Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Государственная экологическая экспертиза реально является действенным инструментом охраны окружающей среды. Она проверяет соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Итак, экологическая экспертиза выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и способствует учету общественного мнения при принятии экологически значимых решений.

Содержание

Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли казахстанского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Костанайский государственный педагогический институт.docx

— 38.39 Кб (Скачать файл)

Костанайский государственный  педагогический институт

Факультет заочного обучения

Кафедра дошкольного, начального и специального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Веремеенко Вера Викторовна

Специальность 5В010100 «Дошкольное обучение и воспитание», 1 курс (сокращенный).

 Зачетная книжка № 805012 (студенческий билет)

 

Дисциплина «Экология и устойчивое развитие»

 

 

Тема «Экологическая экспертиза»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:  преподаватель: М.М. Рулева.

 

Дата выполнения – 28.02.2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

1. Понятие экологического  права как комплексной отрасли  казахстанского права

1.1 Предмет, метод и система  экологического права

 

2. Понятие государственной  экологической экспертизы и ее  содержание

2.1 Принципы государственной  экологической экспертизы

2.2 Общественная экологическая  экспертиза

 

3. Экологический контроль, понятие и виды

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

Введение 

 

Государственная экологическая экспертиза расценивается  специалистами как один из важнейших  и эффективнейших правовых инструментов, с помощью которого удается предотвратить  нанесение вреда окружающей среде.

 

Государственная экологическая экспертиза реально  является действенным инструментом охраны окружающей среды. Она проверяет  соответствие намечаемой хозяйственной  и иной деятельности экологическим  требованиям и определяет допустимость реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий  этой деятельности на окружающую среду  и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Итак, экологическая экспертиза выполняет  функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан на благоприятную  окружающую среду и способствует учету общественного мнения при  принятии экологически значимых решений. Ее документы могут быть использованы в качестве доказательств при  судебном рассмотрении дел.

 

Государственный контроль и надзор всегда были и  остаются актуальным, так как, с одной  стороны, без контрольно-надзорных  полномочий невозможно реализовать  функцию государственного управления неотъемлемую составляющую государственной  власти, с другой стороны, невозможно обеспечить и защитить права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Вот почему защита и охрана прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), также как и своевременное  устранение выявленных нарушений и  применение соответствующих мер  юридического воздействия в отношении  нарушителей, напрямую зависят от эффективной  реализации органами государственной  власти предоставленных им полномочий.

 

Государственная экологическая экспертиза и государственный  экологический контроль является важнейшей  функцией управления в сфере охраны окружающей среды, которую осуществляют органы Минприроды Казахстана, а общественная экологическая экспертиза – неотъемлемым элементом экологической правоспособности гражданина и общественных экологических  организаций как юридических  лиц.

 

Общественные  отношения по оценке воздействия  на окружающую среду и экологической  экспертизе и контролю тесно связаны  между собой, хотя каждое из этих правовых средств выполняет свою функцию  в механизме действия экологического права. Правовое значение экологической  экспертизы более широкое. Задача государственной  экологической экспертизы – гарантировать, чтобы в процессе оценки воздействия  на окружающую среду были предусмотрены  меры по охране окружающей среды и  рациональному использованию природных  ресурсов, адекватные требованиям законодательства.

 

Цели данной работы:

 

определить  понятие, цели и виды государственной  и общественной экологической экспертизы и найти точки соприкосновения  с государственным и общественным контролем.

 

 

1. Понятие экологического  права как комплексной отрасли казахстанского права

 

Понятие экологическое  право в юридической литературе принято рассматривать с трех позиций:

 

- экологическое  право как отрасль казахстанского  права;

- экологическое  право как учебная дисциплина;

- экологическое  право как наука.

 

Безусловно, любую отрасль права характеризует  не только его формальная сторона  нормативные правовые акты, регулирующие определенную сферу общественных отношений, но и практическая правоприменительная  практика. Для признания права  таковым не достаточно наличия только законодательной базы. Важно также  и то, как закон и другие нормативные  правовые акты реализуются на практике. С этих позиций важен механизм реализации декларированных правовых норм, обеспечиваемый исполнительными  органами государственной власти, правоохранительными  и судебными органами. Именно административная и судебная практика позволяет выявить  и, во многом, устранить возникшие  в праве пробелы и коллизии.

Следует также  отметить, что на реализацию права  в большей степени влияет и  мировоззрение человека. Речь идет о таких правовых категориях как  правовое воспитание, правовая культура, правовое сознание. Именно с этих позиций  экологическое право следует  рассматривать как самостоятельную  отрасль казахстанского права, включающую в себя следующие элементы: нормативные  правовые акты, правоприменительную  практику (административную и судебную), правосознание, правовое воспитание, правовую культуру. Однако, это широкий подход к раскрытию экологического права  как отрасли права. В узком  смысле слова под экологическим  правом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды, рационального использования  и восстановления природных ресурсов.

В юридической  литературе, по общему правилу экологическое  право как отрасль права принято  делить на три части:

Общую часть, куда входят институты, содержащие положения, выполняющие служебную функцию  по отношению ко всем или значительной группе институтов Особенной части. Например, институт Общей части "Юридическая  ответственность за нарушения в  области охраны окружающей среды  и природопользования" своими нормами  распространяется практически на все  институты Особенной части: охватывает ответственность за правонарушения в области охраны и использования  недр, земель, лесов, вод, растительного  и животного мира и т.д.

 

Особенную часть, куда входят институты, устанавливающие  правовой режим охраны и использования  конкретных компонентов природной  среды (правовой режим землепользования, правовой режим недропользования, правовой режим лесопользования и т.д.)

Специальную часть, состоящую из международного экологического права.

Как учебная  дисциплина экологическое право  представляет собой систематизированную  совокупность сведений о правовом регулировании  взаимодействия человека и общества с окружающей средой. В настоящее  время указанная дисциплина входит в государственный стандарт юридического образования как обязательная.

 

В процессе изучения экологического права как  учебной дисциплины рассматриваются:

1. общие науковедческие вопросы (предмет, метод, система, источники экологического права, его соотношение с иными отраслями права, конституционные основы охраны окружающей среды, экологические правоотношения, право природопользования, государственное управление в области охраны окружающей среды, юридическая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования);

2. вопросы охраны и рационального использования конкретных компонентов природной среды (охрана и рациональное использование земель, вод, правовая охрана атмосферного воздуха, недр, лесов, животного мира, особо охраняемых природных территорий), вопросы охраны окружающей среды в отдельных сферах жизнедеятельности (охрана окружающей среды в сельском хозяйстве, в промышленности, энергетике, правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления и т.д.);

3. отдельные вопросы международного экологического права (принципы и источники международного экологического права, вопросы о международных экологических организациях и др.).

 

Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом  праве как отрасли права.

Наиболее  полное представление об экологическом  праве как науке дает А.С. Шестерюк: "Экологическое право как наука  представляет собой структурно организованное знание о системе экологоправовых  отношений, формах и методах формирования экологоправовых сознаний и путях  их совершенствования. В то же время  экологическое право заключает  в себе представления правоведов о предмете и методе данной отрасли  юридического знания, об источниках и  детерминантах его формирования, о месте экологического права  в системе отраслей юридической  науки".[2]

 

1.1 Предмет метод  и система экологического права

Своеобразие любой отрасли права характеризуется  особым предметом и методом правового  регулирования. Именно эти два компонента позволяют говорить о существовании  отрасли права как таковой.

 

Предметом правового  регулирования являются определенные общественные отношения. Так, предметом  экологического права выступают  общественные отношения в области  охраны окружающей среды и природопользования.

Указанные общественные отношения можно объединить в  три блока:

Общественные  отношения, урегулированные нормами  природоохранного права. Так, в основу природоохранного права ложится  законодательство об охране окружающей среды (природоохранное законодательство). Основополагающим нормативным правовым актом здесь выступает ФЗ от 10.01.2002 г. N 7 ФЗ "Об охране окружающей среды".

 

Таким образом, природоохранное право регулирует общественные отношения в области  охраны окружающей среды в целом, устанавливая определенные требования, запреты и ограничения при  осуществлении хозяйственной и  иной деятельности, требования в области  обращения с отходами производства и потребления и т.д.

Общественные  отношения, урегулированные нормами  природоресурсного права, в основу которого ложится природоресурсное законодательство. Указанные нормы  регулируют общественные отношения  по охране и рациональному использованию  конкретных компонентов природной  среды (земель, вод, лесов, недр, животного  мира и т.д.) В систему природоресурсного  права входят следующие нормативные  правовые акты:

 

- Земельный  кодекс РК от 25.10.2001 г. N 136ФЗ,

- Лесной  кодекс РК от 04.12.2006 г. N 200ФЗ (ред.  от 27.12.2009),

- Водный  кодекс РК от 03.06.2006 г. N 74ФЗ,

- Закон РК  от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах", (ред.  от 27.12.2009)

- ФЗ от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (ред.  От 24.07.2009) и принятые в соответствии  с ними иные нормативные правовые  акты.

 

Данные общественные отношения также урегулированы  нормами и других самостоятельных  отраслей казахстанского права. Например, указанные нормы содержатся в  Уголовном кодексе РК от 13.06.1996 г. N 63ФЗ, устанавливающем уголовную  ответственность за экологические  преступления, в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях, устанавливающем административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды  и природопользования и т.д

Метод правового  регулирования это способ воздействия  юридических норм на общественные отношения. Соответственно, методы экологического права это определенные приемы, способы  и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные  методы закрепляются в нормативных  правовых актах и подкрепляются  соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких  отношений.

 

 

2. Понятие государственной  экологической экспертизы и ее  содержание

С учетом роли экспертизы как инструмента охраны окружающей среды и обеспечения  выполнения экологических требований при принятии решений важным является вопрос об объектах, по которым проведение государственной экспертизы обязательно.

 

В Законе «Об  охране окружающей природной среды» презюмируется потенциальная экологическая  опасность любой намечаемой хозяйственной  и иной деятельности. В соответствии со ст. 37 этого Закона государственной  экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные  и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РК независимо от их сметной  стоимости и принадлежности, а  также экологические обоснования  лицензий и сертификатов. Дефект этой нормы не только в том, что в ней не указана связь материалов и их реализации с вредным воздействием на окружающую среду. Практически нереально провести государственную экологическую экспертизу всех материалов по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории страны.

Информация о работе Экологическая экспертиза