Экологические проблемы горнодобывающей промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

Если двадцать-тридцать лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о катастрофическом состоянии нашей планеты знают даже дети. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, частые аварии – это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

Содержание

Введение 2
Глава 1. 3
Краткая история экологии и современное состояние науки экологии 3
1. Краткая история экологии 3
2. Cостояние науки экологии. 9
Глава 2 10
Экологические проблемы горнодобывающей промышленности 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВНОЕ.docx

— 44.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

Глава 1. 3

Краткая история экологии и современное  состояние науки экологии 3

1. Краткая история экологии 3

2. Cостояние науки экологии. 9

Глава 2 10

Экологические проблемы горнодобывающей промышленности 10

Заключение 13

Список использованной литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор  как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство  человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и  сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.

Если двадцать-тридцать лет  назад экологические проблемы обсуждали  только специалисты, то сейчас о катастрофическом состоянии нашей планеты знают  даже дети. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения  Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение  природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и  одновременно интенсивный рост народонаселения  планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, частые аварии – это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем  столетии - вот итог отсутствия правильного  взаимодействия человека с природой. К плохой среде обитания, загрязнённым воде, воздуху, продуктам питания  особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных  условиях.

Экологическое положение  России по ряду моментов значительно  хуже, чем в странах Западной Европы и Америки. Россия является регионом планеты, который вносит существенный вклад в развитие и сохранение отрицательных глобальных экологических  тенденций.

Экологическая проблемы и  катастрофы человечества непосредственно  связаны с процессом образования  населения – его недостаточность  или полное отсутствие породили потребительское  отношение к природе. Обретение  экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход их сложившийся  ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. 

Краткая история экологии и современное  состояние науки экологии

  1. Краткая история экологии

Экология – наука о  взаимоотношениях растительных и животных организмов со средой обитания с целью  выявления закономерностей, управляющих  этими взаимоотношениями. Термин «экология» от ( греч. оikos – жилище, место обитание и logos – учение) означает «общую науку об отношениях организмов с окружающей средой».

Наука экология сформировалась не сразу и имела длительную предысторию  развития. Её обособление представляет собой естественный этап роста знаний о природе. Накопление сведений об образе жизни, зависимости от внешних условий, характере распределения животных и растений началось давно. Первые попытки  обобщения этих сведений мы встречаем  в трудах античных философов. Аристотель описал свыше 500 видов известных  ему животных и рассказал об их поведении: о миграциях, зимней спячке, строительной деятельности и способах самозащиты.

В средние века интерес  к изучению природы ослабевает и  заменяется господством богословия и схоластики. Великие географические открытия в эпоху Возрождения, колонизация  новых стран послужили толчком  к развитию систематики. Описание растений и животных, их внешнего и внутреннего  строения, разнообразия форм – главное  содержание биологической науки  на ранних этапах её развития. Первые систематики  – А. Цезальпин, Д. Рей, Ж. Турнефор  и другие сообщали о зависимости  растений от условий произрастания  или возделывания. Аналогичные сведения накапливались и о поведении, повадках, образе жизни животных. Постепенно к таким сведениям начали проявлять  особый интерес.

Помимо накопления сведений об отдельных видах, начали формироваться  представления и о глобальных зависимостях в распределении растений и животных. Этому послужили материалы, собираемые во время путешествий, посвященных  изучению далеких стран. В XVIII веке много  таких путешествий было организовано и по неизведанным краям России. В трудах С. П. Крашенинникова, И. И. Лепехина, П. С. Палласа и других российских географов и натуралистов указывалось  на связь изменения климата, растительности и животного мира на обширных пространствах  страны. Первые попытки выявить общие  закономерности во влиянии климата  на растительность земного шара принадлежат  немецкому естествоиспытателю А. Гумбольдту. Его труды  положили начало развитию нового направления в науке –  биогеографии. В сходных климатических  условиях у растений разных таксономических  групп вырабатываются сходные «физиономические»  формы, и по распределению и соотношению  этих форм можно судить о специфике  физико-географической среды. Появились первые специальные работы, посвященные влиянию климатических факторов на распространение и биологию животных. К. Бергман выявил географические закономерности в изменении размеров теплокровных животных. А. Декандоль в «Географии растений» обобщил все накопленные сведения о влиянии отдельных факторов среды (температуры, влажности, света, типа почвы, экспозиции склона) на растения и обратил внимание на их повышенную пластичность по сравнению с животными.

Вся первая половина XIX века характеризовалась нарастанием  интереса к взаимодействию организмов с «условиями». Ещё в 1809 г. в «Философии зоологии» французский естествоиспытатель Ж.‑Б. Ламарк провозгласил идею эволюции всего живого мира, его постоянного развития от простого к сложному. Одной из причин разнообразия форм на пути этого развития он считал «влияние условий», необходимость для всего живого приспосабливаться к условиям среды. Важную роль условий в выживании и изменениях видов подчеркивал и другой известный французский зоолог Ж. Сент–Илер.

Идеи «единства» организмов с условиями их жизни развивал и горячо защищал профессор Московского  университета К. Ф. Рулье. Он пропагандировал  необходимость особого направления  в зоологии, посвященного всестороннему  изучению жизни животных, их сложных  отношений с окружающим миром, подчеркивая  роль этих отношений в судьбе видов. К. Ф. Рулье впервые обратил внимание на сходство внешнего строения у разных видов, ведущих схожий образ жизни  в той или иной среде («земляные», «водные», «воздушные»), положив начало изучению жизненных форм в животном мире. Выделяя «явления жизни особи» и «явления жизни общей» (в том  числе «жизнь в товариществе»  и «жизнь в обществе»), он, по существу, наметил ряд будущих подразделений  экологии. К. Ф. Рулье глубоко повлиял  на направление и характер работ  своих учеников, которые составили  в последующем блестящую плеяду русских натуралистов ‑ экологов.

В 1859 г. появилась книга  Ч. Дарвина «Происхождение видов  путем естественного отбора, или  Сохранение благоприятствуемых пород  в борьбе за жизнь». Ч. Дарвин показал, что «борьба за существование» в  природе, под которой он подразумевал все формы противоречивых связей видов со средой, приводит к естественному  отбору, т.е. является движущим фактором эволюции. Стало ясно, что взаимоотношения  самих живых существ и связи  их с неорганическими компонентами среды («борьба за существование») –  большая самостоятельная область  исследований. Поэтому не случайно, что вскоре после выхода в свет книги Ч. Дарвина были сделаны  попытки оценить сущность и назвать  это новое направление.

Дарвин вычленил три основных направления в борьбе за существование  организмов:

  • отношения с физической средой,
  • с особями своего вида,
  • с особями других видов

Выживают и дают потомство  не все родившиеся особи, а лишь те, которые способны выдержать напор  среды. Теорией естественного отбора Ч. Дарвин переключил внимание со связей «организм – среда» на то, что  происходит среди множества организмов в борьбе за существование. Тем самым  он фактически заложил основы популяционного мышления, однако в зарождавшейся  экологии эти идеи получили развитие только в XX веке.

Основным направлением оформившейся науки продолжало оставаться изучение адаптации видов к условиям существования, причем любой организм рассматривался как типичный представитель своего вида. Однако накопление данных привело  к пониманию более сложной  организации жизни. В 1877 г. немецким гидробиологом К. Мёбиусом  была выдвинута концепция биоценоза. На основе изучения устричных банок  Северного моря он обосновал представление  о биоценозе как глубоко закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды. Биоценозы, или природные  сообщества, по Мёбиусу, обусловлены  длительной историей приспособления видов  друг к другу и к сходной  экологической обстановке. Таким  образом, оформилось представление, что  живая природа, помимо видов, представленных организмами, состоит из закономерно  складывающихся надорганизменных систем – биоценозов, вне которых организмы не могут существовать, поскольку нуждаются в связях друг с другом. В недрах экологии стало вычленяться особое – биоценотическое направление, задачей которого было изучение закономерностей формирования и функционирования сообществ.

Изучение сообществ потребовало  разработки методов количественного  учёта, оценки соотношений видов  в биоценозах. Впервые это было сделано гидробиологами для планктона, а затем – для донной фауны. Вначале XX века количественные методы учёта стали применять и к  наземной фауне.

Особое место в биоценотических  исследованиях заняло изучение растительного  покрова. Изучая вслед за А. Гумбольдтом  закономерности распределения растений по климатическим зонам, ботаники стали  более подробно связывать набор  видов и их облик с условиями  местообитаний. В 90‑х годах появилась сводка датского ботаника Е. Варминга «Ойкологическая география растений», развивавшего представления о жизненных формах видов и типах растительного покрова. В то же время оформляется учение о растительных сообществах – фитоценозах, которое вскоре обособилось в отдельную область ботанической экологии. Большую роль в этом сыграли труды российских ученых С. И. Коржинского и И. К. Пачосского, назвавшего новую науку «фитосоциологией». Среди западных ботаников её развитию способствовали работы А. Кернера, А. Гризебаха и др. Позднее учение о фитоценозах трансформировалось в фитоценологию и геоботанику. На примере растений были вскрыты многие принципы организации сообществ. Американский ботаник Ф. Клементс в 1910–1911 гг. разработал концепцию динамики фитоценозов, ставшую основой дальнейших представлений о законах формирования и развития сообществ.

Для развития идей общей  биоценологии в первой половине XX века большое значение имели в нашей  стране фитоценологические исследования Г. Ф. Морозова, В. Н. Сукачева, Б. А. Келлера, Л. Г. Раменского, В. В. Алехина, А. П. Шенникова, за рубежом – К. Раункиера в  Дании, Г. Дю Рие в Швеции, И. Браун‑Бланке в Швейцарии. Были созданы разнообразные системы классификации растительности на основе морфологических (физиономических), эколого-морфологических, динамических и других особенностей сообществ, разработаны представления об экологических индикаторах, изучены структура, продуктивность, динамические связи фитоценозов.

В 20‑е годы начала оформляться новая область экологической науки – популяционная экология. Истоки этого направления – в демографии, описаниях роста народонаселения. Внимание к проблеме увеличения численности людей привлек ещё в конце XVIII века английский учёный Т. Мальтус, указавший на геометрический характер этого роста. Он считал, что со временем в связи с этим человечеству могут грозить различные беды. Бельгийский математик П. Ф. Ферхюльст в 1838 г. вывел так называемую логистическую формулу, демонстрирующую замедление роста народонаселения при высокой плотности. В 20‑х годах XX века её переоткрыл американец Р. Перл. В этот период повысилось внимание к поиску закономерностей в изменениях численности видов. Во многом этому способствовали запросы практики – острая необходимость разработки основ борьбы с видами ‑ вредителями и видами ‑ конкурентами в сельском и лесном хозяйстве, истощение запасов ряда ценных промысловых животных, открытие роли некоторых диких животных в распространении паразитов и возбудителей болезней человека и домашнего скота. Представления о популяциях стали особенно энергично развиваться в экологии после того, как оформилась популяционная генетика, а в систематике вид стали рассматривать как сложную популяционную систему. Большую роль в развитии популяционной экологии сыграли работы английского ученого Ч. Элтона (1900–1991). В своей книге «Экология животных» (1927) Элтон рассматривает популяцию как единицу, которую следует изучать самостоятельно, так как на этом уровне выделяются свои особенности экологических адаптаций и регуляций. Центральными проблемами популяционной экологии стали проблемы внутривидовой организации и динамики численности видов. Таким образом, в экологии началось исследование ещё одного типа надорганизменных систем – популяций.

В дальнейшем в развитие популяционной экологии в нашей  стране большой вклад внесли С. А. Северцов, Н. П. Наумов, С. С. Шварц, Г. А. Викторов, работы и школы которых  во многом определяют современное состояние  науки в этой области. Начало исследований популяций у растений было положено трудами Е. Н. Синской (школа Н. И. Вавилова), много сделавшей по выяснению  экологического и географического  полиморфизма видов. Ряд вопросов популяционной  экологии растений были разработаны  в трудах Т. А. Работнова, А. А. Уранова  и их последователей.

Изучение популяционных  закономерностей по-новому помогло осознать роль видов в биоценозах, структурную организацию сообществ. Возникла плодотворная концепция «экологических ниш», тесно связывающая экологические и эволюционные вопросы. В её разработке важная заслуга принадлежит западным учёным Дж. Гриннеллу, Ч. Т. Элтону, Р. Макартуру, Д. Хатчинсону и российскому исследователю Г. Ф. Гаузе.

Информация о работе Экологические проблемы горнодобывающей промышленности