Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 21:35, контрольная работа
1. Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными.
2. Содержание работы по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными.
3. Методика формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными.
4. Мероприятие по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными (из опыта работы).
- новые обязанности (позже
человек стал содержать и
- разнообразие (сегодня в мире насчитывается около 400 пород собак; демонстрация картинок). Известны собаки служебные, охотничьи и комнатно-декоративные. Как вы думаете, как людям помогают служебные собаки? (Служат на границе, контролируют утечку газа; разыскивают полезные ископаемые; помогают слепым людям передвигаться и т.п.) Как людям помогают охотничьи собаки? Для чего нужны комнатно-декоративные собаки?
- забота и уход за собаками. Человек обязан заботиться обо всех домашних животных, в том числе и о собаках. Как он заботится о них?
Рассказ-загадка. «Щенок». «На одной улице жили три друга: Коля, Саша и Андрей. А по соседству с ними жил старик, у которого была собака Жучка. Коля, Саша и Андрей часто приходили в гости к старику поиграть с Жучкой. В душе каждый из них мечтал иметь дома такую же собаку. Однажды старик сказал трем друзьям, что у Жучки скоро будут щенки, и он даст каждому по щенку. Мальчики с нетерпением стали ждать, когда у Жучки появятся щенки. И вот Жучка ощенилась. Но у нее был только один щенок. Задумались друзья: кому же из них старик отдаст щенка? Старик посмотрел на мальчиков и говорит: «Все вы хорошие мальчики, но кому отдать щенка, я решу после того, как каждый из вас ответит мне, что он сделает для щенка, если тот будет жить у него?» Коля сказал: «Я завяжу щенку большой красивый бант».
Саша сказал: «Я все время буду только со щенком». Андрей сказал: «Я приготовлю щенку теплую мягкую постельку в корзине, налью молочка в блюдечко, буду гулять и играть с ним. А когда щенок немного подрастет, начну заниматься с ним. Буду ухаживать, постараюсь сделать все, чтобы он не болел, а был веселым и радостным». Как выдумаете, кому старик отдаст щенка?
Педагог рассказывает детям истории из жизни домашних животных; о том, как они помогают и даже спасают людей; как заботятся о своих любимцах.
Обсуждение занятия. Дети садятся в круг и рассказывают, какое упражнение им больше всего понравилось и почему.
3. Методика формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными.
Воспитатель, формируя представления детей о домашних животных, используют разнообразные пути: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но чаще всего при непосредственном общении с природой - наблюдения. На основе наблюдения рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдение характеризуется следующими особенностями:
1) его можно организовать в обстановке, естественной для животного;
2) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного;
3) способствует непосредственному общению с животным.
Наблюдения за домашними животными проводятся как на занятиях (рассматривание котёнка, щенка, кролика), так и в естественной обстановке (экскурсия на ферму, наблюдение на прогулке за лошадью, коровой). Если в младшей группе при наблюдении за домашними животными задаются конкретные, чёткие вопросы, то с детьми среднего возраста надо повторить наблюдение за теми животными, изменив характер вопросов, усложнив задания. В старшей и подготовительной к школе группе воспитатель углубляет интерес к домашним животным на основе повторных наблюдений, применяет больше косвенных вопросов, чтобы дети могли порассуждать, подумать. Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов позволяет уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие. Средствами формирования представлений у дошкольников являются:
1. Рассказы воспитателя,
которые дополняют, конкретизируют
имеющиеся в детей
2. Беседа. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива. Беседу целесообразно соединять с чтением художественного произведения, показом иллюстративного материала, демонстрацией фильма.
3.Чтение художественной литературы (рассказ Н. Сладкова «Лосёнок и лосиха», рассказ И. Соколова - Микитова «Лоси», Л. Толстого «Котёнок» и др.).
4.Составление рассказа по картинкам.
5.Рассказ - объяснение, сопровождающий
показ картин или иллюстрацией.
Используется рассказ - объяснение,
если нет сопроводительного
6.Рисунки и рассказы
детей о животных. Например, после
нескольких наблюдений за
7.Занимательные игровые упражнения. Например, ребятам показывают две картинки - «Дом» и «Лес» и предлагают дополнить сюжет силуэтами животных, живущих в доме и в лесу. Задание можно усложнить. Дети делятся на две команды: каждая рисует картинку, программируя ошибки. А затем команды обмениваются рисунками. Выигрывает та команда, которая найдёт наибольшее количество ошибок.
8.Придумывание загадок о животном.
9.Дидактические игры
10.Подвижные игры связаны
с подражанием повадкам
11.Творческие игры.
Таким образом, формирования представлений о домашних животных у детей дошкольного возраста в ДОУ происходит с помощью наблюдения, при помощи книг, картин, фильмов. При этом используются разнообразные средства, где одним из важных можно назвать рассказ воспитателя.
4. Мероприятие по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными (из опыта работы).
Исследование проводилось на базе детского сада №93 г. Прокопьевска. В исследовании принимали участие 6 детей младшего дошкольного возраста (2 мальчика и 4 девочек). Возраст детей: 3-4 лет.
См. таблицу 1. Список детей группы
Цель: выяснить уровень знаний детей о диких и домашних животных.
Методика исследования: индивидуальная беседа. Вопросы: видели ли вы кошку и ежа? Расскажите, что вы знаете о кошке? Кошка и еж похожи? Где живёт кошка, а где живёт ёж? Как называется детёныш кошки? Если бы у тебя была бы кошка, расскажи о ней? Как ты ухаживаешь за ней? При проведении беседы с детьми мы использовали загадки. Заворчал живой замок, лег у двери поперек, две медали на груди, лучше в дом не заходи. (Собака) Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. (Кошка) и др.
См. таблицу 2. Результаты беседы
Уровни освоения представлений взяли из программы «Детство». Низкий. Объем представлений о животных незначителен. Наблюдает за ними только по предложению взрослого. Эмоциональные реакции в общении с животными слабо выражены. Средний. Ребенок узнает и называет несколько отдельных представителей животных, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяет живыми животных, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки. Проявления интереса и желание ухаживать за животными неустойчивы, избирательны. Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни. Отношение к животным осознанно.
В ходе беседы выяснили, что все детей видели кошку и ежа. При этом 66,6% детей вспомнили конкретную жизненную ситуацию. 33,3% детей видели ежа только на картинке. Все дети знают, что кошка - домашнее животное. Отвечая на вопрос «Кошка и еж похожи?» дети прежде всего указывали на различия в покрове тела, на различные формы тела и головы, отмечали разную окраску тела ежа и кошки. Данный вопрос выявил ошибки, неточности в детских представлениях. Многие дети не знали точно, где живёт еж. Не всегда ответы детей имели правильную речевую форму. Например, говорили «котёночки, кошечки».
Высокий уровень освоения представлений и умений у 2 чел. (33%). Средний уровень освоения представлений и умений у 3 чел. (50%). Низкий уровень освоения представлений и умений -1 чел. (17%).
Составили план, по которому работали на протяжении одного месяца. Занятия проходили 2 раз в неделю, в течение 20 - 25 мин. Всего проведено 8 занятий, среди них 4- вне плановых. Вечерами, а также на прогулках мы проводили с детьми экологические игры.
См. таблицу 3. План - сетка
См. таблицу 4. Результаты повторной беседы
Выводы.
Результаты повторного исследования показывают, что представления дошкольников о животном мире стали конкретны. Дети обращают внимание не только на яркие, бросающиеся в глаза особенности животного, но достаточно легко находят общие признаки, позволяющие объединить животных в группу, т.е. классифицировать, но используют иногда подсказку. Стали более верными представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни. Дети усваивают понятия (дикие и домашние животные), знают, чем питаются и как охотятся на других животных. Разработанные и проведённые занятия, экологические игры вне занятий обеспечило интерес детей к предлагаемому материалу и способствовало лучшему усвоению детьми представлений о многообразии животного мира.
Экологические игры.
1. «Покажи отгадку» Цель:
познакомить детей с
2. "Путешествие по зимнему
лесу". Играют 4 человека. Ведущий
показывает карточку и
Список литературы
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Боткина и др.- СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995.- 288с.
2. Гризик, Т. Я познаю мир/Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 2002.- №12.- С.11-20, №10.-С.26-40
3. Гризик, Т. Я познаю мир/Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 2002.- №10.-С.40- 44.
4. Зотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е.И. Зотова. - М.: Просвещение, 1988.- 159 с.
5. Как знакомить дошкольников с природой /Л.А. Каменева, А.К. Матвеева.- М.: Просвещение, 1983.- 207 с.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.- 230 с.
7. Программа «Развитие»/Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева и др. - М.: Новая школа, 1994. - 64 с.