Ситуационные задачи по экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 17:01, задача

Краткое описание

Ситуационные задачи по экологии
Задача №1. В водной среде амплитуда значений температуры невелика – не превышает 50 оС, тогда как в наземно-воздушной среде – до 100 оС. Среде присуща высокая плотность, содержание кислорода 1% от объема. Свет в чистых водах проникает до глубины 50-60 м, в сильно загрязненных – на несколько сантиметров.
Вопросы:
1. Назовите лимитирующие факторы водной среды.
2. Какие обитатели типичны для водной среды – гомойотермные или пойкилотермные, и почему?
3. Какова экологическая валентность водных обитателей к температурному фактору?
4. Назовите основные пути адаптации водных организмов к высокой плотности воды и недостатку света.
5. Приведите примеры непериодических факторов, которые могут действовать на водных обитателей.

Вложенные файлы: 1 файл

28_Zadachi.doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)

 

Вопросы и задания  для студента:

1.  Какие документы использовались  для сбора информации о заболеваемости?

2.  Какие причины могли повлиять  на рост данной заболеваемости?

3.  Выполните расчет показателей  заболеваемости населения кишечными  инфекциями за 2001- 2003 годы (на 100 000 нас.).

4.  Как Вы оцениваете данную  эпидемиологическую обстановку?

5.  Какие мероприятия следует  провести в данном районе для  снижения инфекционной    

    заболеваемости?

  1. Сделайте письменные выводы и заключение по данной задаче.

 

Задача 41.На территории городских терапевтических участков № 5 и № 6 расположены старые предприятия города: Моторный завод (автодвигателей) и два автобусных парка с гаражами. Участковые врачи-терапевты отмечают, что в течение последних лет наблюдается увеличение жалоб больных на кашель, снижение сопротивляемости к простудным заболеваниям, чаще регистрируются хронические заболевания сердца и другие. Отдельные сведения о заболеваемости населения терапевтических участков приведены в таблице:

 

Показатели

2001 год

2002 год

2003 год

Численность населения двух терапевтических участков

4 102

4 207

4 304

Болезни ССС, зарегистрированные впервые в жизни

34

39

47

Болезни органов дыхания, зарегистрированные впервые в жизни (острые и хронические)

  • в том числе пневмония
  • бронхит

-      астма

1066

 

 

12

28

4

1175

 

 

16

32

6

1282

 

 

21

41

7

Болезни мочеполовой системы, зарегистрированные впервые в жизни

64

68

81


 

Вопросы и задание для  студента:

1. Какие документы использовались  для сбора информации о заболеваемости?

2. Какие причины могли повлиять на рост данной заболеваемости?

3. Выполните расчет показателей  заболеваемости населения по  указанным группам за 2001-2003 годы (на 100 000 нас.).

4. Как Вы оцениваете данную  экологическую обстановку?

5. Какие мероприятия следует  провести в данном районе для снижения заболеваемости?

6. Сделайте письменные выводы  и заключение по данной задаче.

 

Задача 42.На территории городских педиатрических участков № 2 и № 3 расположены старые предприятия города: Химический завод минеральных удобрений  и два склада сырья. Участковые врачи-педиатры отмечают, что в течение последних лет наблюдается увеличение жалоб больных детей на кашель, снижение сопротивляемости к простудным заболеваниям, чаще регистрируются хронические заболевания кожи и другие.

Отдельные сведения о заболеваемости детей педиатрических участков приведены в таблице:

 

Показатели

2001 год

2002 год

2003 год

Численность детей двух терапевтических участков

1600

1950

1955

Болезни кожи, зарегистрированные впервые в жизни

24

29

32

Болезни органов дыхания, зарегистрированные впервые в жизни

  • в том числе пневмония
  • бронхит
  • астма

66

 

6

8

1

75

 

8

12

2

82

 

11

21

4


 

Вопросы и задание для  студента:

1. Какие документы использовались  для сбора информации о заболеваемости?

2. Какие причины могли повлиять  на рост данной заболеваемости?

3. Выполните расчет показателей  заболеваемости детей по указанным  группам за 

    2001-2003 годы (на 100 000 чел.).

4. Как Вы оцениваете данную  экологическую обстановку?

5. Какие мероприятия следует  провести в данном районе для  снижения

    заболеваемости детей?

6. Сделайте письменные выводы  и заключение по данной задаче.

 

Задача 43. На расстоянии 5 км от свинцово-цинкового комбината, ТЭЦ расположены частные жилые дома (под дымовым факелом труб). В атмосферном воздухе концентрация свинца была 0,03 мг/м3 (ПДК – 0,003), в почве – 50 мг/кг, в питьевой воде – 0,03 мг/л (ПДК – 0,03), в картофеле – 1 мг/кг (ПДК – 0,5). Отмечаются высокие загрязнения атмосферы SO2, NO2, поражения листьев.

Вопросы:

    1. Назовите источники загрязнения окружающей среды.
    2. Оказывают ли влияние выбросы на растительность и какое?
    3. Какое влияние (прямое или косвенное) оказывают выбросы на ОС?
    4. Рассчитайте показатель комплексного загрязнения объектов окружающей среды.
    5. Рассчитайте коэффициент кумуляции (транслокации) свинца в растении.
    6. Какие экологические проблемы в атмосфере, гидросфере, литосфере, биотических сообществах, среде обитания в данном случае имеются и какие необходимы меры их профилактики?

 

Задача 44. На расстоянии 1 км от свинцово-цинкового, титаномагниевого комбинатов и ТЭЦ расположены частные жилые дома (под дымовым факелом труб). В почве обнаружены концентрации свинца – 300 мг/кг и кадмия – 6 мг/кг, в картофеле: свинца – 12 мг/кг, кадмия – 0,1 мг/кг, в моркови: свинца – 8 мг/кг, кадмия – 0,09 мг/кг. В атмосфере обнаружены высокие концентрации SO2, NO2, рН почвы – 5,0. Отмечаются дождливая погода и поражение листьев растений.

Вопросы:

  1. Назовите источники загрязнения окружающей среды.
  2. Оказывают ли влияние выбросы на растительность и какое?
  3. Какое влияние (прямое или косвенное) оказывают выбросы на ОС, в том числе и на растительность?
  4. Рассчитайте коэффициент кумуляции (транслокации) химических веществ в растениях.
  5. Какие экологические проблемы в атмосфере, гидросфере, литосфере и биотических сообществах в данном  регионе имеются и какие необходимы меры профилактики?

 

Задача 45. На расстоянии 2 км от завода хромовых соединений и ТЭЦ расположены частные жилые дома (под дымовым факелом труб). На территории промышленного комплекса и карьеров уничтожены лесные массивы. В атмосферном воздухе обнаружены токсиканты (SO2, NO2,СО, тяжелые металлы). Отмечено уменьшение и повреждение листьев травы и деревьев, сокращение численности некоторых видов растений и животных. Выявлено антропогенное загрязнение и эвтрофикация воды водоемов. Для борьбы с зарастанием водоема используется разведение растительноядных рыб (толстолобики). Отмечен рост объема отходов производства (твердых и жидких) и ухудшение  качества среды обитания человека (сильное загрязнение воды, почвы, воздуха, рост общей заболеваемости населения). Содержание хрома в почве достигает 50 мг/кг, картофеле – 65 мг/кг, моркови – 40 мг/кг, пшенице – 80 мг/кг. Почвы светло-каштановые, кислые (рН- 4,5).

Вопросы:

  1. Назовите источники загрязнения почвы.
  2. Какие загрязняющие вещества оказывают влияние на объекты ОС?
  3. Какое антропогенное влияние оказывают выбросы на растительный и животный мир (прямое или косвенное)?
  4. Понятие интродукция, имеет ли оно место в данной задаче?
  5. Какие имеются причины снижения численности живых организмов (прямое, случайное, загрязнение среды)?
  6. Рассчитайте коэффициент кумуляции (транслокации) хрома в растении.
  7. Какие имеются экологические проблемы, их приоритетное значение, необходимые меры их профилактики?

 

Задача 46. В близи свинцово-цинкового предприятия сельское население осуществляет выпас крупного и мелкого рогатого скота. В растениях пастбища обнаружены высокие концентрации Рb. Установлено истощение плодородия почвы. Складируются отходы производства. Отмечено разрушение местообитания растительности и животных (снижение числа видов растений и животных). На сельхоз. полях отмечена низкая урожайность зерновых и картофеля. В радиусе 10 км от предприятия в грунтовых водах (шахтные колодцы) средняя концентрация свинца достигает 0,06 мг/л. Концентрация Рb в мясе животных достигает 2 мг/кг, молоке – 0,1 мг/кг, хлебе – 0,6 мг/кг, картофеле -  мг/кг. Суточная потребность населения: питьевая вода – 2 л, мясо – 0,01 кг, хлеб – 0,03 кг, картофель – 0,02 кг, молоко – 0,8 кг (л). Допустимая суточная нагрузка Рb на организм по рекомендации ВОЗ равна 0,43 мг, поглощение свинца в организме – 10%.

Вопросы:

  1. Какие существуют источники загрязнения сельскохозяйственных территорий (природные, антропогенные)?
  2. Что относится к антропогенным экосистемам (сельхоз. поля, предприятия, грунтовые воды и др.)?
  3. Дать характеристику антропогенной экосистемы и влияние ее на растения, животных.
  4. Что относится к агроэкосистеме, дать характеристику?
  5. Рассчитайте реальную нагрузку на организм Рb поступающего с водой и пищей.
  6. Оцените уровень нагрузки Рb, удельный вес поступления (с водой и пищей) и сравните с допустимой суточной нагрузкой (по рекомендациям ВОЗ).

 

Задача 47. В сельской местности на сельхоз. полях и частных огородах для выращивания растительных продуктов используют азотистые минеральные удобрения. Концентрация нитратов, обнаруженная в картофеле равна 50 мг/кг, капусте – 100 мг/кг, моркови – 100 мг/кг, в грунтовых водах (шахтные колодцы) – 40 мг/л. Суточная потребность населения: питьевая вода – 2 л, картофель – 0,2 кг, капуста – 0,04 кг, томаты – 0,04 кг, морковь – 0,01 кг. Допустимая суточная доза (нагрузка) нитратов для человека по СанПиН 6.01.001 – 95 РК равна 300 – 325 мг/сут (в среднем 312,5 мг/сут). По данным ВОЗ – от 120 до 300 (для взрослых), для детей – 25 мг/сут, с водой – от 20 до 100 мг/сут. Поглощение организмом нитратов – 100%.

Вопросы:

1. Какие существуют источники  загрязнения в сельской местности (природные, антропогенные)?

2. Что относится к антропогенным  экосистемам (сельхоз. поля, частные  огороды, грунтовые воды)?

3. Что относится к агроэкосистеме, дать характеристику?

4. Рассчитайте реальную  нагрузку на организм NO3, поступающего с водой и пищей.

5. Оцените уровень нагрузки NO3, удельный вес поступления (из различных продуктов) и сравните с допустимой суточной дозой.

 

Задача 48. В сельской местности на сельхоз. полях применялся пестицид линдан – ГХЦГ. В кормах для молочного скота ГХЦГ обнаружен в концентрации 0,1 мг/кг, в молоке – 0,01 и в мясе – 0,01 мг/кг, в грунтовой воде – 0,0002 мг/л. Суточная потребность населения: питьевая вода – 2 л, мясо – 0,01 кг, молоко – 0,8 л. Допустимая суточная доза (нагрузка) на организм человека ГХЦГ с пищей равна: средняя – 1-5 мкг/кг массы тела, (350мкг = 0,35 мг), максимальная – 10 мкг/кг массы тела; водой  - 3 мкг/кг массы тела.

Вопросы:

1. Какие существуют источники загрязнения в сельской местности (природные, антропогенные)?

2. Что относится к антропогенным  экосистемам (сельхоз. поля, частные  огороды, грунтовые воды)?

3. Что относится к агроэкосистеме, дать характеристику?

4. Рассчитайте реальную нагрузку на организм ГХЦГ, поступающего с водой и пищей.

5. Оцените уровень нагрузки  ГХЦГ, удельный вес поступления (из  различных продуктов) и сравните  с допустимой суточной дозой.

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЭКОЛОГИИ

*Особенности природной экосистемы (болото, луг, лес) – это:

А) продуцирование диоксида углерода, потребление кислорода

В) продуцирование кислорода и потребление диоксида углерода

С) создание места обитания различных видов растений и животных

Д) способность самосохранения и самовосстановления

Е) разрушение местообитания различных видов растительности и животных

АВС

АСД

ВСД

СДЕ

ВСЕ

*Особенности антропогенной экосистемы (сельхоз. поля, заводы) - это:

А) формирование плодородной почвы

В) истощение плодородной почвы

С) способность самосохранения и самовосстановления

Д) разрушение местообитания различных видов растительности и животных

Е) производство загрязнителей и отходов

АВС

АСД

ВСД

СДЕ

ВДЕ

*Особенности агроэкосистем – это:

А) сложные системы со значительным количеством видов животных и растений

В) устойчивое динамическое развитие

С) упрощенные системы с одним видом растений и животных

Д) продуктивность развивается лишь на короткое время

Е) для удовлетворения потребностей человека и животных

АВС

АСД

ВСД

СДЕ

ВСЕ

*Пищевые добавки используются для:

А) увеличения массы продукта

В) уменьшения массы продукта

С) увеличения стойкости к порче пищевых продуктов

Д) сохранения структуры продовольственного сырья

Е) для сохранения внешнего вида

АВС

АСД

ВСД

СДЕ

ВСЕ

*К пищевым добавкам относятся:

А) вода (минеральная и водопроводная)

В) овощи, фрукты

С) красители, консерванты, стабилизаторы

Д) антиокислители, эмульгаторы

Е) усилители вкуса и аромата, пеногасители

АВС

СДЕ

АСД

ВСД

ВСЕ

*Урбанизация села – это:

А) развитие мелкого и среднего бизнеса

В) снижение сельскохозяйственного производства и миграция населения в города

С) укрупнение сельскохозяйственного производства и рост населения

Д) строительство крупных животноводческих комплексов

Е) строительство предприятий по переработке сельхоз. продуктов

АВС

СДЕ

АСД

ВСД

ВСЕ

*Особенности экологических проблем урбанизации села – это:

А) планировка и застройка

Информация о работе Ситуационные задачи по экологии