Экологическая экспертиза. Контроль и мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 14:40, реферат

Краткое описание

Важнейшим направлением обеспечения экологической безопасности является благоустройство территорий городов, что положительно влияет на состояние здоровья населения и природные компоненты среды. Но прежде чем осуществлять благоустройство, как оно понимается в общепринятом градостроительном аспекте, следует оценить степень экологической безопасности и качество окружающей среды на исследуемой территории. Контроль и управление качеством городской среды являются важнейшим инструментом обеспечения постоянного анализа её состояния в целях современного принятия решений по сохранению высокого качества среды жизни или по её восстановлению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Экологическая экспертиза 4
1.1 Теоретические основы экологической экспертизы 5
1.2 Цели экологической экспертизы 6
1.3 Задачи экологической экспертизы 7
2 Контроль и мониторинг 9
2.1 Понятие, формы и система экологического контроля 9
2.2 Понятие мониторинга окружающей среды 12
3 Система управления природоохранной деятельностью 15
3.1 Основные положения и сущность управления природоохранной деятельностью 15
3.2 Административные методы регулирования природоохранной деятельности 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат))).docx

— 48.81 Кб (Скачать файл)

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В свою очередь государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) определяется как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод, что данные понятия соотносятся как часть и целое, и государственный экологический мониторинг представляет собой одну из составляющих экологического мониторинга.

Можно дать следующее определение государственного экологического мониторинга - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.

Различают следующие виды мониторинга: федеральный, региональный, локальный, которые осуществляются на основе федеральных, региональных и местных программ.

К целям осуществления государственного экологического мониторинга относится:

- наблюдение за состоянием  окружающей среды, в том числе  за состоянием окружающей среды  в районах расположения источников  антропогенного воздействия и  воздействием этих источников  на окружающую среду;

- оценка и прогноз  изменений состояния окружающей  среды под воздействием природных  и антропогенных факторов;

- обеспечение потребностей  государства, юридических и физических  лиц в достоверной информации  о состоянии окружающей среды  и ее изменениях, необходимой  для предотвращения и (или) уменьшения  неблагоприятных последствий таких  изменений.

Таким образом, помимо экологической и социальной, государственный экологический мониторинг выполняет предупредительную и информационную функции.

При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:

- организация и проведение  наблюдения за количественными  и качественными показателями (их  совокупностью), характеризующими состояние  окружающей среды, в том числе  за состоянием окружающей среды  в районах расположения источников  антропогенного воздействия и  воздействием этих источников  на окружающую среду;

- оценка состояния окружающей  среды, своевременное выявление  и прогноз развития негативных  процессов, влияющих на состояние  окружающей среды, выработка рекомендаций  по предотвращению вредных воздействий  на нее;

- информационное обеспечение  органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц  по вопросам состояния окружающей  среды;

- формирование государственных  информационных ресурсов о состоянии  окружающей среды;

- обеспечение участия  Российской Федерации в международных  системах экологического мониторинга [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          3 Система управления природоохранной деятельностью

 

          3.1 Основные положения и сущность управления природоохранной деятельностью

 

Природоохранная деятельность - все виды хозяйственной деятельности предприятий, направленные на уменьшение и ликвидацию отрицательного воздействия на окружающую среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала страны. Защита окружающей среды - это комплексная проблема, которая может быть решена только совместными усилиями специалистов различных отраслей науки и техники. Наиболее эффективной формой защиты окружающей среды от вредного воздействия промышленных предприятий является переход к малоотходным и безотходным технологиям. Это потребует решения целого комплекса сложных технологических, конструкторских и организационных задач.

Проблема управления природоохранной деятельностью еще в начале 70-х годов ХХ века приобрела статус одной из самых приоритетных и острых проблем, стоящих перед человечеством. Известно, что достаточно сложно одновременно сохранять темпы экономического роста и минимизировать негативные последствия антропогенного воздействия на природу. Создание надежного и эффективного механизма, способного обеспечить сбалансированное решение экономических задач и проблем сохранения окружающей природной среды для удовлетворения жизненных потребностей населения, является основной задачей управления природоохранной деятельностью как в России, так и за рубежом [3].

Необходимость государственного вмешательства в управление качеством окружающей среды возникает в том случае, когда фактический уровень качества окружающей среды не является приемлемым для общества, а рынок не обеспечивает, достаточных стимулов для улучшения ситуации. В распоряжении правительства есть множество различных инструментов для того, чтобы воздействовать на поведение как производителей, так и потребителей.

Экологизация промышленного производства должна развиваться по следующим направлениям: совершенствование технологических процессов и разработка нового оборудования с меньшим уровнем выбросов вредных примесей и образование отходов; широкое внедрение экологической экспертизы всех видов производств и промышленной продукции; замена токсичных и не утилизируемых отходов на нетоксичные и утилизируемые; широкое применение дополнительных методов и средств защиты окружающей среды. В качестве дополнительных средств защиты применяется различное очистное оборудование, к которому относятся аппараты и системы очистки газовых выбросов, сточных вод и т.п. в окружающую среду. Перечисленные мероприятия позволят снизить выброс вредных веществ в окружающую среду и тем самым более полно использовать природные ресурсы. Таким образом, рациональное использование ресурсов и обеспечение природоохранной деятельности являются общей задачей, которую должны решать специалисты различных областей науки и техники.

При исследовании системы «Предприятие - Население - ОС» потребности населения растут, причем не всегда пропорционально росту их численности, а более высокими темпами вследствие расширения ассортимента, количественного и качественного роста потребления. Удовлетворить эти непрерывно увеличивающиеся потребности можно за счет развития производства. Развитие производства связано с воздействием на окружающую среду, которое может превосходить установленные для конкретного предприятия нормативы. Появляется потребность в проведении природоохранных мероприятий, которые связаны с определенными затратами и могут повлиять на увеличение себестоимости выпускаемой продукции, объем реализации и как следствие уменьшении прибыли предприятия [3].

Загрязнение окружающей среды со стороны предприятий во многих районах достигло критического уровня относительно возможностей дальнейшего сохранения устойчивости экологических систем и здоровья населения. Загрязнение только атмосферного воздуха сопровождается массовой гибелью лесов, снижением урожайности сельскохозяйственных культур, ставит под угрозу безопасность людей. Общий экономический ущерб глобального масштаба при этом исчисляется каждый год десятками миллиардов долларов.

Все это ставит перед государством, обществом и каждым отдельным человеком объективное требование - учитывать воздействие производства и потребления на окружающую среду. Нельзя допускать превышения порогов устойчивости экологических систем, чтобы не вызвать необратимых процессов в природе, способных привести к ее критической деградации и гибели всего живого на Земле.

 

          3.2 Административные методы регулирования природоохранной деятельности

 

Административные методы природоохранного регулирования являются доминирующими во многих странах мира. Одна из самых распространенных форм административного регулирования - введение нормативов или стандартов, обязательных к исполнению для загрязнителей.

Существует несколько типов экологических стандартов:

- Стандарты качества  окружающей среды регламентируют  допустимое состояние воздушного  и водного бассейнов, почв и  других ее составляющих. Обычно  для каждого из загрязнителей  предусмотрен показатель предельно  допустимой концентрации (ПДК) данного  вещества в окружающей среде. Считается, что наличие загрязняющих  веществ в количествах, не превышающих  ПДК, не оказывает существенного  негативного влияния на здоровье  человека, состояние экосистемы. Стандарты  качества окружающей среды не  могут напрямую использоваться  в управлении, однако они позволяют  определить, какой суммарный уровень  загрязнения может быть разрешен  всем источникам загрязнения на данной территории [3].

- Стандарты воздействия  на окружающую среду определенного  производственного процесса устанавливают  уровень сбросов или выбросов  из данного источника после  применения очистных мероприятий. Такие стандарты обычно определяются  на основе ПДК. При этом суммарные  выбросы не должны превышать  величину, соответствующую нормативам  ПДК. Обычно расчеты, стандартов  воздействия проводят с учетом  рассеивания выбросов и наложения  их на фоновое загрязнение. Такие  стандарты, как правило, выражаются  в количестве выбросов загрязнителей  единицу времени (граммов в час, тонн в неделю и др.)[2].

- Технологические стандарты  устанавливают определенные требования  для производственного процесса  или очистной технологии. Например, в странах ЕС и США в качестве  технологических стандартов используются  так называемые наилучшие доступные  технологии (они доступны в системе  Интернет). Такой стандарт означает, что предприятия-загрязнители должны  выполнять требование соответствия  природоохранной технологии некоему эталонному уровню [1].

- Стандарты качества  продукции. Наиболее показательный  пример такого стандарта - норматив  содержания вредных примесей  в продуктах питания, питьевой  воде и т.д.

Помимо стандартов, зачастую используются и другие меры административного воздействия на загрязнителей окружающей среды.

 

Прямые запреты. Эта мера применяется, если воздействие на окружающую среду оказывается настолько нежелательным, что эффективным становится только запрещение производственной и иной деятельности. В качестве примеров можно привести запрет на использование ДДТ в сельском хозяйстве, международное запрещение производства и потребления хлорфторуглеродов, разрушающих озоновый слой Земли. Таких примеров можно привести немало [4].

Сертификаты на использование земли или воды выдаются для ранжирования потенциально конфликтующих пользователей в целях обеспечения максимальной эффективности природопользования. Вместе с системой стандартов они служат для защиты от незапланированных выбросов. Сертификаты или лицензии предоставляют право на временное или постоянное использование конкретного участка земли, леса, забор определенного объема воды, выбросы загрязняющего вещества и т.п.

Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) служит для сбора и представления информации о потенциальных издержках экологического воздействия проектов. Обычно процедура ОВОС включает информацию о масштабах антропогенного воздействия вследствие реализации того или иного инвестиционного проекта, о возможностях применения и издержках на очистные технологии, об альтернативах осуществления проекта, элементах устойчивого развития с указанием невозобновимых потерь ресурсов. Процедура ОВОС позволяет оценить уникальные крупномасштабные проекты развития ресурсного потенциала, строительства химических комбинатов и другие проекты, сопряженные со значительным воздействием на окружающую среду.

Экономическое регулирование природоохранной деятельностью

Среди экономических инструментов управления природоохранной деятельностью основное место занимают налоги (платежи). Они обычно выражаются в виде платы за загрязнение или потребление ресурсов. Налоги и платежи за загрязнение хороши тем, что предоставляют максимальную свободу загрязнителю в выборе природоохранной стратегии, позволяющей эффективно перераспределить и минимизировать издержки снижения выбросов.

На практике используется целый ряд различного рода платежей и сборов, цель которых - повлиять на поведение предприятий и физических лиц, с тем, чтобы снизить их негативное воздействие на окружающую среду. Различаются прямые и косвенные экологические налоги (платежи). Так, платежи за выбросы являются прямым инструментом, поскольку дают загрязнителю прямой стимул (экономическую выгоду) для снижения выбросов вредных веществ. Платежи за экологически грязную продукцию, которая приводит к увеличению загрязнения в процессе ее производства или потребления, представляют собой косвенный инструмент, поскольку поощряют снижать потребление такой продукции, что опосредованно приводит к снижению загрязнения [3].

Платежи за загрязнение являются наиболее эффективной с экологической точки зрения формой платежей. Как показывает опыт различных стран, в том числе и России ставка платежа за загрязнение на практике оказывается значительно ниже, чем необходимо для оптимизации загрязнения. В то же время экологические налоги (платежи) обеспечивают получение дополнительных доходов, которые могут использоваться для решения природоохранных задач. Это особенно актуально для стран с переходной экономикой, в которых значительная часть финансирования природоохранных проектов осуществляется за счет экологических фондов, где аккумулируются доходы от платежей и штрафов за загрязнение окружающей среды.

В определенных случаях налоги могут оказаться гораздо более эффективными, чем стандарты.

 

Наряду с налогами (платежами) существует множество других видов экономических инструментов воздействия на источники загрязнения, на некоторых из них мы остановимся ниже.

Субсидии, платежи пользователей на покрытие административных расходов (например, на размещение отработанных сточных вод), платежи за экологически грязную продукцию, системы обязательной ответственности. Если налог или платеж за загрязнение определяются на основе некоторого предельного уровня ущерба и устанавливаются до появления загрязнения, то в системе обязательной ответственности ущерб рассчитывается по факту выброса для каждого отдельного случая. При этом предполагается, что загрязнитель должен каким-либо образом компенсировать возникший ущерб: очистить и восстановить природный объект, выплатить возмещение пострадавшим от загрязнения окружающей среды и т.д.

Информация о работе Экологическая экспертиза. Контроль и мониторинг