Свет как экологический фактор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы- рассмотреть полную характеристику света как экологического фактора, привести сведения о роли света в природе и жизни человека.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Подготовить информационный обзор по следующим тематическим разделам: Физико-химические свойства света; биологические значение света; свет в жизни человека.
2. Провести мониторинг освещённости учебных аудиторий корпуса №3 ПГУ им Ш-А и сравнить полученные данные с освещённостью на открытых территориях вне здания.
3. Проанализировать полученные данные, подготовить аналитическую оценку влияния освещённости как экологического фактора в экосистемах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Свет как экологический фактор ………………..……………………………………..5

1.1. Характеристики света………………………………….…………………………..6
1.2.Скорость света……………………………………………………………..………..6
1.3. Преломление света………………………...………………………………….…...7
1.4.Свет в жизни растений и животных........................................................................8
1.4.1. Адаптация растений к световому режиму...................................................11
1.5. Фотопериодизм.......................................................................................................12
1.6. Влияние света на другие организмы.....................................................................15
1.7. Свет в жизни человека............................................................................................15
2. Район работ материалы и методы..........................................................................17
2.1. Физико-географическое положение Еврейской Автономной Области............17
2.2. Город Биробиджан как административный центр ЕАО...................................18
2.3. Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхем............18
2.4. Факультет географии и природопользования ПГУ им Шолом-Алейхема..…20
2.5. Руководство по эксплуатации прибора комбинированного «ТКА-ПКМ»…..20
3. Результаты мониторинга освещённости учебного корпуса №3 ПГУ имени Шолом-Алейхема и обсуждения важности света как экологического фактора............................................................................................................................28
3.1. Мониторинг освещённости учебного корпуса №3 ПГУ им Шолом- Алейхема………………………………………………………………………………..22
3.2. Важность света как экологического фактора.....................................................24
Список литературы……………………………………………………………………..26
Приложение……………………………………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая новая.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

         В экологическом отношении наибольшую значимость представляет видимая область спектра (390--710 нм), или фотосинтетически активная радиация (ФАР), которая поглощается пигментами хлоропластов и тем самым имеет решающее значение в жизни растений. Видимый свет нужен зеленым растениям для образования хлорофилла, формирования структуры хлоропластов; он регулирует работу устьичного аппарата, влияет на газообмен и транспирацию, стимулирует биосинтез белков и нуклеиновых кислот, повышает активность ряда светочувствительных ферментов. Свет влияет также на деление и растяжение клеток, ростовые процессы и на развитие растений, определяет сроки цветения и плодоношения, оказывает формообразующее воздействие (Полякова Г.А., Гутников В.А. Парки Москвы. Экология и флористическая характеристика   Москва ГЕОС, 2000 г 430 с).

         Световой режим любого местообитания зависит от его географической широты, высоты над уровнем моря, состояния атмосферы, растительности, сезона и времени суток, солнечной активности и т. д. Поэтому разнообразие световых условий на нашей планете чрезвычайно велико: от таких сильно освещенных территорий, как высокогорья, пустыни, степи, до сумеречного освещения в водных глубинах и пещерах. В разных местообитаниях различаются не только интенсивность света, но и его спектральный состав, продолжительность освещения, пространственное и временное распределение света разной интенсивности и т. д. Соответственно, разнообразны и приспособления растений к жизни при том или ином световом режиме(http://ru.wikipedia.org/wiki/Экологические_факторы).

         Экологические группы растений по отношению к свету. По отношению к количеству света, необходимого для нормального развития, растения подразделяют натри экологические группы:

  1. Светолюбивые, или гелиофиты, с оптимумом развития при полном освещении; сильное затенение действует на них угнетающе. Это растения открытых, хорошо освещенных местообитаний: степные и луговые травы, прибрежные и водные растения (с плавающими листьями), большинство культурных растений открытого грунта, сорняки и др.

Рис.3.Клевер луговой лат.Trifolium pratense( http://images.yandex.ru/yandsearch).

Рис.4. Донник лекарственный лат.Melilotus officinalis(http://images.yandex.ru/yandsearchlegk).

2. Тенелюбивые, или теневые, с оптимальным развитием в пределах 1/10--1/3 от полного освещения, т

. е. для них приемлемы области слабой освещенности. К тенелюбам относятся растения нижних затененных ярусов сложных растительных сообществ- темнохвойных и широколиственных лесов, а также водных глубин, расщелин скал, пещер и т. д. Тенелюбами являются и многие комнатные и оранжерейные растения. В лесах Беларуси и России типичными теневыми растениями являются копытень европейский, ветреница дубравная, сныть обыкновенная, чистотел большой, кислица обыкновенная, майник двулистный и др.

Рис.5.Ма́йник двули́стный лат. Maiánthemum bifólium( http://images.yandex.ru)

3. Теневыносливые растения имеют широкую экологическую амплитуду выносливости по отношению к свету. Они лучше растут и развиваются при полной освещенности, но хорошо адаптируются и к слабому свету. К ним относится большинство видов зоны смешанных лесов - ель, пихта, граб, бук, лещина, бузина, брусника, ландыш майский и др.

 

Рис.6.Ландыш майский лат.Convallária majális( http://images.yandex.ru).

 

1.4.1.Адаптация растений к световому режиму

         Под влиянием различных условий светового режима у растений выработались соответствующие приспособительные качества. Прежде всего это касается величины листовых пластинок: у гелиофитов по сравнению с теплолюбивыми они обычно более мелкие. Ориентация листьев у светолюбов вертикальная или имеет разный угол по отношению к солнечным лучам, чтобы избежать избыточного света и перегрева. Листья теневыносливых растений, напротив, ориентированы к свету всей поверхностью листовой пластинки и расположены так, чтобы не затенять соседние листья (листовая мозаика).

          У многих гелиофитов поверхность листовой пластинки блестящая, покрыта светлым восковым налетом, густо опушена, что способствует отражению палящих солнечных лучей или ослаблению их действия.

          Световые и теневые растения имеют четкие различия и по анатомическому строению. Так, у гелиофитов хорошо развиты осевые органы с оптимальным соотношением ксилемы и механических тканей, менее сложные по форме листья с характерной дифференцировкой мезофилла на столбчатый и губчатый, высокой степенью жилкования, большим числом устьиц на единицу поверхности листа. У светолюбивых растений количество хлоропластов, приходящихся на единицу площади листовой пластинки, в несколько раз больше, чем у тенелюбивых. Сами хлоропласты у гелиофитов более мелкие и светлые (с малым содержанием хлорофилла), способные к изменению ориентировки и перемещениям в клетке: на сильном свету они занимают постенное положение и становятся «ребром» к направлению лучей, что защищает хлорофилл от разрушения.

            Теневыносливые растения встречаются в местообитаниях с различным световым режимом благодаря увеличению ассимилирующей поверхности, снижению интенсивности дыхания и уменьшению относительной массы нефотосинтезирующих тканей, увеличению размеров хлоропластов и концентрации хлорофилла. Кроме того, в листьях наблюдается слабая дифференцировка на столбчатый и губчатый мезофилл или таковая совсем отсутствует, отмечается сравнительно малое количество устьиц й т. д.

 

 

1.5. Фотопериодизм

          Огромное влияние на жизнедеятельность растений и животных оказывает соотношение светлого (длина дня) и темного (длина ночи) периодов суток в течение года. Реакция организмов на суточный ритм освещения, выражающаяся в изменении процессов их роста и развития, называется фотопериодизмом.     Регулярность и неизменная повторяемость из года в год данного явления позволила организмам в ходе эволюции согласовывать свои важнейшие жизненные процессы с ритмом этих временных интервалов. Под фотопериодическим контролем находятся практически все метаболические процессы, связанные с ростом, развитием, жизнедеятельностью и размножением растений и животных.

По типу фотопериодической реакции (ФПР) различают следующие основные группы растений:

Таблица 1.5.

Группы растений по типу фотопериодической реакции

Растения короткого дня

Растения длинного дня

Фотопериодически нейтральные

Растения, которым для перехода к цветению требуется 12 ч светлого времени и менее в сутки (конопля, капуста, хризантемы, табак, рис);

Растения  которым для цветения и дальнейшего развития нужна продолжительность беспрерывного светового периода более 12 ч в сутки (пшеница, лен, лук, картофель, овес, морковь

Растения которым длина фотопериода безразлична и цветение наступает при любой длине дня, кроме очень короткой (виноград, томаты, одуванчики, гречиха, флоксы и др.).




 

           Растения длинного дня произрастают преимущественно в северных широтах, растения короткого дня -в южных.

          Фотопериодическая реакция свойственна как растениям, так и животным. Например, цветковые растения переходят от вегетативного к генеративному размножению (цветение и плодоношение) только в том случае, если фотопериод их развития имеет определенную критическую величину. При этом каждому виду свойственен свой критический фотопериод. Оказалось, что растения и животные способны «измерять» его продолжительность с довольно большой точностью. Так, для белены при 22,5 °С критическая длина дня, обеспечивающая цветение, составляет 10 ч 20 мин, но уже при 10-часовом фотопериоде при этой же температуре растение цвести не будет. У сорняка дурнишника пенсильванского необходимая длина дня лежит между 15ч и 15 ч 30 мин. Важно подчеркнуть, что на ФПР заметное влияние оказывают условия среды. Например, при 28,5°С для цветения белены требуется не менее 11,5ч света, в то время как при 15,5°С --лишь 8,5 ч.

          Сезонная ритмика у животных наиболее ярко проявляется в смене оперения у птиц и шерсти у млекопитающих, периодичности размножения и миграции, зимних спячках некоторых животных и т. д.

          Известно, что наиболее благоприятное время для появления потомства у животных- это время года, когда вокруг достаточное количество корма. Так, яичники и семенники голубя вяхиря начинают созревать, когда продолжительность дня превышает12 ч, т. е. способности размножаться он, таким образом, достигает к маю. Сизому же голубю для созревания половых желез требуется 9-часовой световой день, поэтому эта птица готова к спариванию 2-3 раза в год. Различие в сроках размножения объясняется тем, что вяхирь питается главным образом зерном поздно созревающих злаков, а сизый голубь --- имеющимися повсюду в изобилии семенами сорняков. В то же время городской голубь обильную пищу находит в уличных отбросах практически в любую пору года, поэтому у него нет предпочтительного времени размножения. Аналогичная ситуация встречается и у других одомашненных животных(Усманов С.М. Ритмы окружающего мира и человек Уфа Китап, 2207 г 579 с)

          Подобная фотопериодическая регуляция времени появления на свет нового потомства характерна и для большей части млекопитающих. Кроме животных с длиннодневным типом ФПР (наиболее распространенных), встречаются и животные с короткодневным типом ФПР. При этом преимущество имеют те, у которых беременность продолжается длительное время, а потомство рождается от весеннего спаривания задолго до наступления осенних холодов. Например, у коз и овец плод развивается 5--6 месяцев, а у оленей и косуль -- около 9 месяцев и спаривание происходит в конце лета или осенью. Увеличение размеров половых желез и их полное созревание у них начинаются с наступлением коротких дней. Так, спаривание у косуль происходит в июле-августе, но оплодотворенная яйцеклетка не внедряется в слизистую оболочку матки и не развивается. То и другое совершается лишь во второй половине декабря, и потомство появляется на свет в мае, когда вокруг изобилие свежих зеленых растений. Замедленное внедрение оплодотворенной яйцеклетки наблюдается также у тюленей, медведей, барсука и некоторых сумчатых.

          Таким образом, способность воспринимать длину дня и реагировать на нее широко- распространена в мире живых существ. Это означает, что живые организмы способны ориентироваться во времени, т. е. они обладают биологическими часами. Другими словами, для многих организмов характерна способность ощущать суточные, приливные, лунные и годичные циклы, что позволяет им заранее готовиться к предстоящим изменениям среды (Степановских А.С. Общая экология Москва, 1996 416с).

            Правильно подобрав режимы освещения, температуры и другие факторы, наиболее соответствующие биоритмам, можно заметно повысить жизнедеятельность и продуктивность разводимых животных и растений, причем без каких-либо дополнительных затрат. Например, благодаря увеличению в теплицах, оранжереях и парниках светового дня до 12--15 ч зимой выращивают овощные культуры и декоративные растения, ускоряют рост и развитие рассады. Продлив за счет искусственного освещения световой период зимой, можно увеличить яйценоскость кур, уток, гусей, регулировать размножение пушных зверей на зверофермах.

 

Рис.7.Пример фотопериодизма (http://images.yandex).

 

1.6. Влияние света на другие организмы

         Световое излучение не способно оказывать летальное (смертельное) действие на все живые организмы. Летальный эффект у высокоорганизованных многоклеточных (птиц, млекопитающих и т. д.) при облучении светом в реальных дозах практически не наблюдается. Световое излучение в больших дозах оказывает летальное действие в основном на вирусы и одноклеточные организмы (микробы, бактерии и простейшие). Причиной гибели клетки является утрата способности к многократному воспроизведению. Поэтому самым распространенным тестом на летальное действие служит потеря клетками способности формировать колонии(http://xreferat.ru/112/2104-1-svet-kak-ekologicheskiiy-faktor.html)

 

1.7.Свет в жизни человека

           Свет имеет сильное влияние на человека, как на физическое состояние, так и на настроение. Поэтому люди себя чувствуют лучше летом и при дневном освещении. Одной из основных задач наших разработчиков было получить осветительные приборы белый свет близкий к естественному солнечному свету, воспринимаемый человеческим глазом.

           Свет имеет сильное влияние на человека, как на физическое состояние, так и на настроение. Поэтому люди себя чувствуют лучше летом и при дневном освещении.

           Желтый свет, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение влияет на психическое и физическое состояние человека:

  1. замедляется сердечный ритм
  2. снижается кровяное давление
  3. появляется нервозность
  4. снижается трудоспособность появляется утомленность и т.д.

Таблица 1.7

Влияние различных источников света на организм человека

Тип лампы

Лампа накаливания

Лампа люминесцентная 

Лампа светодиодная

Яркость

Средняя

Низкая

Высокая

Инфракрасное излучение

 

Очень высокое

 

Минимальное

 

Нет

УФ-излучение

Приемлемое

Очень высокое

Нет

Стробоскопический эффект 

Да

Да

Нет

Информация о работе Свет как экологический фактор