Структура управления экологической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Антропогенный период, т.е. период, в котором возник человек, является революционным в истории Земли. Человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на нашей планете. А если вспомнить о непродолжительности времени существования человека по сравнению с жизнью планеты, то значение его деятельности предстанет еще яснее. Технические возможности человека изменять природную среду стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху научно-технической революции. Ныне он способен осуществить такие проекты преобразования природной среды, о которых еще сравнительно недавно не смел и мечтать. Казалось бы, человек становится все менее зависим от природы, подчиняя ее своему влиянию, преображая в соответствии со своими целями. Однако все чаще слышатся слова «охрана природы», «экологический кризис» и т.п. Выяснилось, что рост могущества человека ведет к увеличению отрицательных для природы и в конечном счете опасных для существования человека последствий его деятельности, значение которых только сейчас начинает осознаваться

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

1.Понятие об экологической безопасности…………………………………………………..4

2. Структура российского экологического законодательства………………………………5

3.Экологические вопросы в Конституции РФ……………………………………………….6

4.Закон РФ «Об охране окружающий природной среды»…………………………………..7

5.Гарантии экологических прав граждан…………………………………………………….9

6. Роль государства в реализации экологических прав……………………………………..10

7. Ответственность за экологические правонарушения…………………………………….15

8. Дисциплинарная ответственность…………………………………………………………15

9. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения……………15

10. Административные экологические правонарушения…………………………………...16

11. Уголовная ответственность за экологические преступления…………………………...18

12. Проблемы организации экологического контроля на предприятии……………………18

Заключение……………………………………………………………………………….20

Список использованной литературы………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

СУ экологбезоп.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

    во-первых, право на благоприятную окружающую среду, природную или антропогенную;

    во-вторых, право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной  среды, независимо от того, является ли в рассматриваемый момент времени  эта среда благоприятной или нет;

    в-третьих, гарантируется право за возмещение ущерба в случае экологических правонарушений (но не в случае причинения вреда  природными явлениями, например, землетрясением или наводнением).

    Это право естественным образом сочетается с экологическими обязанностями: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (статья 58).

    Перейдем  к статьям, в которых упоминаются экологические проблемы. В части 2 статьи 36 сказано: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц".

    В статье 114 Конституции РФ одной из задач Правительства РФ указано обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.

    Конституцией  Российской Федерации определены процедуры  разработки, принятия и совершенствования  экологического законодательства, установлены  органы, ответственные за такую работу, гарантирована возможность активного участия в ней общественных организаций (объединений). 

      4. Закон Российской Федерации «Об охране

      окружающей  природной среды» 

      Головным (базовым) актом в области экологии, как уже отмечалось, является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», принятый 19 декабря 1991 г.

      В разделе "Общие положения" рассмотрены  основные принципы охраны окружающей природной среды и перечислены  типы выделяемых в окружающей среде  объектов, подлежащих охране в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». В том же разделе фиксируется распределение областей компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области экологии.

      Следующий раздел посвящен раскрытию закрепленного Конституцией РФ права граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, в том числе полномочиям граждан и общественных организаций (объединений) в области охраны окружающей природной и антропогенной среды.

      Специальная глава посвящена раскрытию действующего в настоящее время административно-экономического механизма охраны окружающей природной среды. Работа этого механизма начинается с анализа ситуации, т.е. с учета и социально-экономической оценки природных ресурсов. Законодателем рассмотрены вопросы планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий. Важными составляющими административно-экономического механизма охраны окружающей природной среды являются лимиты (ограничения) на использование природных ресурсов  и на технологически необходимые выбросы и сбросы в окружающую среду вредных веществ, а также платность природопользования и экономическое стимулирование предприятий, передовых в природоохранной деятельности.

      Важный  раздел Закона «Об охране окружающей природной среды» посвящен нормированию качества окружающей среды (в частности, подходам к установлению таких экологических характеристик, как предельно допустимые концентрации вредных веществ).

      Рассмотрены экологические требования, которые должны быть выполнены на соответствующих стадиях жизненного цикла фирм и организаций, воздействующих на окружающую природную среду - при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции и ликвидации предприятий, сооружений и иных объектов.

      В Законе описан порядок действий властей  при возникновении чрезвычайных экологических ситуаций, как природного, так и антропогенного происхождения.

      Рассмотрен  правовой статус особо охраняемых природных территорий и объектов (заповедников, заказников, редких и исчезающих видов животных и растений и их мест обитания, и др.).

      Правовое  обоснование в Законе «Об охране окружающей природной среды» дано экологическому мониторингу (специально организованному слежению за состоянием характеристик окружающей природной среды, в частности, за химическим составом атмосферного воздуха, количеством растворенных в воде тех или иных вредных веществ и т.п.) и экологическому  контролю влияния на окружающую природную среду организаций и предприятий, причем независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

        В Законе указаны процедуры  разрешения споров в области  охраны окружающей среды, возмещения нанесенного природе и населению ущерба и т.д. Рассмотрены виды экологических правонарушений и вопросы привлечения к ответственности за такие правонарушения. 

      Согласно  Закону «Об охране окружающей природной  среды» при осуществлении хозяйственной, управленческой, религиозной и любой  иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации различных форм собственности, отдельные граждане, т.е. все юридические и физические лица, общественные организации и объединения, обязаны руководствоваться следующими основополагающими принципами:

      - приоритетом охраны жизни и  здоровья человека перед экономическими  или иными соображениями;

      - научно обоснованным сочетанием  экологических, социальных, экономических  и иных (в частности, оборонных) интересов общества, обеспечивающим реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;

      - рациональным использованием природных  ресурсов с учетом открытых  учеными свойств природных явлений  и процессов, потенциальных возможностей  окружающей среды, необходимости  воспроизводства природных ресурсов (рациональные использование природных ресурсов должно обеспечивать это воспроизводство) и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

      - соблюдением требований природоохранного  законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения, в том числе и уголовной;

      - гласностью и тесной связью  с общественностью (объединениями  граждан и отдельными гражданами) в решении экологических задач;

      - международным сотрудничеством  в охране окружающей среды (с учетом необходимости соблюдения государственной и коммерческой тайны, а также иных предусмотренных законом ограничений на распространение информации).

      Как уже говорилось в начале главы, экологическим  вопросам посвящено большое количество правовых актов, а само экологическое право за 1990-е годы превратилось в обширную область юридической науки.

        Подведем предварительные итоги.  Охране от загрязнения, порчи,  повреждения, истощения, разрушения  подлежат естественные экологические  системы. А именно, литосфера - земля, ее недра, почва. Гидросфера - поверхностные и подземные воды, ледники, моря и океаны. Атмосфера - атмосферный воздух (в том числе озоновый слой атмосферы). Биосфера - леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд. Сочетания перечисленных биологических сфер - природные ландшафты, экологические системы лесов, полей и рек, озер, морей, а также антропогенные системы городов и лесопарков в их  составе. 

      5. Гарантии экологических прав граждан 

      С теоретической и практической точек зрения весьма важен комплекс реальных правовых и иных гарантий прав граждан на экологически грамотное использование окружающей природной среды. Правоохранительные органы (в том числе экологическая милиция), суды, арбитражные суды согласно действующему законодательству наделены широкими полномочиями по разрешению споров и по рассмотрению исков граждан по вопросам природопользования, прежде всего связанных с ущемлением их прав или с пресечением посягательств на экологические права.

      Лучшей  гарантией экологических прав граждан  является их осведомленность о состоянии и перспективах изменения окружающей природной среды в соответствии с планами государственных органов и частных организаций. Для реального осведомления граждан им надо знать, что общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды по единой системе осуществляет сбор, хранение, поиск и обработку информации о состоянии атмосферного воздуха, водных потоков, почвы, других природных ресурсов. В частности, заинтересованные государственные и общественные органы, предприятия и организации обеспечиваются систематической информацией и прогнозами об уровнях загрязнения атмосферы под влиянием хозяйственной деятельности и метеорологических условий. Если в результате неблагоприятного сочетания различных факторов и вредных воздействий на воздух в отдельных районах возникает угроза здоровью людей, об этом немедленно сообщается заинтересованным учреждениям и организациям. В соответствии  с действующим законодательством они переводят на специальный режим или временно приостанавливают работу предприятий и транспорта с целью снижения интенсивности выбросов, уменьшения вредного воздействия на здоровье людей, осуществляют в необходимых случаях временную эвакуацию населения.

      Чтобы реализовать свои экологические права, гражданам надо прежде всего иметь необходимую информацию для оценки реальной ситуации. Поэтому гласность служит обязательной предпосылкой реализации права человека на благоприятное состояние окружающей среды.

        Общественные экологические (природоохранительные) организации, иные общественные  организации и объединения граждан  согласно действующему законодательству  имеют право: разрабатывать, утверждать на своих съездах и пропагандировать природоохранные программы в печати, по радио и телевидению, защищать права и интересы населения в области охраны природы. Они вправе создавать общественные инспекции по охране природы, участвовать в проводимых государственными инспекциями по охране природы проверках выполнения предприятиями, учреждениями, организациями природоохранных планов и мероприятий и требовать проведения таких проверок уполномоченными на то органами. Они могут ставить вопросы об отмене решений о размещении, строительстве, эксплуатации объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности. Природоохранительная работа общественных организаций и иных общественных образований проводится в соответствии с их уставами и действующим законодательством. Государственные органы обязаны учитывать предложения общественных организаций и граждан.  

      6. Роль государства в реализации экологических прав 

      Координацию природоохранной  работы объединений, предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. На них и на специально уполномоченные государственные природоохранные органы законодательством возложена вся полнота ответственности за экологическую обстановку в соответствующих регионах.  
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      На  государственном (федеральном) уровне управление осуществляется Президентом, Федеральным собранием, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами. Главными из последних являются Министерство природных ресурсов (МПР) - постановлением Правительства Р.Ф. от29 мая 2008г. №404 все вопросы экологии и природопользования подчиняются Министерству природных ресурсов Российской Федерации  (раньше эти функции выполнял центральный аппарат Федеральной службы по экологическому, технологическому, атомному надзору (Ростехнадзор РФ)В частности, оно имеют право налагать запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного и иного назначения, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов и других работ, осуществляемых с нарушением природоохранного законодательства. Они могут также приостанавливать работу промышленных и других предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны  окружающей среды. В их компетенции - предъявлять иски предприятиям (объединениям) и организациям, а также российским гражданам и иностранным физическим и юридическим лицам о взыскании средств в возмещение ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов; затем Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

      Росгидромет России проводит мониторинг и контроль за состоянием ОПС, в первую очередь  атмосферного воздуха и поверхностных  вод. Росгидромет имеет широкую  сеть наблюдательных пунктов, постов и  станций.

      Важнейшая задача – ликвидация последствий  экологический катастроф возложена  на МЧС России.

Информация о работе Структура управления экологической безопасности