Экологическая вахта Сахалина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:26, доклад

Краткое описание

Апрель 2004 года. Остановлено строительство морских трубопроводов через пастбище исчезающихкраснокнижных серых китов. В рамках второго этапа проекта "Сахалин-2" компания"Сахалин Энерджи" запланировала прокладку морских трубопроводов от платформы "Моликпак" наберег через южную часть кормового района серых китов охотско-корейскойпопуляции, занесенной в Красные Книги РФ и МСОП, как вид, находящийся подугрозой исчезновения. Сильный шум от строительных работ и загрязнениевзвешенными веществами, активное судоходство могли крайне отрицательно повлиять на состояниипопуляции, что могло привести к сокращению ее численности.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА САХАЛИНА.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА САХАЛИНА

 

2004 год 

 

 

Апрель 2004 года. Остановлено  строительство морских трубопроводов  через пастбище исчезающихкраснокнижных  серых китов. В рамках второго  этапа проекта "Сахалин-2" компания"Сахалин  Энерджи" запланировала прокладку  морских трубопроводов от платформы "Моликпак" наберег через южную часть кормового района серых китов охотско-корейскойпопуляции, занесенной в Красные Книги РФ и МСОП, как вид, находящийся подугрозой исчезновения. Сильный шум от строительных работ и загрязнениевзвешенными веществами, активное судоходство могли  крайне отрицательно повлиять на состояниипопуляции, что могло привести к сокращению ее численности.

Ученые и экологи потребовали  откомпании изменения трассы трубопровода, проложения ее по морю в обход китовогопастбища, и вывод на берег на безопасном расстоянии от него. В течение 2002 –2004 гг. неправительственные организации Сахалина, остальной части России, США,Европы и Японии вели масштабную кампанию в защиту исчезающих животных. Эковахтабыла одним из ключевых ее организаторов. Проводились различные акции, пикеты,демонстрации, выходило множество публикаций в прессе, готовились экспертныеоценки, проблема серых китов поднималась на переговорах экологов смеждународными банками, рассматривающими выделение кредита на второй этаппроекта "Сахалин-2".

Сильнейшее давление со стороныприродоохранных организаций и поддержавших их требования международных банковзаставило "Сахалин  Энерджи" объявить о рассмотрении альтернативныхвариантов прокладки  трубы в обход пастбища серых китов. В результате компанияприняла решение о переносе трассы морских трубопроводов на 20 км южнее первоначальновыбранного варианта за пределы китового пастбища. Была разработана отдельнаяпроектная документация на эти изменения в проекте, проведена новаягосударственная экологическая экспертиза и трубопроводы был построен безпроблем для морских гигантов. Изменение маршрута подводных трубопроводовобошлось компании в $300 млн. и компания пошла на это решение несмотря на то,что она уже имела все необходимые разрешения на прокладку трубопроводов попервоначальному маршруту, через пастбище серых китов.

Дополнительным важным плюсом этогорешения стало изменение и  сухопутной части маршрута трубопроводов. Если быморские трубы пошли через  кормовой район китов, то на суше они бы пересекливажнейшие летние пастбища северного оленя в нижнем течении рек Пильтун и Оссой,используемые оленеводами народа уйльта. Нефтяники даже успели разметить будущуютрассу шириной около 50 м на местности, но благодаря изменению маршрута морскихтрубопроводов эти пастбища были сохранены. Оленеводам же «Сахалин Энерджи»объяснила эти неожиданные перемены тем, что мол компания прислушалась к ихмнению и решила не губить оленьи пастбища.

В результате по берегу трубопроводыпрошли по Чайвинской косе практически в одном коридоре с ранее проложенным трубопроводом компании «Эксон», чтосерьезно снизило негативное воздействие и сухопутной части.

 

 Июнь 2004 года. Внедрены  стандарты оценки воздействия  на окружающую среду проектовлесохозяйственной  деятельности  и  общественного участия в их обсуждении. В 2002 году через суд мы добились,чтобы лесозаготовительные предприятия подавали проектные материалы нагосударственную экологическую экспертизу и получали положительное заключениепрежде, чем начать рубки леса. Это привело к резкому сокращению рубок внаиболее экологически чувствительных зонах – в верховьях нерестовых рек, накрутых склонах, в водоохранных зонах, на водораздельных хребтах.  

Однако как лесорубы, так  и Управление природныхресурсов  продолжали нарушать требования федерального закона "Обэкологической экспертизе" в части подготовки раздела по оценке воздействияна окружающую среду (ОВОС) и проведения общественных обсуждений. Предприятияподавали на экспертизу материалы без ОВОС и общественных слушаний, а УПРнезаконно принимало их и проводило по ним экспертизу. Ни публикации в прессе,ни меры прокурорского реагирования, ни встречи и переписка с Управлением непривели к желаемым результатам.

Тогда в марте 2004 года мы обратились в суд сзаявлением  об оспаривании положительного заключения ГЭЭ по проекту рубокглавного пользования ООО "Сахалинская лесная компания" и приказов оназначении и утверждении экспертизы. Главным основанием обращения в суд явилосьто, что в проекте отсутствует раздел ОВОС и материалы общественных обсуждений.В июне 2004 года суд вынес решение о признании недействительным заключения ГЭЭи незаконными приказов о назначении и утверждении ГЭЭ. Это решениеавтоматически остановило лесорубочную деятельность компании на срок,необходимый для  проведения новойэкспертизы. Управление природных ресурсов не стало оспаривать решение суда вкассационной инстанции, и более того, издало приказ, которым обязало отделэкологической экспертизы более не принимать на ГЭЭ некомплектные материалы, несодержащие раздел ОВОС и материалы общественных обсуждений.

Лето 2004 года. Улучшение экологической  ситуации на нефтепромыслах ОАО"Роснефть-Сахалинморнефтегаз". Ликвидировано нефтяное озеро вКатангли. С 2000 годав сотрудничестве с сахалинской  природоохранной прокуратурой мы проводимежегодные проверки береговых нефтепромыслов компании "РН-СМНГ".Представители нашей организации выезжают непосредственно на промысел и проводятосмотр добывающего оборудования (нефтекачалок), трубопроводов, нефтеловушек напредмет утечек нефти и загрязнения прилегающих водных объектов и почвы.  По выявленным фактам мы составляем акты иобращения и направляем их в контролирующие госорганы и природоохраннуюпрокуратуру, которые налагают штрафы на компанию и выдают предписания обустранении нарушений, невыполнение которых грозит еще большими штрафами. Итогитаких общественных проверок мы обычно освещаем в прессе (в т.ч. федеральной).

Одним из самых больших  результатов нашей пятилетнейработы по общественному контролю на береговых  нефтепромыслах являетсяликвидация крупного "нефтяного озера" площадью более 14 га напромысле "Катангли" (на нефтеловушке №5). Озеро представляло собойзатопленную водой низину, куда в результате хронических утечек стекаланефть  с сотен окрестных скважин. Околополовины поверхности воды в озере покрывал сплошной слой нефти. Долгие годыозеро отравляло окружающую среду и людей, живущих неподалеку от нефтепромысла.5 лет мы добивались взыскания штрафов, привлекали внимание прессы иобщественности, участвовали в судебных процессах вокруг этого"озера". В 2002 г. нефтяники сменили тактику и вместо того, чтобыбороться с нами, начали бороться с загрязнением.  В 2004 году официальная проверка установила,что озеро полностью ликвидировано, загрязненный нефтью грунт очищен, а вместоозера оборудованы очистные сооружения в виде каскада отстойников, с которых очищенные сточные воды стекают вблизлежащий ручей. Однако содержание нефти в сточных водах продолжаетзначительно превышать допустимые нормы, хотя и серьезно снизилось. Работа посокращению загрязнения на этом нефтепромысле продолжается. 

Лето 2004 года. Предотвращено  проведение масштабных дноуглубительных работ компанией"Сахалин Энерджи" в период миграции лососей на нерест в заливе Анива. Для строительства  причала поотгрузке оборудования для  завода СПГ в п. Пригородное "СахалинЭнерджи" вознамерилась начать дноуглубительные работы и дампинг грунта с15 июля 2004 года – т.е. в самый разгар нерестового хода лосося. Главнуюопасность представлял дампинг – т.е. попросту сброс извлеченного грунта в воду,который компания собиралась проводить в центральной части залива, что грозилосильнейшим загрязнением воды. 

 

Узнав об этом, наша организация  направила рядобращений в Сахалинскую  природоохранную прокуратуру, ФГУ"Сахалинрыбвод", Министерство природных ресурсов РФ и другиегосударственные органы с просьбой провести проверку законности данных работ ине допустить их проведения в период лососевой путины. Одновременно мыобратились в суд с иском о запрещении строительства причала и начали активноосвещать эту проблему в средствах массовой информации. В результате благодаряорганизованным нами обращениям и  большомуобщественному давлению  работы былиперенесены на март – апрель 2005 года в отсутствие миграции лососевых в рекиострова и до начала ската молоди лососей в залив.

 Осень 2004 года. Предотвращено  строительство полигона твердых  бытовых отходов внепосредственной  близости от пос. Хомутово в  черте Южно-Сахалинска.  Отделом  капитального строительства мэрии  г.Южно-Сахалинска был разработан  проект "Полигон ТБО г.Южно-Сахалинска", для расположения которого было выбрано место в 2 км отпос. Хомутово на южной окраине областного центра, в лесной рекреационной зоне.Жители Хомутово с нашей помощью развернули активную борьбу против новой свалкифактически под их окнами. Вместе мы собрали несколько тысяч подписей противстроительства этого полигона, которые были направлены в мэрию и государственныеорганы.

 Эковахта в апреле 2004 годаорганизовала общественную  экологическую экспертизу данного  проекта. Вэкспертную комиссию  с участием известных сахалинских ученых и специалистов далаотрицательное заключение на проект. Заключение экспертной комиссии былоутверждено приказом Управления природных ресурсов по Сахалинской области, чтоподтвердило соответствие проведенной экспертизы законодательству РФ. Хотяподобное утверждение предусмотрено законодательством и в стране проводятсядесятки общественных экологических экспертиз, это был практически единственныйподобный прецедент за все время существования института общественнойэкспертизы. 

Заключение было разослано во все заинтересованныеорганизации. В прессе вышло огромное количество публикаций и сюжетов нателевидении. Мы также воспользовались объявленными общественными обсуждениями ишироко распространили об этом информацию, что вызвало поток критическихотзывов.

В результате целенаправленной работы, в конце 2004года мэрия официально объявила, что отказывается от строительства  полигона ТБОна выбранной в районе Хомутово площадке, и будет искать новое место под свалку,проект которой в обязательном порядке будет согласован с местным населением иобщественными организациями, и пройдет государственную экологическуюэкспертизу. В дальнейшем так и случилось, хотя строительство нового полигонаТБО еще не закончено.

 

2005 год

 

Зима 2005 года. Разработка плана  развития КМНС. В октябре 2004г. на своем очередном Съезде коренные народы Сахалина решили провести серию акций протеста против воздействия нефтегазовых проектов на традиционный образ жизни аборигенов. Лидеры коренных народов обратились за помощью в нашу организацию, и мы приняли решение поддержать их.

В январе 2005г., совместно  с коренными жителями острова  и общественной организацией "Зеленый  патруль", мы организовали серию акций протеста, получивших название "Зеленая Волна". На священной поляне нивхов вблизи пос. Венское в Ногликском районе прошел массовый митинг КМНС, целью которого было мирное урегулирование конфликта с нефтяниками с обязательным условием проведения этнологической экспертизы и создания Фонда поддержки коренных народов. Ответа со стороны нефтяных компаний на эту инициативу не последовало, поэтому на следующий день стартовала акция пикетирования берегового комплекса подготовки нефти компании Эксон. На следующий день пикет переместился к строительной площадке Объединенного берегового технологического  комплекса по проекту "Сахалин-2". По итогам акции была принята Резолюция в адрес администрации Сахалинской области и нефтяных компаний. Затем прошел ряд встреч и переговоров с нефтяниками и областными чиновниками.

На всем протяжении этой борьбы наша организация оказывала  самое активное содействие коренным жителям острова – помогала в  поиске финансирования для проведения акции, консультировала по правовым вопросам, решала массу организационных проблем, участвовала во всех переговорах на стороне аборигенов. Мы добились очень широкого освещения протестов КМНС в сахалинской, федеральной и международной прессе и организовали передачу информации в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который рассматривал выделение кредита на реализацию проекта Сахалин-2. Мы также организовали поездку представителей ЕБРР по северу Сахалина и серию встреч с местрными сообществами. Нам удалось доказать, что данный проект не соответствует стандартам банка в области защиты прав коренных народов, в результате чего ЕБРР потребовал от «Сахалин Энерджи» проведения повторной оценки воздействия на КМНС и среду их обитания, а также разработки специального плана действий по коренным народам.

Все эти усилия дали свои плоды, и компания "Сахалин  Энерджи" начала разработку Плана  содействия развитию коренных народов  Сахалина в полном соответствии со стандартами ЕБРР. Администрация  Сахалинской области активизировала разработку областной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера на 2005 – 2008 годы".

Еще одним результатом  всей этой борьбы стало проведение Внеочередного съезда КМНС, на котором  был создан Региональный Совет уполномоченных представителей коренных народов с главной целью – представлять интересы коренных жителей острова в переговорах с нефтяными компаниями и властями.

"Сахалин Энерджи"  признала наличие негативного  воздействия проекта не только  на оленеводов, но и на рыбацкие  сообщества нивхов, что ранее она категорически отрицала. Священное место аборигенов вблизи пос. Вени, где нефтяники устроили площадку для складирования стройматериалов и мусора, было полностью освобождено, рекультивировано (засыпано свежим грунтом и засажено травой) и к ней закрыт доступ любой техники.

Фактически, благодаря активному  участию нашей организации и "Зеленых" План развития коренных народов не только стал реальностью, но его разработка по многим параметрам была идентична  этнологической экспертизе, проведения которой добивались сахалинские аборигены. В 2006 г. План развития начал свою работу, в течение пяти лет на его реализацию было выделено 1,5 млн. долларов.

Весна 2005 года. Потушена десятилетиями  непрерывно горевшая старая городская  свалка. Весь 2004 год мы целенаправленно добивались, чтобы администрация областного центра начала наконец тушить непрерывно горящую старую городскую свалку, дым от которой десятки лет ядовитым облаком накрывал близлежащие дачные массивы и окрестности города. Как обычно, мы использовали доступные для общественности методы – организовывали сюжеты и публикации в СМИ, писали обращения в различные организации, вели переговоры с сотрудниками мэрии, участвовали в различных совещаниях по этому вопросу. Мы подготовили обоснование необходимости тушения и рекультивации городской свалки и собрали и представили чиновникам опыт различных регионов России по этой проблеме. Но самое главное -  мы провели расследование причин непрерывного горения мусора и доказали, что виной тому не выходы метана, как принято было считать, а целенаправленная мусоросжигательная деятельность ООО «Спецтрансавто», обслуживающего свалку.  Фирма фактически использовала свалку как нелегальный мусоросжигательный завод. Результаты расследования с доказательствами были представлены властям и через СМИ - общественности.

Информация о работе Экологическая вахта Сахалина