Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология"

Вложенные файлы: 1 файл

экономика природопользования.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

 

 
 

44. Инвестирование  природоохранной деятельности. Анализ затрат на охрану природы в РБ

В целях обеспечения  единого подхода к понятиям «виды природоохранной деятельности» и «природоохранные затраты» в нашей стране был принят «Классификатор видов природоохранной деятельности и за трат на охрану окружающей среды» (утвержден Минприроды Республике Беларусь и введен в действие 21 августа 1997 г.).Структура и содержание классификатора учитывают рекомендации конференции Европейских статистиков, изложенные в Единой Европейской стандартной статистической классификации природоохранных объектов и расходов на охрану окружающей среды  
В классификаторе выделяются две конкретные формы природоохранной деятельности: 
текущая природоохранная деятельность; 
природоохранные мероприятия. 
^ Текущая природоохранная деятельность – это непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окружающей среды. Она связана, в основном, с эксплуатацией, а не созданием основных фондов природоохранного назначения. 
^ Природоохранные мероприятия – это природоохранная деятельность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния окружающей природной среды или создания условий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероприятий может быть создание основных фондов природоохранного назначения.  
В классификаторе указаны наиболее характерные виды природоохранной деятельности в разрезе отдельных природных сред: 
охрана атмосферного воздуха; 
охрана водных ресурсов; 
охрана земель и недр; 
охрана биоразнообразия и ландшафтов, 
в том числе: 
охрана лесных ресурсов и нелесных растительных комплексов; 
охрана и воспроизводство животного мира; 
комплексные направления природоохранной деятельности (создание, развитие и обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий и объектов); 
специальные сферы природоохранной деятельности (обращение с отходами производства и потребления, борьба с шумом и вибрацией); 
управление и контроль в области природоохранной деятельности. 
В соответствии с видами природоохранной деятельности выделяются следующие затраты экологического назначения: 
текущие затраты предприятий, организаций и учреждений на охрану окружающей среды; 
затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения; 
капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (прямые и сопряженные); 
затраты на содержание заповедников и иных особо охраняемых природных территорий, а также затраты на охрану ресурсов животного мира, охрану лесных ресурсов и других элементов ландшафта; 
затраты на научные исследования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 
затраты на содержание государственных органов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; 
затраты на экологическое образование и просвещение (подготовку соответствующих специалистов); 
затраты на международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. 
 

45. Экономическая  эффективность природоохранных затрат: сущьность показатели методика определения. Осуществление природоохранной деятельности, направленной на поддержание качества среды обитания и защиту природы, требует все возрастающих общественных затрат. Все природоохранные затраты (экологические издержки) по их экономической сущности можно подразделить на издержки редотвращения (предзатраты) и экономический ущерб, включающий прямые потери ресурсов природы и затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию уже допущенных экологических нарушений  
К экологическим издержкам предотвращения (предзатратам) хозяйственной деятельности относятся затраты на мероприятия, проводимые либо в источнике загрязнения, либо на путях миграции загрязняющих веществ к реципиентам. Они расходуются по двум основным направлениям:на мероприятия, снижающие выброс вредных веществ в окружающую среду (совершенствование технологических процессов, изменение состава или улучшение качества используемых ресурсов, установку очистных сооружений с последующей утилизацией уловленных отходов, комплексное использование сырья и т.п.; 
на мероприятия, не снижающие выбросы загрязнений, но влияющие на их распространение или изолирующие от прямого контакта с реципиентами (строительство высоких труб при атмосферных выбросах, нейтрализация загрязнений, захоронение отходов, установление санитарно-защитных зон вокруг предприятий, озеленение городов и поселков, рациональная планировка городской застройки с учетом “розы ветров”и др.). 
К предзатратам в структуре экологических издержек общества относятся также расходы на:экологическое образование, подготовку кадров, рекламно-издательскую деятельность экологической направленности;научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе разработку и внедрение новых экологосовместимых технологий; 
организацию и совершенствование институтов управления природоохранной деятельностью, в том числе органов, обеспечивающих экологический контроль, аудит, мониторинг, экологическую экспертизу; 
разработку экологической регламентации хозяйственной деятельности: правовых, нормативно-методических материалов и документов, экологических стандартов и т.п.; 
создание объектов экологической инфраструктуры; 
экологическую модернизацию сферы материального производства  

46.Особенности определения соц.эффективности природоохранных затрат. Учитывая, что природоохранные затраты направлены на предотвращение не только экономического, но и социального ущерба от загрязнения окружающей среды, можно рассчитать 
социальную, а затем и совокупную социально-экономическую эффективность экологических издержек.Социальная эффективность — это, по сути, экономическая эффективность природоохранных затрат на предотвращение потерь чистой продукции вследствие заболеваемости, снижение выплат из фонда социального страхования, сокращение расходов общества на лечение трудящихся по причинам загрязнения окружающей среды и т.д. Другими словами, социальная эффективность — это та часть экономической эффективности, которая отражает результативность затрат, связанных с экологической нормализацией условий жизнедеятельности человека. 
Показатель социальной эффективности Эс определяется, как и общая экономическая эффективность, отношением годового эффекта (в данном случае — социального) к совокупным экологическим затратам: 
 (19.8) 
Социальный эффект охраны природы проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и отдыха. Он непосредственно не имеет стоимостной формы, вместе с тем улучшение здоровья населения сопровождается целым рядом экономических результатов: экономией затрат на социальное страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда и т.п. Таким образом, в общем виде социальный эффект можно определить через экономические показатели: 
 (19.9) 
где Эч.п. — эффект от предотвращения потерь чистой продукции вследствие заболеваемости трудящихся из-за загрязнения среды; Эс.с. — эффект от сокращения выплат из фонда социального страхования (по больничным листам) в результате тех же причин; Ээ.л. — эффект от сокращения затрат на лечение трудящихся в результате тех же причин; Эп.т. — эффект от повышения производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки. 
Расчеты составляющих социального эффекта природоохранных мероприятий осуществляются следующим образом. Эффект от предотвращения потерь чистой продукции в результате заболеваемости из-за загрязнения среды: 
 (19.10) 
где Б — количество больных; Пч — чистая продукция на один человеко-день работы; Ри Р— количество человеко-дней работы на одного Работника до и после проведения природоохранного мероприятия соответственно. 
Эффект от сокращения выплат из фонда социального страхования определяется по формуле 
 (19.11) 
средний размер пособия (оплата больничного) на одного заболевшего. 
Эффект от сокращения затрат государства на лечение трудящихся рассчитывается следующим образом: 
 (19.12) 
где Ба, Бс — число больных, лечившихся соответственно амбулаторно и в стационарах от заболеваний, вызванных загрязнением среды; Да, Дс— среднее количество дней лечения одного больного в поликлинике и стационаре; За, Зс — средние затраты на лечение одного больного соответственно в поликлинике и стационаре. 
Можно определить также эффект Эп.т. от роста производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки. Он рассчитывается по приросту чистой продукции в отраслях материального производства (формула 19.4), а в непроизводственной сфере — по сокращению затрат на обслуживание. 
Расчет социального эффекта природоохранных мероприятий представляет известные сложности: на состояние здоровья, помимо загрязнителей среды обитания, влияют и другие факторы, поэтому трудно выделить "вклад" загрязнения в ухудшение здоровья населения. Однако, по экспертным оценкам, каждый занятый в общественном производстве болеет в среднем 10 дней в году по причинам, связанным с неблагополучной экологической обстановкой. 
Социальные эффекты и показатели социальной эффективности используются в качестве дополнительных к показателям экономического эффекта и эффективности и служат для определения фактического уровня и нормативов укрупненных показателей затрат, необходимых для достижения установленной величины снижения вредных выбросов и поддержания заданного состояния природной среды. 
Эффективность природоохранной деятельности общества следует рассматривать как составную часть эффективности общественного производства. Практика показывает, что высокая экономическая эффективность производства с позиций предприятия не всегда является таковой с позиций общества, если она достигается ценой расточительного использования природных ресурсов и загрязнения природы. К сожалению, действовавший в нашем государстве хозяйственный механизм не создал заинтересованности предприятий в природоохранной деятельности. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, современные инвестиции в охрану природы и рациональное природопользований оказываются в несколько раз меньше тех затрат, которые несет общество при возмещении нанесенного ущерба (если он вообще может быть восполнен). Капитальные вложения на эти цели, по некоторым оценкам, окупаются в 1,3 раза быстрее, чем в целом по народному хозяйству. И наиболее кардинальным путем решения экологических проблем является использование ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий. 
В экономически развитых странах внедрение таких технологий имеет тенденцию к постоянному росту, поскольку срок окупаемости затрат на них составляет всего от одного до пяти лет и они обеспечивают наибольший выход конечного продукта на единицу сырья. Следовательно, эти расходы не только социально оправданны, но и экономически эффективны. У нас же предприятия экономически недостаточно заинтересованы в их применении. Существующая система планирования и финансирования пока способствует тому, что предприятиям выгоднее строить дорогостоящие очистные сооружения за счет государственных капитальных вложений, а не заботиться об экологически чистых технологиях, требующих значительных собственных средств. Применение же современных технологий создает предпосылки для снижения природоохранных затрат в 3—4 раза, так как установка очистного оборудования обходится дороже. 
Таким образом, проблема повышения эффективности природоохранных затрат тесно связана с совершенствованием хозяйственного механизма природопользования в целом. 

47. Основные источники  и виды финансирования природоохранных мероприятий. Грамотная реализация идей функционирования целевых природоохранных (экологических) фондов позволяет устранить многие недостатки действовавшей прежде системы финансирования, в частности, слабый учет местной специфики финансируемых объектов и необходимых пропорций в выделении средств на отдельные направления охраны окружающей среды. Механизм образования фондов содействует увеличению притока средств и частичному самофинансированию природоохранных работ за счет платежей предприятий за загрязнения. Впервые вопрос о необходимости создания экологических фондов возник в отечественной литературе на рубеже 70—80-х годов XX в. в связи с проблемой поиска и распределения средств на природоохранные мероприятия и разработкой системы платежей и штрафов за загрязнение окружающей среды. Исследование зарубежного опыта показало, что на Западе экологические фонды в государственном масштабе широкого распространения не получили, однако во Франции, ФРГ, Нидерландах в рамках отдельных территорий создаются коллективные распределительные фонды целевого назначения. Такие фонды формируются прежде всего при регулировании поступлений сточных вод. Они образуются за счет средств предприятий-загрязнителей, государственных дотаций и средств бассейновых органов. Опыт стран, внедряющих такие фонды, показывает, что условиями эффективного использования их средств являются наличие конкретных природоохранных программ и ограничение числа членов фонда, что позволяет более точно определять размеры вкладов отдельных предприятий и последующее распределение средств. Так, в США создан государственный компенсационный фонд, который используется для компенсации затрат правительства на применение неотложных мер и ограничение масштабов ущерба, нанесенного здоровью людей. В 1980 г. был принят закон о суперфонде, регламентирующий финансирование работ по обезвреживанию химических свалок и других опасных отходов: 75 % поступлений в суперфонд должны обеспечивать налоги корпораций. В рамках суперфонда сформирован спецфонд за счет штрафов компаний, у которых были случаи загрязнения окружающей среды опасными веществами. Компенсационные фонды создаются в США и на уровне штатов для финансирования мониторинга, исследований и практических мероприятий за счет сбора штрафов в возмещение убытков от загрязнения природной среды. В Республике Беларусь целевой внебюджетный фонд охраны природы был учрежден в 1990 г., а позднее создание его получило правовую основу в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (1992), который четко определил важнейшие источники финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды: республиканский и местные бюджеты;средства юридических лиц, добровольные взносы населения, иностранных граждан, а также иных источников;республиканский, местные внебюджетные фонды и общественные фонды охраны природы; кредиты банков.  
Создание внебюджетных фондов охраны природы (республиканского, областных, Минского городского, районных и городских) регламентировала отдельная статья закона (ст. 19), в которой был определен порядок их образования и направления использования средств. Тем самым усиливалась значимость фондов как источников финансирования экологической сферы. В развитие этой статьи было разработано и утверждено правительством "Положение о внебюджетных фондах охраны природы в Республике Беларусь", в котором в качестве основных средств формирования фондов отмечены налоги (платежи) за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду; платежи за размещение (складирование) отходов; суммы, полученные в возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды; штрафы за нарушение природоохранного законодательства. Помимо указанных источников внебюджетные фонды пополнялись за счет платежей за выдачу лицензий на природопользование, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции, инвалютных поступлений, полученных по искам от иностранных физических и юридических лиц за нарушение природоохранного законодательства, долевого участия юридических лиц, других природопользователей в финансировании природоохранных работ и некоторых иных поступлений  Все указанные средства, формирующие внебюджетные фонды охраны природы, зачислялись на специальные счета исполкомов местных Советов депутатов, а затем распределялись следующим образом: 10 % — на специальный текущий счет внебюджетных средств Минприроды (республиканский внебюджетный фонд), 30 % — в областные, 60 % — в районные и городские фонды охраны природы. Средства фондов расходовались только на природоохранные нужды. Использование их показано на рис.16.1 и 16.2. 
Согласно рис.16.2, в 1996 г. почти 2/3 средств фондов было израсходовано на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию очистных сооружений и полигонов для отходов, остальная часть — на приобретение контрольно-измерительных приборов и оборудования; мероприятия по охране и воспроизводству животного и растительного мира, повышению плодородия земель; укрепление государственных служб; организацию мониторинга и ведение кадастров природных ресурсов; научные исследования в области охраны окружающей среды и т.п. 
Следует заметить, что внебюджетные фонды охраны природы всех уровней концентрировали в последние годы немалые денежные ресурсы (так, в 1996 г. в фонды республики поступило порядка 880, а в 1997 г. — 1327,7 млрд. р.), поэтому все чаще поднимался вопрос о консолидации фондов с бюджетами соответствующих уровней в целях усиления государственного контроля за расходованием средств. И в соответствии со ст. 2 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 1998 год" средства республиканского внебюджетного фонда охраны природы впервые были включены в состав республиканского бюджета, а операции с ними стали проводиться через систему Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь. С этих пор внебюджетный фонд охраны природы стал именоваться государственным целевым бюджетным фондом охраны природы. Средства же территориальных фондов охраны природы (в соответствии со ст. 3 закона) теперь аккумулируются в составе местных бюджетов.  

48. Глобальные и  региональные экологические проблемы. В процессе природопользования возникают явления, связанные с воздействием человека на природу и обратным ее влиянием на человека, — экологические проблемы. Явления, затрагивающие весь мир, называются глобальными. К ним относятся:1. Глобальное потепление (парниковый эффект) — разогревание нижних слоев атмосферы в результате поглощения отраженного теплового излучения поверхности Земли молекулами парниковых газов (СО2,СН и др). 2. Разрушение озонового слоя Земли. Его важнейшее свойство — поглощать ультрафиолетовое излучение Солнца, разрушающего белки и нуклеиновые кислоты. 3. Истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана.4. Опустынивание — уменьшение или уничтожение биологического потенциала почвенного покрова Земли. 5. Сохранение  биологического разнообразия — всех возможных форм и процессов в органическом мире на различных уровнях организации живого вещества. Оно необходимо для сохранения функциональной структуры биосферы и составляющих ее экосистем.  Наиболее серьезными экологическими проблемами Беларуси являются: 1.загрязнение 1/5 территории радионуклидами, социально-экономический ущерб от которого составит за 30 лет (1986—2015) — 235 млрд дол. США; 2.загрязнение воздушного бассейна в крупных городах и промышленных центрах (Могилев, Мозырь, Бобруйск, Гомель, Витебск); 3.рост антропогенных нагрузок на водные объекты — большинство рек Беларуси уже сейчас относится к категории умеренно загрязненных; 4.нарушение экологического равновесия природных систем Беларуси в результате осушительных мелиоративных работ (нарушение водного баланса, изменение водного режима, падение уровня грунтовых вод, сокращение площади бо-лотна40%);

5. ухудшение экологического состояния земель (эродированные и эрозионно опасные земли составляют 41,5 % площади пашни Беларуси, высокое содержание нитратов и пестицидов в почве); 6.техногенная деградация ландшафтов, связанная с накоплением отходов производства (в настоящее время утилизируется менее 1/5 всех отходов).

 

 

49. Международное сотруднечество в природоохранной деятельности. Природоохранные мероприятия не могут быть решены одной отдельно взятой страной, каким бы экономическим потенциалом она не обладала, потому что в основе глобальных экономических проблем лежат процессы и явления общепланетарного характера и затрагивают они интересы человеческой цивилизации в целом, а поэтому и решение их требует участия всего мирового сообщества. Учитывая это, страны мира добровольно делегаруют международным организациям часть своих полномочий на цели рационального природопользования.Современная система международного экологического сотрудничества включает в себя такие аспекты, как парламентское сотрудничество посредством разработки рекомендательных законов в области охраны окружающей среды; координация деятельности государственных органов управления по вопросам природопользования: заключение международных соглашений и подписание конвенций по вопросам окружающей среды; налаживание и реализация совместных природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз; проведение совместных экологических конференций, форумов и т. д.Мировое сотрудничество в природоохранной деятельности дает свои несомненные плодотворные результаты. Сейчас во всем мире прекращены подземные или подводные испытания ядерного оружия, радуют сообщения об умножении численности исчезающих животных, появлении новых заповедников фауны и флоры и т. д. Экология (экологические отношения) — от греч. oikos, что означает дом, жилище, местопребывание и logos — слово, учение. Наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Изучением общих закономерностей взаимодействия природы и общества занимается особое направление экологической пауки — экология человека. Коэволюция — совместное развитие, сосуществование двух или более таксонов (сообществ), которые объединены тесными экологическими связями, но не обмениваются генами.Окружающая среда — среда обитания человека. Она разделяется па природную и социальную. В природной среде выделяют естественную, не нарушенную человеком и природно-антропогенную. Естественная природная среда характеризуется чистотой воздуха, пригодностью воды для питья, почвы для возделывания и т. д. Искусственная окружающая среда учитывает влияние на жизнедеятельность человека различных созданных руками человека объектов: электростанций, дорог, животноводческих комплексов, атомных реакторов, автомобилей и т. д. Экономическая теория окружающей среды изучает условия и последствия экономической деятельности людей па окружающую среду, анализирует затраты и выгоды от этой деятельности. Экологическое равновесие — состояние развития, пагубно не отражающееся на природе или обществе. Подобно равновесной цепе, удовлетворяющей запросы продавцов и покупателей, это состояние наиболее приемлемо для окружающей среды и человека.Экологический кризис — состояние, характеризующееся последствиями воздействия людей на природу, когда последняя не может самовоспроизводиться и разрушается. Естественные и социальные последствия этого разрушения огромны, часто не устранимы или требуют колоссальных средств. Экологическая политика — комплекс проводимых государством мер по обеспечению оптимального взаимодействия в системе «природа — хозяйство — человек» своеобразный свод правил согласованного взаимодействия элементов этой системы.Экологические издержки — совокупность экономических ресурсов и финансовых средств, затрачиваемых на предотвращение загрязнения окружающей среды.Экологический налог — платежи, взимаемые с предприятий за пользование природными ресурсами или за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду.Экологический ущерб — сумма потерь, понесенных регионом, предприятием, населением вследствие природных катастроф или антропогенной деятельности человека.Экологический рынок — рынок товаров, работ, услуг, имеющий назначение противостоять негативному антропогенному воздействию человека на окружающую среду.Абиотические экологические факторы — свойства и действия неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на все живое на Земле — климат, природные катаклизмы, солнечная энергия, притяжение Луны и т. д.Биотические экологические факторы — все формы воздействия растительного и животного мира друг на друга.Антропогенные факторы — все формы негативного и позитивного воздействия человека на окружающую среду.

 

 

50. Участие РБ  в международном экологической сотрудничестве. Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является активной его участницей. В развитии международного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашей республике уделяется обеспечению выполнения международных конвенций и подписанных к ним протоколов, разработке национальных механизмов их реализации, а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.Республикой Беларусь подписаны следующие основные конвенции и протоколы в области охраны окружающей среды: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, 17 ноября 1979 г.; Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков по меньшей мере на 30% к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, 13 июля 1985 г.;  Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, 4 ноября 1988 г.; Венская конвенция об охране озонового слоя, 22 марта, 1985 г.; Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 16 сентября 1987 г.; Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, 25 февраля 1991 г.; Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, 9 мая 1992 г.; Конвенция ООН о биологическом разнообразии, 5 июня 1992 г.; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 3 марта 1993 г. и др.В рамках конвенций разработан ряд проектов (в частности, проект программы «Охрана атмосферного воздуха» с учетом выполнения Беларусью международных обязательств, установлены критические нагрузки на экосистемы Республики Беларусь под влиянием техногенного фактора, осуществлена работа по оценке эмиссионных факторов по тяжелым металлам и др.), предпринят комплекс мер по регламентации перемещения озоноразрушающих веществ (ОРВ) через государственную границу, сокращению производства и потребления ОРВ, создан банк данных об их импортерах и потребителях ОРВ в республике и т.д. Благодаря этим мероприятиям выбросы оксидов азота снижены на территории Беларуси до уровня 1987 г., а потребление озоно-разрушающих веществ за последние годы сократилось в 4 раза.В контексте реализации Конвенции о сохранении биоразнообразия планеты Беларусь стала полноправным участником процесса создания Общеевропейской экологической сети территориальной охраны природы (EECONET), основной целью которой является сохранение пространственных и функциональных связей между природными экосистемами соседних стран. Большинство европейских стан обязались спланировать и создать такую сеть к 2010 г. Основными функциями экосети является предотвращение увеличения фрагментарности экосистем, выявление наиболее важных (ключевых) с точки зрения сохранения биоразнообразия территорий в отдельных европейских странах и обеспечение их охраны в рамках единой функционально и территориально связанной системы (путем создания в дальнейшем трансграничных охраняемых природных территорий). Идея создания EECONET оценивается специалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив. Являясь одним из учредителей ООН, Республика Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ, ЕЭК по проблемам окружающей среды и водным ресурсам, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др. Расширяется взаимодействие Беларуси с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный экологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Евробанк, а также органами, созданными для имплементации* международных природоохранных конвенций и протоколов к ним и др. В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН) в нашей республике, в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на областном, районном уровнях и межсекторные программы устойчивого развития. За приверженность нашей страны идеям экоразвития и активную природоохранную позицию на 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (июнь 1997 г.) Республика Беларусь была избрана в Управляющий совет Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) на четырехлетний период (начиная с 1998 г.).

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"