Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 21:35, контрольная работа
1. Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными.
2. Содержание работы по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными.
3. Методика формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными.
4. Мероприятие по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными (из опыта работы).
Тема: «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными»
Содержание
1. Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными.
2. Содержание работы по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными.
3. Методика формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными.
4. Мероприятие по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными (из опыта работы).
1. Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными.
Дошкольное детство - наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия человека с природой, когда его ум и чувства развиваются соответственно характеру отношений с окружающим миром. Многие педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К.Д.Ушинский, он был за то, чтобы вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Революционеры-демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах.
Живая природа - это сложный и многогранный мир, где особое место отведено животным. Они составляют 2% от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. Животный мир служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения. Животный мир используется также в научных, культурно-просветительских целях. Поэтому человек должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний. Первые представления о животных человек получает в детстве. В дошкольных учреждениях формирование у дошкольников представлений о многообразии мира животных регулируется целенаправленной педагогической работой, определённой программой. Созданы программы двух типов - комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, например, экологическое. К числу комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие». Парциальные экологические программы - «Семицветик», «Юный эколог». В программе «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой,. 3. А. Михайловой и Л. М. Гурович в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы», отмечается, что дошкольник проявляет значительный и глубокий интерес к животным. Возникающие вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Важным для дошкольников является выделение как предметов познания живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность детей позволяет активно формировать опыт общения с животными, стимулировать и поощрять гуманные проявления поведения и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка. Достоинством программы считаю то, что в ней подробно указывается объем и уровень знаний, которые должны быть у дошкольников. Первый блок знаний - представления о животных как живых организмах, их признаках и свойствах. Это конкретные признаки отдельных животных: цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных объектов одного вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.). Конкретные представления о признаках живых организмов у отдельных представителей животных: ест - что, чем, как; двигается - как, при помощи чего. Конкретные представления об основных потребностях знакомых детям животных в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способах удовлетворения этих потребностей животными уголка природы, живущими дома, на даче. Представления о труде человека по созданию условий и уходу за живыми существами, об отношении к ним. Дифференцированные представления о состоянии (хорошем, плохом) животных, за которыми ухаживают дети, о причинах такого состояния. Второй блок знаний - связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой. Представление о существовании разных сред обитания, об основных их компонентах, свойствах и качествах, доступных сенсорному анализу. Например, знания о том, что домашние животные не приспособлены самостоятельно удовлетворять свои потребности, им помогает в этом человек. Представления о труде взрослых по уходу за домашними животными (кормление животных, полив растений, выращивание овощей и фруктов, цветов.). Знания об изменениях сред обитания по сезонам, некоторых сезонных явлениях природы, приспособлении животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом. Третий блок знаний - понятие о существенных признаках живых организмов: рост, развитие и размножение. Четвертый блок знаний - понятия о сообществах растений и животных в природе.
В программе «Детство» перечисляются познавательные и речевые умения:
- различать объекты и
явления природы по их
- уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи, например: структурно-функциональные между строением органа и его назначением; связи между способом поведения животного и удовлетворением его потребностей; между состоянием живого существа и условиями среды обитания;
- составлять описательный рассказ о животных, хорошо знакомых детям, отражать в речи результаты наблюдений, обследования, сравнений; использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака, установленные связи, усвоенные обобщения.
Отношение к природе. Интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни животных, выражение сочувствия; сопереживание живому организму при нарушении его целостности. Доброжелательность и осторожность в играх и поведении в природе. Интерес к труду человека по уходу за животными, желание самому оказать помощь взрослому, самостоятельно выполнить поручения.
Уровни освоения представлений и умений.
Низкий. Объем представлений о животных незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных. Наблюдает за ними только по предложению взрослого. Представления о признаках живого неустойчивы. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции слабо выражены.
Средний. Ребенок узнает и называет несколько отдельных представителей животных, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяет живыми животных, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки. Проявления интереса и желание ухаживать за животными неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними редки.
Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к животным осознанно, умеет определить их состояние.
Более подробно о том, как формировать представления о мире животных, находим в книге «Знакомим дошкольников с миром животных» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Информация о животном мире делится на три группы:
1. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения).
2. Среда обитания, характер
приспособления к условиям
3. Приносимая польза.
Детей знакомят с представителями 4-х классов животного мира: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые. С млекопитающими детей знакомят с 1-й младшей группы. Цель - воспитывать интерес и бережное отношение к живым существам, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными. Во 2-й младшей группе у детей развивают интерес и воспитывают бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними. Учат различать основные части тела животного. В средней группе детей знакомят со строением и поведением животных - обитателей живого уголка природы. Учат выделять части тела, покров, характерные особенности поведения: как едят, передвигают и отдыхают. В старшей группе расширяются представления детей о внешнем облике и поведении животных, обитающих в уголке природы. Учат замечать форму, величину, окраску отдельных частей тела, определять их функции во время передвижения, питания, отдыха. Формировать представление о том, что условия жизни животных в неволе должны быть похожи на природные. В подготовительной группе расширяются знания, учат детей связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных своего края, а также распространенных в других климатических зонах нашей страны (верблюд, осёл, олень и др.). Знакомят с некоторыми особенностями приспособления животных (линька, спячка), условиями, необходимыми для их жизни - природными и создаваемыми человеком (кормление, выгон скота). Приступая к формированию представлений о животных надо выяснить, что дети уже знают в ходе индивидуальных бесед в утреннее время (по картинке или словесно) или на прогулке. Ребёнок называет животное, которое узнал (задание для малыша), рассказывает какое оно (задание для ребёнка среднего возраста), классифицирует по принципу «домашние и дикие животные», «кто плавает, ползает, бегает» (задание для детей старшего дошкольного возраста). В качестве контрольных заданий - игры «Кто лишний», «Кого не хватает». Проверочная беседа показывает, какие представления необходимо уточнить, дополнить.
Интересна программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Выделены три направления формирования понятий о природе. 1. Связь организма со средой обитания. 2. Рост и развитие живых организмов. 3. Их многообразие. Рассматриваются обитатели уголка природы, домашние и дикие животные, перелётные и зимующие птицы. Автор отмечает, что должны знать дети о животных (знания), какое должно сформироваться отношение к ним. Интересны диагностические методики, которые осуществляются в форме естественного эксперимента. Это методика «Добровольные помощники» и методика «Кончился корм», которые можно использовать в средней, старшей и подготовительных группах. Можно провести диагностику проявления интереса к природе, характера и окрашенности этого интереса (положительный - отрицательный), когда дети свободно общаются с животными. Если выявляется ребенок, который проявляет негативное отношение к объектам природы (страх, агрессию), то проводят работу по коррекции поведения. Затем начинается работа по программе. В конце обучения дети проходят диагностику по двум параметрам: наличие познавательного интереса к природе и наличие потребности общения с ней.
В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой выделено содержание представлений детей о многообразии животного мира. В 1-й младшей группе детей знакомят с домашними животными - кошкой, собакой, коровой; учить узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака со щенками и т.д.). Знакомить детей с характерными особенностями животных, учить различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, ноги). Во 2-й младшей группе знакомят детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учат узнавать по внешнему виду. Знакомят с основными потребностями животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища). В средней группе учат узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (ящерица и черепаха), показывают особенности среды обитания животных в природе (звери - на земле, червяки - в земле и т.д.), закрепляют представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка), формируют желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними. В старшей группе знакомят с некоторыми особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учат детей сравнивать насекомых по способу передвижения. В подготовительной к школе группе углубляют и систематизируют представления детей об условиях жизни животных, знакомят с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся; учат различать по внешнему виду и правильно называть бабочек, развивают у детей умение отличать и называть представителей животного мира по строению и условиям обитания.
Таким образом, разработаны программы в ходе которых формируются представления о многообразии животного мира. Поясняется необходимость проводить диагностику знаний о животном мире у детей дошкольного возраста. Рассмотрим экологические понятия, знание которых важно для формирования представлений о многообразии мира животных.
2. Содержание работы по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными.
Занятие «Царство животных»
Цель. Обосновать классификацию животных на диких и домашних. Закрепить представления о домашних животных, воспитывать особое отношение к ним (забота, внимание), познакомить с интересными фактами из их жизни, свидетельствующими об их преданности, отваге, любви и привязанности к человеку.
Материал. Картинки с изображением различных животных; коллекция «Мы их знаем». Картинки с изображениями собак.
Ход занятия
Педагог (показывая карту мира): Мы живем на планете Земля. Земля красива, богата. Кто еще живет на ней? Вы назвали многих обитателей Земли. А скольких еще не назвали! Сегодня мы с вами поговорим об удивительном царстве - царстве животных. Каких животных вы знаете?
Педагог достает несколько картинок из коллекции «Мы их знаем» (на которых изображены домашние и дикие животные), предлагает назвать их, рассказать, что они знают о том или ином животном (один ребенок начинает, другие дополняют). Педагог (подводя детей к классификации животных па домашних и диких). Среди этих животных есть те, что живут с человеком, а есть такие, которые не могут и не должны жить с ним. Давайте распределим картинки: в одну сторону (можно поставить игрушечный домик) вы отложите тех животных, которые живут с человеком; в другую сторону (можно поставить игрушечную елочку или соответствующую картинку) - картинки с теми животными, которые не могут и не должны жить с человеком.
Дети выполняют задание. Педагог предлагает им объяснить свой выбор, комментирует: животные, которые живут с человеком, называются домашними. Они не могут жить без внимания и заботы со стороны человека: если человек о них не заботится, они погибают. Эти животные не только живут с человеком, но и рождаются и растут под его присмотром.
Педагог. Животные, которые не могут и не должны жить с человеком, называются дикими. Они рождаются и растут в природе (например, в лесу). Им не нужен человек, чтобы выжить. Они существуют по своим правилам и законам. А если человек вмешивается в их жизнь, то может случиться беда (животное погибнет). Классификация закрепляется через анализ ситуаций.
- Корова отбилась от стада и вечером не вернулась к своей хозяйке. Та вместе с соседями искала ее, но смогла найти только на третий день. Корова была израненная, напуганная. Как вы думаете, что могло случиться с коровой, если бы ее не нашла хозяйка? Смогла бы она выжить в лесу одна, без человека? - Охотник нашел волчью нору, а в ней увидел маленьких волчат. Одного из них он отнес домой. Пока волчонок был маленьким, дети с ним забавлялись, а когда вырос, хозяин испугался за себя и своих детей и решил отпустить волка в лес. Как вы думаете, что произойдет с волком, выращенным среди людей, когда он снова окажется в лесу? Правильно ли поступил охотник? Что он сделал неправильно и почему? Педагог предлагает детям вспомнить сказки о том, как дружат и помогают друг другу человек и животные («Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка», «Кот в сапогах» и т.п.).
Педагог расширяет представления детей о собаках в следующем порядке:
- приручение (собака - первое животное, которое приручил человек. В давние времена люди и волки жили рядом и добывали себе пропитание одним способом - охотой. Волки стремились поближе держаться к людям в надежде на свою долю в случае удачной охоты. А люди все чаще приносили маленьких волчат домой и вскоре поняли, что у прирученного волка есть очень ценное качество - он может быть хорошим помощником охотника);