Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:16, реферат
В условиях рынка, самостоятельности народнохозяйственных объектов различного уровня, эффективность подобного механизма определяется его способностью согласовывать цели функционирования и развития двух главных звеньев территориально-производственного комплекса – предприятия и региона. Каждое из них свободно в выборе методов управления на своем уровне, но при этом должно учитывать ограничения, формируемые как другим звеном, так и внешней средой (государством, внутренним и внешним рынками).
Введение........................................................................................................................ 3
Понятие экологического аудита................................................................................. 5
Цели и задачи экологического аудита.........................................................................8
Экологический аудит – экономический инструмент управления природопользованием................................................................................................. .10
Экологический аудит по экономическим показателям и экологическая отчетность.................................................................................................................... 12
Основные государственные требования к экологическим аспектам
деятельности предприятий в Российской Федерации............................................. 16
Заключение....................................................................................................................18
Литература.........................................................................................
Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» (г. Москва)
Байкальский филиал
Юридический факультет
РЕФЕРАТ
на тему:
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АУДИРОВАНИЕ»
Выполнил: ст-ка гр. Ю-303-05/2
Чердонова М.С.
Проверил: Чиркова А.С.
Улан-Удэ
2014
Содержание:
деятельности предприятий в
Российской Федерации.....................
Проблема совершенствования отношений по природопользованию обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы.
В условиях рынка, самостоятельности
народнохозяйственных объектов различного уровня, эффективность
подобного механизма определяется его
способностью согласовывать цели функционирования
и развития двух главных звеньев территориально-
Разработка механизма, стимулирующего природоохранные мероприятия на предприятиях-загрязнителях и способствующего накоплению финансовых и материальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его социально-экономического и экологического развития, связана с решением двух задач:
В последнее десятилетие в мировой практике наметились позитивные тенденции, направленные на решение проблем охраны природных ресурсов и экосистем для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально-экономического развития регионов. Определяющим фактором в институциолизации такого подхода, помимо социально-политических преференций, сложившихся в сознании наций, является новое экологическое мышление. Его формирование особенно важно на этапе крупных преобразований в экономике. В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы устойчивого экономико-экологического развития для многих территорий, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных
ресурсов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Одним из наиболее эффективных инструментов экономико-экологического контроля в процессе становления рыночной экономики должен стать экологический аудит.
Еще недавно был незыблем постулат
о том, что рыночная экономика базируется
только на материальных интересах ее участников.
Однако в современных условиях обострения
экологических проблем рынок побуждает
к рациональному хозяйствованию и совмещению
бизнеса с решением экологических проблем.
По утверждению представителей крупных
фирм Европы “зеленый имидж” вызван коммерческой
необходимостью, способностью фирмы “смотреть
далеко вперед”. Это способ защитить свой
бизнес. Многие фирмы считают, что своевременная
политика осуществления экологически
обоснованного подхода к бизнесу является
своего рода капиталовложением, ориентированным,
в том числе, и на завоевание обширного
рынка. Представители многих крупных фирм
осознали, что обязаны работать с большей
ответственностью по отношению к окружающей
среде.
Расширяющееся взаимодействие российских предприятий с мировым экономическим сообществом потребовало введение такой международно-признанной процедуры, как экологический аудит. В соответствии с международным стандартом под эти понятием понимают “документированную проверку деятельности объекта аудита (хозяйствующего субъекта) с целью оценки его воздействия на окружающую среду в соответствии с заранее определенными критериями аудита: действующим природоохранным законодательством, установленными внутренними стандартами, экологической политикой предприятия”.
В более узком понимании экологический аудит – это объективный независимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности с целью установления соответствия этой деятельности, событий, условий, систем управления и информации природоохранным критериям, нормативным экологическим требованиям, а также разработки рекомендаций по её совершенствованию. Понятие экологического аудита (экологического аудирования, экоаудита) появилось в актах российского законодательства недавно, после того как оно было включено Постановлением Правительства Российской Федерации (1994 г.) в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Как правило, экологический аудит проводится на уровне:
Объектами экологического аудита могут быть как промышленные и сельскохозяйственные предприятия, так и целые территории, отрасли, отдельные элементы производств и технологии. При этом экологический аудит конкретных объектов природопользования применяется при оценке деятельности природопользователей в части соблюдения норм и требований по охране окружающей среды, выработке рекомендаций по природоохранным мероприятиям и финансовой оценке расходов, связанных с природопользованием. Экологический аудит территорий направлен на оценку природно-ресурсного потенциала отдельных регионов, компонентов природной среды, выявление негативных природных и природно-техногенных процессов и явлений, установление видов и характеристики уровней антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Кроме того, экологический аудит территорий необходим при сопровождении операций и сделок с недвижимостью, земельными участками и т.д.
В целом экологический аудит может быть как комплексным, так и узкопрофессионально ориентированным. Различают также внутренний экологический аудит (по инициативе самого природопользователя) и внешний (по требованию государственных или общественных органов). Критериями экологического аудита являются показатели природопользования, основанные на федеральных, территориальных и местных экологических требованиях. От ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) экологический аудит отличается тем, что не предполагает проведения натурных исследований и наблюдений, а ориентируется преимущественно на анализ материалов и документации, предоставляемой заказчиком. Кроме того, ОВОС обычно применяется на предпроектных и проектных этапах работ, а экологический аудит проводится на действующих предприятиях. Являясь добровольным, экологический аудит не несет нормативных и (или) запретительных функций. В то же время, если основной задачей экологической экспертизы является оценка экологических последствий реализации проекта и его соответствия законодательным и нормативным актам, то задачи экологического аудита включают не только оценку реализации основных положений заключения экологической экспертизы, но и разработку конкретных природоохранных мероприятий, ориентированных на реальные условия производственной деятельности.
Цель экологического аудита – приведение природоохранной деятельности в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов, оптимизация использования природных ресурсов, снижение и упорядочение энергопотребления, уменьшение отходов, предотвращение аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф. Экологический аудит должен объединить и расширить программы и методики уже существующих видов аудита – производственного и финансовой деятельности.
Среди основных задач экологического аудита следует выделить:
Помимо основного, экологический аудит может и должен решать ряд функциональных задач, таких как корректировка, оперативный контроль и стратегия развития.
Экологический аудит обязан занять равноправное положение наряду с экологической экспертизой и экологической инспекцией. Главным является то, что экологический аудит позволяет без дополнительных бюджетных затрат усилить управление охраной окружающей природной среды, повысить эффективность экоменеджмента. Поэтому государство должно быть заинтересовано в развитии экологического аудита и создании соответствующих правовых и нормативных основ для его функционирования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что смешанная государственно-
рыночная система экоменеджемента соответствует интересам государства, рыночным структурам и широким слоям общественности. При этом не возникает противоречия интересов, так как экоаудит “закрывает” те ниши управления, структура которых не была заполнена.
Экологический аудит должен быть основан на экологическом учёте. Понятие экологического учета ещё не приобрело окончательного осмысления и логической завершенности в виде комплексно сформированной системы знаний в экономико-экологической теории и практике. Несомненно, он должен стать частью управленческого учёта, который как автономная экономическая категория возник около 20 лет назад. В соответствии с новым подходом учёт должен объединять в себе процессы идентификации, измерения и коммуникации экономико-экологической информации, которые позволили бы пользователям принимать на её основе соответствующие управленческие решения. Таким образом, в рамках традиционной системы учёта выделяется сравнительно автономная подсистема информационной базы управления.
При проведении экологического аудита последовательно рассматриваются и оцениваются состояние окружающей природной среды в пределах региона и ближайших окрестностей месторасположения природопользователя, санитарно-защитной зоны, занимаемой им территории, производственных и подсобных помещений. Основное внимание при экологическом аудите уделяется анализу следующей документации природопользователя: экологического паспорта природопользователя; заключения экологической экспертизы; тома ОВОС; томов расчета лимитов по ПДВ (предельно-допустимые выбросы, в воздух), ПДС (предельно-допустимые сбросы, в воду); паспорта водного хозяйства; экологической статистической отчетности за последние годы; справок о платежах за использование ресурсов, загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов за последние годы; актов о применении эколого-экономической ответственности за последние годы; данных инвентаризации источников воздействия и отходов на окружающую природную среду; лицензий и договоров на специальное и комплексное природопользование; территориальных экологических программ; производственных планов мероприятий по охране окружающей природной среды и справок об их выполнении за последние годы; справок о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства; существующих технологических регламентов по эксплуатации природоохранных технологий и оборудования; проектов районной планировки; экологических ситуационных планов, картографической информации и др.