Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:18, лекция
Экологический мониторинг – информационная система сбора, анализа и обобщения информации об антропогенном влиянии на состояние окружающей природной среды для предотвращения отрицательных природно-антропогенных эффектов.
В зависимости от пространственных масштабов экологический мониторинг делится на глобальный, региональный и локальный. Каждому уровню присущи свои особенности в организации работ.
Экомониторинг существует для предотвращения кризисов и катастроф во взаимоотношениях между человеком и природой, что достигается проведением экологических наблюдений, выполнением оценок и прогнозов антропогенного воздействия на окружающую среду.
Предисловие 4
Введение 6
1. Научные основы экологического мониторинга 8
2. Экологические наблюдения 19
3. Экологическая оценка 26
4. Экологический прогноз 35
5. Основы законодательства Российской Федерации в области экологического мониторинга 41
6. Экологический менеджмент и мониторинг 53
7. Локальный экологический мониторинг 60
8. Порядок разработки аналитической программы и технологических регламентов мониторинга 70
9. Обеспечение достоверности аналитических данных мониторинга 77
10. Экологическая информация в системе мониторинга 98
11. Внутренний аудит системы экологического мониторинга 109
Литература 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень нормативных документов, стандартов, регламентирующих проведение экологического мониторинга в Российской Федерации 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень действующих нормативных документов Госкомэкологии России 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Формы отчетной документации для органов экологического мониторинга 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Порядок определения объектов наблюдения, параметров и периодичности наблюдений при проведении экологического мониторинга нефтедобывающего предприятия 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Перечень показателей, анализируемых при проведении экологического мониторинга природных и сточных вод 151
помощи биологических систем часто называют биоиндикацией. Биоиндикация –
это обнаружение и определение антропогенных нагрузок по реакциям на них живых
организмов и их сообществ. В соответствии с этим организмы или сообщества
организмов, жизненные функции которых так тесно коррелируют с определенными
факторами среды, что могут применяться для их оценки, называются
биоиндикаторами. Они позволяют определять скорость происходящих изменений,
пути и места скопления в экосистемах различных токсикантов, делать выводы о
степени опасности для человека и биоты конкретных веществ или их сочетаний.
Биоиндикация может осуществляться на различных уровнях организации живого
организма (клетка, орган, организм, популяция, биоценоз). Обычно с повышением
уровня организации биологических систем возрастает и их сложность, так как
одновременно все более усложняются их взаимосвязи с факторами местообитания.
Значительное место среди тест-объектов, которые нашли широкое применение с
целью биологической индикации, по праву принадлежит растениям. Не имея
возможности перемещаться в пространстве и тем самым уклоняться от влияния
окружающей среды, они беспрерывно попадают под влияния неблагоприятных
факторов, в связи с чем и могут быть использованы в качестве интегральных тест-
81
систем, которые отображают суммарное воздействие экологических токсикантов
(Паушева, 1988; Горовая, и др.и др., 1996, 2003 и др.). На основании полученных
результатов можно рассчитать УПП (условный показатель повреждаемости)
биопараметра, который вызван неблагоприятными техногенными факторами.
Таким образом, биоиндикация – это оценка качества среды по состоянию тех
или иных представителей биоты, осуществляемая путем наблюдения за ними.
Объектами таких наблюдений (биоиндикаторами) могут служить биосистемы
любого уровня организации. Оценка качества среды производится по
биоиндикаторным признакам – тем характеристикам наблюдаемых биосистем,
которые наиболее полно и точно отражают степень их благополучия.
По мнению А.И. Федоровой, А.Н. Никольской (2001), выделяются три уровня
биоиндикации:
1. Биохимические и
и накопление определенных токсикантов в органах);
2. Анатомические, морфологические, биоритмические и поведенческие
реакции;
3. Флористические, фаунистические изменения.
При биоиндикации и биотестировании с целью количественного изучения и
нормирования реакций биосистем на факторы окружающей среды используются
следующие основные понятия:
1. Пространство лимитирующих
2. Функция отклика биосистемы на экологические факторы.
3. Функция благополучия
4. Изобола (от греческого – равное изменение). Изобола характеризует
совокупность всех сочетаний значений факторов, оказывающих на биосистему
равносильное воздействие, т.е. обуславливающих определенное постоянное
значение функций благополучия. Актуальность биоиндикации обусловлена также
простотой, скоростью и дешевизной определения качества среды. Например, при
засолении почвы в городе листья липы по краям желтеют еще до наступления осени.
Выявить такие участки можно, просто осматривая деревья. В таких случаях
биоиндикация позволяет быстро обнаружить наиболее загрязненные местообитания.
6.3.1. Формы биоиндикации
Биоиндикация может быть специфической и неспецифической. В первом случае
изменения живой системы можно связать только с одним фактором среды (р и с. 2).
Например, высокая концентрация в воздухе озона вызывает появление на листьях
табака (сорта Bel W3) серебристых некрозных пятен. Во втором случае различные
факторы среды вызывают одну и ту же реакцию. Например, снижение численности
почвенных беспозвоночных может происходить и при различных видах загрязнения
почвы, и при вытаптывании, и в период засухи и по другим причинам.
40 Основы законодательства Российской Федерации в области экологического мониторинга
В природоохранительных законах Российской Федерации, как правило, предусматриваются требования только к проведению государственного мониторинга, организуемого и осуществляемого исполнительными органами государственной власти.
Требования к проведению экологического мониторинга природопользователями присутствуют в законах, как правило, в неявной форме или в виде ограниченного перечня объектов, связанных с вредными воздействиями на окружающую среду.
Воздействие на окружающую среду – любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.
Загрязнение атмосферного воздуха – поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Загрязнение водных объектов – сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование водного объекта либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.
Загрязнение почв – поступление в почву химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие почв сельскохозяйственного назначения.
В Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» экологический мониторинг трактуется как одна из составных частей экологического контроля и осуществляется государственной службой наблюдения за состоянием окружающей природной среды «с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир». Статьей 71 закона предусмотрено осуществление производственного экологического контроля, одной из задач которого является «выполнение планов и мероприятий по соблюдению нормативов качества окружающей природной среды». Решение такой задачи без выполнения экологического мониторинга представляется достаточно проблематичным.
По мере совершенствования природоохранного законодательства Российской Федерации требования к проведению экологического мониторинга постоянно конкретизировались.
Законом Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3.03.1995 № 27-ФЗ) предусмотрен ряд требований к пользователям недр – к юридическим лицам, получившим лицензию на право пользования недрами. В лицензию на пользование недрами включаются в обязательном порядке условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ, а также порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок, скважин и рекультивации нарушенных земель.
В соответствии со ст. 22 Закона «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов, норм, правил, регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. В состав основных требований по рациональному использованию и охране недр включены предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод, предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого и промышленного водоснабжения, и т.д.
В число требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, законом включены систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей; осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, по прогнозированию полезных ископаемых и пород, а также предупреждению горных ударов; разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы по использованию недр, и населения, проживающего в зоне влияния указанных работ, от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций. При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ по пользованию недрами руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» (от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ) предусмотрено проведение только государственного мониторинга атмосферного воздуха, который осуществляют органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 9 закона предусмотрено, что «юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также вредного физического воздействия на атмосферный воздух, разрабатывают и осуществляют» мероприятия по охране атмосферного воздуха, которые не должны приводить к загрязнению других объектов окружающей природной среды. В состав таких мероприятий может входить мониторинг атмосферного воздуха и источников его загрязнения.
В составе требований охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности законом предусмотрены непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими и строительными нормами и правилами и учет фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха, прогноз изменения его качества при осуществлении хозяйственной деятельности, что также предполагает организацию системы экологического мониторинга в районах хозяйственной деятельности.
Законом запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Статья 23 закона предусматривает обязательность проведения мониторинга атмосферного воздуха для ограниченного круга хозяйственных объектов, владельцы которых по закону должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха. Перечень таких объектов устанавливают территориальные органы МПР России совместно с территориальными органами Росгидромета. Как правило, к таким объектам относятся крупные источники загрязнения атмосферного воздуха (ТЭЦ, металлургические комбинаты и др.) или предприятия, выбрасывающие в воздух особо токсичные вещества.
Законом «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, осуществляют производственный контроль за охраной атмосферного воздуха и назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, или организуют экологические службы (ст. 25 закона). Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в территориальные органы МПР России. Как правило, осуществление производственного контроля предполагает проведение мониторинга источников загрязнения атмосферы и качества атмосферного воздуха на промплощадке и на границе санитарно-защитной зоны предприятия с применением средств инструментального контроля по программам и планам-графикам, согласованным с территориальными природоохранными органами и органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Качество атмосферного воздуха – совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха.