Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 14:02, контрольная работа
Если двадцать-тридцать лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о катастрофическом состоянии нашей планеты знают даже дети. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, частые аварии – это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.
Введение 2
Глава 1. 3
Краткая история экологии и современное состояние науки экологии 3
1. Краткая история экологии 3
2. Cостояние науки экологии. 9
Глава 2 10
Экологические проблемы горнодобывающей промышленности 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Параллельно развиваются
и другие области экологии, тесно
связывающие эту науку с
С начала 40‑х годов в экологии сложился принципиально новый подход к исследованию природы. Основы его были заложены ещё ранее в трудах целого ряда учёных, среди которых следует особо отметить В. В. Докучаева. В конце XIX в. В. В. Докучаев обосновал представление о почве как о сложной природной системе, которая создана и поддерживается комплексом факторов. В её формировании принимают участие горные породы, вода, атмосфера, климат и многочисленные и разнообразные живые организмы. С этих пор начинаются исследования природных систем с точки зрения единства живой и неживой природы. В гидробиологии для озёр даже был предложен специальный термин «микрокосм». Геоботаники, изучая растительные сообщества, часто использовали термин «биоценоз» в расширительном смысле, подразумевая под этим не только живые организмы, но и их абиотическое окружение.
В 1935 г. английский ботаник А. Тенсли выдвинул понятие экосистемы, а в 1942 г. В. Н. Сукачев обосновал представление о биогеоценозе. В этих понятиях нашла отражение идея о единстве совокупности организмов с абиотическим окружением, о закономерностях, которые лежат в основе связи всего сообщества и окружающей неорганической среды – о круговороте веществ и превращениях энергии. Однако точные количественные методы для оценки этих процессов применить, ещё не удавалось. Основное внимание привлекали процессы создания биологической продукции. Пионерами изучения продуктивности экосистем выступили лимнологи (гидробиологи, изучающие озера). Уже в середине 30‑х годов гидробиологи русской школы разрабатывали методы учёта продуктивности планктона и бентоса и производили расчёты для целостных систем отдельных озёр. Во многом опираясь на эти работы и достижения других исследователей, молодой американский ученый Р. Линдеман опубликовал в 1942 г. статью с изложением основных принципов расчёта энергетического баланса экологических систем. С этого периода стали принципиально возможными расчёты и прогнозирование предельной продуктивности биоценозов в конкретных условиях среды.
В разработке теоретических
основ биологической
Развитие экосистемного анализа привело к возрождению на новой экологической основе учения о биосфере, принадлежащего крупнейшему естествоиспытателю XX в. В. И. Вернадскому, который в своих идеях намного опередил современную ему науку. Биосфера предстала как глобальная экосистема, стабильность и функционирование которой основаны на экологических законах обеспечения баланса веществ и энергии.
Экосистемный уровень
организации жизни можно
Поворот в 50‑60‑х годах к экосистемным представлениям в экологии совпал с новым витком технического прогресса в годы, последовавшие за Второй мировой войной. Усилился технократический напор на природу, невиданных масштабов достигла добывающая и перерабатывающая промышленность, строительство, транспорт. Одновременно участились крупномасштабные катастрофы, связанные с деградацией земель, сведением лесов, загрязнениями и другими негативными явлениями, в отношении которых стал отчетливо осознаваться их экологический характер.
Стремительный рост населения земного шара поставил, проблему, потенциала пищевых ресурсов. В экологии – это, прежде всего проблема биологической продуктивности. В 60‑е годы развитие науки и запросы практики вызвали к жизни Международную биологическую программу (МБП). Впервые биологи разных стран объединили усилия для решения общей задачи – оценки продукционной мощности биосферы. Эти исследования позволили подсчитать максимальную биологическую продуктивность всей нашей планеты, т. е. тот природный фонд, которым располагает человечество, и максимально возможные нормы изъятия продукции для нужд растущего населения Земли. Конечной целью МБП было выявление основных закономерностей качественного и количественного распределения и воспроизводства органического вещества в интересах наиболее рационального использования их человеком.
Для оценки масштабов влияния человеческой деятельности на биосферу в 70‑х годах за МБП последовала новая международная программа «Человек и биосфера». Её результатом явились перечень и характеристика наиболее важных глобальных экологических проблем, представляющих угрозу не только для благоденствия, но и самого выживания человечества на Земле. Международное сотрудничество в области глобальных экологических исследований продолжается. Постоянно действует несколько всемирных научных программ, в том числе «Изменения климата. Проблема охраны природы, её разумного и рационального использования на основе экологических законов становится одной из важнейших для человечества. Экология является основной теоретической базой для решения этой проблемы.
Основным практическим результатом
развития экосистемой экологии стало
ясное осознание, сколь велика зависимость
человеческого общества от состояния
природы на нашей планете, необходимости
перестраивать экономику в
Таким образом, зародившись как «естественная история» видов, основным объектом внимания которой были отношения «организм – среда», экология прошла ряд этапов развития, сформировав представления о сложной системе связей органического мира и постепенно охватив все основные уровни организации жизни.
С экологических позиций жизнь на Земле выражена одновременно на четырёх основных уровнях: организм – популяция – биоценоз – экосистема. Носители жизни – организмы разной степени сложности, от клетки бактерий до многоклеточных растений и животных, обязательно являются членами какой-либо видовой популяции. В свою очередь, жизнь любой популяции невозможна вне биоценозов, т.е. связей с популяциями других видов. Биоценоз же является составной частью экосистемы и обеспечивает своё существование потоками вещества и энергии из окружающей среды. Вся эта сложная система жизни поддерживается связями организмов.
Такое представление об организации жизни делает устаревшими недавно ещё острые дебаты о том, какой из её уровней является главным объектом в изучении экологии. Развитие науки показало, что связи организмов со средой являются механизмом устойчивости не только самих живых существ, но и всех надорганизменных систем, вне которых их жизнь невозможна. Поэтому экология по-прежнему, остается «наукой о связях», как писал о ней Э. Геккель, но охватывает неизмеримо большее поле наших знаний о структуре и функционировании живой природы, включая человеческое общество.
Вместе с развитием
содержания экологии развиваются и
методы исследования. Основной инструмент
экологического поиска представляют методы
количественного анализа. Надорганизменные
объединения (популяции, сообщества, экосистемы)
управляются преимущественно
В настоящее время экология
представляет собой разветвленную
систему наук. Центральным её ядром
является общая экология с четырьмя
основными подразделениями, соответствующими
изучению связей на разных уровнях
организации жизни: аутэкология,
или экология организмов, популяционная
экология, биоценология и экосистемная
экология. Популяционную и
Экологическое мышление становится
необходимым для решения самых
насущных задач нашей жизни. В
связи с этим современная экология
далеко вышла за рамки чисто академической
учебной дисциплины. Необходимость
экологического и природоохранительного
обучения и воспитания подрастающего
поколения очевидна. В международной
сфере работают специальные комиссии
ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие организации,
задачей которых является пропаганда
и внедрение экологических
Современная экология —
это быстро развивающаяся наука,
характеризующаяся своим кругом
проблем, своей теорией и своей
методологией. Сложная структура
экологии определяется тем, что объекты
её относятся к очень разным уровням
организации: от целой биосферы и
крупных экосистем до популяций,
причём популяция нередко
За последние 20 лет экология
в нашей стране сделала большой
скачок и стала одной из наиболее
значимых наук, в центре изучения которой
находятся экосистемы. Живые организмы
вместе с окружающей их средой образуют
сложную кибернетическую
К сожалению, использование
природных богатств на протяжении всей
истории осуществлялось человеком
при полном незнании законов экологии,
что привело к тяжелым и
часто непоправимым последствиям, в
частности, к истощению природных
ресурсов и колоссальному загрязнению
среды обитания. Прежде, чем человеку
удастся найти решение ряда жизненно
важных проблем предстоящего тысячелетия
(таких, как удовлетворение потребностей
в воде и пище возрастающего населения
планеты), необходимо срочно предпринять
хотя бы паллиативные меры, позволяющие
обеспечить жизнь человеку завтрашнего
дня. Но чтобы действовать, надо знать,
как. Экология и оказывается тем
биологическим и
Добыча, первичная переработка (обогащение) и даже геологическая разведка полезных ископаемых – сложные производственные процессы, большинство из которых сопряжено с созданием угроз окружающей среде и природным экосистемам, многие опасны для здоровья населения. Потери природы в местах массовой и широкомасштабной горнодобычи могут быть огромны, многие старые горнопромышленные регионы, как Рур в Германии, Донбасс, Курская магнитная аномалия или частично Кузбасс, практически лишены природных экосистем.
Информация о работе Экологические проблемы горнодобывающей промышленности