Свет как экологический фактор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы- рассмотреть полную характеристику света как экологического фактора, привести сведения о роли света в природе и жизни человека.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Подготовить информационный обзор по следующим тематическим разделам: Физико-химические свойства света; биологические значение света; свет в жизни человека.
2. Провести мониторинг освещённости учебных аудиторий корпуса №3 ПГУ им Ш-А и сравнить полученные данные с освещённостью на открытых территориях вне здания.
3. Проанализировать полученные данные, подготовить аналитическую оценку влияния освещённости как экологического фактора в экосистемах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Свет как экологический фактор ………………..……………………………………..5

1.1. Характеристики света………………………………….…………………………..6
1.2.Скорость света……………………………………………………………..………..6
1.3. Преломление света………………………...………………………………….…...7
1.4.Свет в жизни растений и животных........................................................................8
1.4.1. Адаптация растений к световому режиму...................................................11
1.5. Фотопериодизм.......................................................................................................12
1.6. Влияние света на другие организмы.....................................................................15
1.7. Свет в жизни человека............................................................................................15
2. Район работ материалы и методы..........................................................................17
2.1. Физико-географическое положение Еврейской Автономной Области............17
2.2. Город Биробиджан как административный центр ЕАО...................................18
2.3. Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхем............18
2.4. Факультет географии и природопользования ПГУ им Шолом-Алейхема..…20
2.5. Руководство по эксплуатации прибора комбинированного «ТКА-ПКМ»…..20
3. Результаты мониторинга освещённости учебного корпуса №3 ПГУ имени Шолом-Алейхема и обсуждения важности света как экологического фактора............................................................................................................................28
3.1. Мониторинг освещённости учебного корпуса №3 ПГУ им Шолом- Алейхема………………………………………………………………………………..22
3.2. Важность света как экологического фактора.....................................................24
Список литературы……………………………………………………………………..26
Приложение……………………………………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая новая.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

 

Преимущество «белого» света:

  1. активизирует работу головного мозга
  2. помогает снять стресс и бороться с депрессией
  3. помогает снять тревожное состояние и бессонницу
  4. лечит повышенную утомляемость (что сказывается на производительности, комфортности человека)
  5. предотвращает вегетососудистую дистонию (http://revolution.allbest.ru)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Район работ. Материалы и методы

2.1. Физико-географическое положение Еврейской Автономной Области

          Еврейская автономная область, занимает левобережье южной излучины Амура. Еврейская автономная область расположена между 47-49 градусами северной широты и 130-135 градусами восточной долготы. На западе граничит с Амурской областью, на севере и востоке - с Верхне-Бурейским районом Амурской области и Хабаровским районом Хабаровского края, на юге граница области совпадает границей с Китаем.

          Площадь области- 36,3 тыс. кв. км.( http://www.eao.ru).

ЕАО поделена на 5 административных районов: Облученский, Октябрьский, Ленинский, Смидовичский и Биробиджанский.

Территорию Еврейской автономной области можно условно поделить пополам: на горную и равнинную территории (50-50%). Причём север- это средние и низкие горы, а юг- это равнина.

          Самая высокая вершина гора Студенческая (1493 м над уровнем моря), средняя высота - 700-800 м. На территории области имеются небольшие по протяженности и невысокие хребты: Сутарский, Помпеевский, Щуки-Поктой, Малый Хинган, и юг Буреинского хребта; а так же несколько останцов: Ульдуры, Чурки, Даурье и Биджанские Остряки; и Волочяевская сопка как отдельно стоящяя вершина. (Еврейская автономная область, Хабаровск 1959 349с)

           Южная и восточная части области заняты слабооблесенной равниной - Средне - Амурской низменностью, на которой простирается гряда небольших возвышенностей (останцов). Равнины постепенно понижаются к юго-востоку и к югу (Еврейская Автономная Область, Хабаровское книжное издание 367с)

Особенности климата Еврейской автономной области определяются гидротермическими различиями между азиатским континентом и Тихим океаном, обусловленные муссонной циркуляцией атмосферы. Зимой над территорией области господствуют ветры северо-западного и северного направлений, которые приносят с континента холодный и сухой воздух, определяется тем самым суровую и малоснежную зиму с преобладанием ясной погоды(http://www.gorodnabire.ru/).

2.2. Город Биробиджан как административный центр ЕАО

         Биробиджан  административный центр Еврейской автономной области.

Основан в 1915 г., получил статус города с 1937 г. Возник как посёлок при станции Тихонькая (открыта в 1915 г.), который в 1928 г. преобразован в рабочий посёлок Тихонькая - Станция. Постановлением Президиума ВЦИК от 10 октября 1931 года селение Тихонькая было отнесено к категории рабочих поселков и ему присвоено наименование Биробиджан. В 1934 году с образованием Еврейской автономной области Биробиджан становится ее административным центром. Рабочий поселок Биробиджан получил статус города на основании постановления Президиума ВЦИК от 2 марта 1937 года № 17 "О преобразовании рабочего поселка Биробиджан в город".

         Биробиджан назван по имени двух крупнейших рек Еврейской автономной области — Биры и Биджана. Население 75 598 (по состоянию на 1 октября 2012 года). Не менее 97,9 % жителей города являлись гражданами Российской Федерации. Население 75 598 (по состоянию на 1 октября 2012 года). Не менее 97,9 % жителей города являлись гражданами Российской Федерации. Город находится в 75 км от границы с Китаем. Население 75 598 (по состоянию на 1 октября 2012 года). Не менее 97,9 % жителей города являлись гражданами Российской Федерации (http://biradm.ru/).

 

2.3.Приамурский государственный  университет имени Шолом-Алейхема

         ВУЗ образован постановлением Совета Министров СССР от 1 марта 1984 г. № 217 и приказом Министерства народного образования РСФСР от 25 января 1989 г. №29 как Биробиджанский государственный педагогический институт, который 10 октября 2002 года внесен в Единый государственный реестр юридических лиц как Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Биробиджанский государственный педагогический институт».

         Приказом Федерального агентства по образованию от 4 октября 2005 г. №1125 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Биробиджанский государственный педагогический институт» переименовано в 1125 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия», которое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. №1734 переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия».

         Приказом Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. № 2746 "О федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия" наша академия переименована в Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема. ФГБОУ ВПО "ПГУ им. Шолом-Алейхема" - единственный многопрофильный вуз в Еврейской автономной области, осуществляющий многоуровневую подготовку по 93 программам высшего профессионального образования 12 укрупненных групп специальностей (31 направление подготовки бакалавров, 49 специальностей, 13 направлений магистратуры). Послевузовское образование реализуется по 11 специальностям 8 научных отраслей в аспирантуре. В вузе также реализуются программы дополнительного профессионального образования: повышение квалификации и профессиональная переподготовка (в среднем до полутора десятков программ в год).

         В настоящее время в структуру вуза входят девять факультетов: факультет сервиса, рекламы и социальной работы, факультет математики, информационных технологий и техники, факультет филологии, истории и журналистики, факультет географии и природопользования, факультет педагогики и психологии (Центр педагогического образования), факультет экономики, управления и права, факультет иностранных языков, факультет дизайна и искусств, факультет повышения квалификации преподавателей. Подготовку и выпуск специалистов осуществляют 22 кафедры. Структура вуза также включает в себя научно-исследовательские и учебно-методические центры, лаборатории, проектно-конструкторские бюро, творческие студии и клубы. На базе вуза действует лицей.

         В вузе обучаются около трёх тысяч студентов. Из них примерно 2000 студентов дневного обучения и более 1000 – заочного (также есть обучающиеся по очно-заочной форме)( http://yandex.ru/clck/redir)

 

2.4.Факультет географии и природопользования ПГУ им Шолом-Алейхема

         Специальность «География» была открыта в 1994 г. на естественно-математическом факультете и почти сразу стала одной из самых популярных в университете. И это не случайно: студенты и преподаватели активно включились в исследование проблем устойчивого развития человечества. Это позволило уже в 1998 г. выделиться в отдельный факультет, а в 2002 г. открыть специальность «Экология».

         Сегодня на факультете более 200 студентов. Учебный процесс осуществляют две специализированные кафедры. Кафедру географии возглавляет доктор географических наук Шведов Вячеслав Геннадьевич, основатель нашего факультета, кафедру экологии и биологии возглавляет доктор биологических наук Христофорова Надежда Константиновна. Научно-исследовательской деятельностью на факультете активно занимаются более 20% студентов. Участие студентов в научных исследованиях служит важным фактором улучшения качества подготовки специалистов. Самой интересной и желанной формой научной работы студентов являются экспедиции. По результатам научно-поисковых экспедиций определена самая высокая точка области, которая решением Правительства РФ получила название студенческая гора, а также определена самая низкая точка области, которая на современном этапе продолжает активно изучаться( http://yandex.ru/clck/redir).

2.5. Руководство по эксплуатации прибора комбинированного «ТКА-ПКМ»

        Изготовитель оставляет за собой право вносить изменения непринципиального характера в конструкцию и электрическую схему прибора комбинированного “ТКА-ПКМ” (далее по тексту - ”прибор”) без отражения их в руководстве по эксплуатации. В приборе могут быть установлены отдельные элементы, отличающиеся от указанных в документации, при этом метрологические и эксплуатационные характеристики прибора не ухудшаются. Число и состав измеряемых параметров и диапазонов измерений может быть уменьшено по требованию заказчика. Поверка прибора осуществляется в соответствии с Методикой поверки утверждённой "ГЦИ СИ ВНИИМ им. Д.И. Менделеева".

        Настоящее руководство, включающее паспорт и инструкцию по эксплуатации, предназначено для изучения принципа работы прибора, а также для его правильной эксплуатации и технического обслуживания.

Назначение: прибор предназначен для измерения: относительной влажности воздуха; температуры воздуха; скорости движения воздуха; освещённости в видимой области спектра (380–760 нм); энергетической освещённости в области спектра (200-280) нм –УФ-С, (280-315) нм –УФ-В, (315–400) нм –УФ-А; яркости протяжённых объектов; коэффициента пульсации источников излучения и вычисления значений температур влажного термометра, точки росы и индекса тепловой нагрузки среды (ТНС-индекса).

          Область применения прибора: санитарный и технический надзор в жилых и производственных помещениях, музеях, библиотеках, архивах; аттестация рабочих мест и другие сферы деятельности.

          Режим измерения оптического излучения: Принцип работы прибора в данном режиме заключается в преобразовании фотоприемными устройствами оптического излучения в электрический сигнал с последующей цифровой индикацией числовых значений освещенности (лк), энергетической освещённости (мВт/м2), яркости (кд/м2) и коэффициента пульсации (%).

         Для измерения желаемой характеристики излучения достаточно расположить фотометрическую головку с зондом прибора в плоскости измеряемого объекта. В случае измерения яркости экрана расположить фотометрическую головку с зондом прибора параллельно плоскости экрана на расстоянии 1-4 мм. Считать с жидкокристаллического дисплея измеренное значение. (Полное описание прибора в приложении).

 

 

 

3. Результаты мониторинга освещённости учебного корпуса №3 ПГУ им Шолом-Алейхема и обсуждения важности света как экологического фактора

3.1. Мониторинг освещённости учебного корпуса №3 ПГУ им Шолом-Алейхема

        В ходе проведённой  имперической части работы определилось 3 вида освещения:

Естественное (источник - Солнце) - ЕО

Искусственное (только искусственные источники) - ИО

Смешанное (ЕО+ИО)

ЕО: освещение помещений светом неба – прямым или отраженным, проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях

Создается прямыми солнечными лучами и диффузным светом неба (солнечные лучи, рассеянные атмосферой).

ЕО – биологически наиболее ценный вид освещения, к которому максимально приспособлен глаз человека. Оно обладает высокой интенсивностью светового потока и благоприятным спектральным составом, сочетающим равномерное.

Измерение освещённости проводилось 17 мая 2013 года в 12:45-13:00 часах в 5 лекционных аудитория корпуса №3 ПГУ им Ш-А и на улице возле него. Материалом освещённости стали учебные аудитории корпуса. Уровень света измерялся прибором ТКА-ПКМ.

                                                      Таблица 2    

Результаты мониторинга освещённости учебного корпуса №3 ПГУ им Шолом-Алейхема

№ аудитории

Естественное +искусственное освещение (лк)

Естественное освещение

(лк)

106

174(классная доска)

470(окно)

130(стена 1)

110(стена 2)

Среднее:221

50(классная доска)

397(окно)

54(стена1)

21(стена2)

Среднее:130

210(кафедра экологии и биологии)

110(стена1)

485(окно)

73(стена 2)

81(стена 3)

Среднее:187

104(стена1)

485(окно)

60(стена 2)

78(стена 3)

Среднее:181

деканат

103(стена1)

426(окно)

100(стена 2)

56(стена 3)

Среднее:171

40(стена1)

373(окно)

56(стена 2)

17(стена 3)

Среднее:121,5

209

160(классная доска)

1700(окно)

120(стена 1)

160(стена 2)

Среднее:535

152(классная доска)

1630(окно)

116(стена 1)

147(стена 2)

Среднее:511,25


Для сравнения полученных результатов в корпусе №3 были проведены измерения  вне учебных помещений, на территории прилегающей к корпусу. Средняя освещённость на улице составила 805*10 люкс.

         По данным СНиП 23-05-95 норма освещённости учреждений общего образования, начального, среднего и высшего специального образования таковы: аудитории, классные комнаты, учебные кабинеты, лаборатории, лаборатории общеобразовательных школ, школ- интернатов, средне специальных, профессионально- технических  учреждений и высших учебных заведений должны иметь освещённость не менее 400 лк (Кривошеин Д.А., Муравей Л.А., Роева Н.Н. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-ДАНА 2000 229с).

Информация о работе Свет как экологический фактор