Структура управления экологической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Антропогенный период, т.е. период, в котором возник человек, является революционным в истории Земли. Человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на нашей планете. А если вспомнить о непродолжительности времени существования человека по сравнению с жизнью планеты, то значение его деятельности предстанет еще яснее. Технические возможности человека изменять природную среду стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху научно-технической революции. Ныне он способен осуществить такие проекты преобразования природной среды, о которых еще сравнительно недавно не смел и мечтать. Казалось бы, человек становится все менее зависим от природы, подчиняя ее своему влиянию, преображая в соответствии со своими целями. Однако все чаще слышатся слова «охрана природы», «экологический кризис» и т.п. Выяснилось, что рост могущества человека ведет к увеличению отрицательных для природы и в конечном счете опасных для существования человека последствий его деятельности, значение которых только сейчас начинает осознаваться

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

1.Понятие об экологической безопасности…………………………………………………..4

2. Структура российского экологического законодательства………………………………5

3.Экологические вопросы в Конституции РФ……………………………………………….6

4.Закон РФ «Об охране окружающий природной среды»…………………………………..7

5.Гарантии экологических прав граждан…………………………………………………….9

6. Роль государства в реализации экологических прав……………………………………..10

7. Ответственность за экологические правонарушения…………………………………….15

8. Дисциплинарная ответственность…………………………………………………………15

9. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения……………15

10. Административные экологические правонарушения…………………………………...16

11. Уголовная ответственность за экологические преступления…………………………...18

12. Проблемы организации экологического контроля на предприятии……………………18

Заключение……………………………………………………………………………….20

Список использованной литературы………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

СУ экологбезоп.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Московский  Государственный  Открытый Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По  предмету:

Моделирование эколого–экономических  систем

На  тему:

Структура управления экологической  безопасности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 5 курса

Факультета  «ПМ»

Специальность 080116

Буянова А.Н.

Проверил:

Кононенко А.Ф. 
 
 

Москва, 2008

    Содержание: 

    Введение…………………………………………………………………………………..3 

1.Понятие об  экологической безопасности…………………………………………………..4

2. Структура  российского экологического законодательства………………………………5

3.Экологические  вопросы в Конституции РФ……………………………………………….6

4.Закон РФ  «Об охране окружающий природной  среды»…………………………………..7

5.Гарантии экологических  прав граждан…………………………………………………….9

6. Роль государства  в реализации экологических прав……………………………………..10

7. Ответственность  за экологические правонарушения…………………………………….15

8. Дисциплинарная  ответственность…………………………………………………………15

9. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения……………15

10. Административные экологические правонарушения…………………………………...16

11. Уголовная  ответственность за экологические преступления…………………………...18

12. Проблемы организации экологического контроля на предприятии……………………18 

    Заключение……………………………………………………………………………….20 

Список использованной литературы………………………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

      Антропогенный период, т.е. период, в котором возник человек, является революционным в истории Земли. Человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на нашей планете. А если вспомнить о непродолжительности времени существования человека по сравнению с жизнью планеты, то значение его деятельности предстанет еще яснее. Технические возможности человека изменять природную среду стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху научно-технической революции. Ныне он способен осуществить такие проекты преобразования природной среды, о которых еще сравнительно недавно не смел и мечтать. Казалось бы, человек становится все менее зависим от природы, подчиняя ее своему влиянию, преображая в соответствии со своими целями. Однако все чаще слышатся слова «охрана природы», «экологический кризис» и т.п. Выяснилось, что рост могущества человека ведет к увеличению отрицательных для природы и в конечном счете опасных для существования человека последствий его деятельности, значение которых только сейчас начинает осознаваться. Многочисленные научные данные показывают, что экологическая обстановка на нашей планете не всегда была одной и той же. Более того, она испытывала резкие перемены, отражавшиеся на всех ее компонентах. Одно из таких глобальных изменений произошло, по-видимому, на самом начальном этапе развития жизни на Земле, когда в результате деятельности живого вещества атмосфера нашей планеты резко изменилась, в ней появился кислород, и за счет этого была обеспечена возможность дальнейшего становления и распространения жизни. Живые существа создали нужную им атмосферу. В процессе своей эволюции живое вещество, преображаясь, само и одновременно изменяя косную материю, сформировало биосферу — целостную неразрывную систему живых и косных компонентов нашей планеты. Процесс становления ее идет через выявление и разрешение противоречий между отдельными компонентами, и периоды резкого обострения противоречий могут быть названы экологическими кризисами.

Возможность и  правовые механизмы возмещения экологического ущерба имеет большую актуальность в России, где в целом экологическая  обстановка остается тревожной, несмотря на падение производства и, соответственно снижение вредных нагрузок на атмосферу, водную среду и почву. Десятки территорий вызывают серьезную озабоченность, а более сотни городов имеют превышенную концентрацию загрязняющих веществ, подчас находясь в состоянии зон экологического бедствия. Таким образом, реализация механизмов обеспечения экологической безопасности нашей страны зависит в том числе от того насколько органы государственного управления эффективно реализуют свои контрольно-надзорные функции в сфере природопользования, а также понимают правовую природу правоотношений, складывающуюся вследствие нарушения экологических требований, и связанное с ними любое умаление охраняемого законом материального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц(1).  

  1. Понятие об экологической безопасности
 

    Экологическая безопасность - это защита от экологической опасности. Эти два понятия всегда рассматривают вместе.

    Экологическая опасность -  возможность разрушения (полного или частичного) среды обитания человека, растений и животных  в результате неконтролируемого развития экономики, отставания технологий, естественных катастроф и антропогенных аварий, вследствие чего нарушается приспособление живых систем к условиям существования.

    Экологическая опасность возрастает с развитием  современного технологического кризиса. Техногенные загрязнения губительно действуют на организм человека, на окружающую природную среду. Технологический кризис порождает экологический кризис XХI в.

    В нашей стране необходимость обеспечения  экологической безопасности хорошо осознана. Она признана на государственной уровне. Совет Безопасности РФ включил компонент "экологическая безопасность" в структуру национальной безопасности государства, общества и отдельной личности человека.

    Обеспечением  экологической безопасности занимаются как государственные экологические органы, так и общественные организации (объединения), входящие в "зеленое" движение.  Государственные экологические службы осуществляют постоянное слежение (мониторинг) за экологическим состоянием воздуха, водных ресурсов, почвы. Они проводят экологический контроль деятельности предприятий (организаций) любой ведомственной принадлежности и любой формы собственности. Они осуществляют экологическую экспертизу намечаемой хозяйственной или иной деятельности, которая может оказать отрицательное влияние на окружающую природную или антропогенную среду, обеспечивают специальный природоохранный режим в заповедниках, заказниках и т.п.  Общественные экологические организации (объединения) обычно ведут борьбу с конкретными нарушениями или "защищают" конкретный природный объект, например, озеро Байкал.

    Для обеспечения экологической безопасности обычно используют экономические, административные, правовые, социально-психологические (пропаганда, убеждение) меры. Наибольший успех может быть достигнут при совместном действии государственных структур и "зеленого" движения. К сожалению, в условиях общего социально-экономического кризиса экологические программы обычно лишь частично выполняются, к рекомендациям экологов не всегда прислушиваются. Однако в условиях экономического роста внимание к экологическим вопросам с неизбежностью будет расти. 

2. Структура российского экологического законодательства

    Прогрессирующее ухудшение состояния окружающей природной среды настоятельно выдвигает необходимость ее защиты, оздоровления, восстановления, облагораживания. Массовые действия невозможны без соответствующего организационного обеспечения. При этом в экологическом менеджменте велика роль правовых средств, поскольку конкретные действия по защите природы должны опираться на законы, стандарты, утвержденные в установленном порядке правила и другие нормативно-правовые акты и инструктивно-методические материалы. Всю эту совокупность обязательных к исполнению документов, утвержденных компетентными государственными органами, будем кратко называть экологическим законодательством.

    Основное  при разработке экологического законодательства - забота о здоровье, безопасных и благоприятных  условиях труда и  быта людей. Поэтому выделяются области законодательства, соответствующие тем или иным сферам производственных отношений, труда и быта людей. Например, первостепенное место в законодательном оформлении земельных отношений отводится сельскохозяйственному производству. Правовые вопросы экологии водных отношений связаны прежде всего с бытовым и питьевым водоснабжением, а также с рыбной ловлей. Правовые основы обеспечения экологической безопасности лесов относятся к регулированию удовлетворения потребностей населения в древесине и других лесных продуктах (грибы, ягоды, лекарственные растения и др.), а также охране и развитию полезных природных свойств лесов (водоохранных, санитарно-гигиенических и оздоровительных) и их обитателей, в том числе объектов охоты. Законодательство об охране атмосферного воздуха нацелено на предотвращение выбросов вредных веществ и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения и окружающей природной среды.

    Правовые  акты, входящие в отечественное экологическое  законодательство, по своей общности делятся на несколько уровней. Основу составляют положения Конституции Российской Федерации, относящиеся к экологии. Головным (базовым) актом в области экологии, ядром отечественного экологического законодательства является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», принятый 19 декабря 1991 г. Его положения развиваются в Законах и их собраниях (на юридическом языке - кодексах), посвященных отдельным сферам деятельности. Поскольку в современных условиях развитие научно-технического прогресса неизбежно приводит к деградация природной среды, то с целью усиления ее охраны необходимо правовое регламентирование потребления отдельных природных компонентов. Поэтому в России приняты основополагающие кодексы - Земельный (- 2001 г.) Лесной (1997 г.) и Водный (1995 г.), утверждены Закон о недрах (1995 г.), Закон об охране атмосферного воздуха (1992 г.) и Закон о животном мире (1995 г.).

    Российское  экологическое законодательство, разработанное  в основном в 1990-х годах, включает в себя довольно много Федеральных законов. Кроме названных выше.

    Федеральные законы и их собрания (кодексы) развиваются  в двух направлениях. Во-первых, на их основе принимаются законодательными органами субъектов Российской Федерации  собственные экологические законы. Следующий слой экологических документов создается органами местного самоуправления, отвечающими за соответствующие муниципальные образования. С другой стороны, федеральные органы, министерства и ведомства, службы и агентства, входящие в систему исполнительной власти России, издают экологические правовые акты  в своих сферах деятельности. Отметим, что в государственных стандартах на продукцию и услуги, как правило, присутствуют экологические требования. Судебная власть (суды и арбитражные суды) также вносят свой вклад в развитие экологического законодательства, принимая решения по тем или иным делам, содержащим экологические аспекты, и тем самым создавая прецеденты - образцы для будущих правовых решений. Таким образом, все ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная - принимают участие в развитии экологического законодательства. Нельзя не отметить роль общественных экологических организаций, которые зачастую являются инициаторами принятия тех или иных экологических правовых актов.

    Нижним  слоем экологического законодательства являются приказы и инструкции, иная нормативно-техническая и инструктивно-методическая документация, действующие на уровне отдельного предприятия или организации 

3. Экологические вопросы в Конституции Российской Федерации

    Отечественное экологическое законодательство основывается на ряде положений Конституции Российской Федерации. Так, в главе 1 "Основы конституционного строя" в статье 9 говорится "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".

    Многие  экологические положения включены в главу 2 Конституции Российской Федерации "Права и  свободы  человека и гражданина".

    Основной  для экологического законодательства является статья 42 "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Таким образом, в этой статье Конституции выделено три правовых элемента:

Информация о работе Структура управления экологической безопасности