Экологическая система как объект правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать формы правового регулирования, сложившиеся в практике природопользования в РФ.
Задачи:
1) определить понятие экологического права, правового регулирования,
2) охарактеризовать его цели и задачи
3) дать понятие и рассмотреть источники правового регулирования природопользования в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие экологического права, правового регулирования, его цели и задачи………………………………………………………………………………5
2. Источники правового регулирования природопользования в РФ…………………………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

+ контр.Экологическая система как объект правового регулирования.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Большую роль в регулировании экологических  отношений играют федеральные законы - акты высшей юридической силы, действие которых распространяется, как правило, на всю территорию РФ Основополагающим является Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», в котором систематизированы нормы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду; экономического механизма охраны окружающей природной среды; нормирования качества окружающей природной среды; государственной экологической экспертизы; экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов; чрезвычайных экологических ситуаций; особо охраняемых природных территорий и объектов; экологического контроля; экологического воспитания, образования, научных исследований и др.

В последние годы произошло существенное обновление федерального законодательства, регулирующего экологические отношения. Так, в 1995 году были приняты федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Законы РФ «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях». 16 ноября 1995 г. был принят Водный кодекс РФ.

29 января 1997 г. был принят Лесной  кодекс РФ - в связи с этим  были признаны утратившими силу Основы лесного законодательства РФ 1993 г, и Постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Основ лесного 3аконодательства РФ.

Указы Президента РФ занимают важное место в системе нормативных  актов по экологическому праву. Таковы, например, Указы Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» и «Об усилении гос-венного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы», от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ, от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю».

Указом Президента от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов  исполнительной власти» определена современная структура указанных органов.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области экологии (ст. ПО, 114 Конституции РФ). Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение (ст. 115 Конституции РФ). Таковы постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», от 23 октября 1995 г. «О федеральной целевой программе «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы», от 19 октября 1996 г. «О федеральной целевой программе «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий» и др.

Субъекты РФ по предметам совместного  ведения РФ и ее субъектов вправе принимать в соответствии с генеральными законами законы и иные нормативные  правовые акты, а вне пределов ведения  РФ и совместного ведения осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Примером могут служить законы о земле Саратовской области, Самарской области, Земельный кодекс Республики Татарстан.

Законом «О земле» Саратовской области, принятым Саратовской областной  думой 12 ноября 1997 г., предусмотрены принципы правового регулирования земельных отношений в Саратовской области, основанные на общих принципах регулирования земельных отношений, закрепленных в федеральном законодательстве, и в то же время отражающие специфику их регулирования в данной области. Землям особо охраняемых территорий, к которым отнесены земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное важное значение, посвящена самостоятельная глава (глава VI) Закона.

Ведомственное правовое регулирование  общественных отношений, в том числе  экологических, занимает видное место. С 1992 года введена государственная регистрация тех нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, что является важной мерой по упорядочению ведомственного нормотворчества. Особо важную роль в ведомственном регулировании охраны окружающей природной среды играют нормативные правовые акты таких органов исполнительной власти, как Министерство природных ресурсов РФ Министерство сельского хозяйства РФ.

Деятельность судебных и арбитражных  органов играет весьма существенную роль в правовом регулировании экологических  отношений. Особо важное значение имеют  постановления высших судебных и арбитражных органов, в которых содержатся обобщения судебной и арбитражной практики и руководящие указания по вопросам применения действующего законодательства. Таково, например, Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1993 г. № 22 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», в котором указано, что при разрешении споров, связанных с применением названного Закона, необходимо иметь в виду, что установление дифференцированных ставок платы за загрязнение окружающей природной среды в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» отнесено к компетенции органов исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, однако указанным органам не предоставлено право вводить дополнительные платежи за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия против предусмотренных законодательством РФ.

Важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ разрешающему дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ Лесной кодекс РФ по порядку принятия и положения Кодекса о лесном фонде признаны соответствующими Конституции РФ.

 

 

 

Заключение

В последние годы экологический  фактор сталь реально лимитировать народное благосостояние: ухудшается здоровье населения, увеличивается  число генетических нарушений, сокращается  средняя продолжительность жизни  и т.п. Бессистемный, расточительный и разрушительный характер природопользования постоянно порождает новые и все более новые экологические проблемы. Все это свидетельствует о кризисе .государственной политики природопользования.

Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых  ценностей и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это потребует целого комплекса радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических и иных мер. Можно выделить следующие стратегические цели Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования:

  1. последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий;
  2. последовательное достижение на каждой конкретной территории качества среды обитания, отвечающего системе оценок генетического здоровья населения;
  3. восстановление и сохранение биосферного равновесия, генетического фонда животного мира;
  4. рациональное использование всего природно-ресурсного потенциала России.

Основными методами планирования природопользования на государственном  уровне являются нормативный и программно-целевой  методы. Экологический норматив определяет степень максимально допустимого  вмешательства человека в экосистемы, при которой сохраняются экосистемы желательной структуры и динамических качеств. Иными словами, недопустимыми в хозяйственной деятельности человека являются такие воздействия на природную среду, которые приводят к опустыниванию. Указанные ограничения в хозяйственной деятельности человека или ограничение влияний нооценозов на природную среду определяются желательными для человека состояниями нообиогеоценоза, его  социально-биологической    выносливостью    и    хозяйственными соображениями. В качестве примера экологического норматива можно привести биологическую продуктивность биогеоценоза и хозяйственную производительность. Общим экологическим нормативом для всех экосистем является сохранение их динамических качеств, прежде всего надежности и устойчивости.

Другое, одно из важнейших средств  осуществления экологической политики России, — программный механизм реализации мер по охране окружающей среды. Сущность программно-целевого метода планирования состоит в комплексном  подходе к достижению заданной цели с помощью особой программы, в которой предусматривается организационный механизм реализации программы. Первым этапом программно-целевого планирования является постановка и четкая формулировка определенной задачи; под конкретную задачу разрабатывается и утверждается план действий (программа) с детальным описанием мероприятий и лиц (организаций), ответственных за проведение каждого мероприятия. Программа должна предусматривать источники финансирования, этапы реализации, критерии оценки достигнутых результатов. Программно-целевой метод планирования природопользования на уровне государства представляет собой пакет нормативных актов (Планов, Программ, Мероприятий и т.д.), рассчитанных, как правило, на долгосрочной основе (2-5 лет).

 

Литература

 

 

    1. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями от 15 апреля 1998 г.). Принят Государственной Думой 19 июля 1995 г. Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г.
    2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». –М, 1997.
    3. Будыко М.И. Глобальная экология. –М: Мысль, 1977.
    4. Уатт К. Экология и управление природными ресурсами. –М.: Просвещение, 2004.
    5. Охрана окружающей среды. /под ред. Владимирова В.И. –Л.: Гидрометеоиздат, 1986.
    6. Сборник нормативных актов по экологическому праву РФ. - Т.1,2.-М.: Логос, 2005.

1 Уатт К. Экология и управление природными ресурсами. –М.: Просвещение, 2004. –С. 47.

2 ПСС. Т. 44. - С. 387


Информация о работе Экологическая система как объект правового регулирования