Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология"
26. Основные направления
рационализации использования богатств
недр. Основным богатством недр являются
полезные ископаемые. Человек использует
недра, добывая полезные ископаемые. В
последнее время недра становятся средой
временного обитания человека (метро,
бомбоубежища, шахты, штольни). В старых
выработках организуют подземные хранилища
продуктов. Отработанные пространства
в месторождениях каменной соли используются
для лечения астмы, аллергии и некоторых
других заболеваний. Интенсивность добычи
полезных ископаемых постоянно нарастает.
Таким образом, перспектива нехватки сырьевых
ресурсов – реальная опасность для человечества,
а энергетический голод не выдумка скептиков:
некоторые страны уже испытывают недостаток
энергетических ресурсов. Поэтому охрана
недр становится важнейшей проблемой
всего человечества.
28. Хоз.механизм природопользования в условиях перехода к рыночным отношениям. Структура хоз. Механизма природопользования
. Государственное регулирование
и управление экономикой и ее отдельными
структурными звеньями осуществляется
с помощью хозяйственного механизма, который
представляет собой систему форм и методов
организации и регулирования экономической
жизни общества. Такими формами и методами
выступают экономическая политика, организация
прогнозирования, планирования, финансирования
хозяйственных процессов, экономическое
стимулирование, деятельность управленческих
структур, хозяйственное законодательство.
Хозяйственный
механизм выполняет следующие основные
функции:
обеспечивает взаимосвязанность, сбалансированность
всех структурных элементов общественного
производства как целостной системы;
согласовывает экономические интересы
общества, коллективов, каждого работника,
отдельных предпринимателей. (Способность
хозмеханизма согласовывать экономические
интересы может служить критерием его
совершенства);
претворяет в жизнь экономическую политику государства.
Каждая страна имеет свой общенациональный
хозяйственный механизм, однако можно
говорить и о хозмеханизме отдельных сфер
и отраслей экономики, имеющих свою специфику
(например, хозмеханизм внешнеэкономической
деятельности, АПК, строительства и др.).
стратегические цели и тактические задачи.
В процессе формирования рыночных отношений в ХМП должны, конечно, произойти коренные перемены. Однако важно иметь в виду, что рыночные рычаги, которые мы "стремимся "освоить, автоматически не создадут более благоприятных условий для природосбережения, чем жесткое административное принуждение, свойственное старому ХМП. Ведь известно, что высокоразвитые страны с их отлаженными рыночными отношениями пришли к состоянию экологического кризиса раньше, чем мы. Опыт стран, добившихся кардинального улучшения экологической ситуации, свидетельствует о том, что и в рамках рыночной экономики ХМП предполагает четко спланированные действия и научно обоснованное централизованное управление природоохранной деятельностью. Исходной предпосылкой и составной частью процесса совершенствования централизованного управления экологической сферой является формирование экономического механизма природопользования, который представляет собой совокупность экономических методов управления, призванных создать материальную заинтересованность ресурсопотребителя в оптимизации процессов его взаимодействия с природной средой. По мере замещения административных методов экономическими основной задачей центральных органов управления становится разработка долгосрочной стратегии и научно обоснованной нормативной базы природопользования. Основой государственного регулирования в области экологии должно стать природоохранное законодательство, служащее отправным моментом разработки национальных экологических программ и других плановых и прогнозных документов, обеспечивающих экологическую направленность экономики.
29. Формирование системы эколого-экономического планирования и прогнозирования.
Важное место
в хозяйственном механизме
33. Организационные
структуры управления
Важнейшим звеном механизма управления являются его ор ганизационные структуры — система органов власти и управления природопользованием. К управлению природопользованием причастны все ветви власти: представительная (законода-
180 тельная), исполнительная
и судебная. Каждая из них выполняет
свои функции и имеет
Окружающая среда
как объект управления в своей
основе неделима и в каждом регионе
своеобразна. Объекту управления должна
соответствовать и система
Глава государства, Президент Республики Беларусь, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, директивы (в том числе касающиеся и природоохранных проблем), которые имеют силу на всей территории страны. Президент сам или через создаваемые им властные структуры контролирует соблюдение природоохранного законодательства местными органами управления и самоуправления, а также подведомственными органами.
Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь, являясь представительным и законодательным органом государства, определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, при необходимости объявляет территории зонами экологического бедствия. В Палате представителей Национального собрания действует Постоянная комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию, от которой зависит окончательная форма принимаемых экологических законов.
Правительство, Совет Министров Республики Беларусь, является центральным органом госуправления и осуществляет исполнительную власть в республике, в том числе реализует государственную экологическую политику, разрабатывая и претворяя в жизнь экологические программы и крупные природоох* ранные мероприятия, координируя деятельность министерств и иных республиканских органов управления в части охраны окружающей среды и природопользования, определяя направления международного экологического сотрудничества.
На местах территориальный принцип управления природопользованием реализуется областными, городскими, районными, поселковыми, сельскими Советами депутатов, а также их исполкомами, которые несут ответственность за состояние окружающей среды на подведомственных территориях, выполнение.
35. Система экологического мониторинга.
Контроль качества компонентов биосферы, сменами в них, которые вызваны антропогенными причинами, осуществляются с помощью экологического мониторинга.
Государственный мониторинг окружающей природной среды – это система наблюдений, сбора, обработки, передачи, сохранения и анализа информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозирования его изменений и разработка научного обоснования рекомендаций для вынесения управленческих решений. В зависимости от предназначения осуществляется общий (стандартный), оперативный (кризисный) и фоновый (научный) мониторинг окружающей природной среды.
Общий (стандартный) мониторинг окружающей природной среды – это оптимальные по количеству параметров наблюдения на пунктах, в объединениях в единую информационно-технологическую сеть, которые дают возможность на основе оценки и прогнозирования состояния окружающей среды, регулярно разрабатывать управленческие решения на всех уровнях.
Оперативный (кризисный) мониторинг окружающей природной среды – это наблюдение специальных показателей на целевой сети пунктов в реальном масштабе времени по отдельным объектам – источниками повышенного экологического кризиса в отдельных регионах, которые определены как зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также в районах аварии с вредными экологическими последствиями с целью обеспечения оперативного реагирования на кризисные ситуации и создание безопасных условий для населения.
Фоновый (научный) мониторинг окружающей природной среды – это специальные высокоточные наблюдения за всеми составляющими окружающей среды, а также за характером, составом, кругооборотом и миграцией загрязняющих веществ, за реакцией организмов на загрязнение на уровне отдельных популяций, экосистем и биосферы в целом. Фоновый мониторинг осуществляется в природных и биосферных заповедниках, на других территориях, которые охраняются, на базовых станциях.
Экологический мониторинг осуществляется на четырех уровнях:
1) локальном – на территории отдельных объектов (предприятий), городов, на участках ландшафтов. Для эффективного контроля загрязнения атмосферы в городах с населением до 100 тыс. жителей, контрольных станций целесообразно иметь, по крайней мере, три; от 100 тыс. до 300 тыс. жителей – не меньше пяти, от 300 тыс. до 500 тыс. – семь, тогда как в населенном пункте с населением свыше 1 млн. человек – 11- 24 пунктов. Промышленные системы экологического мониторинга контролируют выбросы промышленных предприятий, уровень загрязнения промышленных площадок и прилегающих к ним районов;
2) региональном
– в пределах административно-
3) национальном – на территории страны в целом мониторинг означает статистическую обработку и анализ данных о загрязнении окружающей среды от региональных систем с искусственных спутников Земли и космических орбитальных станций. Они функционируют вместе со Службой погоды Госкомгидромета Украины и осуществляют прогноз качества окружающей среды на больших территориях страны;
4) глобальные системы мониторинга окружающей среды используются для исследований и охраны природы и осуществляются на основе международных соглашений в этой сфере. Ряд стран имеет сеть надземных станций, на которых осуществляется непрерывный выбор и анализ проб на наличие в атмосфере загрязняющих веществ, СО2, СО, пыли, свинца, радионуклидов.
37. Основы экологического нормирования.Одним из наиболее эффективных средств рационального природопользования и охраны окружающей среды является экологическое нормирование. С его помощью регулируется допустимая нагрузка на экологические системы и устанавливаются границы воздействия хозяйственной деятельности на среду обитания.Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду. Главная цель экологического нормирования - обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов. Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс между экологией и экономикой, позволяющий развивать хозяйство и сохранять окружающую среду.Систему экологического нормирования подразделяют на три составляющие части: технологическую, научно-техническую и медицинскую. В основе технологических показателей нормирования лежит способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия на человека и окружающую природную среду. К научно-техническому показателю можно отнести способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направления. Медицинские (санитарно-гигиенические) нормативы качества окружающей среды определяют пороговый уровень угрозы здоровью населения и компонентам биосферы. К ним относятся предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, допустимые уровни радиационного воздействия, размеры санитарно-защитных зон. Кроме того устанавливаются нормативные требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность, а также технологические, строительные и градостроительные правила, содержащие экологические требования. В Беларуси используются экологические стандарты бывшего СССР. Закон «Об охране окружающей среды» возлагает ответственность за разработку и утверждение нормативов качества окружающей среды на органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, а также системы здравоохранения.Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) — это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха (в миллиграммах на метр кубический), воды (на 1 л) или почвы, грунтов, других пород (на 1 кг вещества). ПДК устанавливается на таком уровне, при котором вредные вещества даже при ежедневном воздействии в течение продолжительного времени не вызывают патологических изменений в организме или заболеваний человека, животных и растений. Чтобы установить ПДК атмосферных загрязнений, проводят токсикологический эксперимент на животных (белые крысы, морские свинки и др.) в лабораторных условиях. В специальных камерах животные подвергаются круглосуточному ингаляционному воздействию химического вещества в течение 3 — 4-х месяцев. Дальше анализируются изменения в организме животных. Аналогичные требования предъявляются к нормативам вредных веществ для воды.К настоящему времени созданы стандарты качества воздушной среды по 1080 загрязнителям, для защиты питьевой воды — по 1373 соединениям, для ведения рыбного хозяйства — по 972 соединениям и для защиты рекреационных водных источников — по 14 соединениям. Количество же одновременно присутствующих веществ и сочетаний только в атмосфере достигает величины 1×1060, что реально не может быть охвачено традиционной системой контроля. Кроме того, разработка экологических стандартов представляет собой длительный и дорогостоящий процесс. Представляется возможным и эффективным использование в Беларуси не только нормативов принятых в СНГ, но и в Европейском сообществе.