Экологические основы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:51, реферат

Краткое описание

Взаимодействие общества и природы - узловая проблема политического и социально-экономического развития общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОХРАНА окружающей сРЕДЫ В СТРАНАХ
С высокоразвитой рыночной ЭКОНОМИКОЙ
1. ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ
2. ПЕРЕХОД К гибкой экологической ПОЛИТИКЕ
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
4. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.
ГЛАВА
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Проблемы экологии в россии
1 . I . Острота проблем
1.2. Региональная экологическая политика
1.3 . Роль предпринимательской деятельности
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. 1. Бюджетное финансирование
2.2. Внебюджетные фонды
2.3. Собственные средства предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

экология реферат.docx

— 50.01 Кб (Скачать файл)

 

Необходимо пересмотреть отношение человека к природе. Еше в прошлом веке проблема обеспечения сбалансированного взаимодействия человека и природы рассматривалась как основная проблема общественного прогресса. Карл Маркс отмечал, что не следует слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит, каждая.победа имеет непредвиденные последствия. На каждом шагу факты напоминают о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как кто-либо, находящийся вне природы, мы принадлежим ей и находимся внутри её, а наше отличие от других существ - в способности познавать её законы и правильно их применять.

 

Сейчас очевидна острая необходимость  в сохранении и улучшении окружающей природной среды. Качественные изменения  в масштабах и глубине энерговещественного обмена между обществом и природой достигли такой степени, что природная среда уже не может собственными сипами справиться с восстановлением нарушенных экологических связей. Деградирующая природа препятствует нормальному ходу воспроизводства как общественного продукта, так и рабочей сипы, ухудшая условия хозяйствования.

 

Загрязненные воздух, вода, почва ускоряют физический износ  средств производства, снижают продуктивность ряда отраслей. По данным исследователей, в результате повышения коррозии материалов из-за загрязнения атмосферы износ промышленного оборудования увеличивается на 20-30%. Годовой ущерб основных фондов загрязнения среды достигает 0,8% их стоимости. Вследс-

 

твие изменения состояния природной среды издержки промышленного производства по стране с 1930 по 1980 год выросли на 30%. Среднегодовой показатель недобора урожая под воздействием вредных промышленных выбросов по зерновым культурам составлял в конце 80-х годов 2,7 ц/га, по овощным - 32,3, по кормовым -41,4 ц/га. В прилегающих к Донбассу сельскохозяйственны;-; районах при сильном загрязнении воздуха урожайность зерновым снижается на 20-25%.

 

Загрязнение окружающей среды  ухудшает в первую очередь физические условия существования людей, кроме  того, обусловливает и прямые потери рабочего времени - невыход на работу из-зa ухудшения здоровья работников, и косвенные - общество вынуждено отвлекать часть рабочей сипы на предотвращение либо ликвидацию последствий загрязнения.

 

Остро стоит и проблема ресурсосбережения. Потери материальных ресурсов исчисляются сотнями миллиардов рублей. В конечное потребление поступает  менее трети вовлекаемых в  народ-но-хозяйственный оборот материальных ресурсов. По расчетам специалистов, примерная  структура потерь материальных ресурсов в стоимостном выражении такова: 40% теряется у производителя, около 20% - в процессе транспортировки и  хранения и 40% - у потребителя. По оценкам  одного из руководителей японского "мозгового треста" "Торей" Тадао Моримото, наша страна могла бы обойтись без атомной энергетики, если бы удалось сократить потери энергии в одной только металлургической отрасли, поскольку эти потери по своим объёмам превышают производительность всех наших АЭС вместе взятых.

 

Необходимость осуществления  экологической программы должна быть осознана и принята всеми, от кого зависит её выполнение, иначе  она обречена на провал. Достижению этой цели способствовало бы в частности  развитие системы мониторинга, а  также обеспечение не только всеохватывающей, но и доступной экологической  информации. Данные по загрязнению  окружающей среды должны быть известны каждому. Немаловажное значение в процессе формирования экологической нравственности имеет и экологическое образование, так как для того, чтобы правильно  применять законы природы, нужно прежде всего знать их. Осознание необходимости перемен в сфере экологии не обязательно должно быть продиктовано нравственными принципами, но не исключается и расчет на получение определенных выгод: либо материальных, либо таких, как приобретение репутации в деловом мире и т. п. В любом случае каждый человек должен быть заинтересован в данных экологических преобразованиях.

 

1.2. Региональная экологическая  политика

 

Защита окружающей среды - проблема общегосударственная. Но практические конкретные меры по ее решению ложатся  главным образом на регионы. Ведь они непосредственно страдают от нарушения нормального состояния  среды обитания и, к тому же, обладают необходимой информацией для  отслеживания обстановки и принятия мер. За "центром" остаются научное  обоснование предельно допустимых уровней загрязнения окружающей среды с учетом особенностей отдельных  климатических зон и освоенности  территорий, экологическая оценка и  согласование проектов строительства  крупных объектов межрегионального значения, а также разработка экологически чистых технологий для малых предприя-т и й.

 

Поэтому говоря о единой системе  экологической защиты, нужно прежде всего иметь в виду региональную организацию экологической службы. Основными направлениями ее деятельности являются :

 

- контроль за соблюдением природопользователями (предприятиями, организациями, физическими лицами) экологических требований в соответствии с действующими нормативами;

 

- обязательная экологическая  оценка новых объектов строительства  и в случае недостаточной экологической  надежности запрет на их строительство;

 

- содействие развитию  предпринимательства, способствующего  оздоровлению окружающей среды.

 

В то же время реализация программ и мероприятий по нормализации обстановки в зонах экологического бедствия требует объединенных усилий центра, республик и территориальных  образований, поэтому статус, условия, размеры и источники финансирования и ресурсообеспечения по данным зонам нуждаются в урегулировании верхнего уровня управления.

 

1.3. Роль предпринимательской  деятельности в улучшении экологической  обстановки

 

Важнейшее направление работы органов экологической службы

 

- содействие созданию  и стимулированию деятельности  предприятий, обеспечивающих оздоровление  окружающей среды.

 

Отрицательное воздействие  на окружающую среду может быть полностью  или в значительной степени нейтрализовано путем;

 

- переработки отходов  в товарную продукцию с применением  экологически чистых технологий;

 

- повышения степени использования  природных ресурсов; Небольшие объемы  отходов и недоиспользованных  сырьевых ресурсов могут быть  успешно освоены малыми и средними  предприятиями. Например, отравляющие  вещества можно перерабатывать  в чистый мышьяк. Заместитель  начальника управления Министерства  РФ по сотрудничеству с государствами  - членами СНГ по проблемам  финансирования Ал. Цыганков утверждает, что "если нас с этим мышьяком  пустят на мировой рынок, мы  завалим им всю электронную  промышленность планеты. Но на  создание опытной установки необходимо  как минимум 20 млрд. рублей." Другой пример

 

- производство чистой  питьевой воды. Можно организовать  серийный выпуск недорогих очистных  установок. В России есть хорошие  опытные образцы такой техники.  В экологии немало направлений,  способных принести доход.

 

Для успешного содействия развитию предпринимательства, ориентированного на оздоровление экологической обстановки необходимо создать благоприятную  для предпринимателей среду. Помимо финансовых и правовых льгот, которые  предусмотрены для малого бизнеса  независимо от характера его деятельности, предприятиям, способствующим оздоровлению природной среды, необходимо предоставить льготное налогообложение вплоть до полного освобождения от муниципальных  налогов. Только при такой поддержке  малые и средние предприятия, часто работающие в неблагоприятных производственных условиях (низкокачественное сырье, плохие транспортные связи и т.п.) смогут достичь рентабельности продукции, достаточной для того, чтобы привлекать потенциальных предпринимателей. Наряду с этим, следует создавать региональные фонды поддержки предприниматепьства. Они должны обеспечивать льготное кредитование и безвозвратное субсидирование строительства и реконструкции таких предприятий, в частности и за счет поступлений в виде штрафных платежей за экологические нарушения, а также добровольных взносов предприятий, общественных организаций, местных органов власти, заинтересованных в экологической чистоте среды обитания.

 

Помимо финансовых льгот, непременным условием широкого привлечения  предпринимательства к природоохранной  деятельности является создание в регионе  экологического информационного центра, располагающего подробными сведениями об экологически неблагополучных объектах и возможных профилях промышленных предприятий, обеспечивающих оздоровление окружающей среды.

 

Малоосвоена, но перспективна в нашей стране такая сфера деятельности как страхование в области экологии. Система страхования заключается в следующем. Местные власти выделяют на своей территории несколько промышленным предприятий , предс-тавляющих наибольшую экологическую yгpoзy. Они должны выплачивать страховой компании определенную сумму. Деньги начинают работать, и часть из них идет на природоохранные нужды. Сложность заключается в том, что кто-то должен определить перечень страховых сумм на случай аварии. Если на предприятии произойдет какое-либо ЧП, убытки будет оплачивать страховая компания. поэтому в компании должен быть солидный уставный капитал. Страхование является одним из немногих способов, позвопяняних выйти из финансового кризиса, в котором находится российская экология. Деньги, накопленные за счет страхования, можно было бы выделять на развитие таких областей, которые никогда не принесут прибыли.

 

Кроме того, необходимо утвердить  систему штрафов для тех предприятий, которые не выполняют экологических  требований. По данным контроля за окружающей средой на нарушителей установленных правил налагаются сейчас различные штрафные санкции. Однако в существующей форме они малоэффективны и не всегда стимулируют устранение экологически неблагополучных технологических процессов. Предприятиям обычно проще уплатить предусмотренный штраф, чем идти на значительную реконструкцию производства, Сохранению такой ситуации способствует то, что штрафные платежи относятся на себестоимость продукции и не влияют на прибыль предприятия.

 

Поэтому необходимо изменить систему штрафных санкций за нарушение  экологических нормативов - ввести подвижную шкалу штрафов - чем  дольше во времени предприятие загрязняет окружающую среду, тем больше размер штрафа. При увеличении выбросов сверх  нормы должна прогрессивно расти  и плата. При этом источником выплаты  штрафов должна быть прибыль. Установленную  систему платежей целесообразно  пересматривать в сторону ужесточения  хотя бы pas в два—три года.

 

2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ  мероприятий В российской ФЕДЕРАЦИИ

 

В условиях децентрализации  управления природоохранной деятельностью, углубления процесса суверенизации  субъектов Рoc-сийской Федерации, перехода к рыночным отношениям, дефицита бюджете процесс гарантированной финансовой поддержки природоохранной деятельности на территории страны осложняется.

 

Сегодня основными источниками  финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды является республиканский бюджет России, бюджеты  республик в составе РФ, бюджеты  автономной области, автономных округов, областей, краев и местный бюджет, а также Федеральный и территориальный  экологические фонды, собственные  средства предприятий.

 

2.1. Бюджетное финансирование

 

Анализ действующих правовых документов, в той или иной мере отражающим проблему финансирования природоохранной  деятельности, показал, что в формировании бюджетной системы РФ активную роль начинает играть сфера природопользования и охраны природы. 8 доходную часть  бюджета всех уровней зачисляются  соответствующие налоги, платежи  и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в доходной части средства согласно законодательным  актам РФ предполагается целевым  назначением использовать на финансирование природоохранной деятельности. В 1995 г., например, на воспроизводство минерально-сырьевой базы были выделены бюджетные ассигнования в размере 337,5 млрд. руб., на финансирование лесоохранных и лесовосстановительных мероприятий -71,4 млрд. руб.; программ и инвестиций эколого-ресурсного комплекса - 42,6 млрд. руб., что составляет соответственно 1,8%, 0,38% и 0,22% в общих расходах республиканского бюджета.

 

Средства в региональный и местный бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законодательством  РФ также установлено, что из бюджета  вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают  и целевое инвестирование природоохранной  деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и  Санкт-Петербургу" на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться  финансовая помощь в виде субвенций  из Федерального бюджета и внебюджетных фондов. Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций  регламентируются указанным законодательным  актом. За период 1987-1992 гг. доля централизованных капиталовложений из бюджетов всей уровней  имеет тенденцию к снижению. Так,если в 1987-1988 гг. они составляли 100% в общем объеме инвестиции, то с 1989 г. из доля снизилась в целом по территории России до 65,7%, в 1991 г. — до 38,5%. По отдельным субъектам Российской Федерации эта доля колебалась от 13% (в Ивановской области) до 83% (в Пензенской).

 

2.2. Внебюджетные фонды

 

Другим источником финансирования природоохранной деятельности стали  внебюджетные целевые фонды, создаваемые  для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение природоохранных мероприятий, перехода к экономическим методам управления природопользованием и охраной природы. В настоящее время формируются следующие государственные внебюджетные фонды:

Информация о работе Экологические основы