Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:13, контрольная работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы показать формы правового регулирования, сложившиеся в практике природопользования в РФ.
Задачи:
1) определить понятие экологического права, правового регулирования,
2) охарактеризовать его цели и задачи
3) дать понятие и рассмотреть источники правового регулирования природопользования в РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие экологического права, правового регулирования, его цели и задачи………………………………………………………………………………5
2. Источники правового регулирования природопользования в РФ…………………………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………….17
Большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральные законы - акты высшей юридической силы, действие которых распространяется, как правило, на всю территорию РФ Основополагающим является Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», в котором систематизированы нормы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду; экономического механизма охраны окружающей природной среды; нормирования качества окружающей природной среды; государственной экологической экспертизы; экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов; чрезвычайных экологических ситуаций; особо охраняемых природных территорий и объектов; экологического контроля; экологического воспитания, образования, научных исследований и др.
В последние годы произошло существенное обновление федерального законодательства, регулирующего экологические отношения. Так, в 1995 году были приняты федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Законы РФ «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях». 16 ноября 1995 г. был принят Водный кодекс РФ.
29 января 1997 г. был принят Лесной кодекс РФ - в связи с этим были признаны утратившими силу Основы лесного законодательства РФ 1993 г, и Постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Основ лесного 3аконодательства РФ.
Указы Президента РФ занимают важное место в системе нормативных актов по экологическому праву. Таковы, например, Указы Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» и «Об усилении гос-венного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы», от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ, от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю».
Указом Президента от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» определена современная структура указанных органов.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области экологии (ст. ПО, 114 Конституции РФ). Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение (ст. 115 Конституции РФ). Таковы постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», от 23 октября 1995 г. «О федеральной целевой программе «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы», от 19 октября 1996 г. «О федеральной целевой программе «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий» и др.
Субъекты РФ по предметам совместного
ведения РФ и ее субъектов вправе
принимать в соответствии с генеральными
законами законы и иные нормативные
правовые акты, а вне пределов ведения
РФ и совместного ведения
Законом «О земле» Саратовской области, принятым Саратовской областной думой 12 ноября 1997 г., предусмотрены принципы правового регулирования земельных отношений в Саратовской области, основанные на общих принципах регулирования земельных отношений, закрепленных в федеральном законодательстве, и в то же время отражающие специфику их регулирования в данной области. Землям особо охраняемых территорий, к которым отнесены земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное важное значение, посвящена самостоятельная глава (глава VI) Закона.
Ведомственное правовое регулирование общественных отношений, в том числе экологических, занимает видное место. С 1992 года введена государственная регистрация тех нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, что является важной мерой по упорядочению ведомственного нормотворчества. Особо важную роль в ведомственном регулировании охраны окружающей природной среды играют нормативные правовые акты таких органов исполнительной власти, как Министерство природных ресурсов РФ Министерство сельского хозяйства РФ.
Деятельность судебных и арбитражных органов играет весьма существенную роль в правовом регулировании экологических отношений. Особо важное значение имеют постановления высших судебных и арбитражных органов, в которых содержатся обобщения судебной и арбитражной практики и руководящие указания по вопросам применения действующего законодательства. Таково, например, Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1993 г. № 22 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», в котором указано, что при разрешении споров, связанных с применением названного Закона, необходимо иметь в виду, что установление дифференцированных ставок платы за загрязнение окружающей природной среды в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» отнесено к компетенции органов исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, однако указанным органам не предоставлено право вводить дополнительные платежи за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия против предусмотренных законодательством РФ.
Важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ разрешающему дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ Лесной кодекс РФ по порядку принятия и положения Кодекса о лесном фонде признаны соответствующими Конституции РФ.
В последние годы экологический
фактор сталь реально лимитировать
народное благосостояние: ухудшается
здоровье населения, увеличивается
число генетических нарушений, сокращается
средняя продолжительность
Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностей и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это потребует целого комплекса радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических и иных мер. Можно выделить следующие стратегические цели Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования:
Основными методами планирования
природопользования на государственном
уровне являются нормативный и программно-
Другое, одно из важнейших средств
осуществления экологической
1 Уатт К. Экология и управление природными ресурсами. –М.: Просвещение, 2004. –С. 47.
2 ПСС. Т. 44. - С. 387
Информация о работе Экологическая система как объект правового регулирования