Состояние окружающей среды и природопользования в Московской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:53, реферат

Краткое описание

Роль лесных экосистем в формировании и стабилизации окружающей среды достаточно известна. Лес способствует сохранению и накоплению воды, питанию подземных водоносных горизонтов, устойчивости речных стоков, снижению скорости движения приземных масс воздуха, очищению атмосферы от загрязнения и др. Лес производит фитосинтетическую продукцию, является средой обитания для микроорганизмов, животных и пр.

Содержание

Предисловие………………………………………………………………2
2.Состояние окружающей среды и природопользования в Московской области ……………………………………………………………………….3
3.Экономико-правовые проблемы земельных отношений в регионе…… 10
4.Вопросы охраны вод и водоснабжения………………………………….14
5.Вопросы недропользования на региональном уровне…………………16
6.Проблемы обращения с отходами и направления их решения……….20

7.Заключение………………………………………………………………..27
8.Литература…………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

МОНИТОРИНГ.doc

— 949.00 Кб (Скачать файл)

На территории Московской области открыто около 2000 месторождений нерудных твердых полезных ископаемых, из которых 250 учтены государственным балансом. Вовлечено в эксплуатацию около 31% числящихся на балансе месторождений. При современном уровне добычи минерально-сырьевой комплекс обеспечен разведанными запасами на 15-50 лет. Однако реальная обеспеченность запасами существенно ниже (5-20 лет, в зависимости от видов полезных   ископаемых) из-за застройки месторождений, наличия в границах месторождений транспортных и энергетических коммуникаций, сельскохозяйственных земель и охраняемых природных территорий.

Зачастую при разработке полезных ископаемых, особенно общераспространенных местного значения, не соблюдаются  установленные требования по охране недр и окружающей среды: нарушаются режим грунтовых и подземных  вод, состояние поверхностных вод; не осуществляется рекультивация нарушенных земель; не рационально сводятся участки леса; плодородный слой почвы не снимается, не складируется и не используется.

В настоящий период в  Московской области выявлено более 1000 брошенных карьеров в значительной части используемых в качестве несанкционированных свалок отходов.

Положение дел в сфере  недропользования возможно изменить при  повышении действенности контроля исполнения недропользователями требований природоохранного законодательства, и перехода от заявительного принципа предоставления недр в пользование к программному, когда недра предоставляются в пользование в соответствии с планами и программами в зависимости от необходимости обеспечения развития отраслей народного хозяйства минерально-сырьевыми ресурсами. В этих условиях требуются в полном объеме документальное оформление (в том числе и оформление земельного отвода) выносимых на аукцион подлежащих использованию участков недр. Выбор направлений рекультивации нарушенных горными работами земель должен определяться с учетом социально-экологического и экономического эффектов.

Нельзя сказать, что  органы государственной власти Московской области не обеспокоены сложившейся  экологической ситуацией. Отмечая, что природа находится на грани утраты способности к самовосстановлению, Губернатор Московской области Б.В. Громов определил необходимость преодоления экологического нигилизма, предотвращения экологических правонарушений и поставил перед органами власти и управления задачу – принять действенные меры для улучшения качества окружающей среды, как условия жизни населения Подмосковья, с привлечением всех секторов общества и использования инвестиционных возможностей. Однако механизм решения поставленной задачи пробуксовывает  по целому ряду объективных и субъективных причин. Одна из основных – это отсутствие стратегии и тактики природоохранной деятельности, основанной на анализе экологической, экономической и социальной ситуации, выделении приоритетных направлений, программного обеспечения природоохранной деятельности на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, предусматривающего решение конкретных задач и достижение конкретных результатов, ориентированного на достижение установленной цели, поддержанной широкой общественностью.

 

3. Экономико-правовые проблемы земельных отношений в регионе

 

За последний период наблюдается устойчивая тенденция  сокращения площадей земель сельскохозяйственного  назначения, лесного фонда и соответственно увеличения земель населенных пунктов, промышленности, транспорта и др., земель запаса. Без изменений остаются площади земель особо охраняемых территорий и водного фонда.

Пахотные угодья Московской области в превалирующей части  характеризуются удовлетворительными  агрофизическими свойствами и низким естественным плодородием (9 – 10 центнеров зерновых с гектара). К особенностям почвенного покрова области относится повсеместная неоднородность почв, осложняющая их использование в сельском хозяйстве, за счет значительного участия почв неблагоприятных и даже непригодных  для сельскохозяйственного освоения без выполнения мелиоративных работ. В наибольшей степени это выражено в северных, северо-западных, и северо-восточных районах области. По направлению на юг и частично на юго-запад почвенный состав становится более однородным, качество его улучшается. На южной окраине области почвенный покров наиболее благоприятен для сельскохозяйственного использования. В то же время благоприятные климатические условия и агрофизические особенности определяют достаточно высокую отзывчивость почв на агротехнические и агрохимические приемы. Наиболее продуктивные пахотные земли первого класса (окультуренные черноземы и серые лесные суглинистые почвы) составляют незначительную площадь пашни – 4,6%. Почвенный покров кормовых угодий характеризуется преобладанием почв пониженного потенциала.

     Потери  сельского хозяйства, как экономический метод регулирования земельных отношений, преследует цели – возместить ущерб сельскохозяйственной отрасли народного хозяйства, сохранить земли сельскохозяйственного назначение и предотвратить их необоснованное изъятие. Однако в современных условиях при наличии различных видов собственности на землю этот метод не дает ожидаемого эффекта. По замыслу законодателя потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель, т.е. средства на возмещение потерь имеют целевое назначение. Однако данные средства согласно бюджетному законодательству подлежат зачислению в региональный или местный бюджет. Тогда норма о целевом использовании поступивших средств входит в противоречие с закрепленным в статье 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципом общего совокупного покрытия расходов, не допускающего увязывания доходов бюджета с определенными расходами.

В силу природно-географических условий почвы Московской области  в своем большинстве обладают невысоким естественным плодородием, поэтому изъятие таких земель из оборота не влечет за собой больших компенсационных затрат.

Постановлением Правительства  РФ от 27.11.1995 № 1176 утверждены «Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд». Для Московской области стоимость освоения земель устанавливается в широком диапазоне – от 30 тыс. рублей за гектар для почв овражно-балочного комплекса до 351 тыс. рублей за гектар для черноземов оподзоленных, темно-серых лесных и лугово-черноземных почв. Данные нормативы не учитывают рыночную стоимость земли в сложившихся социально-экономических реалиях и не могут существенно повлиять на решение заинтересованных лиц по изменению категорий земель с целью их использования для несельскохозяйственных нужд. Следовательно, данные нормы земельного права не могут рассматриваться в качестве эффективного механизма сохранения сельскохозяйственных угодий в Московской области.

Федеральный закон от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной  категории в другую», преследуя цель сохранения земель сельскохозяйственного назначения и  лесного фонда, устанавливает особенности их перевода в другую категорию. Перевод сельскохозяйственных угодий допускается в девяти исключительных случаях (статья 7). При этом не допускается перевод особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ, и сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) за исключением четырех случаев.

     Перевод  земель лесного фонда в другую  категорию допускается в случаях: если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией, документацией территориального планирования или документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных коммуникаций, в связи с установлением черты поселений, создания особо охраняемых природных территорий или отнесения земель к землям особо-ценного назначения, а также, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и в соответствии с лесоустроительной документацией, в связи с невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению, прекращением нужд лесного хозяйства, необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, добычей полезных ископаемых, содержанием объектов культурного наследия (статья 11).

Анализ норм статей 7 и 11 Федерального закона свидетельствует  о неоправданно жестком ограничении  возможностей перевода земель сельскохозяйственного  назначения в другую категорию и  крайне слабой защищенности земель лесного фонда.

Существенной брешью в нагромождении препятствий  перевода земель из одной категории  в другую являются случаи, связанные  с установлением или изменением черты поселений (населенных пунктов). Последствия применения данной неконкретизированной нормы, представляющей возможность широкого толкования и использования, вполне предсказуемые и могут свести на нет установленные ограничения и особенности.

Важным методом экономического регулирования в сфере земельных  отношений могло бы быть возмещение ущерба. Данный метод обладает превентивной и компенсирующей функциями. Однако этот метод имеет определенные особенности, связанные с установленным п. 3 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» приоритетом использования утвержденных такс и методик исчисления нанесенного вреда. Установленный постановлением Правительства РФ от 21.05 2001 №388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства РФ» порядок расчета размера ущерба лесам применим на практике. Однако до настоящего времени отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие порядок расчета ущерба, причиненного самовольным захватом земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, водного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов. Общие нормы, установленные статьей 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также статьей 76 Земельного кодекса РФ, определяющие, что вред, причиненный в результате совершений земельных правонарушений, подлежит возмещению в полном объеме, а на нарушителя правопорядка возлагается обязанность по приведению земельных участков в состояние, пригодное для использования по первоначальному назначению, остаются не конкретизированными.

Таким образом, действующее  земельное законодательство в силу своего несовершенства, отсутствия или  недоработанности экономико-правового  механизма в условиях высоких  рыночных цен на землю, дефицита земельных  ресурсов, отсутствия внятной земельной политики, территориального планирования и планирования территорий не обеспечивает ни сохранения существующей структуры землепользования, ни ее трансформации с целью повышения экологической, экономической и социальной эффективности использования земель.

Явно выраженное стремление Российской Федерации взять на себя в полном объеме регулирование земельных  отношений и отстранить субъекты Российской Федераций от нормативного правового регулирования земельных  отношений, в том числе по выработке действенных экономических механизмов, с учетом своих специфических особенностей порождает рыночную анархию, коррупцию в органах власти и управления, безнаказанность злоупотреблений и правонарушений.

Назрела необходимость  изменения правовых норм, определяющих управленческую деятельность государства в сфере природопользования, в том числе по использованию земельных ресурсов, в направлении разработки конкретных, однозначно воспринимаемых участниками правоотношений рамочных норм и наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации достаточными полномочиями для  развития таких норм применительно к природно-климатическим, социальным, экологическим и экономическим условиям подведомственной территории.

 

4. Вопросы охраны вод и водоснабжения

 

Законодательством Российской Федерации поверхностные и подземные  воды определяются  как основа жизни  и деятельности человека. Водный кодекс Российской Федерации закрепляет приоритеты охраны вод как важнейшего компонента окружающей среды и использования вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения перед иными целями их использования.

По официальным данным в водные объекты на территории Московской области ежегодно сбрасывается около 3 млрд. куб. метров  сточных вод. Как отмечено выше, основными источниками загрязнения поверхностных водных объектов  являются очистные сооружения городов и поселков, производственных организаций, воинских частей. Мощность действующих очистных сооружений существенно превышает реально проходящие через них стоки. Однако, 95% обследованных очистных сооружений   работают в неудовлетворительном режиме в силу износа и применения устаревших технологий. В целом по Московской области проблема очистки сточных вод не решена. Необходима реконструкция и модернизация действующих  очистных сооружений. Не решен концептуально вопрос о системе очистки сточных и поверхностных вод, т.е. о методах очистки, мощности очистных объектов, их распределении и размещении в зависимости от сосредоточения природопользователей, их видов деятельности, формируемых объемов стоков, степени и видов загрязнений. Следует определиться, что выгоднее – строить ли мощные межрайонные очистные сооружения  и протяженные канализационные коммуникации или локальные, даже индивидуальные очистные сооружения и устройства с укороченными сетями отвода очищенных вод.

Требует безотлагательного  решения проблема регулирования рекреационного пользования водными объектами, благоустройства и очистки рекреационных зон.

Как было отмечено выше, не вполне благополучное состояние поверхностных и подземных объектов, являющихся источником питьевого водоснабжения Московского региона, определяется антропогенным загрязнением в связи с некачественной очисткой вод, неконтролируемым и неорганизованным сбросом производственных и бытовых стоков, неудовлетворительным состоянием скваженного хозяйства, несоблюдением режима водоохранных зон, неудовлетворительным состоянием водопроводных и канализационных коммуникаций, несоблюдением требований по экологически безопасному размещению отходов, захламлением и загрязнением территорий, особенно водосборных, общим падением экологической дисциплины и ответственности, неэффективным управлением водным фондом.

Информация о работе Состояние окружающей среды и природопользования в Московской области