Футурологический прогноз будущего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:48, реферат

Краткое описание

В современную эпоху стало особенно заметно всё более ускоряющееся развитие Цивилизации. Причём, в последнее время, всё меняется буквально на наших глазах, при жизни даже одного поколения. Для наглядного сравне-ния, здесь уместно привести выдержку из записок римского императора Мар-ка Аврелия, сделанных им в 70-е годы II в. н. э.:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ ЗАПАДНЫХ СОЦИОЛОГОВ 6
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИНГУЛЯРНОСТЬ 12
2. 1 УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ 12
2. 2 УСКОРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИНТЕГРАЦИИ.
ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО «ОРГАНИЗМА» РАЗМЕРОМ С ПЛАНЕТУ 21
3. БУДУЩЕЕ ЗАМЕДЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Футурологический прогноз будущего.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию  
Государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования  
«Омский государственный технический университет»

 

 

Факультет гуманитарного образования

 

 

Кафедра «Социология, социальная работа и политология»

 

 

Реферат по футурологии

 

на тему

 

 

Футурологический прогноз  будущего

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

2 курса  СР-218

Жидецкая Н. А.

 

Проверила

Станкова  М. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2010

Оглавление

 

 

 

Введение

 

В современную эпоху  стало особенно заметно всё более  ускоряющееся развитие Цивилизации. Причём, в последнее время, всё меняется буквально на наших глазах, при  жизни даже одного поколения. Для  наглядного сравнения, здесь уместно привести выдержку из записок римского императора Марка Аврелия, сделанных им в 70-е годы II в. н. э.:

«...Да живи ты хоть три тысячи лет, хоть тридцать тысяч, только помни, что человек никакой другой жизни не теряет, кроме той, которой жив; и живет лишь той, которую теряет. Вот и выходит одно на одно длиннейшее и кратчайшее. Ведь настоящее у всех равно, хотя и не равно то, что утрачивается; так оказывается каким-то мгновением то, что мы теряем, а прошлое и будущее терять нельзя, потому что нельзя ни у кого отнять то, чего у него нет. Поэтому помни две вещи. Первое, что всё от века единообразно и вращается по кругу, и безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго. А другое, что и долговечнейший и тот, кому рано умирать, теряет ровно столько же. Ибо настоящее – единственное, чего они могут лишиться, раз это и только это, имеют, а чего не имеешь, то нельзя потерять».

Раньше люди даже не замечали какого-либо прогрессивного развития. Теперь же, не заметить его трудно. Каждый взрослый человек, в течении только своей жизни мог наблюдать как появились персональные компьютеры, Интернет, сотовые телефоны, а обладателем личного автомобиля теперь может стать практически каждый желающий и т. п. Причём, влияние прогресса на государственные и коммерческие структуры не меньше – везде компьютерный учёт, доступна оперативная связь с любым сотрудником, имеется возможность согласования документов не выходя из офиса и, что особенно важно, возможность автоматизации управления предприятием. Например, ERP – Enterprise resource planning. Внедрение таких систем позволяет управлять огромными предприятиями, филиалы которых рассредоточены по всей стране и миру, более эффективно.

Электронная коммерция  с доставкой товаров на дом также набирает всё большие обороты. Даже появился особый род денег - электронный. Так, например, первая трансакция в системе WebMoney была проведена в 1998 году, и с тех пор число регистраций и оборот ежегодно удваиваются. Российская по происхождению система превратилась в мировую.

Таким образом расстояния перестают быть существенной преградой  для коммуникаций между людьми, организациями, странами. На межгосударственном уровне также происходят значительные изменения: в начале 90-х годов прошлого века начался резкий рост процессов глобализации и взаимопроникновения экономик разных стран. Развитые страны уже, по сути, все больше превращаются в некий гигантский управляющий офис. Происходить это могло, однако, лишь при условии одновременной индустриализации развивающихся стран, куда перемещается основное производство. Это ведёт к углублению международного разделения труда.

Наряду с ускоряющимся развитием Цивилизации, идет рост важнейших  показателей – народонаселение, энергопотребление, накопление продуктов промышленного производства, рост научной информации – происходит экспоненциально. Поскольку такое развитие сопряжено с расходованием энергии и других ресурсов, ясно, что со временем они должны истощиться.

С другой стороны если современные тенденции развития нашей Цивилизации сохранятся, утверждают экологи и другие учёные, то уже в первых десятилетиях XXI века наступит критическая ситуация, вызванная истощением ресурсов, падением промышленного производства, резким сокращением количества пищи на душу населения при одновременном сильном загрязнении окружающей среды.   

 Если сегодня не принять специальных мер, не изменить характер нашей цивилизации, (т. е. систем ценностей, которые определяют деятельность людей), то теряющая стабильность биосфера, даже без шоковых воздействий человека, перейдет в состояние, непригодное для его жизни.

Потерю стабильности биосферы вряд ли можно отождествить с экологическим кризисом: кризис можно пережить, найти из него выход, а возврата биосферы в состояние, пригодное для жизни человека, быть не может.

Это означает, что современная  техническая цивилизация может  перестать существовать...

Всем достижениям технической  цивилизации мы обязаны научно-техническому прогрессу и природным источникам энергии. Но запасы основных источников энергии (нефть, газ, уголь) конечны; срок их исчерпания – несколько десятилетий. А ведь что такое нефть, газ, уголь? Это полуразложившиеся останки первобытных бактерий и растений, копившиеся миллиарды лет, т. е. это концентрированная солнечная энергия за указанный срок, которую мы используем уже несколько столетий (причём в последнее время всё интенсивнее) и которая кончается. Переход на повсеместное использование ядерной и термоядерной энергии если и возможен, всё равно, он не получится быстрым и безболезненным (а другие альтернативные источники энергии – солнечная, ветровая и гидроэнергия вряд ли смогут покрыть экспоненциально растущие потребности Цивилизации).

Экономика Земли похожа на тяжело груженный транспорт, который  на большой скорости мчится по бездорожью прямо к бездне. Видно, мы уже проскочили точку, где надо было свернуть, чтобы вписаться в «траекторию поворота». И затормозить тоже не успеваем. Положение усугубляется тем, что никто не знает, где находятся руль и тормоз. Тем не менее и экипаж, и пассажиры настроены весьма благодушно, наивно полагая, что, «когда понадобится», они разберутся в устройстве транспорта и смогут совершить необходимый маневр. Не думаю, что нарисованная картина означает непременную гибель человечества, хотя тяжкие испытания для нас, видимо, неизбежны. Если человечество сможет пройти через эти испытания, то характер развития должен коренным образом измениться.

1. Футурологические прогнозы  западных социологов

 

Термин «футурология» состоит из латинского futurum – будущее и греческого logos – слово, понятие, обучение и означает сферу теоретико-практического знания, направленного на анализ перспектив человека и общества. Футурология разрабатывает и применяет разные методы и принципы анализа существующих социально-исторических (экономических, политических, идеологических, технологических, религиозных) тенденций с целью прогнозирования и влияния на условия жизни человека, стабильность общества; моделирование будущего как альтернативы современности.

Как научное направление  синтетического характера футурология опирается на весь спектр природно-научного и гуманитарного знания. Развивается на стыке космологии, математики, кибернетики, лингвистики, политологии, технологии и др.

Термин «футурология» был введен в 1943 году немецким социологом О. Флехтхаймом для обозначения «философии будущего» – науки, свободной от идеологических соображений и социально-утопических доктрин. В 60-ых годах этот термин был распространен в значении «истории будущего» и  «науки о будущем». В этот же время в работах при Американской академии искусств (под руководством Д. Белла), в докладах Римского клуба футурология оформляется как специальное направление.

Футурологическим прогнозам 70-ых присуще глубокое самоосознание катастрофичности современной цивилизации (глобальные проблемы, насильническое влияние на человека техногенного общества, наличие опасности ядерной войны).

Одновременно футурология  этого периода отображала наличие  состояния фрустрации (крах всех надой  и веры в будущее, страх перед  будущим), который при условии быстрого изменения (модификации) общества становится феноменом повседневности и в условиях которого человеку приходится все труднее приспособиться к социальной реальности (О. Тоффлер, в работе «Футурошок» (1970)).

В 80-ых годах футурология концентрирует свое внимание на экологических проблемах, разрабатываются концепции и модели стабильного развития человечества, «нового мирового порядка», постиндустриального и информационного общества.

В 90-ых годах футурология приобрела ярко выраженный философско-исторический и социально-политический характер. Философия политики в последнее время репрезентует наиболее актуальные проблемы футурологии.

В 1990 году Ф. Фукуяма выдвинул идею «конца истории» как исторического развития вследствие победы либеральной демократии.

В 1994 году С. Хантингтон предусматривал «реванш Бога»: после разрушения двухполюсного мира нас ждет столкновенья цивилизаций, которые консолидируются вокруг традиционных религий. В последнее время разрабатываются такие теории:

1. «Демократического элитизма» У. Ростоу и Дж. Шумпетера.

2. «Технотронной эры»  З. Бжезинского.

3. «Деидеологизации»  Р. Арона.

4. «Политической утопии»  М. Окшотта.

5. «Коллективной демократии»  Ч. Бирра.

6. «Воздержанного проектирования  социальных институтов» К. Поппера.

7. «Третьей волны» О. Тоффлера.

8. «Активного общества»  А. Этциони.

9. «Постреволюционного  общества» Й. Галтунга.

10. «Трансформационного  общества» Дж. Дейтора.

11. «Кибернетического  общества» Дж. Платта.

12. «Постцивилизационного  общества» К. Боулдинга.

13. «Потребительского общества» А. Гартмана и Ф. Рисмана.

14. «Общества мирового  села» М. Маклюена.

15. «Общества без границ»  Брауна.

16. «Общества равновесия»  Л. Мемфорда.

17. «Консенсусной модели общественно-политической системы» С. Хантигтона.

18. «Планетарного общества» Хиршфельда, Ж. Робена и Р. Кокса.

19. «Новых форм широкого демократического контроля» М. Харрингтона.

20. «Нового Левиафана»  Р. Дж. Коллингвуда.

21. «Трудового общества».

22. «Информационного общества»  О. Тоффлера.

23. «Экологического и  социального равновесия».

24. «Нового гуманизма»  А. Печчеи.

25. «Человеческой революции» А. Печчеи.

26. «Технотронного общества»  3. Бжезинского.

27. «Кибернетического  общества» Дж. Платта.

28. «Постцивилизационного общества» Р. Дарендорфа.

29. «Потребительского  общества» А. Гартнера, Ф. Рисмана.

30. «Общества неоиндустриализма» П. Медоуза.

31. «Социальной деградации»  X. Ортега-и-Гассета.

32. Теории постматериального  развития, аксеологические, ценностные  аспекты теорий.

А. Тойнби отмечает, что  человечество потеряло ориентирующие  принципы в будущем и его ждет или самоуничтожение, или потеря людского лица в «тотальном» мировом режиме, или наступление « нового средневековья».

А. Макдональд, О. Тоффлер — представители пессимистического направления, предрекают общую катастрофу на протяжении ближайших 100-150 лет (теория коллапса).

Г. Мейфорд, Ж. Еллюль, П. Гудмен, – гибель человечества, порабощенного  техникой.

Теория конвергенции является необходимым условием решения  глобальных проблем – сохранение мира, решение экологических проблем, сохранение безопасности, социальной и геополитической справедливости в контексте слияния двух систем – капитализма и социализма.

Дж. Гелбрейт в работе «Жизнь в наше время» отмечает, что  современные капиталистическая  и социалистическая организации  не противостоят друг другу, а двигаются  в одном направлении – к установлению общих требований технологии массового производства. В современных условиях происходит ассимиляция капитализма и социализма вследствие либерализации и плюрализма.

Развивается концепция «негативной конвергенции» (Маркузе, Хабермас, Хейлбронер), согласно которой обе социальные системы усваивают не положительные, а негативные элементы каждой, что ведет к кризису современной цивилизации в целом.

Интернационализация экономической, политической и культурной деятельности и наличие ряда общих структурных и функциональных аспектов индустриального развитого общества ведут к сближению политических и социальных дивергентных систем с возможностью их слияния в будущем в «смешанное общество», что синтезирует в себе положительные стороны каждого из них.

Сегодня оказываются  разные стороны конвергенции:

1. Ассимиляция капитализмом  социализма.

2. Демократизация общественной  жизни.

3. Либерализация политических  режимов.

4. Дальнейший отказ  от идеологической конфронтации.

5. Формирование новой  хозяйственной рыночной системы в странах социализма.

6. Общее решение обеими  системами общечеловеческих задач  относительно обеспечения мира, сохранение экологического среды на планете, расширение культурного и политического диалога при сохранении социально-политической и идеологической специфики обеих систем. Основной формой собственности в будущем полагает информация, которая является абсолютно особой формой собственности. То есть чем я владею? Не машинами, а символами. Нет собственности на заводы, фабрики, банки, а есть собственность на символы.

Информация о работе Футурологический прогноз будущего