Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 06:47, реферат

Краткое описание

Цели экологической экспертизы заключаются (по закону) в предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы; а также в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.

Содержание

• Экологическая экспертиза 2
• Органы управления и контроля в области охраны окружающей среды 4
• Экономический риск 5
• Классификация природных ресурсов 6
• Экосистемы 8
• Загрязнение биосферы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат, экология.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 

Правительство Свердловской области

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

 
 
Государственное образовательное учереждение среднего профессионального образования Свердловской области "Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства"(ГОУ СПО "УКСАП")

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине:

Промышленная экология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Кунщиков Сергей Сергеевич, группы ЗСД-23 
Руководитель (проверил):

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Екатеринбург 2014

 

Содержание:

 

  • Экологическая экспертиза                                                                                      2
  • Органы управления и контроля в области охраны окружающей среды            4 
  • Экономический риск                                                                                               5
  • Классификация природных ресурсов                                                                    6
  • Экосистемы                                                                                                              8
  • Загрязнение биосферы                                                                                            9

 

Экологическая экспертиза

 

Цели экологической экспертизы заключаются (по закону) в предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы; а также в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.

При этом ОВОС, в отличие от ГЭЭ, проверяющей соответствие уже подготовленного решения экологическим требованиям, нацелена», прежде всего, на выявление недостатков проекта и принятие необходимых мер по его улучшению с точки зрения экологических показателей.

Цель общественной ЭЭ в явном виде до сих пор не определена, но, по-видимому, именно она является прямым проявлением права граждан на достоверную экологическую информацию.

Задачи экологической экспертизы:

1. Организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных их социальных, экономических и экологических последствий.

2. Оценка  соответствия экологическим стандартам  экспортируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных, научно-обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы.

3. Информирование  всех заинтересованных лиц (в  т.ч. общественности) о возможных  неблагоприятных воздействиях на  окружающую природную среду и  связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях  намечаемой деятельности в целях  нахождения баланса интересов и компромиссного решения для снятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращения конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ).

Виды экологической экспертизы.

Виды и типы экологической экспертизы в законодательстве России определены два вида ЭЭ — государственная и общественная. Что касается типов ЭЭ, то в России они законодательно пока не закреплены, но могут быть классифицированы по типу объекта, субъекта и этапа проводимой экспертизы. Существуют и специфические типы ЭЭ (при приватизации, страховании, инвестиционной деятельности и т.д.).

Не вдаваясь в подробности типов объектов экспертизы, можно выделить 3 основных группы «по типу объекта»: ЭЭ предплановых, предпроектных и проектных материалов. Классификация по типу субъекта, уполномоченного проводить экспертизу, приводит к отраслевому рассмотрению и ведомственному согласованию как предварительному этапу экспертизы. Учитывая, что по российскому законодательству таких ведомств и федеральных  служб, имеющих (кроме Госкомэкологии России) отношение к экологической экспертизе и частным оценкам в данной области, насчитывается около десяти, следует отметить, что и типов ЭЭ в этом случае оказывается также довольно много. Однако «ведомственный» подход, оправданный при анализе отдельных видов ресурсов или воздействий на ОС, не вполне приемлем в случае комплексной экологической экспертизы. Именно поэтому для координирования, организации и проведения ГЭЭ законодательством и административно Госкомэкологии России определен в качестве органа, осуществляющего межведомственные связи и общую координацию в сфере экологической экспертизы.

Отнесение типа ЭЭ к этапам хозяйственной деятельности ещё более сложно, т.к. таких этапов может быть около 600 (планирование, проектирование, строительство, выпуск оборудования, штатное или аварийное осуществление деятельности и, наконец, её прекращение или ликвидация материальной структуры этой деятельности). Типизация экспертиз усложнена тем, что на каждом этапе деятельности одновременно или последовательно могут проводиться несколько мероприятий, несущих сегодня в себе экспертные функции: экомониторинг и предварительный экоаудит, экологическое обоснование, ОВОС и собственно ЭЭ (государственная и/или общественная), а также постаудит. В итоге получается матрица «парных» типов ЭЭ, например, «ОВОС проекта», или «ГЭЭ программы ликвидации (перепрофилирования и т.д.) предприятия», или «экоаудит документации по приватизации предприятия» и т.д.

 

Объекты экологической экспертизы

В законодательстве обозначены лишь общие типы объектов, подлежащих экологической экспертизе: все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

К предплановым материалам (работам) относятся документы информационно-методического характера, содержащие экономические, социальные, собственно экологические и иные характеристики объекта планирования. К предплановым работам обычно относят: прогнозы развития отраслей хозяйства, территориальные комплексные схемы охраны природы и состояния окружающей природной среды и т.д. К предплановой документации относятся: генеральные схемы расселения, схемы и планы развития городов и территорий, комплексные схемы охраны и использования отдельных природных ресурсов, схемы различных специальных зон и территорий.

К предпроектным материалам относятся: материалы выбора площадки строительства (трассы), технико-экономические обоснования (ТЭО), основные положения на строительное проектирование и соответствующие задания, специальные условия на строительное проектирование и т.д.

К проектным материалам относятся типовые и индивидуальные рабочие проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений и др. объектов, а также иная рабочая и сметная документация.

Объектами ЭЭ являются также материалы экологических обоснований лицензий. К объектам экологической экспертизы законом отнесены также экологические обоснования сертификатов.

Кроме вышеуказанных типов объектов экспертизы и оценки закон закрепляет следующие: проекты правовых актов РФ и ее субъектов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ и ее субъектов; проекты материалов, подлежащих утверждению органами государственной власти РФ и ее субъектов; проекты материалов, предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на соответствующей территории и т.д. (всего около 20 типов материалов).

Органы управления и контроля в области охраны окружающей среды

 

Каждый из перечисленных видов экологического управления осуществляется разными субъектами: государством и его уполномоченными органами; специальными ведомствами; хозяйствующими субъектами; общественными объединениями юридических лиц и граждан.

 

Управление выражается через законотворческую деятельность в области охраны окружающей среды, в разработке мероприятий по охране окружающей среды (программ), контроле за исполнением норм в области охраны окружающей среды, нормативных актов всех уровней.

 

Только государственное управление из всех возможных является реальным инструментом, осуществляющим реализацию правоустанавливающих, правореализующих и контролирующих функций в области охраны окружающей среды на территории РФ.

 

Государственное управление в области охраны окружающей среды выражается в следующих функциях:

 

1)  установление  правовых норм, регламентирующих  вопросы в области охраны окружающей  среды, природоохранительного, природоресурсного  законодательства, законодательства об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, уголовного законодательства в области экологических преступлений;

 

2)  принятие  основ государственной политики  в области охраны окружающей  среды, экологической безопасности;

 

3)  осуществление  контроля в области охраны  окружающей среды (государственного  экологического контроля);

 

4)  установление  нормативов, государственных стандартов  в области охраны окружающей  среды;

 

5)  государственный  учет природных ресурсов и объектов, организация ведения государственных кадастров и мониторинга объектов окружающей среды;

 

6)  экологическая  оценка состояния окружающей  среды.

 

Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды, являются: Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.

 

При аппарате Президента РФ существует Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности, которая образована в соответствии с Законом РФ «О безопасности»[55] и Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 3 июня 1992 г. № 547. Межведомственная комиссия является постоянным рабочим органом Совета безопасности Российской Федерации по реализации возложенных на него задач в сфере обеспечения экологической безопасности личности, общества и государства. Среди основных задач и функций Комиссии следует отметить следующие:

 

 

-  подготовка  предложений по вопросам внутренней  и внешней экологической политики  РФ и стратегических проблем  государственной экологической  безопасности для рассмотрения  в Совете безопасности Российской Федерации;

 

-  оценка  внутренних и внешних экологических  угроз жизненно важным интересам  личности, общества и государства, оценка существующих и потенциальных  источников экологической безопасности;

 

-  подготовка  предложений по обеспечению экологической безопасности в промышленности, на транспорте, в сельском и других отраслях народного хозяйства, по решению экологических проблем защиты здоровья населения, безопасности уничтожения химического и ядерного оружия, ликвидации зон экологического бедствия и неблагополучия и другим направлениям;

 

-  подготовка  проектов решений Совета безопасности  РФ по вопросам экологической  безопасности и др.

 

 

 

Экологический риск – вероятность деградации среды обитания или перехода ее в неустойчивое состояние (экологический кризис и экологическая катастрофа) в результате текущей или планируемой хозяйственной деятельности; возможность потери контроля над происходящими экологическими событиями. Экологический риск является мерой экологической опасности.

 

Экологическая опасность – ситуация, в которой могут происходить нежелательные события, вызывающие отклонения состояния здоровья населения и/или состояния окружающей среды от их среднестатистического значения; отклонение определенных параметров, признаков, факторов, характеризующих состояние окружающей среды, от их установленных (оптимальных, допустимых и т.д.) значений. Причина этой ситуации может быть как естественного, природного характера (природные катастрофы), так и техногенного происхождения (повышенный уровень загрязнения окружающей среды в результате производственной деятельности, аварии на производстве и т.п.). Мерой экологической опасности является риск.

Классификация природных ресурсов по происхожденияю

 

Природные ресурсы (тела или явления природы) возникают в природных средах (водах, атмосфере, растительном или почвенном покрове и т.д.) и в пространстве образуют определенные сочетания, меняющиеся в границах природно-территориальных комплексов. На этом основании они подразделяются на две группы: ресурсы природных компонентов и ресурсы природно-территориальных комплексов.

 

1. Ресурсы природных компонентов. Каждый вид природного ресурса  обычно формируется в одном  из компонентов ландшафтной оболочки. Он управляется теми же природными  факторами, которые создают данный природный компонент и влияют на его особенности и территориальное размещение. По принадлежности к компонентам ландшафтной оболочки выделяют ресурсы:

- минеральные,

- климатические,

- водные,

- растительные,

- земельные,

- почвенные,

- животного мира.

Эта классификация широко употребляется в отечественной и зарубежной литературе.

 

При использовании приведенной классификации основное внимание уделяется закономерностям пространственного и временного формирования отдельных видов ресурсов, их количественным, качественным характеристикам, особенностям их режима, объемам естественного восполнения запасов. Научное понимание всего комплекса естественных процессов, участвующих в создании и накоплении природного ресурса, позволяет правильнее рассчитать роль и место той или иной группы ресурсов в процессе общественного производства, системе хозяйства, а главное - дает возможность выявить предельные объемы изъятия ресурса из природной среды, не допуская его истощения или ухудшения качества. Например, точное представление об объемах ежегодного прироста древесины в лесах определенного района позволяет рассчитать допустимые нормы рубок. При строгом контроле за соблюдением этих норм истощения лесных ресурсов не происходит.

Информация о работе Экологическая экспертиза