Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 09:16, курсовая работа
Цель работы- рассмотреть полную характеристику света как экологического фактора, привести сведения о роли света в природе и жизни человека.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Подготовить информационный обзор по следующим тематическим разделам: Физико-химические свойства света; биологические значение света; свет в жизни человека.
2. Провести мониторинг освещённости учебных аудиторий корпуса №3 ПГУ им Ш-А и сравнить полученные данные с освещённостью на открытых территориях вне здания.
3. Проанализировать полученные данные, подготовить аналитическую оценку влияния освещённости как экологического фактора в экосистемах.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Свет как экологический фактор ………………..……………………………………..5
1.1. Характеристики света………………………………….…………………………..6
1.2.Скорость света……………………………………………………………..………..6
1.3. Преломление света………………………...………………………………….…...7
1.4.Свет в жизни растений и животных........................................................................8
1.4.1. Адаптация растений к световому режиму...................................................11
1.5. Фотопериодизм.......................................................................................................12
1.6. Влияние света на другие организмы.....................................................................15
1.7. Свет в жизни человека............................................................................................15
2. Район работ материалы и методы..........................................................................17
2.1. Физико-географическое положение Еврейской Автономной Области............17
2.2. Город Биробиджан как административный центр ЕАО...................................18
2.3. Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхем............18
2.4. Факультет географии и природопользования ПГУ им Шолом-Алейхема..…20
2.5. Руководство по эксплуатации прибора комбинированного «ТКА-ПКМ»…..20
3. Результаты мониторинга освещённости учебного корпуса №3 ПГУ имени Шолом-Алейхема и обсуждения важности света как экологического фактора............................................................................................................................28
3.1. Мониторинг освещённости учебного корпуса №3 ПГУ им Шолом- Алейхема………………………………………………………………………………..22
3.2. Важность света как экологического фактора.....................................................24
Список литературы……………………………………………………………………..26
Приложение……………………………………………………………………………..27
В экологическом отношении наибольшую значимость представляет видимая область спектра (390--710 нм), или фотосинтетически активная радиация (ФАР), которая поглощается пигментами хлоропластов и тем самым имеет решающее значение в жизни растений. Видимый свет нужен зеленым растениям для образования хлорофилла, формирования структуры хлоропластов; он регулирует работу устьичного аппарата, влияет на газообмен и транспирацию, стимулирует биосинтез белков и нуклеиновых кислот, повышает активность ряда светочувствительных ферментов. Свет влияет также на деление и растяжение клеток, ростовые процессы и на развитие растений, определяет сроки цветения и плодоношения, оказывает формообразующее воздействие (Полякова Г.А., Гутников В.А. Парки Москвы. Экология и флористическая характеристика Москва ГЕОС, 2000 г 430 с).
Световой режим любого местообитания
зависит от его географической широты,
высоты над уровнем моря, состояния атмосферы,
растительности, сезона и времени суток,
солнечной активности и т. д. Поэтому разнообразие
световых условий на нашей планете чрезвычайно
велико: от таких сильно освещенных территорий,
как высокогорья, пустыни, степи, до сумеречного
освещения в водных глубинах и пещерах.
В разных местообитаниях различаются
не только интенсивность света, но и его
спектральный состав, продолжительность
освещения, пространственное и временное
распределение света разной интенсивности
и т. д. Соответственно, разнообразны и
приспособления растений к жизни при том
или ином световом режиме(http://ru.wikipedia.
Экологические группы растений по отношению к свету. По отношению к количеству света, необходимого для нормального развития, растения подразделяют натри экологические группы:
Рис.3.Клевер луговой лат.Trifolium
pratense( http://images.yandex.ru/
Рис.4. Донник лекарственный
лат.Melilotus officinalis(http://images.
2. Тенелюбивые, или теневые, с оптимальным развитием в пределах 1/10--1/3 от полного освещения, т
. е. для них приемлемы области слабой освещенности. К тенелюбам относятся растения нижних затененных ярусов сложных растительных сообществ- темнохвойных и широколиственных лесов, а также водных глубин, расщелин скал, пещер и т. д. Тенелюбами являются и многие комнатные и оранжерейные растения. В лесах Беларуси и России типичными теневыми растениями являются копытень европейский, ветреница дубравная, сныть обыкновенная, чистотел большой, кислица обыкновенная, майник двулистный и др.
Рис.5.Ма́йник двули́стный лат. Maiánthemum bifólium( http://images.yandex.ru)
3. Теневыносливые растения имеют широкую экологическую амплитуду выносливости по отношению к свету. Они лучше растут и развиваются при полной освещенности, но хорошо адаптируются и к слабому свету. К ним относится большинство видов зоны смешанных лесов - ель, пихта, граб, бук, лещина, бузина, брусника, ландыш майский и др.
Рис.6.Ландыш майский лат.Convallária majális( http://images.yandex.ru).
1.4.1.Адаптация растений к световому режиму
Под влиянием различных условий светового режима у растений выработались соответствующие приспособительные качества. Прежде всего это касается величины листовых пластинок: у гелиофитов по сравнению с теплолюбивыми они обычно более мелкие. Ориентация листьев у светолюбов вертикальная или имеет разный угол по отношению к солнечным лучам, чтобы избежать избыточного света и перегрева. Листья теневыносливых растений, напротив, ориентированы к свету всей поверхностью листовой пластинки и расположены так, чтобы не затенять соседние листья (листовая мозаика).
У многих гелиофитов поверхность листовой пластинки блестящая, покрыта светлым восковым налетом, густо опушена, что способствует отражению палящих солнечных лучей или ослаблению их действия.
Световые и теневые растения имеют четкие различия и по анатомическому строению. Так, у гелиофитов хорошо развиты осевые органы с оптимальным соотношением ксилемы и механических тканей, менее сложные по форме листья с характерной дифференцировкой мезофилла на столбчатый и губчатый, высокой степенью жилкования, большим числом устьиц на единицу поверхности листа. У светолюбивых растений количество хлоропластов, приходящихся на единицу площади листовой пластинки, в несколько раз больше, чем у тенелюбивых. Сами хлоропласты у гелиофитов более мелкие и светлые (с малым содержанием хлорофилла), способные к изменению ориентировки и перемещениям в клетке: на сильном свету они занимают постенное положение и становятся «ребром» к направлению лучей, что защищает хлорофилл от разрушения.
Теневыносливые растения встречаются в местообитаниях с различным световым режимом благодаря увеличению ассимилирующей поверхности, снижению интенсивности дыхания и уменьшению относительной массы нефотосинтезирующих тканей, увеличению размеров хлоропластов и концентрации хлорофилла. Кроме того, в листьях наблюдается слабая дифференцировка на столбчатый и губчатый мезофилл или таковая совсем отсутствует, отмечается сравнительно малое количество устьиц й т. д.
1.5. Фотопериодизм
Огромное влияние на жизнедеятельность растений и животных оказывает соотношение светлого (длина дня) и темного (длина ночи) периодов суток в течение года. Реакция организмов на суточный ритм освещения, выражающаяся в изменении процессов их роста и развития, называется фотопериодизмом. Регулярность и неизменная повторяемость из года в год данного явления позволила организмам в ходе эволюции согласовывать свои важнейшие жизненные процессы с ритмом этих временных интервалов. Под фотопериодическим контролем находятся практически все метаболические процессы, связанные с ростом, развитием, жизнедеятельностью и размножением растений и животных.
По типу фотопериодической реакции (ФПР) различают следующие основные группы растений:
Таблица 1.5.
Группы растений по типу фотопериодической реакции
Растения короткого дня |
Растения длинного дня |
Фотопериодически нейтральные |
Растения, которым для перехода к цветению требуется 12 ч светлого времени и менее в сутки (конопля, капуста, хризантемы, табак, рис); |
Растения которым для цветения и дальнейшего развития нужна продолжительность беспрерывного светового периода более 12 ч в сутки (пшеница, лен, лук, картофель, овес, морковь |
Растения которым длина фотопериода безразлична и цветение наступает при любой длине дня, кроме очень короткой (виноград, томаты, одуванчики, гречиха, флоксы и др.). |
Растения длинного дня произрастают преимущественно в северных широтах, растения короткого дня -в южных.
Фотопериодическая реакция свойственна как растениям, так и животным. Например, цветковые растения переходят от вегетативного к генеративному размножению (цветение и плодоношение) только в том случае, если фотопериод их развития имеет определенную критическую величину. При этом каждому виду свойственен свой критический фотопериод. Оказалось, что растения и животные способны «измерять» его продолжительность с довольно большой точностью. Так, для белены при 22,5 °С критическая длина дня, обеспечивающая цветение, составляет 10 ч 20 мин, но уже при 10-часовом фотопериоде при этой же температуре растение цвести не будет. У сорняка дурнишника пенсильванского необходимая длина дня лежит между 15ч и 15 ч 30 мин. Важно подчеркнуть, что на ФПР заметное влияние оказывают условия среды. Например, при 28,5°С для цветения белены требуется не менее 11,5ч света, в то время как при 15,5°С --лишь 8,5 ч.
Сезонная ритмика у животных наиболее ярко проявляется в смене оперения у птиц и шерсти у млекопитающих, периодичности размножения и миграции, зимних спячках некоторых животных и т. д.
Известно, что наиболее благоприятное время для появления потомства у животных- это время года, когда вокруг достаточное количество корма. Так, яичники и семенники голубя вяхиря начинают созревать, когда продолжительность дня превышает12 ч, т. е. способности размножаться он, таким образом, достигает к маю. Сизому же голубю для созревания половых желез требуется 9-часовой световой день, поэтому эта птица готова к спариванию 2-3 раза в год. Различие в сроках размножения объясняется тем, что вяхирь питается главным образом зерном поздно созревающих злаков, а сизый голубь --- имеющимися повсюду в изобилии семенами сорняков. В то же время городской голубь обильную пищу находит в уличных отбросах практически в любую пору года, поэтому у него нет предпочтительного времени размножения. Аналогичная ситуация встречается и у других одомашненных животных(Усманов С.М. Ритмы окружающего мира и человек Уфа Китап, 2207 г 579 с)
Подобная фотопериодическая регуляция времени появления на свет нового потомства характерна и для большей части млекопитающих. Кроме животных с длиннодневным типом ФПР (наиболее распространенных), встречаются и животные с короткодневным типом ФПР. При этом преимущество имеют те, у которых беременность продолжается длительное время, а потомство рождается от весеннего спаривания задолго до наступления осенних холодов. Например, у коз и овец плод развивается 5--6 месяцев, а у оленей и косуль -- около 9 месяцев и спаривание происходит в конце лета или осенью. Увеличение размеров половых желез и их полное созревание у них начинаются с наступлением коротких дней. Так, спаривание у косуль происходит в июле-августе, но оплодотворенная яйцеклетка не внедряется в слизистую оболочку матки и не развивается. То и другое совершается лишь во второй половине декабря, и потомство появляется на свет в мае, когда вокруг изобилие свежих зеленых растений. Замедленное внедрение оплодотворенной яйцеклетки наблюдается также у тюленей, медведей, барсука и некоторых сумчатых.
Таким образом, способность воспринимать длину дня и реагировать на нее широко- распространена в мире живых существ. Это означает, что живые организмы способны ориентироваться во времени, т. е. они обладают биологическими часами. Другими словами, для многих организмов характерна способность ощущать суточные, приливные, лунные и годичные циклы, что позволяет им заранее готовиться к предстоящим изменениям среды (Степановских А.С. Общая экология Москва, 1996 416с).
Правильно подобрав режимы освещения, температуры и другие факторы, наиболее соответствующие биоритмам, можно заметно повысить жизнедеятельность и продуктивность разводимых животных и растений, причем без каких-либо дополнительных затрат. Например, благодаря увеличению в теплицах, оранжереях и парниках светового дня до 12--15 ч зимой выращивают овощные культуры и декоративные растения, ускоряют рост и развитие рассады. Продлив за счет искусственного освещения световой период зимой, можно увеличить яйценоскость кур, уток, гусей, регулировать размножение пушных зверей на зверофермах.
Рис.7.Пример фотопериодизма (http://images.yandex).
1.6. Влияние света на другие организмы
Световое излучение не способно оказывать
летальное (смертельное) действие на все
живые организмы. Летальный эффект у высокоорганизованных
многоклеточных (птиц, млекопитающих и
т. д.) при облучении светом в реальных
дозах практически не наблюдается. Световое
излучение в больших дозах оказывает летальное
действие в основном на вирусы и одноклеточные
организмы (микробы, бактерии и простейшие).
Причиной гибели клетки является утрата
способности к многократному воспроизведению.
Поэтому самым распространенным тестом
на летальное действие служит потеря клетками
способности формировать колонии(http://xreferat.ru/
1.7.Свет в жизни человека
Свет имеет сильное влияние на человека, как на физическое состояние, так и на настроение. Поэтому люди себя чувствуют лучше летом и при дневном освещении. Одной из основных задач наших разработчиков было получить осветительные приборы белый свет близкий к естественному солнечному свету, воспринимаемый человеческим глазом.
Свет имеет сильное влияние на человека, как на физическое состояние, так и на настроение. Поэтому люди себя чувствуют лучше летом и при дневном освещении.
Желтый свет, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение влияет на психическое и физическое состояние человека:
Таблица 1.7
Влияние различных источников света на организм человека
Тип лампы |
Лампа накаливания |
Лампа люминесцентная |
Лампа светодиодная |
Яркость |
Средняя |
Низкая |
Высокая |
Инфракрасное излучение |
Очень высокое |
Минимальное |
Нет |
УФ-излучение |
Приемлемое |
Очень высокое |
Нет |
Стробоскопический эффект |
Да |
Да |
Нет |