Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:05, реферат
Среди глобальных проблем современности одной из наиболее актуальных является проблема выживания человека. Человечеством общепризнанно, что основное средство выживания - обеспечение безопасности жизнедеятельности.
В последние время в результате быстрого развития научно технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды, и проблема выживания человека становиться весьма острой.
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая оценка природных ресурсов
2. Административные методы управления природопользованием
3. Правовые основы природопользования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»
Реферат по курсу «Экономика природопользования»
Тема «Хозяйственные механизмы природопользования»
Студент: Соколов И.М.
Фак-т: ЭУМС III-3
Преподаватель: Аверченко Т.В.
Москва 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая оценка
2. Административные методы
3. Правовые основы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Среди глобальных проблем современности одной из наиболее актуальных является проблема выживания человека. Человечеством общепризнанно, что основное средство выживания - обеспечение безопасности жизнедеятельности.
В последние время в результате
быстрого развития научно технического
прогресса и интенсивного использования
природных ресурсов возрастает степень
их истощения и загрязнения
Хозяйственный механизм природопользования, как экономическая система включает в себя эколого-экономические цели и принципы природопользования (управление, планирование, финансирование, экономическое стимулирование), а также природно-ресурсный потенциал страны, региона.
Материальным содержанием
В настоящее время идет процесс становления хозяйственного механизма природопользования на основе применения преимущественного экономических методов управления в сочетании с правовыми и воспитательными. Этот процесс с связан с переходом к рыночной экономике и разработке новой организационной структуры управления. Предусматривается формирование экономического механизма управления охраной окружающей среды на основе жестких экологических ограничений по территориям и экосистемам, создание системы платежей за природопользование, учет экологических факторов при налогообложении, упорядочение источников финансирования мероприятий по охране, воспроизводству и сбережению природных ресурсов.
1. Экономическая оценка
Одним из направлений улучшения охраны природы и использования природных ресурсов является определение экономической оценки природных ресурсов.
По мере интенсивного развития производства
стала проявляться
В экономической науке
Затратный подход. Здесь оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование.
В настоящее время на этом принципе основано установление платы при водоснабжении населенных мест, за забор воды промышленными предприятиями.
Основным недостатком такого подхода является, как правило, несовпадение стоимости (себестоимости) ресурса и его потребительской стоимости.
Результативный подход. Здесь экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Экономическая оценка определяется денежным выражением (стоимостью) первичной продукции, полученной от эксплуатации природного ресурса, т.е. разницей между полученным доходом и текущими затратами. С точки зрения рационального природопользования данный подход имеет следующие недостатки:
1. Стоимость первичной продукции может быть определена не для всех природных ресурсов.
2. Доход от использования
3. Результативный подход не
То есть результативный подход не
реализует потенциальные
Рентный подход. При рентном подходе экономическая оценка природного ресурса равна величине приносимой им дифференциальной ренты при оптимальном режиме его эксплуатации.
Величина дифференциальной ренты
обычно определяется с помощью двухэтапной
процедуры оптимизационных
К положительным моментам рентного подхода можно отнести: при рентных оценках лучший ресурс, т.е. ресурс, использование которого дает относительно большой доход при одинаковых затратах, получает большую стоимость (экономическое оценку); затраты на освоение ресурса ориентированы на некоторый средний уровень, поэтому их оценка более объективна; рентные оценки учитывают факт ограниченности природного ресурса; рентные платежи обосновывают необходимость разделения собственника природного ресурса и пользователя природного ресурса.
Недостатками данного подхода являются: плата за ресурсы должна вносится всеми природопользователями, которые эти ресурсы используют; плата за ресурсы в размере всей дифференциальной ренты неоправданна, так как в этом случае может изыматься дифференциальная рента не только в первой, но и во второй форме, которая связана с более эффективным использованием капитала и ресурса.
Воспроизводственный подход. Создание такого подхода явилось следствием множественности локальных экологических кризисов и необходимостью воспроизводства природных ресурсов.
Суть воспроизводственного подхода состоит в следующем. Совокупность средообразующих как возобновляемых, так и невозобновляемых природных ресурсов на определенной территории и состояние окружающей природной среды (ОПС), приближенное к естественному (заданному) уровню, принимаются за некоторый стандарт. Тогда использование на определенной территории какого-либо природного ресурса подразумевает его восстановление в прежнем количестве и качестве для возобновляемых ресурсов, а для невозобновляемых — компенсацию с учетом неухудшения принятого стандарта качества ОПС в данном месте.
Экономическая оценка (стоимость) природного ресурса в этом случае определяется как совокупность затрат, которые необходимы для воспроизводства или компенсации потерь ресурса на рассматриваемой территории.
Такой подход предполагает следующее обязательное условие — эксплуатацию или использование природного ресурса. Областью применения такого подхода являются сырьевые регионы, где в результате экстенсивной эксплуатации природных ресурсов их резервы практически исчерпаны, а состояние ОПС близко к катастрофическому.
Монопольно-ведомственный подход. Этот подход является разновидностью затратного подхода и вызван политической и экономической ситуацией 90-х годов в России. Особенность данного подхода состоит в том, чтобы размер платежей за пользование природными ресурсами соответствовал потребностям финансового обеспечения деятельности специализированных федеральных и региональных служб, которые осуществляют распорядительные функции в области природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Такой подход не способствует рациональному использованию природных ресурсов вследствие своей субъективности и искусственности (надуманности). Но тем не менее, монопольно-ведомственный принцип платности природопользования законодательно отражен в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды«. Здесь плата за использование природных ресурсов подразделена на два вида: плата за право пользования природными ресурсами; плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Последняя призвана компенсировать затраты специальных ведомств, осуществляющих деятельность по воспроизводству и охране отдельных природных ресурсов.
2. Административные методы
Административное
Считается, что наличие загрязняющих
веществ в количествах, не превышающих
ПДК, не оказывает негативного
Стандарты воздействия на окружающую
среду определенного
Стандарты воздействия определяются на основе ПДК. Для каждого природопользователя выбросы не должны превышать таких величин, при которых по всей территории, подверженной воздействию, соблюдаются нормативы ПДК. Расчеты этих стандартов воздействия, которые называются предельно допустимыми выбросами (ПДВ) для воздушного бассейна и предельно допустимыми сбросами (ПДС) для водных объектов, проводят с учетом рассеивания выбросов или разбавления сбросов и наложения их на фоновое загрязнение.
Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда природопользователь ни при каких условиях не может быстро сократить свои выбросы или сбросы до уровня предельных нормативов. В качестве компромисса для них устанавливаются нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ) или сбросов (ВСС). При этом предполагается наличие программы мероприятий для снижения выбросов или сбросов до уровня нормативных.
Технологические стандарты устанавливают определенные требования для процесса производства или технологии очистки от загрязнений.
Стандарты качества продукции. Это стандарт содержания вредных примесей в продуктах питания, сельскохозяйственных продуктах, питьевой воде и т.п. При нарушении установленных нормативов и стандартов для окружающей природной среды применяются меры административного воздействия на виновников загрязнения.
Прямые запреты. Эта
мера применяется, если определенные производства
или первичные ресурсы
Сертификаты на использование
земель и воды даются при дефиците
этих ресурсов для ранжирования потенциально
конфликтующих
Информация о работе Хозяйственные механизмы природопользования