Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 14:40, реферат
Краткое описание
Важнейшим направлением обеспечения экологической безопасности является благоустройство территорий городов, что положительно влияет на состояние здоровья населения и природные компоненты среды. Но прежде чем осуществлять благоустройство, как оно понимается в общепринятом градостроительном аспекте, следует оценить степень экологической безопасности и качество окружающей среды на исследуемой территории. Контроль и управление качеством городской среды являются важнейшим инструментом обеспечения постоянного анализа её состояния в целях современного принятия решений по сохранению высокого качества среды жизни или по её восстановлению.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1 Экологическая экспертиза 4 1.1 Теоретические основы экологической экспертизы 5 1.2 Цели экологической экспертизы 6 1.3 Задачи экологической экспертизы 7 2 Контроль и мониторинг 9 2.1 Понятие, формы и система экологического контроля 9 2.2 Понятие мониторинга окружающей среды 12 3 Система управления природоохранной деятельностью 15 3.1 Основные положения и сущность управления природоохранной деятельностью 15 3.2 Административные методы регулирования природоохранной деятельности 17 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Система целевого резервирования
средств на утилизацию отходов (или система
"депозит-выплата"). При такой системе,
покупая товар - потенциальный загрязнитель,
потребитель вносит некоторую дополнительную
плату, которая при определенных условиях
возвращается ему обратно. Примером может
служить хорошо известная система возврата
пустых бутылок, применяемая в различных
странах мира.
Информационные системы. Полнота
информации о воздействии на окружающую
среду зачастую играет роль, подобную
экономическим стимулам. Например, если
предприятие предоставляет информацию
об экологической составляющей его деятельности,
это может способствовать изменению спроса
на продукцию предприятия.
Рыночное управление природоохранной
деятельностью
Рыночные методы предполагают
создание рынка квот на выбросы загрязняющих
веществ (или на использование природных
ресурсов). При этом определяется некоторый
социально приемлемый уровень антропогенного
воздействия и в соответствующем объеме
выпускаются официальные разрешения на
выбросы (квоты, сертификаты), распределяемые
среди источников загрязнения, вторые
разрешается свободно покупать и продавать
на рынке.
Рыночные отношения в сфере
природоохранного регулирования предполагают
существование основных элементов рыночной
инфраструктуры, обслуживающей сделки
по торговле квотами и обеспечивающей
контроль за соответствием реальных выбросов
имеющимся квотам. К ней относятся биржи,
брокерские конторы, система распространения
информации о спросе и предложении рынке,
система регистрации сделок и мониторинга
выполнения обязательств участвующих
сторон и т.д. [4].
Принцип "пузыря". Концепция
"пузыря" предполагает, что объем
допустимых выбросов устанавливается
для целого региона, а находящиеся на его
территории предприятия-загрязнители
за счет перераспределения квот на выбросы
смогут наиболее выгодно снизить их до
этого уровня. В данном случае предприятия,
которые имеют возможность эффективно
снижать выбросы, могут продавать излишки
квот другим предприятиям, находящимся
в "пузыре". Зачастую за счет эффекта
экономии на масштабах производства крупные
источники (тепловые электростанции, перерабатывающие
заводы и др.) могут более экономично снизить
выбросы, чем мелкие (например, котельные),
поэтому торгов квотами позволяет получить
существенную экономию природоохранных
затрат на обеспечение заданного качества
окружают среды в целом для региона.
Границы "пузыря" задают
территориальные ограничения на торговлю
разрешениями на загрязнение. В этих условиях
вновь строящееся или реконструируемое
предприятие, желающее расширить свое
производство и соответственно увеличить
свои выбросы, попадает в рамки жестких
экологических ограничений на загрязнения
окружающей среды в регионе. Перед предприятием
стоит выбор: создать надежную систему
очистки на производстве или купить разрешения
на дополнительные выбросы у других предприятий.
Решающее влияние на выбор оказывает величина
удельных затрат на сокращение выбросов
на данном предприятии и на других производствах
в регионе. Если предельные затраты на
сокращение выбросов на уровне, соответствующем
количеству имеющихся у предприятия разрешений,
превышают предельные затраты других
предприятий, то ему выгоднее купить разрешения
у соседей, которые смогут усовершенствовать
свои очистные системы и снизить выбросы.
В результате общая величина загрязнения
не увеличивается, а сумма расходов на
охрану окружающей среды сводится к минимуму
[4].
Банки нрав на загрязнение.
В некоторых случаях целесообразно предоставить
загрязнителям возможность "откладывать"
загрязнение на последующие периоды. Тогда
создается так называемый банк прав (квот)
на загрязнение. При этом фирмы, сокращая
выбросы в данный момент, могут экономить
свои разрешения на загрязнение для будущего
использования или продажи. Банк становится
посредником, имеющим запас прав, продающим
и покупающим их, а, кроме того, выполняет
учетную функцию, обеспечивая процесс
погашения израсходованных прав и не допуская
их повторного использования. Банки могут
предоставлять предприятиям-загрязнителям
эмиссионные кредиты, т.е. временные права
на увеличение выбросов.
Биржи нрав на загрязнение.
Развитие рынка квот на загрязнение требует
формирования системы торговли, включающей
посреднические организации типа бирж,
где осуществлялись бы сделки по торговле
квотами на выбросы. Нередко эти функции
могут брать на себя уже действующие фондовые
биржи, которые имеют соответствующую
инфраструктуру и персонал. Торговля квотами
может осуществляться с помощью Интернета,
при этом трансакционные издержки снижаются
до минимума.
При определении ставки налога,
позволяющей достичь оптимального уровня
загрязнения, практически невозможно
избежать ошибки. К тому же с течением
времени ситуация в экономике меняется
и требуется постоянный пересмотр этой
ставки, что делает налог чрезвычайно
неудобным инструментом. Это особенно
актуально для стран с переходной экономикой
и развивающихся стран. Показательным
примером может служить введение платежа
за выбросы загрязняющих веществ в России,
ставка, которого пересматривалась, но
не «успевала» за инфляцией. В итоге ее
величина в реальном выражении снизилась
до минимума. Таким образом, можно сделать
вывод о том, что налог не гарантирует
достижения желаемого состояния окружающей
среды. В то же время рынок разрешений
на выбросы основывается на том, что объем
выбросов, ограничен и не может быть превышен
ни при каких условиях (в противном случае
нарушителя ожидает огромный штраф или
уголовная ответственность). Кроме того,
экологические организации и граждане,
обеспокоенные состоянием окружающей
среды, могут выкупать на рынке разрешения
на выбросы и уничтожать их, снижая тем
самым объем разрешенных выбросов. Цена,
уплачиваемая за эти разрешения, будет
отражать социальную цену прав на выбросы
[3].
Предприятие 1 платит предприятию
2 фактически за дополнительное снижение
выбросов. Таким образом, деньги, уплаченные
первым предприятием, в значительной мере
идут на природоохранные нужды. Торговля
правами на выбросы позволяет переместить
'имеющиеся деньги туда, где можно добиться
наибольшего сокращения выбросов. В случае
с налогом деньги уходят из системы в государственный
бюджет (либо в специальные природоохранные
фонды). Эти доходы не всегда эффективно
расходуются на природоохранные нужды.
Предпринимателю в данной ситуации нужно
найти средства и на уплату налогов, и
на осуществление природоохранной деятельности.
Такая задача, особенно в условиях переходной
экономики, трудно выполнима. Поэтому,
скорее всего, предприятие не заплатит
налоги, и не будет осуществлять природоохранные
мероприятия.
Сравнение двух систем управления
- налогов и торговли правами на выбросы
- позволяет сделать вывод, что торговля
обладает рядом преимуществ, делающих
эту систему более привлекательной.
Эффективность применения
различных инструментов экологической
политики зависит от ряда факторов, среди
которых можно выделить: тип загрязнителей,
экологическую ситуацию в регионе, возможности
использования природоохранных технологий
и т.д. В литературе представлен целый
ряд преимуществ экономических инструментов
перед административными мерами, которые
связаны с их статической и динамической
эффективностью, а также возможностью
получения дополнительных доходов [4].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Ручин
А.Б., Мещеряков В.В., Спиридонов С.Н. Урбоэкология
для биологов. – М.: КолосС, 2009. – 195с.: ил.
– (Учебники и учеб. пособия для студентов
высш. учеб. заведений).
http://www.OOC.nature.com/rus
Рюмина Е.В. // Анализ эколого-экономических
взаимодействий/. - М.: Наука, 2000.
Об охране
окружающей среды: федеральный закон от
РФ от 10 января 2002г. № 7-ФЗ //СЗ РФ. - 2002.-№2.-
Ст.133.
Кодекс
Российской Федерации об административных
правонарушениях от 31 декабря 2001 г. - М.:
Юрист, 2005.- 240с.
Закон РФ «Об экологической экспертизе»
от 23.11.95 № 174-ФЗ, (в ред. Федерального закона
от 15.04.98 N 65-ФЗ).