Становление экологического образования дошкольников в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:44, доклад

Краткое описание

Впервые проблемы экологического образования в нашей стране обсуждались в 1977 году на Тбилисской Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды (166). Именно на этой конференции было особо указано на значение экологического образования и необходимость формирования системы непрерывного экологического образования населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Становление экологического образования дошкольников в России.docx

— 46.57 Кб (Скачать файл)

Ш обучение бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;

Ш формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;

Ш стимулирование осознания связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая эмоционально-психическое состояние, здоровье и благополучие;

Ш организация просветительской деятельности родителей по экологическому просвещению своих детей.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Цель - воспитание социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним; формирование базовой системы ценностей, соответствующей задачам экологического образования.

Основные направления:

Ш воспитание любви и уважения к природе, понимания ее самоценности;

Ш формирование чувства эмоциональной близости с природой, умения видеть красоту природы;

Ш формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе (прежде всего ближайшего окружения);

Ш формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения;

Ш формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни;

Ш воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;

Ш формирование основ экологической культуры;

Ш приобщение к общественно-полезному труду, помощи другим членам семьи, уходу за домашними животными и растениями;

Ш формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;

Ш привлечение к участию в посильных действиях по сохранению природы и улучшению ее состояния.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Целью выступает формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цель - подготовка трудовых ресурсов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира, грамотно использовать полученные экологические знания в своей профессиональной деятельности.

Направления:

Ш формирование систематических знаний в области экологии и достижение понимания учащимися необходимости применения безопасных для человека и окружающей среды ресурсосберегающих технологий;

Ш формирование мотивации рационализаторской деятельности в области поиска новых путей природопользования и экологически безопасной деятельности;

Ш развитие эстетического чувства и формирование культуры производства на рабочем месте;

Ш привлечение учащихся и преподавателей к природоохранной и общественной деятельности в соответствии с их профессиональной специализацией.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В качестве цели здесь выступает подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих глубокие научные знания об основах устойчивого развития, а также об основах экологического права, умеющих оценить степень антропогенного воздействия на природу и здоровье людей и способных осуществлять экологическое просвещение населения.

Направления:

Ш обучение методам оценки возможных последствий для биосферы и человечества антропогенных воздействий;

Ш формирование у студентов современного научного мировоззрения;

Ш подготовка научных и научно-педагогических кадров в области экологии и рационального природопользования, организаторов и будущих руководителей всех уровней экологического образования в образовательных учреждениях.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ. ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Цель - формирование общественного мнения в защиту окружающей среды и рационального природопользования, оперативное информирование системы экологического образования.

Направления:

Ш информационное обеспечение просвещения по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов;

Ш повышение уровня экологического сознания населения;

Ш формирование активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны природы;

Ш повышение требовательности общественности и работников СМИ к достоверности данных и к обоснованности аналитических обзоров и прогнозов.

ПАРТИИ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Целью выступает формирование высокого уровня общественного экологического сознания; привлечение партий, политических и общественных движений к проведению эколого-просветительской работы среди своих членов и населения; взаимодействие с органами образования для исследования путей формирования устойчивого общества; влияние на разработку и осуществление государственной экологической политики.

Направления:

Ш формирование общественного мнения в защиту окружающей среды, нетерпимости к нарушениям природоохранного законодательства, норм и правил экологической морали и этики;

Ш использование политических методов для решения экологических проблем на федеральном, региональном и местном уровнях;

Ш поиск путей взаимодействия государственных структур, членов политических движений и партий, общественных организаций в области активной экологической деятельности;

Ш организация широкой пропаганды массовых акций в защиту природы.

4. Информационное обеспечение системы экологического образования и просвещения

Информационное обеспечение экологического образования достигается путем использования широкого спектра средств, позволяющих организовывать учебный процесс. В нем активно участвуют специалисты разных областей знаний: теоретики образования, педагоги-практики, специалисты в области окружающей среды, работники культуры, лидеры общественных движений, и, конечно, «обучаемые» всех возрастов.

Важнейшие среди этих средств: программы и эколого-образовательные проекты, учебно-методические пособия, компьютерное обеспечение (программное обеспечение, в том числе информация о состоянии окружающей среды), практикумы по экологическому мониторингу и эколого-исследовательской деятельности, реализуемые в школьных учебных заведениях, вузах и учреждениях дополнительного образования.

Информационное поле, которое используется для развития системы непрерывного экологического образования, представлено на бумажных и электронных носителях и включает следующие информационные блоки:

v печатная продукция (учебники и учебные пособия, научные, научно-популярные и информационно-методические журналы, картографические и иллюстративные материалы, традиционные библиографические источники информации и базы данных справочного характера);

v музейные и выставочные фонды (коллекции и экспозиции);

v аудиоматериалы (кассеты с записями голосов птиц и других животных, а также стихов, сказок и рассказов о растительном и животном мире);

v телевизионные передачи (познавательные и учебные программы, тематические блоки новостей, документальные сериалы, освещающие все проявления жизни на Земле);

v видеоматериалы (видеофильмы и слайд-наборы);

v компьютерная продукция (регулярно обновляемые справочные сведения на дискетах и компакт-дисках, комплексные мультимедийные курсы, электронные издания, дублирующие печатную продукцию);

v ресурсы интермедийной среды (информационно-справочные системы и интерактивные каталоги, ведомственные и отраслевые информационные порталы, тематические web-сайты и телеконференции, базы дистанционного обучения и периодические электронные издания).

Наиболее распространены и востребованы в экологическом образовании и просвещении информационные материалы на бумажных носителях, подтверждением этого служит настоящий информационно-аналитический обзор. Число выпускаемых книг и брошюр по вопросам экологии и охраны окружающей среды в последние годы возрастает при постоянном снижении тиражей, что ограничивает их доступность.

По данным Российской книжной палаты, в стране ежегодно издается более 300 наименований книг и брошюр, посвященных вопросам экологии, экологического мониторинга и рационального природопользования, экологического образования. Общий тираж таких изданий превышает 600 тыс. экз. печатных материалов, предназначенных непосредственно для системы экологического образования, сравнительно немного.

Воспитание экологической культуры начинается с дошкольного возраста, с детского сада, поэтому так важно обеспечение этого начального блока системы экологического образования учебными и методическими пособиями.

Сформировавшиеся за последнее десятилетие три основные модели школьного экологического образования (однопредметная, многопредметная, смешанная) обеспечиваются учебно-методическими комплексами, включающими программы, учебники, методические и дидактические пособия для школьников и преподавателей, наглядные и технические средства обучения. Учителям предлагаются сценарии экологических спектаклей и ток-шоу, тексты для экологических бесед, экологические кроссворды и экспресс-викторины, делающие процесс экологического образования более разнообразным, интересным и эффективным.

Учащимся с раннего возраста прививаются навыки мониторинга окружающей среды с использованием опубликованных методик исследовательской работы в полевых (экспедиционных) условиях, сбора научных материалов на внеклассных занятиях. Развитие логического мышления и умений устанавливать взаимосвязи между разными и казалось бы мало связанными между собой явлениями и процессами, происходящими в эколого-социальных и природных системах, достигается при решении учащимися эколого-ориентированных задач.

Издаются программы, учебники, учебные пособия для студентов учреждений начального и среднего профессионального образования, высших учебных заведений различного профиля и системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров.

Учащимися и взрослыми широко используется содержательная и хорошо иллюстрированная переводная литература.

Важную роль в формировании активной природоохранной позиции в обществе играют материалы, иллюстрирующие официальную информацию федеральных органов и субъектов Российской Федерации о состоянии природных ресурсов и охраны окружающей среды, при подготовке которых используются официальные данные: государственная статистическая информация, данные кадастров природных ресурсов и природно-ресурсного мониторинга, данные министерств и ведомств, публикуемые с 1990 г. ежегодно в Государственном докладе «О состоянии природной среды Российской Федерации», и материалы ежегодных докладов практически всех субъектов Российской Федерации, Красные книги Российской Федерации и субъектов Федерации.

Хорошим подспорьем в получении экологической информации являются ежемесячные бюллетени МПР России «Использование и охрана природных ресурсов в России» и другие информационно-аналитические материалы и ежемесячно выходящий под тем же названием обзор средств массовой информации, издаваемые Национальным информационным агентством «Природные ресурсы» (НИА-Природа).

Специалистам в области экологического образования предлагаются аналитические отчеты и тематическая обзорная информация, подготавливаемые ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации), НИИТЭКИМ (Научно-исследовательский институт технико-экономических исследований) и другими структурами, работающими с научно-технической информацией.

Издаются и распространяются материалы в рамках проектов «Экологическое образование для всех» и «Экологический всеобуч». Широкий положительный отклик среди читателей находят брошюры серии «Экологическая безопасность в быту», изданные Российским экологическим федеральным информационным агентством (РЭФИА).

Особенности развития системы непрерывного экологического образования отражаются в материалах тематических конференций международного, общероссийского и регионального уровней. Экологическое образование было одним из основных вопросов на Всероссийских съездах по охране природы.

Сведения об источниках экологической информации в последнее время суммируются в тематических библиографических указателях, подготовку которых осуществляют в том числе и библиотеки.

Предпринимались попытки собрать, обобщить, проанализировать и дать широкому кругу педагогической общественности возможность познакомиться со специалистами по образованию в области окружающей среды и направлениями их профессиональной деятельности. В помощь желающим получить профессиональное экологическое образование были изданы специальные справочники.

Принципиально важна не только полнота отражения процессов, происходящих в области экологического образования, в документах и литературе, но доступность этих источников для заинтересованного потребителя информации. Решающую роль в достижении полноты и доступности информации приобретает использование современных информационных технологий, включая Интернет. Отрадно, что в России появляются и мультимедийные курсы обучения, например, Комплексный мультимедийный курс «Экология», разработанный в Екатеринбурге специалистами УГТУ и УПИ.

 

5. Проблемы экологического  образования в России и пути  их решения

Отечественная система непрерывного экологического образования, сложившаяся в настоящее время, объединившая в себе богатый опыт отечественного и зарубежного экологического образования и воспитания, международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, имеет специфические особенности: традиции воспитания ценностно-смыслового отношения к миру природы, нерасчлененность процессов экологического образования и воспитания, их включенность в реальную жизнь социума.

Проведенный на основе современных методологических подходов анализ теории и практики отечественного и зарубежного экологического образования позволил определить совокупность наиболее актуальных проблем отечественной системы экологического образования:

Информация о работе Становление экологического образования дошкольников в России