Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:51, реферат
Взаимодействие общества и природы - узловая проблема политического и социально-экономического развития общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОХРАНА окружающей сРЕДЫ В СТРАНАХ
С высокоразвитой рыночной ЭКОНОМИКОЙ
1. ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ
2. ПЕРЕХОД К гибкой экологической ПОЛИТИКЕ
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
4. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.
ГЛАВА
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Проблемы экологии в россии
1 . I . Острота проблем
1.2. Региональная экологическая политика
1.3 . Роль предпринимательской деятельности
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. 1. Бюджетное финансирование
2.2. Внебюджетные фонды
2.3. Собственные средства предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Необходимо пересмотреть отношение человека к природе. Еше в прошлом веке проблема обеспечения сбалансированного взаимодействия человека и природы рассматривалась как основная проблема общественного прогресса. Карл Маркс отмечал, что не следует слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит, каждая.победа имеет непредвиденные последствия. На каждом шагу факты напоминают о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как кто-либо, находящийся вне природы, мы принадлежим ей и находимся внутри её, а наше отличие от других существ - в способности познавать её законы и правильно их применять.
Сейчас очевидна острая необходимость
в сохранении и улучшении окружающей
природной среды. Качественные изменения
в масштабах и глубине
Загрязненные воздух, вода, почва ускоряют физический износ средств производства, снижают продуктивность ряда отраслей. По данным исследователей, в результате повышения коррозии материалов из-за загрязнения атмосферы износ промышленного оборудования увеличивается на 20-30%. Годовой ущерб основных фондов загрязнения среды достигает 0,8% их стоимости. Вследс-
твие изменения состояния природной среды издержки промышленного производства по стране с 1930 по 1980 год выросли на 30%. Среднегодовой показатель недобора урожая под воздействием вредных промышленных выбросов по зерновым культурам составлял в конце 80-х годов 2,7 ц/га, по овощным - 32,3, по кормовым -41,4 ц/га. В прилегающих к Донбассу сельскохозяйственны;-; районах при сильном загрязнении воздуха урожайность зерновым снижается на 20-25%.
Загрязнение окружающей среды ухудшает в первую очередь физические условия существования людей, кроме того, обусловливает и прямые потери рабочего времени - невыход на работу из-зa ухудшения здоровья работников, и косвенные - общество вынуждено отвлекать часть рабочей сипы на предотвращение либо ликвидацию последствий загрязнения.
Остро стоит и проблема
ресурсосбережения. Потери материальных
ресурсов исчисляются сотнями миллиардов
рублей. В конечное потребление поступает
менее трети вовлекаемых в
народ-но-хозяйственный оборот материальных
ресурсов. По расчетам специалистов, примерная
структура потерь материальных ресурсов
в стоимостном выражении
Необходимость осуществления
экологической программы должна
быть осознана и принята всеми, от
кого зависит её выполнение, иначе
она обречена на провал. Достижению
этой цели способствовало бы в частности
развитие системы мониторинга, а
также обеспечение не только всеохватывающей,
но и доступной экологической
информации. Данные по загрязнению
окружающей среды должны быть известны
каждому. Немаловажное значение в процессе
формирования экологической нравственности
имеет и экологическое
1.2. Региональная экологическая политика
Защита окружающей среды
- проблема общегосударственная. Но практические
конкретные меры по ее решению ложатся
главным образом на регионы. Ведь
они непосредственно страдают от
нарушения нормального
Поэтому говоря о единой системе экологической защиты, нужно прежде всего иметь в виду региональную организацию экологической службы. Основными направлениями ее деятельности являются :
- контроль за соблюдением природопользователями (предприятиями, организациями, физическими лицами) экологических требований в соответствии с действующими нормативами;
- обязательная экологическая
оценка новых объектов
- содействие развитию
предпринимательства,
В то же время реализация
программ и мероприятий по нормализации
обстановки в зонах экологического
бедствия требует объединенных усилий
центра, республик и территориальных
образований, поэтому статус, условия,
размеры и источники
1.3. Роль предпринимательской
деятельности в улучшении
Важнейшее направление работы органов экологической службы
- содействие созданию
и стимулированию деятельности
предприятий, обеспечивающих
Отрицательное воздействие на окружающую среду может быть полностью или в значительной степени нейтрализовано путем;
- переработки отходов
в товарную продукцию с
- повышения степени
- производство чистой
питьевой воды. Можно организовать
серийный выпуск недорогих
Для успешного содействия развитию предпринимательства, ориентированного на оздоровление экологической обстановки необходимо создать благоприятную для предпринимателей среду. Помимо финансовых и правовых льгот, которые предусмотрены для малого бизнеса независимо от характера его деятельности, предприятиям, способствующим оздоровлению природной среды, необходимо предоставить льготное налогообложение вплоть до полного освобождения от муниципальных налогов. Только при такой поддержке малые и средние предприятия, часто работающие в неблагоприятных производственных условиях (низкокачественное сырье, плохие транспортные связи и т.п.) смогут достичь рентабельности продукции, достаточной для того, чтобы привлекать потенциальных предпринимателей. Наряду с этим, следует создавать региональные фонды поддержки предприниматепьства. Они должны обеспечивать льготное кредитование и безвозвратное субсидирование строительства и реконструкции таких предприятий, в частности и за счет поступлений в виде штрафных платежей за экологические нарушения, а также добровольных взносов предприятий, общественных организаций, местных органов власти, заинтересованных в экологической чистоте среды обитания.
Помимо финансовых льгот,
непременным условием широкого привлечения
предпринимательства к
Малоосвоена, но перспективна в нашей стране такая сфера деятельности как страхование в области экологии. Система страхования заключается в следующем. Местные власти выделяют на своей территории несколько промышленным предприятий , предс-тавляющих наибольшую экологическую yгpoзy. Они должны выплачивать страховой компании определенную сумму. Деньги начинают работать, и часть из них идет на природоохранные нужды. Сложность заключается в том, что кто-то должен определить перечень страховых сумм на случай аварии. Если на предприятии произойдет какое-либо ЧП, убытки будет оплачивать страховая компания. поэтому в компании должен быть солидный уставный капитал. Страхование является одним из немногих способов, позвопяняних выйти из финансового кризиса, в котором находится российская экология. Деньги, накопленные за счет страхования, можно было бы выделять на развитие таких областей, которые никогда не принесут прибыли.
Кроме того, необходимо утвердить
систему штрафов для тех
Поэтому необходимо изменить систему штрафных санкций за нарушение экологических нормативов - ввести подвижную шкалу штрафов - чем дольше во времени предприятие загрязняет окружающую среду, тем больше размер штрафа. При увеличении выбросов сверх нормы должна прогрессивно расти и плата. При этом источником выплаты штрафов должна быть прибыль. Установленную систему платежей целесообразно пересматривать в сторону ужесточения хотя бы pas в два—три года.
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ
В условиях децентрализации управления природоохранной деятельностью, углубления процесса суверенизации субъектов Рoc-сийской Федерации, перехода к рыночным отношениям, дефицита бюджете процесс гарантированной финансовой поддержки природоохранной деятельности на территории страны осложняется.
Сегодня основными источниками
финансирования мероприятий по охране
окружающей природной среды является
республиканский бюджет России, бюджеты
республик в составе РФ, бюджеты
автономной области, автономных округов,
областей, краев и местный бюджет,
а также Федеральный и
2.1. Бюджетное финансирование
Анализ действующих правовых
документов, в той или иной мере
отражающим проблему финансирования природоохранной
деятельности, показал, что в формировании
бюджетной системы РФ активную роль
начинает играть сфера природопользования
и охраны природы. 8 доходную часть
бюджета всех уровней зачисляются
соответствующие налоги, платежи
и отчисления за пользование природными
ресурсами и загрязнение
Средства в региональный
и местный бюджет поступают за
счет платежей в сфере природопользования
и охраны природы. Законодательством
РФ также установлено, что из бюджета
вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего
могут поступать дотации, субсидии,
субвенции, которые предусматривают
и целевое инвестирование природоохранной
деятельности. Например, в соответствии
с Законом РФ "О субвенциях
республикам в составе
2.2. Внебюджетные фонды
Другим источником финансирования природоохранной деятельности стали внебюджетные целевые фонды, создаваемые для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение природоохранных мероприятий, перехода к экономическим методам управления природопользованием и охраной природы. В настоящее время формируются следующие государственные внебюджетные фонды: