Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 01:17, курсовая работа
Опыт последних десятилетий неопровержимо свидетельствует, что в подавляющем большинстве экологических бедствий основным виновником становится всё чаще не непредсказуемость действия технологических средств или природных стихий, а непродуманная, непредсказуемая деятельность человека, наносящая своим техногенным воздействием нередко непоправимый вред природе. Поэтому в экологических исследованиях в разных странах мира всё более ощутим поворот к учёту социальных факторов как в создании экологической проблемы, так и в её решении. Становится всё более ясно, что от экологического императива объединённое в планетарном масштабе человечество должно переходить к экологически ориентированному сознанию, мышлению и действию, к экологически ориентированному социальному развитию.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Социальная экология - наука о глобальных проблемах современности 5
1.1 Источники возникновения социальной экологии 5
1.2 Предмет и задачи социальной экологии 7
Глава 2. Технический прогресс как источник социально - экологических проблем 8
2.1 Конфликт технологии и экологии 8
2.2 Социально-экологические проблемы современности 9
2.3 Экологическое содержание научно-технической революции 12
Глава 3. Технический прогресс как способ преодоления социально-экологических проблем 15
3.1 Философские взгляды на решение глобальных проблем человечества 15
3.2 Основные принципы природосберегающих технологий 16
3.3 Экотехнология - основа перехода к ноосферному 18
типу цивилизации 18
3.4 Технико-технологическая составляющая концепции 21
устойчивого развития 21
Заключение 23
Библиографический список 24
В. И. Вернадский с естественно-научных позиций показал, что человечество должно осознать свое место и роль в природных круговоротах вещества и энергии и оптимально вписать свою производственную деятельность в эти круговороты. Отсюда В. И. Вернадский делал важный вывод о том, что людям необходимо осознать не только свои интересы и потребности, но и свою планетарную роль как трансформаторов энергии и перераспределителей вещества по земной поверхности на основе новых способов использования информации. Глобальные процессы, вызываемые людьми, должны соответствовать организованности биосферы, сложившейся задолго до появления человека. Люди вполне способны познать объективные законы организованности биосферы и сознательно учитывать их в своей деятельности, как они уже давно учитывают законы отдельных частей и элементов биосферы, преобразуя их в практических целях.
Глава 3. Технический прогресс как способ преодоления социально-экологических проблем
3.1 Философские взгляды на решение глобальных проблем человечества
Потребности формирующегося естествознания и развивающегося промышленного производства обосновывали реальность противопоставления человека окружающей действительности. Разрушить эти стереотипы в рамках антрополого-натуралистических представлений пыталось французское Просвещение. Природа (внешняя среда ), трактуемая различным образом6, оказывает, по мнению представителей этого направления, решающее воздействие на человека. Французские материалисты отстаивали, таким образом, принцип единства человека и природы, основываясь при этом на созерцательной, "извечно данной" гармонии между ними.
Особое место в интерпретации процессов взаимоотношений человека и природы занимают представители философско-религиозного направления, "русского космизма" XIX в. ( Н. Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский и др.), которые в системе философско-теологических построений ставили вопрос о "теокосмическом всеединстве", путях "совокупного спасения человечества", о бессмертии человеческого рода, обосновывали позитивную тенденцию к гармонии биосферных и космических процессов, стремясь найти должное место человека в системе его отношений с миром материальных и идеальных вещей и явлений.
Большинство концептуальных построений ХХ века, особенно второй его половины, объединяет философия технократизма, исходящая из того, что научно-технический прогресс создаёт предпосылки для преодоления большинства, если не всех, противоречий мирового развития, выходя на уровень общества "всеобщего благоденствия".
В русле технократизма были созданы многочисленные социологические теории общественного развития, среди которых наибольшую известность получили концепции индустриального и постиндустриального общества, постулирующие позитивную роль научно-технического прогресса. С этой точки зрения понятия "качества жизни", процветания, гармонии и стабильного существования неотделимы от роста материального благосостояния, развития техники и технологии . Однако проявившиеся в 1960-е годы кризисные экологические последствия, технические и этические "побочные эффекты" научно-технического прогресса заставили усомниться в разумности избранного пути, начался пересмотр ценностей неограниченного потребления, приведший в ряде случаев к технофобии.
Впрочем, технократизм западного сознания отвергался в рамках философии "критического гуманизма" (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Маркузе и др.) за абсолютизацию рационально-технологической его ориентации, в процессе которой личность утрачивает целостность, превращаясь в "частичного человека". Выход предлагался в "духовной революции", освобождении от "демона техники", в выявлении "человеческого в человеке".
Радикальная трансформация современного философского взгляда на мировое развитие в рамках решения всё более назревающих экологических проблем произошла в начале 70-х годов, когда была сформулирована идея пределов роста, прогнозирующая "экологический коллапс" для цивилизации будущего при сохранении современных ориентиров мирового развития. Именно с того времени начала формироваться современная философия экологизма7 - мировоззрения, исходящего из определяющего статуса проблемы взаимоотношений человека и биосферы в динамике цивилизационного процесса. Если в 70-х гг. философский экологизм имел пессимистический оттенок, то в 80-х гг. явно стал преобладать "оптимистический реализм" ввиду того, что выявилась неоднозначность феномена "технологического демона", который , с одной стороны, действительно чреват опасными, в том числе и социально-экологическими, процессами, а с другой - наряду с совершенствованием духовного потенциала личности открывает путь к реальному преодолению противоречий глобального масштаба.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что истинное познание бытия в период беспрецедентных глобальных изменений, когда требуется переосмысление сути взаимоотношений человека, общества и природы, выход на иной уровень общепланетарного развития, предполагает не конфронтацию идей, а их взаимодействие. И именно взаимосвязь религиозной и философской интерпретации бытия может создать предпосылки для адекватного ответа на вопрос о позитивных направлениях развития цивилизации.
3.2 Основные принципы
На современном этапе развития общества разработка научного осознания единства общества и природы стимулируется необходимостью практического обеспечения такого единства. По сути дела перед обществом повсеместно встала задача экологизации техники, оптимального согласования ее с природными
За долгие годы индустриального развития набрана односторонняя инерция развития техники в экологически беззаботном режиме, и переход на качественно новый режим иногда кажется просто невыполнимым. К тому же принимаемые до сих пор меры экологизации техники радикально не решают проблемы , а лишь оттягивают ее подлинное преодоление. Борьба с загрязнением природной среды производством ведется пока преимущественно путем строительства очистных сооружений, а не путем смены существующей технологии производства. Однако одних этих мер для решения проблемы недостаточно.
Требования к степени очистки отходов производства будут непрерывно повышаться по мере роста числа и мощности предприятий. В некоторых уникальных природных комплексах, таких, как Байкальский, например, требования к эффективности очистных сооружений уже очень высоки. По мнению специалистов, водоочистные сооружения Байкальского целлюлозно-бумажного комбината не удовлетворяют этим требованиям, хотя стоимость сооружений велика и составляет 25% от стоимости самого комбината. Следовательно, действующий ныне основной способ экологизации техники становится экономически нецелесообразным и экологически неэффективным. Возникло противоречие между старым типом технологии производства и новыми требованиями к защите окружающей среды .
Оснащение современного производства очистными сооружениями следует рассматривать только как этап, хотя и очень важный, на пути совершенствования природопользования. Одновременно с проведением этого этапа нужно переходить к следующему, более важному и радикальному этапу - перестройке самого типа технологии производства. Необходимо переходить к безотходному производству с возможно более полной утилизацией всего комплекса веществ, поступающих в производственно-бытовую систему от горнодобывающей и заготавливающей отраслей производства.
Такая технология требует
полной перестройки производства на основе
создания территориально-
Современное производство
организовано с нарушением
Но из этого не следует, что техника в принципе несовместима с природными процессами. Она вполне совместима с ними, но при условии, чтобы производство было построено в соответствии с законами системной целостности саморегулирующихся систем.
Приблизительным аналогом такой организации обменных процессов вещества и энергии могут служить природные биогеоценозы и биосфера в целом. Как в биогеоценозах многообразие видов организмов обусловливает возможность замкнутого цикла в движении вещества и энергии, так и в общественном производстве само многообразие его видов служит важной предпосылкой обеспечения замкнутости контуров технологических процессов.
Переход на качественно новую технологию производства с замкнутым циклом использования вещества позволит резко сократить потребление материалов из окружающей среды . За исключением небольших потерь в результате рассеивания, распыления и т. д. все вещество при новой технологии будет циркулировать в социальной среде , и новые количества вещества будут требоваться лишь для расширенного воспроизводства и компенсации неизбежных потерь, т.е. примерно так, как в живой природе. Если бы живая природа с самого начала встала на тот же путь использования вещества, по которому пошел человек, то от всей огромной массы нашей планеты при существующих биогенных темпах миграции элементов уже давно бы ничего не осталось. Способом преодоления противоречия между нарастанием интенсивности метаболических процессов в живой природе и ограниченным количеством вещества в неживой природе планеты стали круговороты вещества. Общественное производство также должно подчиняться принципу круговорота вещества.
3.3 Экотехнология - основа перехода к ноосферному
типу цивилизации
Перестройка технологии производства на экологической основе - таков следующий этап совершенствования природопользования после этапа защиты природы на основе традиционной технологии . Для краткости традиционную технологию в ее отношении к природе можно назвать "сервотехнология" (т.е. предполагающая охрану природы с помощью дополнительных техносистем), а новую технологию , органично согласованную с природными процессами и поэтому не нуждающуюся в параллельной технике по защите среды , - "экотехнологией".
От сервотехнологии к экотехнологии - таков основной путь совершенствования природопользования.
Общественные отношения современной цивилизации не в состоянии пока обеспечить реализацию необходимой технологической революции в том объеме и в той направленности, какие требуются для перехода к экотехнологии. Отметим две причины этого. Экотехнология предполагает:
- увязку и плановую регуляцию всей совокупности звеньев производства;
- качественно иной стимул экономики (не максимальную прибыль, а плановый учет потребности .людей и требований окружающей среды безотносительно к величине прибыли). Такой стимул возможен, только в условиях экономики, основанной на иной системе ценностей и развивающейся непосредственно в интересах людей, а не опосредованно через обеспечение прибыли. Экотехнология совместима только с тем обществом, где непосредственной целью производства является не максимальная прибыль, а интересы всех людей, их здоровье и счастье.
Экотехнология снимет ряд ограничений на развитие производства, которые возникли в современных условиях, и прежде всего ограничения со стороны природной среды . Однако это не означает, что будут сняты вообще всякие ограничения технического порядка. Рано или поздно появятся новые ограничения, для снятия которых потребуется еще технологическая революция, и так до тех пор, пока будут существовать общество и обслуживающее его производство. В свете сказанного становится понятной беспредметность споров о том, есть пределы роста общественного производства или нет.
Пределы роста, разумеется, есть, но они существуют не вообще, а конкретно для каждой общественной системы и для каждого конкретного уровня развития технологии производства. Очевидно, что существующая технология производства вообще близка к предельным значениям своего роста в данном качестве. Исследования Римского клуба однозначно показали это.
С рассуждениями о пределах роста экономики непосредственно связана и проблема народонаселения. Может ли население Земли расти беспредельно? Нет. Для каждого конкретного общественного строя и качественно определенного характера технологии производства может быть вполне определенный оптимальный уровень населения. Этот уровень можно рассчитать на основе учета реальных потенций общественного производства и природной среды . Можно полагать, что для будущего общества проблемы населения просто не будет. Но сегодня проблема населения стоит очень остро и прежде всего потому, что и здесь техническая цивилизация достигла предела своего развития, создав избыточное население в силу как социальных, так и природных, но не продовольственных причин.
Демографические проблемы осложняются прежде всего устаревшими национальными и религиозными традициями в сочетании со стихийностью в распределении и использовании трудовых ресурсов, с одной стороны, и контрастами в распределении национального богатства - с другой. Избыточный рост населения, которым прежде всего отличаются, как правило, слаборазвитые страны не является фатальным. Опыт истории промышленно развитых стран показывает, что по мере роста культуры и грамотности населения, развития промышленного потенциала и вовлечения женщин в учебу и производственную деятельность рождаемость, как правило, начинает убывать, приходя к некоторой весьма скромной величине. Это общая тенденция в динамике численности населения. .
Таким образом, необходимая гармония отношений общества и природы может быть обеспечена в процессе незамедлительного перехода к новому этапу научно-технической революции, основным содержанием которого должно стать коренное изменение положения человека в системе "общество-природа", подобно тому как современный этап научно-технической революции резко изменил положение работника в системе "человек-техника". Общая черта обоих этапов научно-технической революции состоит в том, что значительно возрастает роль человека в технических и природных процессах.
В процессе развертывания нового этапа научно-технической революции гораздо более широкое применение, чем раньше, найдут биологические принципы производственных процессов вплоть до перехода к промышленному фотосинтезу вне растений. Тем самым человечество станет вторым аутотрофом на планете с той, однако, разницей, что люди научатся использовать энергию Солнца с гораздо более высоким КПД, чем растения.
Информация о работе Технический прогресс как способ преодоления социально-экологических проблем