Становление экологического образования дошкольников в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:44, доклад
Краткое описание
Впервые проблемы экологического образования в нашей стране обсуждались в 1977 году на Тбилисской Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды (166). Именно на этой конференции было особо указано на значение экологического образования и необходимость формирования системы непрерывного экологического образования населения.
Становление экологического
образования дошкольников в России
Впервые проблемы экологического
образования в нашей стране обсуждались
в 1977 году на Тбилисской Межправительственной
конференции по образованию в области
окружающей среды (166). Именно на этой конференции
было особо указано на значение экологического
образования и необходимость формирования
системы непрерывного экологического
образования населения. Однако вопросы
дошкольного образования на конференции
не затрагивались. В целом развитие экологического
образования (воспитания) как нового направления
дошкольной педагогики началось гораздо
позже, чем экологического образования
школьников и студентов, и в настоящее
время находится в стадии становления.
Особенно бурное развитие этого направления
наблюдается в 90-е годы. Появляется ряд
парциальных экологических программ (под
парциальной понимается программа, $* обеспечивающая
одно или несколько направлений развития
ребенка), вопросы экологии включаются
в содержание отдельных разделов комплексных
программ: «Развитие», «Детство», «Радуга»
(комплексные программы обеспечивают
целостное развитие ребенка), в базисную
программу развития ребенка-дошкольника
«Истоки». Публикуются многочисленные
методические разработки как специалистов,
так и самих педагогов, Организуются всероссийские
и региональные конкурсы на лучшую организацию
работы по экологическому образованию
дошкольников. Так, с 1995 года такую работу
регулярно проводит Всероссийское общество
охраны природы. Данной проблеме посвящаются
конференции, сош^атая_азн<оііо__^_овня}—секции—по-экологическому
образованию дошкольников включаются
в план работы практически всех совещаний
по экологическому образованию различных
категорий населения, педагоги получают
возможность повышать свою квалификацию
на специальных курсах. Однако до сих пор
не существует стандартов, унифицирующих
требования к работе в данной области.
Отдельные требования (в качестве временного
стандарта) сформулированы в документах
по аттестации и аккредитации дошкольных
образовательных учреждений в разделе
«Развитие экологической культуры детей»
(7). Этот документ впервые закрепил требование
к дошкольным учреждениям любого вида
проводить работу в области экологического
образования, которые заключаются в следующем:
создавать условия для развития у детей
биологических представлений, для самостоятельной
деятельности детей по сохранению и улучшению
окружающей среды; знакомить дошкольников
с развитием жизни на Земле; предоставлять
ребенку возможность осваивать предлагаемую
информацию в доступной форме (привлекать
художественную литературу, иллюстрации,
наглядные пособия, организовывать экскурсии
в лес, парк и т.п.); обеспечивать условия
для развития у детей эмоционально положительно
отношения к живой природе; создавать
условия для творческой самостоятельной
деятельности детей; знакомить их с природными
особенностями человека; с его основными
биологическими системами (анатомия, физиология
и т.п.); создавать условия для формирования
у детей элементарных представлений о
работе своего организма, приобщать к
ценностям здорового образа жизни; обеспечивать
условия для развития у детей экологического
сознания; знакомить с различиями живого
и неживого, взаимодействиями и взаимосвязью
живых организмов в природе, способствовать
формированию понимания ребенком того,
что Земля - наш общий дом, а человек - часть
природы, развитию у детей
Как уже подчеркивалось, все
большее количество дошкольных учреждений
практически всех регионов страны начинает
заниматься вопросами экологического
образования. Слово «экология» становится
популярным и в дошкольном образовании,
однако слабое методическое обеспечение
и отсутствие подготовки педагогов в этой
области зачастую приводят к неправомерному
употреблению понятий «экологический»,
«экология», к значи-
W тельным разночтениям
в понимании целей, задач, содержания
и методики экологического образования.
Ряд детских садов идет по
самому простому пути, переименовывая
традиционные занятия по ознакомлению
дошкольников с окружающим миром,
природой, воспитанию нравственных
качеств ребенка в «экологические».
Более того, во многих разработках
встречается неверное толкование
самой экологии, присутствует ряд
биологических, географических, экологических
ошибок, кочующих из работы в
работу.
Специфика дошкольной
ступени в системе непрерывного экологического
образования
Разработанная в процессе исследований
концепция базируется на теоретических
положениях отечественных психологов:
Л.С. Выготского, ЛА Венгера, В.В, Давыдова,
АВ. Запорожца, С.Н. Новоселовой, Н.Н. Поддьяко-ва,
Д.Б. Эльконина и других (32, 35, 36, 37, 44, 45, 65,
66, 77, 93, 137, 138, 139, 154, 155, 156, 174, 220) и результатах
исследований ряда педагогов, определивших
возможности дошкольников в области экологического
образования и ознакомления с природой:
Н.Ф. Виноградовой, Н.Н. Кондратьевой, С.Н.
Николаевой, П.Г. Саморуковой, Е.Ф. Терентьевой,
ИА Хайдуровой и других (25, 26, 27, 28, 90, 91, 131,
130, 132, 133, 152, 176, 192, 193 , 202, 203). Психологи выделяют
в развитии человека ряд возрастов, каждый
из которых представляет качественно
особый этап психического развития и характеризуется
множеством изменений, составляющих в
совокупности своеобразие структуры личности
ребенка на данном этапе его развития
(45) . Л. С. Выготский определял возраст
как определенную эпоху или ступень развития,
как известный, относительно замкнутый
период развития, значение которого определяется
его местом в общем цикле развития, и-в
котором общие законы развития находят
всякий раз качественно своеобразное
выражение. Для данного исследования особенно
важно утверждение автора о том, что при
переходе от одной возрастной ступени
к другой возникают новые образования,
не существовавшие в предыдущий период,
перестраивается и изменяется самый ход
развития.
В ряде работ в качестве первой
ступени системы непрерывного экологического
образования рассматривается начальная
школа. Сравнение дошкольной ступени и
ступени начальной школы показало, что
экологическое образование в начальной
школе не может заменить таковое в дошкольных
учреждениях. Они неразрывно связаны,
дополняют, но не взаимоисключают друг
друга. Дошкольный возраст отличается
от других особенностями условий жизни
и требований, которые предъявляются ребенку
на данном этапе его развития, особенностями
его отношений с окружающим миром, уровнем
развития психологической структуры личности
ребенка, его знаний и мышления, совокупностью
определенных физиологических особенностей.
В настоящее время разные авторы
по-разному определяют возраст, с которого
следует начинать экологическое образование
ребенка. Так, М. А Шаргаев (215) считает,
что необходимо начинать экологическое
обучение и воспитание человека с его
утробного развития, а детей надо учить,
начиная даже не с грудного возраста, а
намного раньше. Р. Левина (105) отмечает,
что экологическое образование дошкольников
может начинаться с момента их прихода
в дошкольное учреждение, т. е. с 2-3 лет.
Программа ЖЛ. Ва-сякиной «Паутинка» (21)
рассчитана на детей, начиная с 2-летнего
возраста. В принципе, при достаточно широкой
трактовке термина «экологическое образование»
можно говорить о его применении по отношению
и к детям раннего возраста. Однако, на
наш взгляд, в содержании и методике экологического
образования детей старшего и младшего
дошкольного возраста существуют значительные
различия, обусловленные, прежде всего
их психофизиологическими возможностями.
До трех лет мышление ребенка преимущественно
связано с непосредственным восприятием,
он задумывается лишь над тем, что воспринимает
в данный момент. В младшем возрасте, когда
ребенок познает мир, важно чтобы в сферу
его деятельности обязательно входили
объекты природы (комнатные растения,
животные, природный материал), за которыми
он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально
сопереживать им. Уже детей младшей и средней
групп необходимо знакомить (на конкретных
примерах) с элементарными взаимозависимостями,
например, связями живого организма со
средой обитания (комнатные растения,
животные нуждаются в пище, воде, свете,
тепле и т.п.). В существующих программах
по ознакомлению с окружающим миром для
детей младшего дошкольного возраста
достаточно много внимания уделяется
вопросам ознакомления с природой. Поэтому
к 5 годам у ребенка формируется ряд представлений
об окружающей среде и отношение к ней,
которые могут служить основой для экологического
образования в старшем возрасте. Именно
в возрасте 5-7 лет можно говорить о более
углубленном изучении и вое- приятии природы,
что обусловлено психофизиологическими
особенностями детей этого возраста. А
В. Запорожец отмечал, что дети старшего
дошкольного возраста уже не ограничиваются
познанием отдельных конкретных фактов,
а стремятся проникнуть в суть вещей, понять
связь явлений. Становится возможным формирование
представлений и элементарных понятий,
которые могут стать ядром системы знаний.
Доказано, что в возрасте 5-7 лет у ребенка
происходит переход к мышлению в общих
представлениях, развивается способность
сравнивать предметы по представлению,
обобщать их по общим признакам, оформлять
свои мысли словесно, вырабатывать определенные
суждения. Появляется способность к логическому
обобщенному мышлению. Психолого-педагогические
исследования многих авторов доказывают
возможности освоения старшими дошкольниками
различных взаимосвязей, зависимостей,
существующих в природе. Так, исследования
С.Н. Николаевой показали, что дети 5-7 лет
характеризуются особенно большими возможностями
познания разнообразных зависимостей
природы. Автор считает, что формирование
экологических представлений может идти
на протяжении всего дошкольного возраста,
но в младшем дошкольном возрасте дети
могут прослеживать только единичные
связи, в то время как в старшем — при последовательной
работе — понимать связи комплекса признаков.
Работы И.А Хайдуровой и З.П. Плохий показали,
что при специальной организации наблюдений
старшие дошкольники могут прослеживать
и понимать цепочки биоценологических
связей внутри сообщества растений. Е.
Ф. Терентьева также указывает, что старшие
дошкольники способны устанавливать более
сложные (многозвенные) связи, цепочки
связей, некоторые биоценотические связи
внутри лесного сообщества, луга, водоема,
причины отлета птиц, связь комплекса
признаков, зависимость жизни растений
и животных одновременно от ряда факторов.
То есть у них уже формируются достаточно
правильные и полные картины окружающей
их природы. Как отмечают авторы «Основ
дошкольной педагогики» (145), дошкольнику
вполне доступно формирование новых способов
обобщения, так как оно происходит на основе
развернутой предметной деятельности.
В этом случае сами понятия вначале выступают
в чувственно-предметной форме.
Педагогические модели
организации экологического образования
Направления работы эколога:
- участие в выборе программы,
методики и их адаптация к
условиям детского сада;
- подготовка и проведение
занятий с детьми в экологической
комнате, лаборатории, живом уголке,
в групповых помещениях, на экологической
тропинке, участие в подготовке
праздников детского сада;
- активное участие в
разработке концепции и создании
развивающей предметной среды;
- выбор растений, животных
для экологического комплекса, групповых
помещений;
- подготовка наглядного
материала, выбор литературы;
- координация работы специалистов:
музыкального руководителя, преподавателя
по изодеятельности, физкультуре;
- координация работы воспитателей:
составление еженедельной программы
для воспитателей по конкретной
теме и контроль за ее выполнением;
- участие в диагностике
результатов эксперимента;
- работа с родителями;
- консультации для педагогов
дошкольного учреждения в области
экологического образования;
- оформление «Экологического
паспорта ДОУ», экологических паспортов
растений, животных экологического
комплекса;
- распространение опыта
работы (открытые занятия, обобщение
материала);
Направления работы музыкального
руководителя:
- проведение музыкальных
занятий, усиливающих эмоциональное
восприятие ребенком природы;
- согласование музыкальных
занятий с тематикой занятий
эколога, педагога по изобразительной
деятельности;
- разработка сценариев, подготовка
инсценировок, экологических праздников;
- подбор музыкальных произведений
(звуки природы, классические произведения,
песни о природе) к программе
эколога;
- музыкальное сопровождение
экологических игр ( в том числе включение
музыкальных заданий в такие игры), пластических
этюдов, постановка танцев (например, танец
цветов, «Радуга» и т.п.);
-использование элементов
фольклора в целях экологического
образования (народные праздники, потешки,
песенки и т.п.). Напр_авления^?а_боты_ меддцин.скйг_о_райотника:
- оздоровительная работа
с детьми;
- участие в оценке развивающей
предметной среды и экологической
ситуации в районе дошкольного
учреждения с точки зрения
состояния здоровья детей;
- эколого-оздоровительное
просвещение родителей;
Направления работы преподавателя
по изобразительной деятельности:
- закрепление материалов
экологических занятий в процессе
рисования, аппликации, лепки;
- иллюстрирование детьми
книг (сказок, рассказов) — как изданных,
так и собственных;
- оказание помощи экологу
в изготовлении наглядных пособий,
оборудования, декораций, костюмов
к экологическим праздникам, постановкам;
- совместное проведение
занятий с экологом;
- участие в создании
картинной галереи, выставочных
уголков в группах;
- подбор художественных
произведений к программе эколога;
- координация своей программы
с программой эколога;
- участие в диагностике,
в частности, по детским рисункам;
- использование элементов
фольклора в целях экологического
образования (народная живопись, глиняные
игрушки и т.п.).
Направления работы инструктора
по физкультуре:
- включение в занятия
определенных физических упражнений,
подвижных игр (имитация движений,
растений) по согласованию с экологом;
участие в эколого-оздоровительной
работе: подготовка и проведение
походов на экологической тропе,
экскурсий, в том числе вместе
с родителями; участие в экологических
праздниках (спортивно-экологических);
- согласование своей программы
с программой эколога для выявления
точек соприкосновения;
- тренер по плаванию
участвует в экологических праздниках
(например, «Волшебница вода»), проведении
некоторых экспериментов (с надувными
игрушками — тема «Воздух», подвижных
игр на воде (тема «Вода»);