Формирование у детей 5-7 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение теоретических основ и выявление эффективности метода экспериментирования при формировании представлений у дошкольников о неживой природе.
Задачи нашего исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
Дать характеристику формам и методам формирования экологических представлений о неживой природе у дошкольников;
Провести диагностику знаний у детей старшего дошкольного возраста об объектах неживой природой;
Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов с объектами неживой природы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста ………………………… 8
1.1.Содержание представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 8
1.2. Формы и методы формирования экологических представлений о неживой природе у дошкольников……………………………………………………. 17
1.3. Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста ………………………… 23
Выводы по главе 1 ………………………………………………………...….. 29
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний об объектах неживой природы у детей старшего дошкольного возраста ….…31
2.1 Диагностика уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста об объектах неживой природы ……………………………………………………31
2.2 Развитие представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста во время экспериментальной деятельности ………34
2.3. Эффективность проведенной работы ………………………………...…..36
Выводы по главе 2 ………………………………………………………..……..38
Заключение …………………………………………………………………...….39
Литература …………………………………………………………………...….42
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсова 3.docx

— 140.05 Кб (Скачать файл)

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности — игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно- театральная деятельность, детский труд — занимают особое место в программе для каждой возрастной группы.

Во второй младшей группе следующие задачи развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе: вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

О чем узнают дети: неживая природа: яркие объекты и явления природы: солнце, небо, облака, радуга, дождь, гром, гроза, снег, снежинки, ветер, лед; основные свойства и качества песка, воды, снега, льда.

Сезонные изменения в неживой природе. Осенью воздух становится холоднее, часто идут дожди, после дождей появляются лужи, солнце светит и греет мало. Зимой холодно, вода и земля замерзают. Землю снег покрывает, дует ветер, образуются сугробы, солнце светит мало, не греет. Весной и летом воздух становится теплым, солнце светит ярко, бывают грозы (гром, молния), дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся теплыми.

В процессе наблюдений за конкретными фактами воспитатель обсуждает вместе с детьми происходящие явления природы: на улице холодно, вода замерзает и превращается в лед, лед в холодильнике, на реке, в луже и т.д.; лед и снег тают в руке, в помещении, весной — на участке; летом жарко, дети легко одеты, могут купаться, играть с песком, водой.

Вместе со взрослым дети осуществляют ряд опытов и поисковых действий, помогающих понять, какие условия жизни необходимы растениям и животным (посадить растение в воду и понаблюдать за корнями — как оно питается; выявить потребность растения в воде, в тепле; позвать животное или пошуршать бумагой, чтобы узнать, слышит ли оно; «угостить» животное разной пищей и выяснить, что оно предпочитает).

Средний дошкольный возраст: задачи воспитания и развития детей:

- Постоянно поддерживать активный  интерес детей 4—5 лет к окружающей  природе, укреплять и стимулировать  его, удовлетворять детскую любознательность.

- В процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

- Поддерживать свободный разговор  ребенка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений, поощрять обращения с вопросами и предложениями по проверке суждений и предположений в ходе экспериментирования.

Знания о неживой природе, жизни растений и животных в среде обитания. Разнообразие явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман; снегопад, поземка, метель; ветерок, сильный ветер, ураган, шторм). Свойства и качества природных материалов (сыпучесть песка, вязкость глины, липкость мокрого снега, текучесть воды). Существование разных сред обитания — наземной (почва, земля), воздушной (воздух) и водной (вода).

Дети исследуя природный мир, экспериментируют. Воспитатель продолжает развивать умения детей различать объекты и явления природы по их признакам, способствовать выделению совокупности их сенсорных признаков — цвет, величину, характер поверхности, твердость- мягкость, запах. Вовлекая детей в познавательные, практические ситуации в центре экспериментирования, педагог помогает им выявлять свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней, обсуждать полученные результаты.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе. Взаимодействуя с детьми старшего дошкольного возраста, воспитатель обеспечивает условия для проявления активной позиции ребенка в познании природы. В развивающей среде группы создает условия для самостоятельного решения детьми проблемных ситуаций природоведческого содержания, экспериментирования.

Дети  узнают о неживой природе, о жизни растений и животных в среде обитания, ее особенности, основных компонентах (земля состоит из чернозема, песка, глины, камней, остатков частей растений; она может быть мягкой, рыхлой, влажной, сухой). Поддерживает проявления интереса дошкольников к природе, к наблюдению, экспериментированию, изучению материалов энциклопедий, журналов. Обращает внимание детей на интересные факты, особенности, изменения в природе. Стимулирует проявление детской любознательности, стремления глубже изучить явления природы, применяя освоенные способы познания.

В уголке экспериментирования, на участке детского сада следует создавать условия  для выявления детьми качеств  и свойств воды, снега, льда, песка, почвы, камней, определения их зависимости  от воздействия солнца, температуры, влажности воздуха, сезона.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности педагог побуждает детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений: метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения. Предлагает детям размышлять о полученных маленьких «открытиях»: свойствах и качествах объектов природы, причинах природных явлений, изменений в природе.

Организуя экологически-ориентированную деятельность детей седьмого года жизни, воспитателю  важно обеспечить условия для  накопления личного опыта дошкольников при взаимодействии их с природой. Следует определять интересы и предпочтения детей и на их основе отбирать дидактические материалы, иллюстрации, литературу, наглядные пособия, инструменты и оборудование, отвечающие детским потребностям; совместно с детьми обсуждать планы их деятельности на день, предполагаемые результаты.

Педагогам необходимо развивать познавательный интерес детей, обеспечивая возможность  самостоятельной, интересной познавательно-исследовательской деятельности. Для этого в развивающей среде организуется место для экспериментирования (лаборатория природы), в котором детям обеспечена возможность проводить несложные опыты, проверять свои предположения. Организуются эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт.

Дети получают знания о неживой  природе, жизни растений и животных в среде обитания. Многообразие свойств и качеств объектов неживой природы. Небесные тела и светила, их названия, основные характеристики. Изменения в природе по сезонам, цикличность изменений (цикл года как последовательная смена времен года). В развивающей среде группы создаются условия для самостоятельного экспериментирования детей с объектами неживой природы, растениями. Педагог обращает внимание дошкольников на правила проведения эксперимента с живыми объектами (не навредить живому). В лаборатории природы, в центре науки поддерживает деятельность детей, их самостоятельные «маленькие открытия». Не сдерживает детскую инициативу в выдвижении исследовательских задач, предположений, поддерживает гипотетические суждения о причинах природного явления, о способах их проверки. Побуждает делиться результатами опытов с другими детьми, обсуждая их в беседе за «круглым столом», отражая в рисунках и моделях, рассказах. Использует ошибочные умозаключения, сомнительные результаты опытов для активизации исследовательской позиции детей, а создавшиеся проблемные ситуации — для решения вопросов: «Как это изменить, чтобы...», «Можно ли найти другое решение?», «Что будет, если...», «Как нам об этом узнать?» В ходе эвристических бесед педагог предоставляет детям возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт.

Цель  авторской программы «Юный эколог» [Николаева, 1991]: воспитать экологическую культуру дошкольников. Первый раздел так и называется «Неживая природа — среда жизни растений, животных, человека». Он включает следующие подразделы: «Мироздание (Вселенная)», «Вода», «Воздух», «Почва и камни», «Сезоны». В каждом из них представлены две задачи: познакомить дошкольников с самими явлениями, их особенностями, свойствами, характерными признаками (первая задача); показать их связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных и человека (вторая — экологическая — задача). Решение первой задачи проходит в экспериментальной деятельности по расширению представлений об объектах неживой природы.

В природе  все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся  в неразрывном единстве — живая  природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло — в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека. У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...

С самого рождения детей окружают различные  явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают  теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

 Это обстоятельство  делает возможным систематическое  и целенаправленное ознакомление  дошкольников с явлениями неживой  природы. 

Таким образом, все явления и объекты неживой  природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Авторская программа Н.А. Рыжовой «Наш дом  – природа» построена на принципах  развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом. Особое внимание в ней в ней  уделяется формированию целостного взгляда на природу и место  человека в ней. Программа состоит  из блоков, каждый из которых включает комплекс тем. Большое внимание в  программе уделяется практической деятельности детей совместно со взрослым: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д. В блоках «Вода», «Воздух», «Солнце», «Почва» дети узнают об объектах неживой природы, рассматривают во взаимосвязи с живой природой и человеком как среды обитания. В каждом блоке выделены две части: развивающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, её эстетическая оценка, бережное к ней отношение) [Зебзеева, 2010].

Программа экологического образования дошкольников «Живая экология» [Иванова, 2008] охватывает три основных направления экологического образования: "Развитие элементарных естественно-научных представлений", "Развитие экологической культуры детей", "Развитие представлений о человеке в истории и культуре". Она учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей дошкольного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе.

 Иванова А.И. отмечает, что в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения — наблюдение и эксперимент. Практическое использование этих методов осуществляется по двум магистральным направлениям. Первое направление — внесение в банк памяти детей сведений о живой и неживой природе (о внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, взаимосвязях друг с другом, с человеком и со средой обитания, о приспособлении к среде). Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей, воспитывать потребность созидать, а не разрушать [Зебзеева, 2010].

Таким образом, анализ ряда образовательных программ позволил выявить тот факт, что  в них раскрыто содержание знаний о неживой природе, как компонент знаний детей о природе; умений , навыков, способов познания и опыта творческой деятельности детей по экспериментированию. В содержании  всех программ предусматривается насыщение предметно – развивающей среды образовательным содержанием, позволяющей детям самостоятельно экспериментировать, работать с моделями, наблюдать, фиксировать результаты, делать выводы. 

Проанализировав содержание программ дошкольного образования  мы пришли к выводу, что авторы основных образовательных программ, как «Детство» [Бабаева, 2011], и ряда специализированных программ экологического образования включают экспериментирование как один из методов расширения знаний об окружающем мире, в частности об объектах неживой природе.

 

 

 

 

    1. Формы и методы формирования экологических представлений о неживой природе у дошкольников

Проанализировав пособия  по методике экологического образования (Николаева Н.А., Зебзеева В.А., Рыжова Н.А. и др.) было установлено, что традиционными и ведущими, широко применяемые в работе детского учреждения являются следующие формы работы по формированию экологических представлений организуются: на занятиях и экскурсиях, на прогулках, трудовой деятельности, чтение познавательной литературы и художественных произведений, экспериментирование и проведение элементарных опытов.

Занятие – это основная форма ознакомления детей с природой. Экологические занятия выполняют  совершенно определенную и очень  важную функцию: чувственные представления  детей, получаемые повседневно, могут  быть качественно преобразованы  – расширены, углублены, объеденены, расширены. Важной особенностью экологических занятий является то обстоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом [Зебзеева, 2009].

Информация о работе Формирование у детей 5-7 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования