Экологические основы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:51, реферат

Краткое описание

Взаимодействие общества и природы - узловая проблема политического и социально-экономического развития общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОХРАНА окружающей сРЕДЫ В СТРАНАХ
С высокоразвитой рыночной ЭКОНОМИКОЙ
1. ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ
2. ПЕРЕХОД К гибкой экологической ПОЛИТИКЕ
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
4. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.
ГЛАВА
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Проблемы экологии в россии
1 . I . Острота проблем
1.2. Региональная экологическая политика
1.3 . Роль предпринимательской деятельности
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. 1. Бюджетное финансирование
2.2. Внебюджетные фонды
2.3. Собственные средства предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

экология реферат.docx

— 50.01 Кб (Скачать файл)

 

Распространение получила практика покупки местными природоохранными организациями и местными органами власти отдельных участков дикой  природы, где планировалось сооружение того или иного хозяйственного проекта. В 1983 г. на покупку городских участков под у с т р о й с т в о зеленых зон было истрачено 1 трлн. йен. В связи с реализацией программы "возрождения городов" был повышен налог на покупку сельскохозяйственных земель в окрестностях городов под жилищное и промышленное строительство. Здесь уместно вспомнить, что в 60-е годы в Японии вводился налог, ускоряющий продажу сельскохозяйственных земель под промышленное строительство.

 

поставив задачу догнать  развитые страны по обеспеченности территории современными инфраструктурными сооружениями, Япония в конце 70-х годов приступила к реализации дорогостоящих программ водоочистки. За 1979 - 2000 гг. предполагалось истратить 40-160 трлн. иен на строительство  водоочистных систем. Для покрытия инвестиций частично использовались платежи  с населения, которые составили  около 1,6% от общей стоимости работ. Система платежей с потребителей данного вида услуг действовала  только в 1933 г. в 349 городах. Кроме того местные органы власти получали на эту программу платежи с предприятий  черной металлургии и энергетики в виде налога на загрязнение в  размере 20,4 млрд. йен. К названному типу платежей тесно примыкают надбавки к налогам на виды деятельности или  виды товаров, представляющих повышенную опасность для окружающей среды.

 

В государственном регулировании  охраны окружающей среды Японии государственные  стимулирующие субсидии и льготы играют н а м н о г о  большую роль, чем к о с в  е н н о е налогообложение.

 

Общая структура расходов на охрану окружающей среды Японии представлена в таблице 2 (см. приложение).

 

Для предприятий, устанавливающих  экологичное оборудование и современные очистные сооружения, основными прямыми формами льгот служат сниженные ставки налогов с центральных и местных бюджетов, а также предоставление прав на ускорение амортизации. Доля такой помощи государства составляет в Японии около 2,6% от капитальных вложений в охрану среды, что в целом ниже, чем в большинстве других развитых капиталистических: стран (Норвегия - 14%, ФРГ - 9, Швеция - 5, США -4,5%). Однако в Японии очень сильно развита косвенная поддержка государством мероприятий по охране окружающей среды, в частности, через целевые низкопроцентные займы, а также через снижение нормативов по загрязняющим веществам. Так, ранее упомянутое снижение стандартов н а о к и с л ы а з о т а 19 7 8 г . п р и н е с л о м е т а л л у р г и ч е с к и м , химическим и автомобильным компаниям Японии 388 млрд. иен прибыли. С учетом косвенной поддержки общие объемы государственной помощи фирмам в охрану природы достигают, по некоторым оценкам, 30% капиталовложений в охрану Среды.

 

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

 

Oбобщающей формой регулирования мероприятий по охране среды, опирающейся на все перечисленные выше формы, служит го-сударственное программирование. В Японии действуют региональные экологические программы для 25% территории страны. Характерно, что по многим из них цели и размеры субсидий определя-ются в центральных органах. Только в начале 80-х годов стоимость наиболее крупной из таких программ (для Токио, Осака и других основных агломераций) составляла 8,5 млрд. йен. В районы приоритетного контроля, утвержденные правительством, попадает основная часть кредитов промышленным компаниям и муниципалитетам .

 

В 30-х - начале 90-х гг. экологическое  планирование и уп-равпение все больше смещалось от Центра к территориальному управлению. Финансирование программ также в значительной степени перешло в компетенцию местного государственного управления. Впрочем, это общая тенденция для всех направлений государственного планирования и регулирования большинства капиталисти-ч е с к и х с т р а н 80-х годов.

 

Экологические программы  создаются во всех населенных пунктах, даже небольших. Главным содержанием  таких программ являются комплексы  мер совершенствования контроля за соблюдением нормативов охраны среды и детализация нормативов для местных условий. Кроме того, программы содержат перечни наиболее актуальных экологических целей, учитывающих перспективы социально-зкономического развития территории. Так, по прогнозам, к 2000 г. в Токийской экономической зоне загрязнение воздуха может возрасти на 40-60%, и поэтому уже сейчас создается комплексная программа противодействия данному негативному яв-л е н и ю .

 

Экологические аспекты занимают существенное место в территориальном  планировании. Проблемы урбанизации, транспортной и н ф р а с т р у к т у р ы и, самое главное, размещения производительных сил неотделимы в настоящее время от экологии территории. Поэтому почти каждая территориальная программа включает в себя элементы прогнозирования развития с учетом особенностей рельефа, ветрового режима, состояния вод в качестве ограничителей для расширения производства и нового жилищного строительства. Уже более 20 лет Япония осуществляет целевые мероприятия по разгрузке основных агломераций.

 

В региональных программах развития все большую роль играют оценки экологической  продуктивности. Такие оценки разрабатываются  Министерством сельского и лесного  хозяйства. В целом по Японии: леса производят экологические услуги на сумму 24 трлн. иен, а аграрные экосистемы - 12,1 трлн. иен. Их традиционная продукция  составляет соответственно 10,2 трлн. и 1,6 трлн. иен в год.

 

В е д е т с я  р а з р а б о т к а м о д е л е й э к о л о г о - э к о н о м и ч е с к о г о р а з в и -тия регионов. К концу 30-х годов такие модели уже были созданы для районов Внутреннего моря и Токийской зоны.

 

Центральное планирование развития страны включает гло-бальные вопросы экологиии : во-первых,воздействие экологических факторов на экономический рост и структуру экономики и, во-вторых, участие в международном экологическом сотрудничестве. Известно, что экологическая ситуация может воздействовать на экономику двояко - сдерживая и стимулируя ее развитие. В планировании учитываются последствия, например, повышения конкурентоспособности японской продукции на мировом рынке вследствие повышения ее экологичности. Этот фактор уже сыграл в 80-е гг. позитивную роль в расширении экспорта Японией автомобилей и в конечном счете в улучшении общих экономических показателей развития страны.

 

Экологические инвестиции стимулируют  совокупный спрос, что также ведет  к ускорению темпов роста и, что  немаловажно, к росту занятости. Этот неокейнсианский постулат широко поддерживается в правительственных кругах Японии последние два десятилетия. Практическим следствием этой поддержки стало постоянное наращивание государственных расходов на охрану окружающей среды и стимулирование аналогичных частных инвестиций и расходов. Примерно 5% этих вложений в 80-е гг. ушло на охрану вод, 20 - на охрану воздуха и 11% - на переработку отходов.

 

4„ ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ  НАРОДНОГО хозяйства

 

Структурное воздействие  охраны окружающей среды многосторонне. Прямое ее влияние на экономику проявляет  себя б формировании экологического с е к т о р а Японии. В него вошли компании по производству очистного и контрольно-измерительного оборудо-ва.ния, фирмы мониторинга, консультативные фирмы, фирмы по про— ведению экологической экспертизы, подрядные компании по строительству природоохранных объектов, озеленению.

 

Формирование основного  парка очистного оборудования происходило  в Японии в течение 70-х гг. А  к 1.986 г. здесь уже бы--по сосредоточено 1600 установок по очистке выбросов от серы, что составляет 80% мирового парка, и более 360 установок по очистке выбросов от азота (90% мирового парка).

 

Производство природоохранного оборудования в Японии отличается стабильностью (см. приложение, табл. 3).

 

К концу 80-х годов затраты  на природоохранное оборудование в  стране составляли 600 млрд. иен, на производство приборов - 20 млрд, на деятельность по мониторингу - 50 млрд. иен.

 

К 1995 г. ожидается дальнейшее увеличение рынка очистного оборудования в Японии. Рынок оборудования по контролю зa поступлением фреонов в окружающую среду составит, по оценкам, 1 трлн. иен, оборудования по контролю загрязнения воздуха (в том числе по предотвращению потепления климата) — 0,3 трлн., оборудования по предотвращению загрязнения вод (в том числе по охране морской среды) - 1 трлн., оборудования по обезвреживанию отходов (в том числе токсичных) - 0,5 трлн, оборудования по контролю загрязнения асбестом - 1 трлн., по контролю элект-р о м а г н и т н о г о и з л у ч е н и я - О ,5 трлн. иен.

 

Даже если прогноз считать  завышенным, нужно признать, что  в Японии к концу столетия сформируется рынок: глобальных эколо-г и ч е с к и х услуг.

 

Экологические факторы стимулируют  снижение доли ресурсо -потребляющих отраслей (более чем в 2 раза за последние 15 лет); снижение энергоёмкости (в Японии самый низкий в мире уровень энергоемкости единицы валового национального продукта), а также снижение потребления воды в производстве (в 2,5 раза за 15 лет).

 

Изменение структуры народного  хозяйства сказывается на улучшении  экологической с и т у а  ц и и в с т р а н е . Т а к , по оценкам, имевшее место сокращение в 2 раза в Японии выбросов окислов серы в 1975 - 1980 гг. только на 1/3 было обусловлено увеличе-нием использования очистного оборудования, остальное явилось результатом изменения отраслевой структуры и структуры потреб-л е н и я топлива , а т а к ж е з к о н о м и е й э н е р г и и .

 

Аналогичная оценка в области  охраны вод показывает, что за счет структурных факторов достигнуто сокращение сбросов п р а к т и ч е с к и н а п о л о в и н у .

 

Именно поэтому в 30--е  годы произошла переориентация государственной  э к о л о г и ч е  с к о й политик Японии на экологически чистые, ресурсоэкономные производства. В этой связи можно констатировать, что практически все меры планирования и регулирова-н и я Я п о н и и , в о з д е й с т в у ю щ и е н а с т р у к т у р н ы е изменения, стали иг — рать роль дополнительного регулирования в рамках общей экологической политики государства.

 

Решение собственных экологических  проблем в стране зa счет выноса грязных производств зa пределы страны получило широкое распространение в 70-е годы. Однако, естественно, что его использование скоро вызвало обострение противоречий в отношениях Японии со странами, которые принимали у себя такое производство. Большинство этих стран потребовало от Японии компенсации за нанесенный ею экологический ущерб. Такой компенсацией стала экономическая помощь развивающимся странам на создание собственных очистных сооружений и осуществление прочих мер по охране окружающей среды. Японские субсидии на эти цепи возросли за 1979 - 1988 гг. с 80 млн до 15,1 млрд иен на безвозмездной основе, а на компенсационной основе - с 8,4 млрд до 57,1 млрд иен. Число проектов Японии по водоснабжению и обезвреживанию отходов в развивающихся странах возросло соответственно в первом случае с 2 до 21, во втором - с 1 до 10.

 

Правительство Японии пришло к пониманию того факта, что национальные экологические проблемы прямо зависят  от состояния глобальных экологических  проблем. Поэтому помощь другим странам  в решении проблем окружающей среды вполне может рассматриваться  как важная дополнительная мера охраны окружающей среды в собственной  стране.

 

Помимо финансовой помощи большое значение в международном  сотрудничестве имеет опыт и технологии охраны окружающей среды. Они также  становятся важным объектом планирования экологического сотрудничества Японии с зарубежными странами.

 

Сама Япония ежегодно сокращает  свой вклад в глобальное загрязнение. Так, если в 1930 г. она занимала второе место среди развитых стран по объему поступлений загрязняющих веществ  в атмосферу, то в 1988 г. ей удалось  передвинуться на седьмое место.

 

Практически решена задача снижения до нормативного уровня окислов серы и соединений азота. Для предотвращения глобального потепления климата  Японией планируется в самые  кратчайшие сроки значительную часть  энергетики перевести на АЭС, численность  которых к 2000 г. увеличится дополнительно  еще на 100 станций.

 

Опыт Японии наглядно свидетельствует  о том, что решающий фактор кардинального  снижения загрязнения окружающей среды  образуется сменой производственных технологий. Общественные движения "зеленых", борьба с загрязнителями среды, доминирующая часть государственного регулирования в конечном счете выступает дополнительным стимулом скорейшей экологизации производственных процессов. Понимание этого чрезвычайно важно как для новой российской государственной экологической политики, так и российских экологических общественных организаций.

 

ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В российской фЕДЕРАЦИИ

 

1. ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В  РОССИИ

 

1.1. Острота проблем

 

Принимаемые в нашей стране экологические программы были изначально неэффективны. В числе прочим причин стоит выделить тот факт, что проводимая экологическая политика не была направлена на формирование у человека особого  типа мышления -экологического, не способствовала развитию у индивида экологической этики. Главными критериями общественного прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности. Социальным и экологическим факторам уделялось второстепенное значение, хотя задачи экологизации и социальной ориентации производства постоянно декларировались в программных правительственных документах. Долгое время развитие у нас осуществлялось за счет экстенсив-аых факторов. Страна обладала огромными запасами природного сырья, поэтому создавалась иллюзия, что оно никогда не иссякнет. В производство вовлекалось большое количество природных ресурсов, технологические процессы практически не изменялись. Хозяйственная и природоохранительная деятельность предприятий были разделены. Причем последняя носила, как правило, компенсационный характер. Экологические и социальные программы были обречены на остаточный принцип инвестирования. В результате всего этого антропогенное воздействие на окружающую среду достигло уровня, превышающего самовосстановительные силы природы.

Информация о работе Экологические основы