Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 19:32, курс лекций
Вторая глобальная проблема современности и по содержанию, и по значимости для существования и развития рода человеческого – это экологическая проблема, которая означает как экологический кризис.
Никого сегодня не надо убеждать в том, что природа была, есть и будет не только причиной и естественным условием возникновения и существования человеческого общества, но и одним из решающих факторов его развития.
2. Новиков Ю. В. Природа и человек. - М.: Просвещение, 1991
2/Вторая глобальная проблема современности и по содержанию, и по значимости для существования и развития рода человеческого – это экологическая проблема, которая означается как экологический кризис.
Никого сегодня не надо
убеждать в том, что природа была,
есть и будет не только причиной
и естественным условием возникновения
и существования человеческого
общества, но и одним из решающих
факторов его развития. То есть, в
общественном развитии есть сферы и
компоненты его развития (и экономические,
и политические, и духовные), которые
практически непосредственно
В чем суть экологической угрозы? Она неотъемлемый элемент и результат той эпохи, которая называется эпохой научно-технической революции. Именно в условиях НТР, начавшейся в середине XX в., природные ресурсы перестали быть практически неисчерпаемыми по сравнению с колоссально возросшими материальными потребностями общества. Но тем не менее взаимодействие в системе "общество – природа" продолжает носить односторонний характер: оно больше направлено на эксплуатацию природы, чем на ее охрану и восстановление, хотя очевидно, что люди не могут и далее бесконтрольно, беспланово, безрассудно и бессовестно эксплуатировать природу. Маркс был абсолютно прав, предупреждая еще в условиях промышленной революции о том, что культура, если она развивается стихийно, а не сознательно, оставляет после себя пустыню.
Казалось бы, все ясно и на обыденном и на теоретическом уровне, но между пониманием и реальной человеческой практикой дистанция огромного размера. Эта практика касается всех общественных систем современного мира, которые в той или иной степени приблизили экономическую катастрофу земной цивилизации. Один из ведущих современных экологов Г. Сен-Марк предупреждал еще в начале 70-х годов о том, что было бы страшным заблуждением полагать, что можно сохранить природу, оставляя в неприкосновенности ту экономическую систему, которая ее разрушает.
Экологический кризис, по своей сущности, это кризис общества. Он есть результат противоречий между действием законов общества и естественными законами природы. Эти противоречия привели к тому, что за весьма короткий срок были подорваны механизмы саморегуляции биосферы, и самым уязвимым в ней стал человек. Если низшие биологические организмы за весьма короткое время приспособились к этим изменениям, а часть из них мутировали в неизвестном, и в этом случае, небезопасном для человека направлении, то перед человеком возникла реальная опасность физической и умственной деградации.
Таким образом, сегодня можно утверждать, что технологическое развитие пошло "не туда, куда требовала природа". Человечество переступило порог возможностей биосферы. Одна из последних ресурсных моделей состояния Земли по пяти основным параметрам: население, ресурсы, промышленная продукция, питание, загрязнение среды обитания, – показывает, что, если темпы роста населения, экономики, истощения ресурсов будут такими, как последнее десятилетие, то Земля потерпит катастрофу, примерно, в 2040 году.
Причин и составляющих экологического кризиса много, и они не равны по значимости: демографический взрыв (биосфера была устойчива, пока население Земли не превышало двух миллиардов человек); несовершенство техники и технологии; колоссальное химическое загрязнение окружающей среды; бесплановая урбанизация и т.п. материальные, объективные причины. Но, пожалуй, самая главная причина – низкий уровень духовной культуры, выразившийся в том числе в экологическом невежестве человека и человечества. Об этом необходимо сегодня помнить и говорить особо.
Экологическая катастрофа на наших глазах из мрачного прогноза "Римского клуба" превратилась в неотвратимую реальность. Сегодня вопрос стоит не о том, как ее избежать, а о том, как ее пережить, смягчить и затормозить негативные последствия техногенеза прежде всего. Техническая цивилизация, разрушающая природу, возникла не сама по себе, а в рамках культуры с ценностями и способами их достижения ориентирующих человечество на неограниченное развитие технических средств эксплуатации природных сил. В духовной культуре было заложено представление о практической безграничности этих запасов и право человека бесконтрольно ими распоряжаться. Такое представление пагубно не только для природы. Это – беда вторичная. Первичная же беда – антропологическая, то есть уничтожение человека в человеке, "порча" человеческой сущности, выбор им ошибочных ориентиров и ценностей.
Индустриализация в глобальных
масштабах стала на дорогой в
светлое будущее, а безумным бегом
за исчезающими ресурсами Земли.
И теперь мы стоим перед фактами,
от которых большинство
Согласно данным ООН, за последнее столетие уничтожена половина влажной земли, половина заселявших планету лесов, 80 процентов лугов. Сорок процентов плодородной земли на нашей планете дегенерировало, а семьдесят процентов рыбных запасов моря уничтожено. Но суровее человек и природа обошлись с водными ресурсами. «Система пресной воды в мире дегенерировала настолько, что ее способность поддерживать человеческую, растительную и животную жизнь поставлены в состояние страшной угрозы» [5].
Все, что с нами происходит – не результат некоего несчастного случая или бедствия. Результаты человеческой деятельности вполне предсказуемы, они – результат семи тысяч лет деятельности человечества начиная с городов Междуречья, таких как Шумер и Аккад, с тех пор как человечество живет не племенами, а в городах и окрестностях. При этом проблемы человечества проистекают не из технологических нововведений, насилия, неверного распространения информации. Наши проблемы проистекают из неверного видения мира, нашего невежества, неспособности понять проблем соседа.
И нет простых способов решения проблем: рециклирование отходов не спасет мир от оскудения ресурсов; контроль над рождаемостью не оградит от ускоряющегося расселения землян – причем наименее производительных; даже нахождение заменителя нефти не продлит данный нам шанс.
Увы, наступают более суровые времена: дары солнца и природы близки к своей исчерпанности. Быстро иссякает органическое топливо. Дивные, покрывавшие половину планеты леса гибнут на глазах, покрывая солью самые плодородные районы Земли. Ценнейшие элементы таблицы Менделеева уходят в прошлое как памятник человеческой беззаботности. Ежедневно из биологической жизни уходят сотни невосстановимых специй. Гибель зеленого покрова и страшные выбросы углекислого газа неизбежно изменят климат на планете, резко сокращая его регенерирующие свойства. Позади homo sapiens имеет минимум 40 000 лет, впереди для беззаботности – неполные полстолетия, характерные крайней неравномерностью пользования богатств Земли. Соединенные Штаты, напомним, потребляют примерно 30 процентов всех сырьевых материалов, добываемых на нашей планете [6].
Главным смыслом происходящего будет гибель индустриального мира.
Проблемы экологии обостряются
жестокой экономической конкуренцией
между государствами и
** Демографическая проблема. Вызвана к жизни быстрым ростом населения на планете и исчерпанием ресурсов. К началу нашей эры на Земле обитало около 250 млн. человек, а к началу XIX в. их было уже около 1 млрд. В 20-е гг. следующего столетия численность человечества удвоилась, и сейчас оно составляет уже 6 млрд. человек. Ежегодно на свет появляется около 130 млн. детей. Наибольший прирост населения дают страны Азии, Африки и Латинской Америки, где существует самый низкий уровень жизни и ее качества. Ученые предсказывают увеличение населения к 2025 г. до 8,5 млрд., а в перспективе до 12,5 и даже до 20 млрд., что будет означать колоссальный демографический взрью. Это резко обострит проблему питания и здравоохранения, увеличит нагрузку на природную среду, приведет к конфликтам и нестабильности в мировом сообществе, к другим негативным последствиям.
**технологический прогресс
В европейской культуре панацеей
от всяких кризисов считается наука,
научно-технический прогресс. Сейчас
становится ясно, что одной науке
справиться с ними не удается: кризисное
состояние техногенной
Техногенная цивилизация
ориентирована на возможно большее
обладание материальными
Однако, став массовым производством знания, наука перестает быть сферой этических отношений, а потому все более оказывается областью, таящей в себе повышенную опасность для человека. Отсюда вытекает необходимость контроля за ее развитием со стороны общества, что выражается в требовании гуманитаризации и гуманизации самой науки. Гуманитаризация означает проникновение ценностей, стандартов гуманитарного познания в структуру естественнонаучной и технической деятельности, то есть изменение внутренних ориентиров науки. Гуманизация же есть переосмысление, видоизменение внешних идеалов науки: наука должна ориентироваться не только на получение истины, но и на выработку представлений о своей смыслообразующей деятельности, о гуманистических ценностях цивилизации вообще. Человечество уже больше не может позволить себе роскошь не задумываться над последствиями полученных с помощью науки и техники сиюминутных благ. Никакое сиюминутное благо не может быть ни экономически, ни политически, ни идеологически, ни морально оправдано, если оно оказывается злом для ведущих поколений, соседей, природы. Гуманизм больше не может трактоваться как направленность на интересы человека без учета интересов будущих поколений и природы — в противном случае он превращается в психологию временщика, в эгоизм вида чогпо sapiens. He случайно поэтому сейчас все больше проявляет себя тенденция к увязыванию гносеологических и ценностях аспектов научной деятельности.
Под общественным прогрессом
принято понимать тип развития общества,
характеризующийся
Данное понятие всегда
соотносится с понятием регресса,
под которым в философии
Следует иметь в виду, что исторический процесс по природе своей всегда противоречив, и часто эти противоречия очевидны. В истории . общества ведь нет только светлых тонов, она всегда многоцветна. Она далеко не всегда выражает интересы всех людей. История гуманна и жестока одновременно. Богатство и бедность, образованность и невежество, творчество и разрушение неразлучны, как свет и тень. Очевидно, например, что в течение многих веков в основе общественного прогресса лежала, как выразился Ф.Энгельс, "низкая алчность". Основной целью общества и двигателем его прогресса было обретение богатства для узкого слоя людей. Интересы большинства приносились в жертву меньшинству, и прогресс тем самым приобретал несправедливый, уродливый и антагонистический характер. Благосостояние и развитие одних осуществлялось ценой угнетения и страданий других. Такой, увы, оказалась логика истории человеческого рода, и давняя мечта угнетенных масс о "золотом веке" представляется в связи с этим отнюдь не беспочвенной.
Раскрытие темы прогресса
общества и противоречивой природы
истории логично подводит нас
к проблеме бытия человека в современном
мире. Все мы существуем в настоящее
время на разломе крупных эпох
в истории человечества. Наше время
— это время глубокой технологической
революции и становления
Информация о работе Теория глобализации в трилогии неизвестная история