Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 14:02, контрольная работа
Если двадцать-тридцать лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о катастрофическом состоянии нашей планеты знают даже дети. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, частые аварии – это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.
Введение 2
Глава 1. 3
Краткая история экологии и современное состояние науки экологии 3
1. Краткая история экологии 3
2. Cостояние науки экологии. 9
Глава 2 10
Экологические проблемы горнодобывающей промышленности 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Содержание
Введение 2
Глава 1. 3
Краткая история экологии и современное состояние науки экологии 3
1. Краткая история экологии 3
2. Cостояние науки экологии. 9
Глава 2 10
Экологические проблемы горнодобывающей промышленности 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14
На всех стадиях своего
развития человек был тесно связан
с окружающим миром. Но с тех пор
как появилось
Если двадцать-тридцать лет
назад экологические проблемы обсуждали
только специалисты, то сейчас о катастрофическом
состоянии нашей планеты знают
даже дети. Экологические проблемы
являются всеобщими проблемами населения
Земли. Утончение озоновой оболочки,
глобальные изменения климата, истощение
природного слоя почвы, природных ресурсов,
уменьшение запасов питьевой воды и
одновременно интенсивный рост народонаселения
планеты, сопровождающийся наращиванием
производственных мощностей, частые аварии
– это проблемы, которые касаются
каждого государства. В совокупности
они создают непрерывно ухудшающуюся
среду обитания самого человека. Многообразие
болезней, постигшее людей в последнем
столетии - вот итог отсутствия правильного
взаимодействия человека с природой.
К плохой среде обитания, загрязнённым
воде, воздуху, продуктам питания
особенно чувствительны дети. Дети
России находятся в особо
Экологическое положение России по ряду моментов значительно хуже, чем в странах Западной Европы и Америки. Россия является регионом планеты, который вносит существенный вклад в развитие и сохранение отрицательных глобальных экологических тенденций.
Экологическая проблемы и
катастрофы человечества непосредственно
связаны с процессом
Экология – наука о взаимоотношениях растительных и животных организмов со средой обитания с целью выявления закономерностей, управляющих этими взаимоотношениями. Термин «экология» от ( греч. оikos – жилище, место обитание и logos – учение) означает «общую науку об отношениях организмов с окружающей средой».
Наука экология сформировалась
не сразу и имела длительную предысторию
развития. Её обособление представляет
собой естественный этап роста знаний
о природе. Накопление сведений об образе
жизни, зависимости от внешних условий,
характере распределения
В средние века интерес к изучению природы ослабевает и заменяется господством богословия и схоластики. Великие географические открытия в эпоху Возрождения, колонизация новых стран послужили толчком к развитию систематики. Описание растений и животных, их внешнего и внутреннего строения, разнообразия форм – главное содержание биологической науки на ранних этапах её развития. Первые систематики – А. Цезальпин, Д. Рей, Ж. Турнефор и другие сообщали о зависимости растений от условий произрастания или возделывания. Аналогичные сведения накапливались и о поведении, повадках, образе жизни животных. Постепенно к таким сведениям начали проявлять особый интерес.
Помимо накопления сведений об отдельных видах, начали формироваться представления и о глобальных зависимостях в распределении растений и животных. Этому послужили материалы, собираемые во время путешествий, посвященных изучению далеких стран. В XVIII веке много таких путешествий было организовано и по неизведанным краям России. В трудах С. П. Крашенинникова, И. И. Лепехина, П. С. Палласа и других российских географов и натуралистов указывалось на связь изменения климата, растительности и животного мира на обширных пространствах страны. Первые попытки выявить общие закономерности во влиянии климата на растительность земного шара принадлежат немецкому естествоиспытателю А. Гумбольдту. Его труды положили начало развитию нового направления в науке – биогеографии. В сходных климатических условиях у растений разных таксономических групп вырабатываются сходные «физиономические» формы, и по распределению и соотношению этих форм можно судить о специфике физико-географической среды. Появились первые специальные работы, посвященные влиянию климатических факторов на распространение и биологию животных. К. Бергман выявил географические закономерности в изменении размеров теплокровных животных. А. Декандоль в «Географии растений» обобщил все накопленные сведения о влиянии отдельных факторов среды (температуры, влажности, света, типа почвы, экспозиции склона) на растения и обратил внимание на их повышенную пластичность по сравнению с животными.
Вся первая половина XIX века характеризовалась нарастанием интереса к взаимодействию организмов с «условиями». Ещё в 1809 г. в «Философии зоологии» французский естествоиспытатель Ж.‑Б. Ламарк провозгласил идею эволюции всего живого мира, его постоянного развития от простого к сложному. Одной из причин разнообразия форм на пути этого развития он считал «влияние условий», необходимость для всего живого приспосабливаться к условиям среды. Важную роль условий в выживании и изменениях видов подчеркивал и другой известный французский зоолог Ж. Сент–Илер.
Идеи «единства» организмов
с условиями их жизни развивал
и горячо защищал профессор Московского
университета К. Ф. Рулье. Он пропагандировал
необходимость особого
В 1859 г. появилась книга
Ч. Дарвина «Происхождение видов
путем естественного отбора, или
Сохранение благоприятствуемых пород
в борьбе за жизнь». Ч. Дарвин показал,
что «борьба за существование» в
природе, под которой он подразумевал
все формы противоречивых связей
видов со средой, приводит к естественному
отбору, т.е. является движущим фактором
эволюции. Стало ясно, что взаимоотношения
самих живых существ и связи
их с неорганическими компонентами
среды («борьба за существование») –
большая самостоятельная
Дарвин вычленил три основных направления в борьбе за существование организмов:
Выживают и дают потомство не все родившиеся особи, а лишь те, которые способны выдержать напор среды. Теорией естественного отбора Ч. Дарвин переключил внимание со связей «организм – среда» на то, что происходит среди множества организмов в борьбе за существование. Тем самым он фактически заложил основы популяционного мышления, однако в зарождавшейся экологии эти идеи получили развитие только в XX веке.
Основным направлением оформившейся
науки продолжало оставаться изучение
адаптации видов к условиям существования,
причем любой организм рассматривался
как типичный представитель своего
вида. Однако накопление данных привело
к пониманию более сложной
организации жизни. В 1877 г. немецким
гидробиологом К. Мёбиусом была
выдвинута концепция биоценоза.
На основе изучения устричных банок
Северного моря он обосновал представление
о биоценозе как глубоко
Изучение сообществ
Особое место в
Для развития идей общей биоценологии в первой половине XX века большое значение имели в нашей стране фитоценологические исследования Г. Ф. Морозова, В. Н. Сукачева, Б. А. Келлера, Л. Г. Раменского, В. В. Алехина, А. П. Шенникова, за рубежом – К. Раункиера в Дании, Г. Дю Рие в Швеции, И. Браун‑Бланке в Швейцарии. Были созданы разнообразные системы классификации растительности на основе морфологических (физиономических), эколого-морфологических, динамических и других особенностей сообществ, разработаны представления об экологических индикаторах, изучены структура, продуктивность, динамические связи фитоценозов.
В 20‑е годы начала оформляться новая область экологической науки – популяционная экология. Истоки этого направления – в демографии, описаниях роста народонаселения. Внимание к проблеме увеличения численности людей привлек ещё в конце XVIII века английский учёный Т. Мальтус, указавший на геометрический характер этого роста. Он считал, что со временем в связи с этим человечеству могут грозить различные беды. Бельгийский математик П. Ф. Ферхюльст в 1838 г. вывел так называемую логистическую формулу, демонстрирующую замедление роста народонаселения при высокой плотности. В 20‑х годах XX века её переоткрыл американец Р. Перл. В этот период повысилось внимание к поиску закономерностей в изменениях численности видов. Во многом этому способствовали запросы практики – острая необходимость разработки основ борьбы с видами ‑ вредителями и видами ‑ конкурентами в сельском и лесном хозяйстве, истощение запасов ряда ценных промысловых животных, открытие роли некоторых диких животных в распространении паразитов и возбудителей болезней человека и домашнего скота. Представления о популяциях стали особенно энергично развиваться в экологии после того, как оформилась популяционная генетика, а в систематике вид стали рассматривать как сложную популяционную систему. Большую роль в развитии популяционной экологии сыграли работы английского ученого Ч. Элтона (1900–1991). В своей книге «Экология животных» (1927) Элтон рассматривает популяцию как единицу, которую следует изучать самостоятельно, так как на этом уровне выделяются свои особенности экологических адаптаций и регуляций. Центральными проблемами популяционной экологии стали проблемы внутривидовой организации и динамики численности видов. Таким образом, в экологии началось исследование ещё одного типа надорганизменных систем – популяций.
В дальнейшем в развитие популяционной экологии в нашей стране большой вклад внесли С. А. Северцов, Н. П. Наумов, С. С. Шварц, Г. А. Викторов, работы и школы которых во многом определяют современное состояние науки в этой области. Начало исследований популяций у растений было положено трудами Е. Н. Синской (школа Н. И. Вавилова), много сделавшей по выяснению экологического и географического полиморфизма видов. Ряд вопросов популяционной экологии растений были разработаны в трудах Т. А. Работнова, А. А. Уранова и их последователей.
Изучение популяционных закономерностей по-новому помогло осознать роль видов в биоценозах, структурную организацию сообществ. Возникла плодотворная концепция «экологических ниш», тесно связывающая экологические и эволюционные вопросы. В её разработке важная заслуга принадлежит западным учёным Дж. Гриннеллу, Ч. Т. Элтону, Р. Макартуру, Д. Хатчинсону и российскому исследователю Г. Ф. Гаузе.
Информация о работе Экологические проблемы горнодобывающей промышленности