Экологическая система как объект правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать формы правового регулирования, сложившиеся в практике природопользования в РФ.
Задачи:
1) определить понятие экологического права, правового регулирования,
2) охарактеризовать его цели и задачи
3) дать понятие и рассмотреть источники правового регулирования природопользования в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие экологического права, правового регулирования, его цели и задачи………………………………………………………………………………5
2. Источники правового регулирования природопользования в РФ…………………………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

+ контр.Экологическая система как объект правового регулирования.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)


 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие экологического права, правового регулирования, его цели и задачи………………………………………………………………………………5

2. Источники правового регулирования природопользования в РФ…………………………………………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………….15

Литература……………………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Взаимодействие общества  и природы - узловая проблема политического и социально-экономического развития общества.  Однако,  как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.

Расширяя и  усиливая антропогенное и техногенное  давление на природу, общество сталкивается с многократно воспроизведенным  "эффектом  бумеранга":  разрушение  природы оборачивается экономическим ущеpбoм и социальным уроном. Природа не в состоянии  собственными  сипами восстанавливать нарушаемое экологическое равновесие,  воссоздавать изъятые у неё блага  в  соответствующем объеме. Процессы экологической деградации приобретают характер глубокого экологического кризиса.  Вопрос о сохранении  природы превращается в вопрос выживания человечества. Экономический рост, основывающийся на традиционных принципах, становится  угрожающе опасным.  И если на всех предшествующих этапах общество стремилось максимально преобразовать природу с цепью приспособления к своим потребностям,  то теперь оно само вынуждено приспосабливаться,  видоизменяя  свою  жизнедеятельность и,  прежде всего, общественное воспроизводство, с учетом необходимости поддержания экологического равновесия, обеспечения экологически устойчивого социально-экономического развития общества.  И нет в мире политической системы,  которая сама по себе гарантировала бы экологическое благосостояние страны.

Многие экологические  проблемы  сейчас  перешагнули  рамки национальных хозяйств и приобрели  глобальное измерение. Для их решения  требуется объединение усилий всех стран мирового сообщества, но согласование позиций различных государств сдерживается, прежде всего, экономическими соображениями.  Быть  лидером здесь трудно  -  попытки решить глобальные проблемы в порядке проведения односторонних мер поставят хозяйство страны-инициатора в невыгодное положение по сравнению с конкурентами на мировом рынке.  Успешным началом сотрудничества послужило подписание в 1987 г. 24 странами Монреальского протокола о снижении выбросов фреонов на 50% к 1999 г. В результате за 1983-1989 гг. 12  европейских стран объявили о введении к указанному сроку полного запрета на их производство и использование,  а в марте 1989 г.  к ним присоединились США.  Теперь эти страны пытаются убедить остальной мир принятии аналогичных мер.

Страны не сразу пришли к пониманию необходимости коренной перестройки в отношениях человека и природы. Не сразу были выработаны  и  эффективные методы стимулирования природоохранной деятельности.  Цель данной работы состоит в том,  чтобы  показать формы правового регулирования, сложившиеся в практике природопользования в РФ.

Задачи:

  1. определить понятие экологического права, правового регулирования,
  2. охарактеризовать его цели и задачи
  3. дать понятие и рассмотреть источники правового регулирования природопользования в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие экологического права, правового регулирования, его цели и задачи

 

Как определено статьей 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», при осуществлении  хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, органы государственной власти, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане РФ иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

- приоритет охраны жизни и  здоровья человека, обеспечения  благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

- научно обоснованное сочетание  экологических и экономических  интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

- рациональное использование природных  ресурсов с учетом законов  природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

- соблюдение требований природоохранительного  законодательства, неотвратимость  наступления ответственности за их нарушения;

- гласность в работе и тесная  связь с общественными организациями  и населением в решении природоохранительных  задач;

- международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Предусмотренные настоящим Законом  принципы охраны окружающей природной  среды нашли подтверждение и дальнейшее развитие в Основном законе нашей страны - Конституции РФ.

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему  присущим методом правового регулирования. Поэтому едва ли оправданны встречающиеся  в литературе, в том числе и  учебной, утверждения о методе (или  методах) экологического права. Представляется более правильным говорить не о методе (методах) экологического права, а о методах правового регулирования экологических отношений.

Метод правового регулирования  общественных отношений носит в  известной мере вторичный характер, поскольку формы и сам характер правового воздействия определяются сущностью регулируемых отношений. Это, конечно, не отрицает классификационного значения метода правового регулирования. Однако по сравнению с предметом правового регулирования он носит второстепенный, вспомогательный характер.

Вопрос о методе правового регулирования  и его роли в формировании и  характеристике той или иной отрасли права является в настоящее время дискуссионным. Нередко в это понятие вкладывается совершенно различное содержание. Но преобладающим, по-видимому, можно считать мнение, что праву присущи три основных метода правового регулирования: запрет, предписание и дозволение, находящие выражение в таких приемах регулирования, как императивный и диспозитивный. Как отмечает проф. С.С. Алексеев, государство может регламентировать поведение участников общественных отношений либо непосредственно, сверху (императивное регулирование), либо опосредованно, с предоставлением субъектам так или иначе дозированной возможности самим определять условия своего поведения (диспозитивное регулирование). При этом, если для императивного способа (приема) регулирования характерно наличие отношений власти и подчинения, то диспозитивное регулирование отличается юридическим равенством субъектов1.

Отсутствие у многих отраслей права, в том числе и экологического, своего метода вовсе не исключает  существования определенных особенностей правового регулирования, присущих той или иной отрасли права. Такие  особенности состоят, как правило, в специфическом сочетании различных методов, характерном именно для данной отрасли права. Такая «индивидуализация» способов правового воздействия на регулируемые отношения по отдельным отраслям права делает его столь непохожим, индивидуализированным, свойственным только данной отрасли права.

Для экологического права характерно преобладание административно-правового  метода воздействия на регулируемые отношения, характерными чертами которого являются не отношения юридического равенства сторон, свойственные гражданско-правовому методу, а отношения власти и подчинения. Именно такими властными полномочиями обладают природоохранительные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина.

Говоря об особенностях правового  регулирования экологических отношений, следует отметить, что в современных  условиях значительно возросло значение экономических методов воздействия на экологические отношения. Это находит выражение в установлении платы за использование природных ресурсов, чего ранее не было, т.к. бесплатность природопользования квалифицировалась как одно из «достижений и преимуществ социалистического строя». Усиление экономических методов воздействия на экологические отношения проявляется и в создании особых экологических фондов, предоставлении определенных льгот и преимуществ за рациональное использование природных ресурсов и др.

Вместе с тем следует констатировать, что в сфере экологических  отношений не наблюдается так называемой «замены» административных методов экономическими, здесь по-прежнему преобладают административно-правовые методы воздействия на регулируемые отношения, что обусловлено спецификой последних, их особой социальной значимостью для общества в целом и для каждого гражданина в отдельности.

В современных условиях произошло  коренное изменение методов правового  регулирования экологических отношений: возросло значение частноправового регулирования экологических отношений. Если раньше, при господстве командно-административной системы, и теория и практика начисто отрицали частноправовое регулирование и деление нашего права на публичное и частное, руководствуясь известным тезисом В.И. Ленина: «мы ничего частного не признаем, для нас все области хозяйства есть публично-правовое, а не частное»2 . С переходом к рыночной экономике, укреплением начал частной собственности, в том числе и в области экологических отношений, и отменой монополии государства на землю, утверждением частной собственности в качестве одной из основных форм собственности, установлением платности пользования природными ресурсами, укреплением договорных начал в природопользовании и др. приобрели «права гражданства» и частноправовые начала в регулировании экологических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Источники правового регулирования природопользования в РФ

 

Поскольку экологические отношения  регулируются нормами не только экологического права, но и других отраслей права, большое  число среди его источников составляют нормы, содержащиеся в смежных отраслях права, в особенности природоресурсовых - земельном, водном, лесном и др.

Немалое место среди источников экологического права занимают законы, то есть нормативные акты высшей юридической  силы, создающие легальную основу правового регулирования экологических отношений в тех или иных сферах.

Большинство норм экологического права  содержится в кодифицированных законодательных актах, в особенности в Земельном, Водном, Лесном кодексах.

Многие законодательные акты, хотя и не являются кодексами, также могут  быть квалифицированы как кодификационные. К таковым следует отнести прежде всего Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», представляющий собой нормативно-правовой акт, в котором в систематизированном виде объединены нормы права, регулирующие общественные отношения по охране, оздоровлению и улучшению окружающей природной среды. Именно в данном Законе содержатся основополагающие принципы и нормы по регулированию экологических отношении в РФ которые, как правило, находят конкретизацию и развитие в последующих нормативных актах.

Значительное место среди источников экологического права занимают международные  нормативно-правовые акты, нормы которых  так или иначе регулируют экологические  отношения и внутри страны. Такие нормы, согласно ст.15 Конституции РФ являются составной частью нашей правовой системы и имеют приоритетное значение. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законодательством, применяются правила международного договора.

Конституция РФ - основной источник экологического права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.

Статья 2 Конституции провозглашает, что человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства. Каждый, согласно ст.42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, говорится в ст.9 Конституции, используются и охраняются в РФ как основа жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории, при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В Конституции РФ также закреплено (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Важное значение для правового  регулирования экологических отношений  имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ Так, п. «д» ст.72 предусмотрено, что в совместном ведении РФ и ее субъекта находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.

Установлено также, что по предметам  совместного ведения издаются федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией РФ В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ изданным по вопросам вне пределов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Информация о работе Экологическая система как объект правового регулирования