Искаженность
системы оценок экологической
выгоды и экологических издержек,
ведущая к убыточности природосбережения:
отсутствие институтов и собственного
опыта экологического регулирования
хозяйственной деятельности.
Начало
радикальных реформ в стране
усилило постоянно действующие
факторы разрушения природной
среды, и прибавило новые, среди
них:
Распад
СССР ухудшил реальные возможности
решения проблем охраны окружающей
среды как на межгосударственном
уровне, так и в самой России.
Нарушение
межреспубликанских хозяйственных
связей отрицательно сказалось
на выпуске природоохранного
оборудования, реагентов для очистки
сточных вод и отходящих газов,
другой продукции, необходимой
для охраны окружающей среды.
Возникли трудности при решении
межреспубликанских экологических
проблем, вызванных подъемом уровня
Каспийского моря, необходимостью
охраны вод в приграничных
и трансграничных водоемах и
переносом загрязнений через
атмосферу и др.
Усилился
конфликтный характер отношений
при использовании природных
ресурсов (например, по продаже туркменского
природного газа Украине, российских
энергоресурсов и цветных металлов
Прибалтике и т.п.). Произошло свертывание
и децентрализация долгосрочного)
финансирования, что привело к
измельчению экологических усилий,
к политике бессистемного "латания
дыр" на местах.
Межнациональные
конфликты и войны. Помимо прямого
ущерба для природы и среды
обитания в целом (разрушение
земной поверхности, нарушение
водоснабжения, загрязнение рек
и др.) межнациональные конфликты
полностью изменили приоритеты
общественного развития, отодвинув
вопросы экологии на задний
план. Население занято проблемами
каждодневного выживания - ему
не до природной среды. Крайне
обостряет обстановку угроза
разрушения коммуникаций, трубопроводов
и природоохранных сооружений, аварий
на АЭС и т.п.
Экологические
последствия демилитаризации, деатомизации.
Один из главных виновников
кризиса экосистемы в прошлом
- милитаризм, продолжает отравлять
природную среду и на стадии
демилитаризации нашего общества.
Но демилитаризация и сама
порождает новые экологические
трудности: угрозу поражения природной
среды в связи, а захоронением
ядерных отходов; проблему безопасного
уничтожения атомного и химического
оружия, использования испытательных
полигонов других территорий, занятых
прежде военными объектами.
Переход
к рыночным отношениям, на первом
этапе формирования которых возможно
обострение экологических проблем
в силу действия следующих
факторов:
стремления
предпринимателей к максимизации разовой
прибыли или сокращению сроков оборота
капитала и игнорирования ими
необходимости охраны окружающей среды;
отсутствия
стимулов у предприятий к использованию
высококачественного сырья, топлива,
экономии электроэнергии при производстве
продукции разрушения хозяйственных
связей, нарушения Проектных технологических
режимов, роста аварийности производства;
сокращения
бюджетных средств на экологические
цели и уменьшения финансовых возможностей
предприятий в реализации природоохранных
мероприятий. Скудное "из остатков"
финансирование природоохранной деятельности,
практиковавшееся в дореформенный
период усугубляется резким снижением
инвестиционной активности во всем народном
хозяйстве;
отсутствия
действенного организационно-экономического
механизма природопользования (особенно
остро это ощущается на уровне
регионов и проявляется: в слабой
постановке учета и оценки природных
ресурсов недостаточной координации
работ по изучению и воспроизводству
ресурсов и др., а главное - я отсутствии
комплексного управления природопользованием.
Этому способствовали непрекращающаяся
перестройка государственных структур
управления, нерешенность вопросов разграничения
собственности на природные ресурсы
между Федерацией и ее субъектами,
что нередко приводило к неэффективному
природопользованию и возникновению
экологической напряженности);
отсутствие
адекватной правовой защиты природы.
Россия
имеет огромный земельный фонд.
Только площадь сельскохозяйственных
земель (пашни, сады, виноградники, пастбища)
превышает 600 млн. га. Это огромное
национальное богатство, но оно
разрушается. Более половины из
этих угодий в настоящее время
поражено сильной водной и
ветровой эрозией, засолением, перенасыщено
азотными соединениями, тяжелыми
металлами, болезнетворной микрофлорой.
Из-за использования тяжелой техники
отсталой технологии орошения
и осушения структура почв
разрушается, они теряют плодородие.
В результате урожайность сельскохозяйственных
культур низка. Если в странах
Западной Европы с каждого
гектара собирают по 50-60 Ц. пшеницы,
то у нас лишь 16-17 Ц. Располагая
огромными земельными ресурсами,
Россия вынуждена большое количество
продовольствия закупать в других
странах.
Из-за
расточительного пользования водой
в сельском хозяйстве в ряде
регионов страны в ней испытывается
острый дефицит.
Переход
к устойчивому развитию должен
обеспечить на перспективу сбалансированное
решение проблем социально-экономического
развития и сохранения благоприятной
окружающей среды и природно-ресурсного
потенциала, удовлетворение потребностей
настоящего и будущих поколений людей.
При этом подразумевается последовательное
решение ряда принципиальных задач:
в процессе
выхода страны из нынешнего кризиса
обеспечить стабилизацию экологической
ситуации;
добиться
коренного улучшения состояния
окружающей среды за счет экологизации
экономической деятельности в рамках
институциональных и структурных
преобразований, позволяющих обеспечить
становление новой модели хозяйствования
и широкое распространение экологически
ориентированных методов управления;
ввести
хозяйственную деятельность в пределы
емкости экосистем на основе массового
внедрения энерго- и ресурсосберегающих
технологий, целенаправленных изменений
структуры экономики, структуры
личного и общественного потребления.
Основными
направлениями перехода России
к устойчивому развитию являются:
создание
правовой основы перехода к устойчивому
развитию, включая совершенствование
действующего законодательства, определяющего,
в частности, экономические механизмы
регулирования природопользования
и охраны окружающей среды;
разработка
системы стимулирования хозяйственной
деятельности и установление пределов
ответственности за ее экологические
результаты, при которых биосфера
воспринимается уже не только как
поставщик ресурсов, а как фундамент
жизни, сохранение которого должно быть
непременным условием функционирования
социально-экономической системы
и ее отдельных элементов;
оценка
хозяйственной емкости локальных
и региональных экосистем страны,
определение допустимого на них
антропогенного воздействия;
формирование
эффективной системы пропаганды
идей устойчивого развития и создание
соответствующей системы воспитания
и обучения.
Переход
к устойчивому развитию потребует
скоординированных действий во
всех сферах жизни общества, адекватной
переориентации социальных, экономических
и экологических институтов государства,
регулирующая роль которого в таких преобразованиях
является основополагающей.
Важнейшее
значение в создании методологической
и технологической основы этих
преобразований будет принадлежать
науке.
В
соответствии с принципами устойчивого
развития, выработанными на Конференции
ООН по окружающей среде и
развитию и последующих международных
форумах, должна предусматриваться
реализация комплекса мер, направленных
на сохранение жизни и здоровья
человека, решение демографических
проблем, борьбу с преступностью,
искоренение бедности, изменение
структуры потребления и уменьшение
дифференциации в доходах населения.
Одним
из основных условий перехода
к устойчивому развитию является
обеспечение прав и свобод
граждан. Движение к этой цели
предполагает формирование открытого
общества, включающего в качестве
системных элементов правовое
государство, рыночное хозяйство
и гражданское общество.
Важным
фактором обеспечения устойчивого
развития является усиление роли
основных социальных групп населения
в осуществлении социально-экономических
преобразований. Особое место здесь
принадлежит молодежи, которой должно
быть гарантировано безопасное
будущее и возможность участия
в принятии решений.
В
создании условий, обеспечивающих
заинтересованность граждан, юридических
лиц и социальных групп в
решении задач устойчивого развития,
ведущая роль отводится государству.
Прежде всего, оно должно гарантировать
безопасность в политической, экономической,
социальной, экологической, оборонной
и других сферах, без чего переход
к устойчивому развитию невозможен.
Заключение
Переход
к устойчивому развитию Российской
федерации в целом возможен
только в том случае, если будет
обеспечено устойчивое развитие
всех ее регионов. Это предполагает
формирование эффективной пространственной
структуры экономики страны при
соблюдении баланса интересов
всех субъектов Российской Федерации,
что предопределяет необходимость
разработки и реализации программ
перехода к устойчивому развитию
для каждого региона, а также
дальнейшей интеграции этих программ
при разработке государственной
политики в области устойчивого
развития. Проблемы, решаемые в каждом
регионе, в значительной степени
должны соответствовать федеральным
задачам, но при этом необходим
учет местных особенностей, предусматривающий,
в частности:
-формирование
регионального хозяйственного механизма,
регулирующего социально-экономическое
развитие, в том числе природопользование
и антропогенное воздействие
на окружающую среду;
- выполнение
природоохранных мероприятий на
селитебных и незастроенных территориях
городов, других населенных пунктов
и в пригородных зонах, включая
их санитарную очистку, рекультивацию
земель, озеленение и благоустройство;
- осуществление
мер по оздоровлению населения,
развитию социальной инфраструктуры,
обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия;
- развитие
сельского хозяйства на основе
экологически прогрессивных агротехнологий,
адаптированных к местным условиям,
реализация мер по повышению
плодородия почв и их охране
от эрозии и загрязнения, а
также создание системы социальной
защиты сельского населения;
- реконструкцию
региональной промышленной системы
с учетом хозяйственной емкости
локальных экосистем.
Переход
к новой системе ценностей.
В период перехода к устойчивому
развитию человечество встанет
перед необходимостью провести
переоценку своих целей, заново
определить пути их достижения
и выработать новую систему
принципов, в основе которых
лежит благосостояние будущих
поколений.
Список использованных
источников
1. Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда:
Учебник для студентов вузов/
Т.А.Акимова, В.В.Хаскин; 2-е изд., перераб.
и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2009.- 556 с
2. Акимова Т.В. Экология. Природа-Человек-Техника.:
Учебник для студентов техн. направл.
и специал. вузов/ Т.А.Акимова,
А.П.Кузьмин, В.В.Хаскин..- Под общ.
ред. А.П.Кузьмина
3. Бродский А.К. Общая экология:
Учебник для студентов вузов.
М.: Изд. Центр «Академия», 2006. - 256
с.
4. Воронков Н.А. Экология: общая,
социальная, прикладная. Учебник для
студентов вузов. М.: Агар, 2006. –
424 с.
5. Коробкин В.И. Экология: Учебник
для студентов вузов/ В.И. Коробкин,
Л.В.Передельский. -6-е изд., доп. И
перераб.- Ростон н/Д: Феникс, 2007.-
575с. Лауреат Всеросс. конкурса
по созд. новых учебников по
общим естественнонауч. дисципл.
для студ. вузов
6. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е.,
Мелехова О.П. Экорлогия. 2-е изд.Учебник
для вузов. М.: Дрофа, 2008. – 624 с.
7. Стадницкий Г.В., Родионов А.И.
Экология: Уч. пособие для стут. химико-технол.
и техн. сп. вузов./ Под ред. В.А.Соловьева,
Ю.А.Кротова.- 4-е изд., испр. – СПб.:
Химия, 2007. -238с.