Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:18, лекция

Краткое описание

Экологический мониторинг – информационная система сбора, анализа и обобщения информации об антропогенном влиянии на состояние окружающей природной среды для предотвращения отрицательных природно-антропогенных эффектов.
В зависимости от пространственных масштабов экологический мониторинг делится на глобальный, региональный и локальный. Каждому уровню присущи свои особенности в организации работ.
Экомониторинг существует для предотвращения кризисов и катастроф во взаимоотношениях между человеком и природой, что достигается проведением экологических наблюдений, выполнением оценок и прогнозов антропогенного воздействия на окружающую среду.

Содержание

Предисловие 4
Введение 6
1. Научные основы экологического мониторинга 8
2. Экологические наблюдения 19
3. Экологическая оценка 26
4. Экологический прогноз 35
5. Основы законодательства Российской Федерации в области экологического мониторинга 41
6. Экологический менеджмент и мониторинг 53
7. Локальный экологический мониторинг 60
8. Порядок разработки аналитической программы и технологических регламентов мониторинга 70
9. Обеспечение достоверности аналитических данных мониторинга 77
10. Экологическая информация в системе мониторинга 98
11. Внутренний аудит системы экологического мониторинга 109
Литература 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень нормативных документов, стандартов, регламентирующих проведение экологического мониторинга в Российской Федерации 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень действующих нормативных документов Госкомэкологии России 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Формы отчетной документации для органов экологического мониторинга 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Порядок определения объектов наблюдения, параметров и периодичности наблюдений при проведении экологического мониторинга нефтедобывающего предприятия 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Перечень показателей, анализируемых при проведении экологического мониторинга природных и сточных вод 151

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_na_bilety_po_ekologicheskomu_monitoringu.doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

Вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают  вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

Кроме того, согласно ст. 30 закона «юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны

- осуществлять  мероприятия по предупреждению  и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

- осуществлять  учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- обеспечивать  соблюдение режима санитарно-защитных  зон объектов хозяйственной и  иной деятельности, оказывающих  вредное воздействие на атмосферный  воздух;

- немедленно  передавать информацию об аварийных  выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля».

В Водном кодексе Российской Федерации (от 16.11.1995 № 167-ФЗ) сформулировано понятие государственного мониторинга водных объектов как системы регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрохимическими показателями их состояния, обеспечивающей сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. Кроме того, кодексом определены следующие обязанности водопользователей:

- рационально  использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;

- не допускать  ухудшения качества поверхностных  и подземных вод, среды обитания  объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;

-  информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и иных чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов;

- своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;

- вести в  установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых  вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами, их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в государственный орган управления использованием и охраной водного фонда;

- соблюдать  установленный режим использования водоохранных зон.

Кроме того, Водным кодексом Российской Федерации предусмотрен целый ряд дополнительных требований к охране водных объектов при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности (в том числе при пользовании участками недр), соблюдение которых предполагает получение количественной информации о водных объектах, т.е. осуществление мониторинга водных объектов.

Земельным кодексом Российской Федерации (от 30.10.2001) предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать  земельные участки в соответствии  с их целевым назначением и  принадлежностью к той или  иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- осуществлять  мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

- соблюдать  при использовании земельных  участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных  правил, нормативов;

- не допускать  загрязнение, захламление, деградацию  и ухудшение плодородия почв  на землях соответствующих категорий.

Несмотря на то что Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено ведение только государственного мониторинга земель (на федеральном, региональном и локальном уровнях), ст. 73 Кодекса введено понятие производственного земельного контроля, который осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Лицо, использующее земельный участок, обязано представить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Очевидно, что производственный земельный контроль предполагает осуществление постоянного мониторинга земель.

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (1998) предусмотрено, что «индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов» (ст.11). Требованиями закона к объектам размещения отходов (ст.12) предусмотрено, «что на территориях объектов размещения и в пределах их воздействий на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией». Такой порядок в настоящее время установлен только для объектов размещения твердых бытовых отходов (СанПиН 2.1.7.722-98 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», раздел 7 «Санитарно-гигиенический контроль за эксплуатацией полигона ТБО. Система мониторинга»). Кроме того, собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Захоронение отходов – это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Согласно ст.26 закона «юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами». Порядок такого производственного контроля определяют сами юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Этим порядком может быть предусмотрено проведение инструментального мониторинга объектов размещения отходов и объектов окружающей природной среды в том случае, если на них имеется вредное воздействие.

Объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и т.д.).

Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21.12.1994 № 68-ФЗ) предусмотрено, что организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, обязаны осуществлять следующие мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

- планировать  и осуществлять необходимые меры  по защите работников и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

- планировать  и проводить мероприятия по  повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в условиях чрезвычайных ситуаций;

- создавать  и поддерживать в постоянной  готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

- предоставлять  в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде, материальных потерь в случае их возникновения. Очевидно, что выполнение этих обязанностей, предусмотренных требованиями законов, невозможно без выполнения комплексного мониторинга, в том числе экологического мониторинга.

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области мониторинга загрязнений окружающей среды, содержатся в Федеральном законе «О гидрометеорологической службе» (от 19.07.1998 № 113-ФЗ). Так, законом предусмотрено, что деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях осуществляется физическими и юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Выпуск экстренной информации осуществляют только специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и его территориальные органы.

Законом предусмотрено, что участники гидрометеорологической деятельности обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации о стандартизации, сертификации продукции и услуг, об обеспечении единства измерений, в том числе требования, установленные специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, при проведении наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, за сбором, обработкой, хранением и распространением информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции.

Информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. Информация общего назначения относится к федеральным информационным ресурсам в области гидрометеорологии.

В соответствии с Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» юридические лица, независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, обязаны представлять данную информацию в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Юридические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, обязаны в установленном порядке незамедлительно представлять в Росгидромет информацию о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.

Требования законодательства необходимо учитывать при разработке систем экологического мониторинга и процедур ее взаимодействия с государственными органами управления и контроля.

 

41. Экологический менеджмент и мониторинг 

 

Определить эффективность функционирования системы управления окружающей средой, решать разнообразные задачи управления может рационально организованная и постоянно действующая система экологического мониторинга.

Система управления окружающей средой – часть общей системы административного управления, которая включает организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания экологической политики.

Международные стандарты серии ИСО 14000, распространяющиеся на управление окружающей средой, предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, которые могут быть объединены с другими элементами административного управления с тем, чтобы содействовать организациям в достижении экологических и экономических целей.

Экологическая политика –  заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых экологических показателей.

Окружающая среда – внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека, их взаимодействие.

Целевой экологический показатель – общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, который организация стремится достичь и который выражается количественно.

 

Современный стандарт определяет экологический аспект как элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.

Успех системы управления окружающей средой зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководством. Такого рода система дает организации возможность устанавливать процедуры (и оценивать их эффективность) с тем, чтобы сформулировать ее экологическую политику и определить целевые экологические показатели, добиться соответствия этой политике и целевым показателям, продемонстрировать это соответствие другим организациям. Общая цель экологического управления заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Механизм функционирования системы управления представлен на рис.6.

 

 

 

 

Информация о работе Экологический мониторинг