Хозяйственные механизмы природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:05, реферат

Краткое описание

Среди глобальных проблем современности одной из наиболее актуальных является проблема выживания человека. Человечеством общепризнанно, что основное средство выживания - обеспечение безопасности жизнедеятельности.
В последние время в результате быстрого развития научно технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды, и проблема выживания человека становиться весьма острой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая оценка природных ресурсов
2. Административные методы управления природопользованием
3. Правовые основы природопользования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

АВЕРЧЕНКО.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) служит для организации сбора и предоставления информации о потенциальных-экологических издержках проектов. Обычно процедура ОВОС включает информацию о масштабах антропогенного воздействия вследствие реализации проекта, о возможностях и издержках на очистные технологии, об альтернативах проекта, элементах устойчивого развития в проекте с указанием невозобновимых потерь ресурсов. В основном процедура ОВОС направлена на оценку крупномасштабных проектов, развития ресурсного потенциала, строительство крупных комбинатов и других проектов, которые связаны со значительным воздействием на окружающую среду.

Разрешения и лицензии необходимы для природопользователей, которые желают активно работать в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы или сбросы.

Лицензия (или разрешение) — документ, выданный специально уполномоченными  на то органами (Министерство природных  ресурсов) и удостоверяющий право  его владельца на использование  в определенный период времени (обычно 1 год) природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на выбросы, сбросы и размещение твердых отходов.

Лицензия на комплексное  природопользование включает следующую  информацию: 1) перечень используемых природных  ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия; 2) нормативные платы за охрану и воспроизводство природных ресурсов; 3) перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов; 4) нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов; 5) экологические требования и ограничения, при которых разрешается хозяйственная и иная деятельность.

Выдаче лицензии предшествует установление лимитов на природопользование, представляющих собой установленные  предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов производства.

 

3. Правовые основы  природопользования

 

В современной России право  человека на благоприятную ОПС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены Конституцией РФ (1993).

Существующая структура системы  экологического права сочетает правовое регулирование природопользования по объектам с функциональным регулированием охраны ОПС и экологической безопасности.

Понятие «экологическое законодательство»  включает систему законодательных  актов, принятых органами законодательной  власти РФ и ее субъектов, а также любых других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области экологии.

Правовой инструмент улучшения  экологической ситуации лежит в  области законодательно закрепленной общественной и государственной  экологической экспертизы. В России вопросом, требующим скорейшего решения, можно считать поиск сочетания административно-правового (публичное право) и гражданско-правового (частное право) методов регулирования охраны окружающей среды. Экономически развитые страны для целей экологического регулирования увеличивают публичные начала, придавая окружающей среде статус общенационального блага. В России наблюдается частно-правовая тенденция, которая усилилась с принятием последнего закона «Об охране окружающей среды» (2002). Указанная тенденция выдвигает в разряд спорных вопросов, на которые в России сейчас трудно найти однозначный ответ, проблему экологических прав: право каждого на надлежащую по качеству окружающую среду; право на возмещение экологического ущерба, и др.

По содержанию нормативных предписаний система природоохранительного законодательства включает три группы правовых актов: комплексные, природноресурсовые, средозащитпные.

Комплексные правовые акты регулируют охрану природной среды в целом  без подразделения на отдельные объекты.

Природноресурсовые акты регулируют охрану и использование отдельных  объектов природы (Основы земельного законодательства).

Средозащитные акты направлены на охрану окружающей человека среды от вредного воздействия хозяйственной деятельности на здоровье людей (например, Основы законодательства о здравоохранении).

По форме нормативных предписаний  система природоохранительного  законодательства предусматривает  четыре группы правовых актов: законы; правительственные подзаконные  акты; ведомственные нормативные акты; нормативные решения местных органов власти.

Законы являются основными актами природоохранительного законодательства. Это основы земельного, водного, лесного  законодательств, законодательства о  недрах, о здравоохранении, законы об охране атмосферного воздуха, охране и использовании животного мира, имеющие нормы правоохранительного содержания.

Ведомственные нормативные акты по охране природы подразделяются на приказы, инструкции и иные подзаконные акты государственных органов, на которые  возложены функции государственного контроля за соблюдением правил охраны природы и рациональным использованием ее ресурсов всеми организациями и лицами.

Нормативные решения местных органов  власти принимаются во исполнение актов  вышестоящих органов по охране земель, водоемов, атмосферного воздуха, лесов и растительности, памятников природы, обеспечению санитарного режима населенных пунктов, борьбе с производственным, транспортным, бытовым шумом и вибрацией. Эти решения обязательны для всех предприятий и организаций на данной территории и всех граждан.

Концептуальные правовые основы природопользования определены Конституцией РФ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последние годы экологическая  ситуация заметно ухудшилась. Все  это свидетельствует о кризисе  сложившейся государственной политики природопользования. Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации социально-экологического развития страны, формирования новых ценностей и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека.

Природоохранное законодательство должно обеспечить права человека на здоровую среду обитания, чистые продукты и жилье, свободный доступ к информации, рациональное использование природных  ресурсов, а также гарантировать права будущих поколений.

Природопользование - рациональное использование природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их воспроизводство и охрана.

Современная рыночная экономика  не может обойтись без экологического механизма, так как содержательной сущностью экологической экономики является сама природа, а в ней – эффективное использование природноресурсного потенциала и возобновление так называемого качества окружающей среды (ОС).

Анализ существующих методов управления природоохранной деятельностью позволяет выделить три основные группы этих методов: административное регулирования; система экономических стимулов и методы регулирования, основанные на рыночных отношениях в сфере природопользования.

Указанные подходы к  управлению природоохранной деятельностью могут применяться на различных стадиях производственного процесса применительно к его воздействию на окружающую среду.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Волкова А.А. Финансовый механизм охраны окружающей среды // Финансы – 1999. - №3. – с.18
  2. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экологический менеджмент. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 304 с.
  3. Москаленко А.П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 224 с.
  4. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л., Дунаевский Л.В. Экономика природопользования: эффективность, ущербы, риски. - М.: Наука, 1998. – 563 с.
  5. Экологическое законодательство Российской Федерации / Сборник законов. - М.-СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 1998. - 410 с.
  6. Экология и экономика природопользования / Под ред. Э.В. Гирусова, В.Н. Лопатина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с.
  7. Яндыганов Я.Я. Экономика природопользования. – Екатеринбург: УГУЭ, 2001. – 764 с.

Информация о работе Хозяйственные механизмы природопользования