Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 23:48, реферат
Государственная политика в области охраны здоровья населения в последние годы характеризуется приоритетным направлением профилактики заболеваемости населения – главного фактора экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны. Следует отметить, что на федеральном уровне сформирована хорошая законодательная и нормативная база для успешного решения этой задачи.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА ФАКТОРАМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.....................................................................................4
1.1. Состояния водных объектов...........................................................................8
1.2 Гигиена воздушной среды населенных мест................................................11
1.3 Гигиеническая оценка состояния почвы.......................................................14
2. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ............16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................22
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР
ЗА ФАКТОРАМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.........................
1.1. Состояния водных объектов......................
1.2 Гигиена воздушной среды
1.3 Гигиеническая оценка состояния почвы.........................
2. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ............16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
В целом экологическая обстановка в Республике Коми в 2013 году оценивается как удовлетворительная. Локальные воздействия на компоненты окружающей среды наблюдаются в основном в крупных промышленных центрах Республики Коми (гг. Воркута, Усинск, Сосногорск, Печора, Ухта, Инта, Сыктывкар, Вуктыл), где располагаются предприятия добывающих и обрабатывающих отраслей, предприятия теплоэнергетики, ЖКХ, а также сосредоточен автомобильный транспорт. Обширные малонаселенные и непромышленные районы характеризуются благоприятной экологической обстановкой. Для Республики Коми, обладающей значительным природно-ресурсным потенциалом, присущи характерные для большинства регионов Российской Федерации проблемы, связанные с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах; со сбором, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов; загрязнением поверхностных и подземных вод и обеспечением населения качественной питьевой водой; неудовлетворительным состоянием очистных сооружений в сфере жилищно-коммунального хозяйства; сохранением плодородия почв и предотвращением загрязнения земель. [1] Для решения этих вопросов и принятия эффективных мер предотвращения техногенного загрязнения необходимо обеспечение безопасности на объектах нефтегазодобывающего, горнорудного и лесопромышленного комплексов; неукоснительное соблюдение экологических требований всеми природопользователями; экспертизы проектов планирующихся к строительству производственных объектов; повышение благосостояния жителей нашей республики, их экологической информированности. На реализацию поставленных задач направлена деятельность республиканских и федеральных природоохранных органов.
Государственная политика в области охраны здоровья населения в последние годы характеризуется приоритетным направлением профилактики заболеваемости населения – главного фактора экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны. Следует отметить, что на федеральном уровне сформирована хорошая законодательная и нормативная база для успешного решения этой задачи. Только за последние несколько лет были приняты федеральные законы “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, “Об отходах производства и потребления”, “Об охране атмосферного воздуха”, “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” и др., а также множество Постановлений Правительства Российской Федерации в их развитие. [5]
Постановлением №426 от 1 июня 2000 года “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге” определено развитие социально-гигиенического мониторинга на федеральном, региональном и местном уровнях. По существу, это развитие государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды его обитания, а также определение причинно-следственных связей в системе “среда-здоровье”. В Республике Коми система социально-гигиенического мониторинга была создана в 1995 году в тесной взаимосвязи с экологическим мониторингом в едином геоинформационном пространстве. В настоящее время готовится целевая комплексная программа развития социально-гигиенического мониторинга на 2001-2005 годы, при этом приоритетным признается развитие исследований в направлении оценки риска здоровью населения от воздействия неблагоприятных факторов.
Система социально-гигиенического мониторинга становится основным механизмом управления состоянием здоровья населения на популяционном уровне. Учитывая неблагоприятные социально-экономические условия жизни различных групп населения в последние годы, особое внимание должно уделяться социальной дифференциации и уровню экономического благосостояния в их влиянии на здоровье, вопросам питьевого водоснабжения, питания и здоровья населения, эпидемиологической безопасности, здоровью матери и ребенка, условиям труда и здоровью работающих, оценке неблагоприятных факторов окружающей среды.
Усилия Госсанэпиднадзора были сконцентрированы на приоритетных направлениях сохранения здоровья человека и предотвращения влияния вредных и опасных факторов окружающей среды на население, разработке перспективных мероприятий в области профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
С этой целью продолжается контроль за ходом выполнения Указов Главы Республики Коми: № 501 от 21.12.99 года “Об обеспечении питьевой водой населения Республики Коми”, № 232 от 30.06.99г “О концепции обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Республики Коми”, № 233 от 30.06.99г “О порядке предоставления в использование водных объектов на территории Республики Коми”. В 2000 году вступили в действие вновь принятые Указы: №208 от 10.05.2000 года “О совершенствовании гигиенического воспитания и обучения на территории Республики Коми”, №532 от 13.12.2000 года “О целевой республиканской программе улучшения условий и охраны труда на2001-2003 года”, №518 от 06.12.2000 года “Об утверждении целевой республиканской программы “Защита прав потребителей Республики Коми на 2001-2003 годы” и др. [2]
Были приняты и реализовались Постановления главного государственного санитарного врача по Республике Коми № 5 от 14.04.2000 года “Об усилении Госсанэпиднадзора за хранением, транспортировкой и применением пестицидов в хозяйствах республики”, № 6 от 18.04.2000 года “О мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом йода и других микронутриентов»
1.1. Состояния водных объектов
Характеристика качества воды на основных водных объектах Республики Коми
По данным ГУ «Коми ЦГМС»наблюдения за качеством поверхностных вод проводятся на 25 реках в 40 пунктах 49 створах, в бассейнах рек Печоры, Вычегда, Мезени и Лузы. Уровень загрязнения большинства водных объектов на территории Республики Коми в 2010 году не претерпел существенных изменений. Случаи ухудшения качества вод были обусловлены антропогенной нагрузкой и гидрометеорологическими условиями. Характерными загрязняющими веществами для поверхностных вод оставались соединения железа, меди, цинка, легко и трудноокисляемые органические вещества, в некоторых пунктах к ним добавились фенолы, сульфаты, нефтепродукты и фосфаты. Повышенные концентрации соединений железа, меди, цинка и органических (в том числе фенолов) веществ (ХПК) преимущественно имеют естественное происхождение, поскольку в их питании активную роль играют обогащенные гумусовым веществом болотные воды, или воды, вымываемые из лесной подстилки. Присутствие в поверхностных водах нефтяных углеводородов свидетельствует о наличии антропогенного загрязнения. В небольших количествах (ниже ПДКрбхз) углеводороды встречаются во всех реках, увеличение концентрации нефтепродуктов отмечается в воде рек, принимающих сточные воды с населенных пунктов и промышленных узлов. Содержание нефтяных углеводородов, многократно превышающее ПДКрбх , является следствием техногенных аварий при добыче и транспортировке нефти. Наибольшая повторяемость превышения установленных нормативов по содержанию НП определены в р.р. Ижма (пункты: свх. Изваильский, с. Усть-Ухта, в. Сосногорска), Ухта, Вычегда и Сысола у г. Сыктывкар. Качество воды в реках республики оценивается в большинстве пунктов 3-м классом - разрядами «а» (загрязненная) и «б» (очень загрязненная), в ряде случаев 2-м классом (слабо загрязненная). Характеристика качества воды питьевых источников, в т.ч. количество проб, несоответствующих нормативам по санитарно-гигиеническим и микробиологическим показателям. [4] Основными причинами низкого качества воды в Республике Коми являются продолжающиеся антропогенные загрязнения поверхностных и подземных вод, природные факторы, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны (далее - ЗСО) водоисточников, использование старых технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды и снижение класса источника водоснабжения, рассчитанного на использование традиционных схем очистки воды, негативная обстановка с тампонажем и консервацией недействующих артезианских скважин, низкое санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений, отсутствие специализированных служб по эксплуатации водопроводных сооружений, сокращенный объем производственного контроля, нестабильная подача воды. Положение усугубляется и тем обстоятельством, что 37,3% водопроводов не имеют необходимого комплекса очистных сооружений, 13,1% - обеззараживающих установок. целом по микробиологическим показателям наиболее неблагополучными в эпидемиологическом отношении являются источники питьевого водоснабжения населения в городах: Сыктывкар (17,3% неудовлетворительных проб), Ухта (5,8%), районах: Корткеросском (6,3%), Княжпогостском (9,2%), Троицко-Печорском (8,9%), Сыктывдинском (9,5%), что выше, чем в целом по Республике Коми (3,5%). Отмечено наличие вредных химических веществ, превышающих нормативы по содержанию алюминия в паводковый период (за счет реагентов), марганца, азота аммонийного. В 2010 г. в Республике Коми 42,6% проб воды из водопроводной сети не соответствовало по санитарно-химическим показателям (по РФ за 2009 г. 16,8%), по микробиологическим показателям не соответствовало 3,1% проб (по РФ за 2009 г. 5,1%)
В настоящее время практически все водные объекты России подвержены антропогенному загрязнению. Их загрязнение токсическими химическими соединениями оказывает прямое влияние на качество продуктов питания, питьевой воды, и как следствие, на здоровье населения и продолжительность жизни.
Качество воды источников централизованного водоснабжения в 2000 году (по данным госсанэпиднадзора)
Административные территории |
Источники централизованного водоснабжения | |||||
Качество проб по | ||||||
Санитарно-химическим показателям |
Микробиологическим показателям | |||||
всего |
Из них не отвечают гиг.норм. |
% |
всего |
Из них не отвечают гиг.норм. |
% | |
города | ||||||
Сыктывкар |
63 |
36 |
57,1 |
76 |
||
Воркута |
49 |
16 |
32,7 |
51 |
3 |
5,9 |
Инта |
24 |
51 |
||||
Ухта |
97 |
27 |
27,8 |
296 |
||
Печора |
157 |
6 |
3,8 |
161 |
3 |
1,9 |
Усинск |
26 |
18 |
69,2 |
41 |
5 |
12,2 |
Вуктыл |
51 |
60 |
||||
Сосногорск |
18 |
6 |
33,3 |
18 |
Качество воды источников централизованного водоснабжения в республике выше, чем по Российской Федерации и в 200 году улучшилось как по физико-химическим, так и по микробиологическим показателям: процент проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, составил соответственно 23,1 и 1,9 (1999- 25,1 и 3,3). Основными загрязнителями, влияющими на качество воды источников, являются природные марганец и железо. Отсутствие утвержденных проектов зон санитарной охраны, нарушение правил и режима их эксплуатации являются потенциальными причинами возможного ухудшения качества воды источников. [3] В связи с этим владельцам водопроводов всех форм собственности необходимо принять незамедлительные меры по разработке и утверждению зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения, соответствующего их обустройства.
Предприятия, осуществляющие сброс сточных вод в водные объекты, в ряде случаев превышают утвержденные нормативы предельно–допустимого сброса по микробиологическим, вирусологическим и паразитологическим показателям (канализационные очистные сооружения в гг. Сыктывкар, Ухта, Удорском, Ижемском, Троицко–Печорском районах и др.) Подобное отношение к охране водных объектов формирует не только потенциально опасное для здоровья населения качество источников водоснабжения, но и вызывает необходимость больших экономических затрат на водоочистку. В 2000 году произошло увеличение объемов сбрасываемых сточных вод на 7% к уровню 1999 года. В 11 административных территориях ситуация с загрязнением поверхностных водных объектов (по результатам наблюдения ЦГМО), оценивается как относительно напряженная. Максимальный показатель индекса загрязнения воды зарегистрирован в створе реки Вычегда в 8 км от деревни Гавриловка (Сыктывдинский район). [8]
Качество воды открытых водоемов по административным территориям Республики Коми по индексам загрязнения воды за 2000 год
Территория |
ИЗВ |
Уровень ситуации |
города | ||
Сыктывкар |
1,14 |
относительно напряженная |
Воркута |
0,59 |
удовлетворительная |
Инта |
0,76 |
относительно напряженная |
Ухта |
0,58 |
удовлетворительная |
Печора |
0,83 |
относительно напряженная |
Усинск |
0,98 |
относительно напряженная |
Вуктыл |
0,49 |
удовлетворительная |
Сосногорск |
0,6 |
удовлетворительная |