Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:16, реферат
В условиях рынка, самостоятельности народнохозяйственных объектов различного уровня, эффективность подобного механизма определяется его способностью согласовывать цели функционирования и развития двух главных звеньев территориально-производственного комплекса – предприятия и региона. Каждое из них свободно в выборе методов управления на своем уровне, но при этом должно учитывать ограничения, формируемые как другим звеном, так и внешней средой (государством, внутренним и внешним рынками).
Введение........................................................................................................................ 3
Понятие экологического аудита................................................................................. 5
Цели и задачи экологического аудита.........................................................................8
Экологический аудит – экономический инструмент управления природопользованием................................................................................................. .10
Экологический аудит по экономическим показателям и экологическая отчетность.................................................................................................................... 12
Основные государственные требования к экологическим аспектам
деятельности предприятий в Российской Федерации............................................. 16
Заключение....................................................................................................................18
Литература.........................................................................................
Особое внимание при экологическом аудите представленных природопользователем материалов должно быть уделено: выявлению основных источников воздействия на основные компоненты окружающей природной среды; установлению приоритетных загрязняющих веществ и факторов негативного природоохранного значения; экологическим характеристикам используемого сырья, материалов, реагентов, энергетических ресурсов, готовой продукции, отходов; состоянию систем регулирования природоохранного воздействия, размещения, удаления, переработки отходов, экологического мониторинга, государственного и общественного экологического контроля; критическим и рисковым ситуациям; используемым механизмам управления природопользованием; их эффективности; состоянию экологического обучения управленческого персонала и др.
Экологический аудит может быть полезен для установления дополнительных мер по изучению рисков и обеспечению безопасности, а также для своевременного внедрения обоснованных средств предупреждения риска. Анализ риска природных катастроф, аварий и обусловленных ими негативных экологических процессов и явлений проводится с учетом природоохранных требований и сводится к определению видов риска на субъекте природопользования; анализу сценариев возможных опасных событий и их последствий для окружающей природной среды и населения; анализу предусмотренных мер и средств предупреждения и ограничения последствий катастроф; к информированию граждан и местных организаций.
Экологический аудит должен
быть полным и перманентным, т. е. давать
полную оценку того, как выполняются требования
к состоянию окружающей природной среды
зарегистрированным лицом. Аудит проводится независимыми
экспертами.
Основные причины, по которым проводится
аудит заключаются в следующем:
- конкуренция на рынке (товары должны быть экологически чистыми, это повышает их спрос на потребительском рынке, специальным экоярлыком выделяются товары, прошедшие проверку и т. п.);
Экологический аудит завершается составлением отчета, включающего описание целей, задач и использованных методов, результаты анализа собранных материалов, разработанные природоохранные мероприятия и заключение. Отчет направляется заказчику и используется им для составления и реализации планов и программ по снижению воздействия на окружающую природную среду, оптимизации экологических характеристик в его хозяйственной деятельности.
В последние годы в рамках экологического аудита все более активное развитие в России получает экологический консалтинг, который ориентирован на решение природоохранных поблеем, связанных с технологическими аспектами природопользования, имущественными правами и т.д., когда возникает необходимость в аудиторском заключении по обследованию и оценке территорий; земельных участков, технологий, природоохранных мероприятий, а также подготовке необходимой документации.
В настоящее время активно готовится нормативно-правовая база для развития экологического аудита в Российской Федерации. В рамках серии международных стандартов ISO 14000 требования к экологическому аудиту включены в следующие стандарты: «ISO 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы»; «ISO 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления качеством окружающей среды»; «ISO 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».
В России нормативная база экологического аудита определяется Постановлением Госстандарта России от 21.10.1998 г. № 378. Согласно этому постановлению, были приняты и введены в действие первые серии государственных стандартов в области экологического менеджмента и аудита на базе международных стандартов серии ISO 14000, а именно ГОСТ Р ИСО 14010-98; ГОСТ Р ИСО 14011-98; ГОСТ Р ИСО 14012-98. Принятие данной серии стандартов, согласованных с соответствующими международными требованиями, имеет существенное значение не только для охраны окружающей среды, но и для продвижения продукции российских предприятий на международные рынки и повышения их конкурентоспособности. Введение в действие данных международных стандартов означает применимость на территории России в полном объеме общепризнанных требований, принципов и процедурных особенностей экологического аудита.
Экологический аудит как форма проверки деятельности предприятий предусмотрен Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды», государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284), приказом Минприроды от 21.11.1995 г. № 469, Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (Постановление Правительства
РФ от 26.02.1996 г. № 168). Правовые предпосылки введения экологического аудита далее конкретизированы Приказами Госкомэкологии России от 30.03.1998 г. № 181; от 16.07.1998 г. № 436; от 31.05 1999 г. № 01-22/24-154.
Основные принципы экологического аудита по экономическим показателям на территории Российской Федерации определены Приказом Госкомэкологии России от 30.03.1998 г. № 181. Они включают:
Обобщенная процедура экологического аудита включат пять основных этапов:
существенному уменьшению видимого воздействия на окружающую среду; анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по повышению контроля, организованности общего воздействия на окружающую среду; анализ ситуации, разработка рекомендаций по уменьшению количества выбросов (сбросов, отходов) или по достижению конкретных нормативов (лимитов) определенных веществ; осуществляют реализацию следующих стадий: предварительный сбор, обобщение и организацию исходных данных по основной экологической документации предприятия; анализ исходных данных, определение основных объектов аудирования, методик программы и критериев оценок; формирование собственной программы.
На основе материалов экологического аудита предприятие формирует конкретные программы деятельности, включает предложения в планы текущих природоохранных мероприятий, использует при разработке технико-экономических обоснований и ОВОС.
Современное промышленное предприятие является сложным объектом, круг деятельности которого достаточно велик, поэтому необходимо на предварительном этапе определиться и заполнить аудиторский протокол по определению направлений в экологической деятельности предприятия, протокол по определению наличия и характеристик экологической документации предприятия и протокол системы экологических приоритетов предприятия.
Собрав предварительные данные, выполняют последующие этапы аудиторской проверки. В практике экологического аудита применяется ряд специфических методов: методы анкетирования и интервьюирования; методы с использованием материальных балансов и технологических расчетов; методы на основе экспертных оценок; картографические методы; методы с использованием фото- и видеосъемки.
Основой экологического аудита по экономическим показателям является экологическая отчетность предприятия. Анализ и контроль полноты и эффективности природоохранной деятельности на предприятии, а также различными формами воздействия предприятия на окружающую среду невозможны без содержательного экологического учета. Экологический учет в общем случае включает в себя финансовый и управленческий учет, а также отчетность по экологическим показателям. Экологический учет как управленческий и информационный инструмент в современном виде сложился не сразу, и его формирование продолжается.
В России последовательно реализуется задача перехода к применению международных стандартов в системе учета и отчетности. Выполнение природоохранных мероприятий и учет соответствующих затрат в России осуществляются исходя из предписываемых требований при эксплуатации предприятий, а также консервации и ликвидации зданий, сооружений, строений и иных объектов (требования установлены Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.).
Деятельность в области производственного экологического управления определяется Государством через органы государственного экологического контроля и управления. На практике государственное регулирование осуществляется через систему природоохранительных требований, закрепленных в законодательных и нормативных документах федерального, регионального и местного уровней. Непосредственно деятельность в области производственного экологического управления регулируется ГОСТом 24525.4-80 "Управление охраной окружающей среды. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения" и является обязательной.
Деятельность экономических субъектов в области экологического менеджмента обязательной не является. Подобную деятельность невозможно ввести в рамки еще одного формально обязательного вида деятельности промышленных предприятий. Государство может только инициировать и стимулировать развитие экологического менеджмента, используя разнообразные косвенные меры и действия, например, через системы лицензирования, сертификации, налогообложения, страхования, экологической экспертизы и т.п.
Закон "Об охране окружающей природной среды" является основным документом, определяющим и регулирующим природоохранительную деятельность в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 68 Закона "Об охране окружающей природной среды":