Состояние окружающей среды и природопользования в Московской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:53, реферат

Краткое описание

Роль лесных экосистем в формировании и стабилизации окружающей среды достаточно известна. Лес способствует сохранению и накоплению воды, питанию подземных водоносных горизонтов, устойчивости речных стоков, снижению скорости движения приземных масс воздуха, очищению атмосферы от загрязнения и др. Лес производит фитосинтетическую продукцию, является средой обитания для микроорганизмов, животных и пр.

Содержание

Предисловие………………………………………………………………2
2.Состояние окружающей среды и природопользования в Московской области ……………………………………………………………………….3
3.Экономико-правовые проблемы земельных отношений в регионе…… 10
4.Вопросы охраны вод и водоснабжения………………………………….14
5.Вопросы недропользования на региональном уровне…………………16
6.Проблемы обращения с отходами и направления их решения……….20

7.Заключение………………………………………………………………..27
8.Литература…………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

МОНИТОРИНГ.doc

— 949.00 Кб (Скачать файл)

Нагрузка на территорию Московской области по удельному  показателю объема захоронения отходов  является одной из самых высоких  в России. Происходит деградация природных  комплексов, снижаются рекреационный потенциал Московской области и уровень комфортности проживания населения.

Органы власти и управления Московской области пытаются изменить сложившуюся ситуацию. Ежегодно (в  период с 2002 по 2004 год) ликвидируется  около 2 тысяч несанкционированных свалок, выносится многие сотни постановлений о приостановлении эксплуатации различных объектов размещения отходов за грубые нарушения природоохранного и санитарного законодательства.

Ведется строительство  новых полигонов в Зарайском, Домодедовском, Озерском районах. В областной целевой программе «Экология Подмосковья на 2003-2004 годы» отражены мероприятия по строительству и реконструкции 7 полигонов в Дмитровском, Красногорском, Коломенском, Наро-Фоминском. Серпуховском, Ступинском районах, модульного полигона в городе Броницы, строительству мусоросортировочных комплексов в городе Подольске и Пушкинском районе, закупке оборудования. На эти цели в 2004 году из средств экологического фонда (112,5 млн. рублей) было выделено 81 млн. рублей.

Постановлением Правительства Московской области от 22.04.04 № 323/15 утверждена Программа Правительства Московской области «Утилизация и переработка бытовых отходов на территории Московской области на период 2004-2010 годов», предусматривающая привлечение инвестиций в строительство объектов по переработке ТБО в объеме более 14 млрд. рублей.

С принятием новых  федеральных законов центр тяжести  в сфере обращения с отходами производства и потребления  перемещается на муниципальные образования. Они  наделяются полномочиями по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Возникают большие сомнения, что муниципальные образования в силу ограниченности финансовых ресурсов смогут должным образом реализовать свои полномочия.

Положение дел в сфере  обращения с отходами в Московском регионе требует  безотлагательных совместных действий органов государственной власти Московской области, города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

Как показывает опыт предшествующего периода, разрозненные, спонтанные действия, аварийное латание дыр не приносят сколько-нибудь  значимого эффекта.

Необходима согласованная  стратегия обращения с отходами в Московском регионе, определяющая общую генеральную цель, общий  план действий  на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, учитывающий реальные возможности на каждом этапе развития, устанавливающий приоритеты, четкие, ясные, достижимые целевые показатели.

Необходим системный  комплексный подход к решению  проблемы обращения с отходами производства и потребления, выраженный в областной целевой программе «Отходы».

Мировая практика свидетельствует, что захоронение отходов является тупиковым направление по экологическим  и экономическим причинам. Экологически приемлемо и экономически выгодно использование отходов в качестве вторичного сырья для получения продукции и в качестве восполнимого энергетического ресурса.

Таким образом, стратегической целью программных мероприятий  должно быть создание экологически безопасной и экономически эффективной индустрии переработки отходов, рынка вторичных ресурсов в Московском  регионе при сведении к минимуму, а по существу к прекращению, захоронения отходов (т.е. захоранивать следует только то, что не может быть использовано), при ликвидации накопленных промышленных отходов, рекультивации и санации нарушенных размещением отходов территорий и включении восстановленных земель в хозяйственный оборот.

Для достижения поставленной цели предстоит проработать ряд  правовых, финансово-экономических, земельно-имущественных, градостроительных, архитектурно-планировочных, организационно-управленческих, информационных и других вопросов и, главное, заручиться поддержкой населения. Правовое обеспечение в сфере обращения с отходами города Москвы и Московской области должно быть сочетаемым и согласованным.

В качестве первоочередных следует решить задачи:

    • создать базы данных для всех видов отходов, образуемых в Московской области и ввозимых на ее территорию, включая информацию о технологиях переработки и обезвреживания отходов, потребностях производственных организаций области во вторичных ресурсах;
    • провести экологическую и экономическую оценку представленных технологий по переработке и обезвреживанию отходов, выделить эффективные, реализовать, при необходимости, пилотные проекты;
    • разработать системы раздельного сбора отходов производства и потребления, а также системы сортировки отходов с учетом направлений последующей переработки;
    • разработать систему размещения объектов по переработке и обезвреживанию отходов в соответствии с Генеральными планами развития территории с учетом концентрации отходов и оптимизации их транспортирования от источников образования к объектам первичной и глубокой переработки;
    • ввести систему требований, ограничений и запретов при обращении с отдельными видами отходов (сбор, хранение, захоронение), разработать проекты соответствующих нормативных правовых актов;
    • разработать финансово-экономический механизм стимулирования уменьшения образования отходов, увеличения переработки отходов, использования вторичных ресурсов;
    • провести анализ и подготовить предложения по координации действий органов государственной власти Московской области и города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере обращения с отходами;
    • провести анализ и подготовить предложения по созданию рыночной системы управления отходами;
    • провести анализ и подготовить предложения по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами и определить условия участия Московской области, муниципальных образований Московской области в реализации инвестиционных проектов;
    • провести анализ действующей нормативной правовой базы в сфере  обращения с отходами  на федеральном уровне и на уровне Московской области и подготовить предложения по ее совершенствованию с учетом правовых коллизий текущего периода с целью правового обеспечения переработки отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот на территории Московской области;
    • подготовить проект целевой программы «Отходы» на период до 2015 года на основе анализа достоверной и объективной информации в сфере обращения с отходами производства и потребления в Московском регионе, выявления приоритетных проблем, определения направлений и этапности их решений на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды и целевых показателей, как выполненных этапов, так и программы в целом.

Программа должна быть системной  и комплексной, содержать на первом этапе  (1-2 года) систему мероприятий обосновывающего и подготовительного характера, а на последующих этапах - систему мероприятий для создания реальной индустрии переработки отходов и рынка вторичных ресурсов.

В результате реализации программы «Отходы» должна быть решена задача переработки до 90% образуемых и поступающих на территорию Московской области отходов с получением товарного продукта, что позволит улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку Московской области, уменьшить потребление природных ресурсов за счет использования постоянно возобновляемых вторичных ресурсов. Региональная государственная политика в сфере обращения с отходами должна быть направлена на модернизацию и экологизацию устаревших энерго- и ресурсоемких производств, внедрение современных технологий, создание новые рабочих мест, что в конечном итоге приведет к улучшению социально-экономической обстановки Московской области.

В предшествующий период так и не был определен орган  исполнительной власти Московской области, на который возлагалось бы управление в сфере обращения с отходами и ответственность за результаты деятельности.

Задачей органа исполнительной власти самостоятельного или сформированного  в структуре определенного центрального исполнительного органа государственной  власти Московской области становится обеспечение разработки и реализации целевой областной программы по обращению с отходами, контроль ее исполнения, обеспечение взаимодействия с городом Москвой, муниципальными образованиями Московской области, а также с федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами и охраны окружающей среды.

 Рационально создание  коллегиального органа (условно «Координационного совета по обращению с отходами в Московском регионе») из представителей исполнительной власти Московской области, города Москвы, муниципальных образований Московской области и общественных организаций для принятия решений на условиях консенсуса, в том числе по одобрению проектов стратегии и программ. Такая практика существует в ряде экономически развитых стран и вполне эффективна. Решения такого органа должны быть определяющими и утверждаться нормативными правовыми актами указанных субъектов РФ и муниципальных образований, после чего они становятся обязательными для исполнения всеми участниками. При этом органе должен находится Экспертный совет специалистов для экологической, экономической и технической экспертизы предлагаемых проектов и отбора наиболее эффективных.

Для реализации стратегии  и программы, возможно, потребуется создать Управляющую компанию как коммерческую производственную организацию, наделенную необходимыми и достаточными полномочиями, обладающую финансовыми и материальными ресурсами. Управляющая компания может быть создана на основе уже действующей солидной, «стоящей на ногах» авторитетной организации или ассоциации организаций и индивидуальных предпринимателей, действующих в сфере обращения с отходами. В этом случае члены ассоциации становятся участниками- исполнителями программы. Целесообразно участие исполнительной власти и муниципальных образований при учреждении Управляющей компании. В этом случае будет осуществляться государственный и муниципальный контроль деятельности компании. Возможны и другие варианты заинтересованного управления в сфере обращения с отходами, выбранные на основе изучения опыта промышленно развитых стран.

 Услуги по сбору, вывозу и размещению ТБО оплачиваются населением в составе коммунальных платежей. Организации и индивидуальные предприниматели, образующие отходы оплачивают эти услуги по договорам с соответствующими организациями.

Выделение средств из региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований на создание производств по раздельному сбору, сортировке, переработке и использованию отходов зависит от возможностей этих бюджетов и осознания этими органами государственной власти и органами местного самоуправления актуальности решения проблемы обращения с отходами.

В настоящее время  основными источниками финансирования природоохранных мероприятий являются экологические платежи, поступающие  в бюджетную систему, причем доля платежей за размещение отходов из общей суммы экологических платежей, как правило, отдельно не учитывается и не выделяется. Если в консолидированный бюджет Московской области поступает порядка 600 млн. рублей (бюджет 2007 года) в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, то понятно, что о выделении сколько-нибудь значимых бюджетных средств на решение проблемы обращения с отходами говорить не приходится.

По расчетам, выполненным  в Краснодарском крае, объем капиталовложений на создание объектов по переработке  отходов составит 140 $ США на одну тонну образующихся в год отходов. Дисконтированная окупаемость капиталовложений составит 5,1 года. Применительно к объемам отходов, образующихся в Московской области, требуемая сумма капиталовложений может составить около 5 млрд. $ CША.

В последние годы морфологический состав ТБО изменился в сторону увеличения упаковочных отходов, включающих в себя до 50% бумаги и картона, до 20% пластмасс, 8 -10% алюминия. С учетом рыночной стоимости вторичных ресурсов (бумага, картон – около 50 $/ т, пластмассы – 50 -100 $/ т, алюминий 300 $/ т) при переработке только 1 тонны ТБО может быть получена продукция по указанным видам сырья на сумму около  57 $ США, что в пересчете на весь объем ТБО, образуемый в Московской области и ввозимый на ее территорию, составит около 450 млн. $ США в год.

Экономическая привлекательность  переработки отходов, подтвержденная опытом работы отдельных организаций  Московской области, позволяет ориентироваться  на инвестиционный характер экономического механизма реализации предлагаемой стратегии и, собственно, областной целевой программы «Отходы». Органам государственной власти и органам местного самоуправления Московской области следует сформировать благоприятный инвестиционный климат и определить степень и условия своего участия и условия участия коммерческих структур в решении проблем обращения с отходами. Выделенные средства бюджетов всех уровней должны обеспечить старт реализации программы «Отходы» и подготовку нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами.

Цели и задачи предлагаемой стратегии в сфере обращения  с отходами производства и потребления, сущность областной целевой программы  «Отходы» должны широко разъясняться и обсуждаться в средствах  массовой информации. При подготовке и реализации программы должны учитываться мнения граждан и общественных организаций, обеспечиваться гласность и прозрачность действий как самой Управляющей компании, так и организаций, входящих в ее систему.

Просветительская и  разъяснительная работа с населением, привлечение его к заинтересованному участию в решении задач по обращению с отходами, в частности, по раздельному сбору ТБО и иных отходов потребления, предотвращение отторжения населением предлагаемых решений по переработке отходов, размещению объектов сбора и переработки отходов является залогом эффективного выполнения целевой областной программы «Отходы» и реализации в целом стратегии обращения с отходами в Московском регионе.

 

 

  

 

7.Заключение

 

Исходя из изложенного, учитывая современное состояние нормативной правовой и финансово-экономической базы, состояние системы управления, контроля и надзора в сфере экологии и природопользования, принимая во внимание сферхактуальность решения накопившихся природоохранных и природноресурсных проблем в интересах настоящего и будущих поколений россиян, считаем, что к основным направлениям экологической политики Московской области должно относиться:

  1. Сохранение и восстановление природной среды.

     Основной  задачей является сохранение  и восстановление биологического  и ландшафтного разнообразия, достаточного для поддержания способности природных экосистем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности. Для этого необходимо, кроме сохранения уникальных природных комплексов, развитие сетей охраняемых природных территорий различного уровня и режима, формирование на их основе природно-заповедного фонда в качестве неотъемлемого компонента развития Московской области; обеспечение целостности природных систем, в том числе предотвращение фрагментации природных комплексов при хозяйственной деятельности (прокладке автомобильных, железных дорог, инженерных коммуникаций, строительстве гидротехнических сооружений); резервирование, исключение из хозяйственного использования территорий, пока еще не освоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью; размещение производств на уже трансформированных землях и на территориях с развитой инфраструктурой; преобразование нарушенных хозяйственной и иной деятельностью природных комплексов в устойчивые культурные антропогенные комплексы.

Информация о работе Состояние окружающей среды и природопользования в Московской области