8%), районах: Корткеросском (6,3%), Княжпогостском (9,2%), Троицко-Печорском (8,9%), Сыктывдинском (9,5%), что выше, чем в целом по Республике Коми (3,5%). Отмечено наличие вредных химических веществ, превышающих нормативы по содержанию алюминия в паводковый период (за счет реагентов), марганца, азота аммонийного. В 2010 г. в Республике Коми 42,6% проб воды из водопроводной сети не соответствовало по санитарно-химическим показателям (по РФ за 2009 г. 16,8%), по микробиологическим показателям не соответствовало 3,1% проб (по РФ за 2009 г. 5,1%)

В настоящее время практически все водные объекты России подвержены антропогенному загрязнению. Их загрязнение токсическими химическими соединениями оказывает прямое влияние на качество продуктов питания, питьевой воды, и как следствие, на здоровье населения и продолжительность жизни.

Качество воды источников централизованного водоснабжения в 2000 году (по данным госсанэпиднадзора)

 

 

 

Административные территории

Источники централизованного водоснабжения

Качество проб по

Санитарно-химическим показателям

Микробиологическим показателям

 

всего

Из них не отвечают гиг.норм.

%

 

всего

Из них не отвечают гиг.норм.

%

города

Сыктывкар

63

36

57,1

76

   

Воркута

49

16

32,7

51

3

5,9

Инта

24

   

51

   

Ухта

97

27

27,8

296

   

Печора

157

6

3,8

161

3

1,9

Усинск

26

18

69,2

41

5

12,2

Вуктыл

51

   

60

   

Сосногорск

18

6

33,3

18

   

Качество воды источников централизованного водоснабжения в республике выше, чем по Российской Федерации и в 200 году улучшилось как по физико-химическим, так и по микробиологическим показателям: процент проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, составил соответственно 23,1 и 1,9 (1999- 25,1 и 3,3). Основными загрязнителями, влияющими на качество воды источников, являются природные марганец и железо. Отсутствие утвержденных проектов зон санитарной охраны, нарушение правил и режима их эксплуатации являются потенциальными причинами возможного ухудшения качества воды источников. [3] В связи с этим владельцам водопроводов всех форм собственности необходимо принять незамедлительные меры по разработке и утверждению зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения, соответствующего их обустройства.

Предприятия, осуществляющие сброс сточных вод в водные объекты, в ряде случаев превышают утвержденные нормативы предельно–допустимого сброса по микробиологическим, вирусологическим и паразитологическим показателям (канализационные очистные сооружения в гг. Сыктывкар, Ухта, Удорском, Ижемском, Троицко–Печорском районах и др.) Подобное отношение к охране водных объектов формирует не только потенциально опасное для здоровья населения качество источников водоснабжения, но и вызывает необходимость больших экономических затрат на водоочистку. В 2000 году произошло увеличение объемов сбрасываемых сточных вод на 7% к уровню 1999 года. В 11 административных территориях ситуация с загрязнением поверхностных водных объектов (по результатам наблюдения ЦГМО), оценивается как относительно напряженная. Максимальный показатель индекса загрязнения воды зарегистрирован в створе реки Вычегда в 8 км от деревни Гавриловка (Сыктывдинский район). [8]

Качество воды открытых водоемов по административным территориям Республики Коми по индексам загрязнения воды за 2000 год

Территория

ИЗВ

Уровень ситуации

города

Сыктывкар

1,14

относительно напряженная

Воркута

0,59

удовлетворительная

Инта

0,76

относительно напряженная

Ухта

0,58

удовлетворительная

Печора

0,83

относительно напряженная

Усинск

0,98

относительно напряженная

Вуктыл

0,49

удовлетворительная

Сосногорск

0,6

удовлетворительная

Информация о работе Санитарно-эпидемиологический надзор