Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 17:01, задача
Ситуационные задачи по экологии
Задача №1. В водной среде амплитуда значений температуры невелика – не превышает 50 оС, тогда как в наземно-воздушной среде – до 100 оС. Среде присуща высокая плотность, содержание кислорода 1% от объема. Свет в чистых водах проникает до глубины 50-60 м, в сильно загрязненных – на несколько сантиметров.
Вопросы:
1. Назовите лимитирующие факторы водной среды.
2. Какие обитатели типичны для водной среды – гомойотермные или пойкилотермные, и почему?
3. Какова экологическая валентность водных обитателей к температурному фактору?
4. Назовите основные пути адаптации водных организмов к высокой плотности воды и недостатку света.
5. Приведите примеры непериодических факторов, которые могут действовать на водных обитателей.
В) снижение сельскохозяйственного производства
С) развитие мелкого и среднего бизнеса
Д) благоустройство, водоснабжение, теплоснабжение
Е) сбор и утилизация твердых и жидких отходов
АВС
ВСД
АСД
СДЕ
ВСЕ
* Характерные антропогенные источники загрязнения села – это:
А) линии электропередачи
В) использование пестицидов и минеральных удобрений
С) озеленение
Д) животноводство, птицеводство
Е) переработка сельхоз. продуктов
АВС
СДЕ
АСД
ВСД
ВДЕ
* Особенности состава сточных вод животноводческих комплексов – это:
А) высокая загрязненность тяжелыми металлами
В) высокая органическая загрязненность
С) высокая бактериальная загрязненность
Д) высокая загрязненность возбудителями туберкулеза, бруцеллеза, сальмонеллеза, гельминтозов, энтеровирусов
Е) высокая минерализация
АВС
СДЕ
АСД
ВСД
ВСЕ
* Для чего используются пестициды:
А) для улучшения качества воды водоемов
В) для улучшения качества питьевой воды
С) для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений, леса
Д) для борьбы с вредителями насекомыми, микроорганизмами, паразитами и переносчиками заболеваний человека и животных
Е) для удаления листьев и сорной растительности
АВС
СДЕ
АСД
ВСД
ВСЕ
* Понятие реальная химическая нагрузка на организм человека – это:
А) фактическая интенсивность влияния на организм всей совокупности химических факторов, воздействующих через пищевые продукты
В) фактическая интенсивность влияния на организм всей совокупности химических факторов, воздействующих через питьевую воду
С) фактическая интенсивность влияния на организм всей совокупности химических факторов, воздействующих через воздух
Д) фактическое поступление веществ с молоком
Е) фактическое поступление веществ с почвой
АВС
СДЕ
АСД
ВСД
ВСЕ
* Какие показатели используются для расчета реальной нагрузки химических веществ с водой:
А) кратность превышения ПДК веществ в воде
В) интегральный показатель загрязнения воды
С) транслокационный показатель
Д) фактическая концентрация вещества в воде
Е) потребность в питьевой воде для организма человека в сутки
АС
СЕ
АД
ВД
ДЕ
* Какие показатели используются для расчета РХН веществ с пищевыми продуктами:
А) кратность превышения ПДК в пищевых продуктах
В) транслокационный показатель
С) фактические концентрации вещества в почве и растительности
Д) фактические концентрации вещества в пищевых продуктах
Е) потребность пищевых продуктов для организма человека в сутки
АС
СЕ
АД
ВД
ДЕ
* Экологические функции лесов это:
А) снижение ультрафиолетовой радиации
В) регулирование гидрологического режима рек, кислородного баланса в атмосфере
С) предупреждение эрозии почв и засухи
Д) целебное и эстетическое действие
Е) снижение атмосферного давления
АВС
ВСД
ВДЕ
СДЕ
АСД
* Положительное значение леса в природе это:
А) снижает атмосферное давление
В) регулирует равновесие в атмосфере и гидрологический режим рек
С) повышает влажность воздуха
Д) предохраняет почву от эрозии
АВС
ВСД
ВДЕ
СДЕ
АСД
* Положительное значение леса в жизни человека это:
А) увеличивает запыленность
В) уменьшает поток солнечной энергии
С) снижает шум и запыленность воздуха
Д) регулирует влажность и плодородие почвы
Е) восстанавливает силы и здоровье человека
АВС
ВСД
СДЕ
ВДЕ
АСД
* Сокращение тропических лесов приводит к:
А) уменьшению наводнений
В) уменьшению поступления кислорода в атмосферу
С) усилению эрозии почв, загрязнению и заиливанию водоисточников
Д) сокращению видов растений и животных
Е) увеличению землетрясений
АВС
ВСД
СДЕ
ВДЕ
АСД
* Последствия сокращения
А) повышение концентрации озона в атмосфере
В) повышение концентрации углекислоты в атмосфере
С) парниковый эффект, глобальное потепление
Д) засухи, пыльные бури, снижение урожайности
Е) повышение атмосферного давления
АВС
ВСД
СДЕ
ВДЕ
АСД
* Воздухоочистительная функция лесов это:
А) снижение концентрации в атмосфере химических загрязнителей
В) бактерицидная
С) снижение атмосферного давления
Д) повышение концентрации озона
Е) повышение температуры
АВ
ВС
СД
ДЕ
АЕ
* Климато- и погодоформирующая, рекреационная функция лесов это:
А) снижение атмосферного давления
В) предотвращение сильных морозов
С) резерв чистого воздуха и защита от ветров
Д) зона отдыха населения, размещения больниц, школ, туристических баз, дач
Е) снижение ультрафиолетового облучения
АВС
ВСД
ВДЕ
АДЕ
СДЕ
* Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества это:
А) повышение атмосферного давления
В) сплошная вырубка лесов и лесные пожары
С) уничтожение лесов (затопление водохранилищами, создание промышленных комплексов)
Д) туризм, загрязнения объектов окружающей среды
Е) снижение ультрафиолетового излучения
АВС
ВСД
ВДЕ
АДЕ
АСД
* Прямое антропогенное
А) изменение условий обитания растительного и животного мира (загрязнение)
В) изменение атмосферного давления
С) сплошная вырубка лесов, пожары, создание водохранилищ
Д) пресс туризма, промышленные комплексы
Е) изменение погоды
АВС
ВДЕ
СДЕ
ВСД
АСД
* Косвенное антропогенное
А) изменение атмосферного давления
В) изменение условий обитания растительного мира
С) изменение условий погоды
Д) изменение условий обитания животного мира
Е) изменение условий обитания человека в результате загрязнения окружающей среды
АВС
ВСД
ВДЕ
АСД
АВД
* Загрязнение промышленными выбросами (SO2, NO2, СО, тяжелые металлы) влияют на растения и животных следующим образом:
А) снижение роста и различных функций хвойных деревьев, полевых культур
В) усиливают рост и увеличивают содержание хлорофилла в растениях
С) снижают содержание хлорофилла и функции органов дыхания животных, повреждают листья растений
Д) увеличивают размер листьев деревьев и кустарников
Е) увеличивают урожайность фруктовых деревьев и овощных культур
АВС
ВСД
ВДЕ
АСД
АВД
*Антропогенное воздействие на животный мир это:
А) нарушение среды обитания (вырубка лесов, распашка степей)
В) увеличение численности отдельных крупных и мелких животных
С) уничтожение (чрезмерный промысел) животных, птиц, рыбы
Д) создание ирригационных каналов, водохранилищ по многовековому пути передвижения сайгаков
Е) создание заповедников редких животных
АВС
АВД
ВСЕ
ВДЕ
АСД
* Антропогенные причины
А) прямое их уничтожение (для защиты сельскохозяйственной продукции)
В) создание заповедников
С) случайное (непреднамеренное) – гибель на автомобильных дорогах, при кошении трав
Д) загрязнение среды (пестициды, нефть, свинец)
Е) разведение животных в домашних условиях
АВС
ВСД
АВД
ВДЕ
АСД
* Какие необходимо решать
А) температура, влажность
В) высокий уровень и влияние химических загрязнителей на животных, растения, человека
С) потепление климата (“парниковый эффект”), фотохимический смог
Д) риск нарушения озонового слоя, кислотные дожди
Е) атмосферное давление
АВС
ВСД
АВД
ВДЕ
АСД
* Какие необходимо решить
А) увеличение биологического разнообразия
В) снижение биологического разнообразия
С) деградация генофонда, сокращение площади лесов
Д) сокращение видов растений и животных
Е) создание заповедников
АВС
ВСД
АВД
ВДЕ
АСД
* Назовите основные проблемы современных городов:
А) Загрязнение окружающей среды
В) Недостаточное обеспечение жильем
С) Токсичные туманы, шум
Д) Влажность
Е) Атмосферное давление
АВС
АСД
ВДЕ
АСЕ
ВСД
* Назовите характерные признаки экологических, в частности химической природы, заболеваний:
А) Внезапная вспышка гриппа
В) Отсутствие контактных путей передачи
С) Обнаружение зависимости доза-эффект
Д) Связь заболевания с открытием нового производства
Е) Брюшной тиф
АВС
АСД
ВДЕ
АСЕ
ВСД
* «Здоровье», по определению ВОЗ, это -
А) Вполне хорошее состояние физического, душевного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней и физических дефектов
В) Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и физических дефектов
С) Отсутствие заболеваний в течение одного года
Д) Удовлетворительное состояние физического, душевного и социального благополучия
Е) Хорошее состояние душевного и социального благополучия.
* В зависимости от интенсивности влияния факторов окружающей среды на здоровье населения выделяют зоны:
А) Зона повышеннй температуры
В) Зона благоприятной экологической обстановки, зона риска
С) Зона чрезвычайной экологической обстановки, зона экологического бедствия
Д) Зона экологического бедствия, зона риска
Е) Санитарно-защитная зона, зона экологического кризиса
* По каким демографическим показателям оценивается экологическое состояние
территорий?
А) По младенческой и детской смертности
В) По частоте врожденных пороков развития,
С) По структуре заболеваемости, по средней продолжительности жизни
Д) По профессии
Е) По возрасту
АВС
АСД
ВДЕ
АСЕ
ВСД
*По каким документам изучается заболеваемость населения?
А) По больничным листкам
В) По экстренному извещению об инфекционном заболевании
С) По карте выбывшего из стационара, по статистическому талону
Д) По данным Казгидромета
Е) По данным экологической службы
АВС
АСД
ВДЕ
АСЕ
ВСД
* Как может воздействовать диоксид серы на организм человека?
А) Диоксид серы и высокая температура воздуха
В) Диоксид серы, соединяясь с воздухом, образует соляную кислоту, которая
разрушает сердечно-сосудистую систему
С) Диоксид серы, соединяясь с почвой, образует азотную кислоту, которая
разрушает пищеварительную систему
Д) Диоксид серы, соединяясь с водой, образует сернистую кислоту, которая
разрушает мочевыделительную систему
Е) Диоксид серы, соединяясь с водой, образует сернистую кислоту, которая
разрушает слизистые оболочки глаз
*Как воздействует диоксид кремния (SiO2) на организм человека?
А) Вызывает тяжелое заболевание легких - силикоз.
В) Вызывает тяжелое заболевание легких - туберкулез.
С) Приводит к заболеваемости мочевыделительной системы
Д) Приводит к заболеваемости мочевыделительной системы
Е) Вызывает заболевание кожных покровов
* Как воздействуют оксиды азота на организм человека?
А) Вызывают заболевание легких - силикоз.
В) Вызывают заболевание легких - туберкулез.
С) Раздражают, а в тяжелых случаях и разъедают слизистые оболочки: глаз, легких.
Д) Приводят к заболеваемости мочевыделительной системы
Е) Вызывают заболевание кожных покровов и подкожной клетчатки
* Назовите наиболее надежный показатель, характеризующий общественное здоровье
А) Показатель смертности
В) Показатель рождаемости
С) Показатель средней продолжительности предстоящей жизни
Д) Показатель инвалидности
Е) Показатель естественного прироста
В каких направлениях ведется изучение народонаселения?
А) Рождаемость, смертность
В) Инвалидность, миграция
С) Статистика населения, динамика населения
Д) Естественный прирост, младенческая смертность
Е) Миграция, динамика населения
*Укажите основные признаки физического развития
А) Антропометрические
В) Соматометрические
С) Остеометрические
Д) Инвалидность
Е) Биологические
АВС