Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:28, реферат
Вопросы национальной безопасности, общественной безопасности, внутренней и внешней безопасности, экологической безопасности всех государств мира в целом, и Российской Федерации, в частности, традиционно занимают в науке о государственном управлении и административном праве важное место. Экологическая безопасность связана с обеспечением охраны окружающей среды и ее сохранением, экономичным и сбалансированным природопользованием, противодействием экологическому терроризму, предотвращением и ликвидацией последствий экологических катастроф и так далее.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Терроризм как угроза экологической безопасности России ………………4
2. Распространение экологического терроризма в мировой практике и методы борьбы с ним …………………………………………………………………….7
Заключение ………………………………………………………………………13
Список использованных источников и литературы …………………………..15
Приложения ……………………………………………………………………..18
Реальным методом снижения
латентности экологических
Надо вспомнить, что в России сегодня уже существуют два миллиона объектов, оснащенных системами датчиков пожарной и охранной сигнализации, т.е. одновременно функционирует не менее ста миллионов сложных наукоемких приборов, объединенных в работоспособные сети, а также специализированные структуры, оперативно использующие информацию, поступающую по этим сетям. Датчики и сети оплачиваются не государством, а владельцами объектов. Возникает естественная мысль о возможности аналогичного применения приборов химического анализа.
Особенности ДЭС и методология их применения неоднократно обсуждались в рамках проведения эколого-правового форума "Правовые аспекты обеспечения экологической безопасности".
В НИЦЭБ РАН предложен
ряд безреагентных методов
Известные попытки свести типичные следственные ситуации к трем или шести видам не могут отразить необходимое многообразие тактических решений (приемов) при проведении необходимых следственных действий. Окончательный вариант классификации типичных следственных ситуаций, вероятно, будет выработан еще нескоро, тем более что невозможно говорить об абсолютных результатах классификационных исследований. Однако анализ первоочередных обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию при проведении предварительного следствия по делам о преступном загрязнении объектов окружающей среды, позволяет выделить 13 типичных следственных ситуаций, представленных в Приложении 1. Мы сочли необходимым строить типичные следственные ситуации с учетом наличия или отсутствия данных о составе загрязнения - без этого невозможно представить пути миграции загрязняющих веществ, области и динамику их распространения, степень опасности ситуации для населения и сотрудников оперативно-следственных групп, особенности изъятия, фиксации и консервации химических следов преступления, особенности постановки задач перед экспертами, особенности доказывания тождества веществ из пробы объекта окружающей среды веществам из возможного источника загрязнения с учетом скорости и путей химической трансформации загрязняющих веществ в воде, воздухе, почве и т.п. От "идеальной" ситуации 1111 до ситуации 0000 выделены возможные ситуации, примеры которых приведены в табл. 2. Строго говоря, таблица 2 не обладает классификационной структурой, а содержит перечень формализованных феноменов, подлежащих классификации. Можно предположить, что в ходе получения и обобщения опыта правоприменительной практики по делам об экологических преступлениях будут сформулированы приоритеты и общие закономерности криминологического характера, характерные для нескольких групп криминогенных ситуаций. Учитывая накопленный опыт исследований в данной области, представляем, что подавляющее большинство случаев, встречающихся в реальной практике следственных действий, может быть обнаружено среди рассмотренных ситуаций. Кроме того, к каждой типичной криминогенной ситуации может быть применен определенный алгоритм расследования, а разработка пакета таких алгоритмов и методик будет важным и полезным шагом в деле обеспечения экологической безопасности.
Заключение
Таким образом, принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; их взаимная ответственность по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
28 декабря 2010г. принята новая редакция Федерального закона «О безопасности» N 390-ФЗ. Несколько раньше, 12 мая 2009г., Указом Президента РФ N 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В Стратегии также закреплен широко употребляемый в настоящее время термин «устойчивое развитие», которое непосредственно связано с обеспечением экологической безопасности.
Устойчивое развитие включает три составляющие: экологическое благополучие, экономическое развитие и решение социальных проблем. Однако впервые данная категория отнесена к важнейшим компонентам национальной безопасности Российской Федерации. Именно в контексте устойчивого развития рассматривается экологическая компонента обеспечения национальной безопасности страны (ст. 24 Стратегии).
Элементами (составными частями) национальной безопасности применительно к экологической сфере является состояние экологии живых систем и рациональное природопользование. При этом следует отметить, что в ст. 72 Конституции РФ закреплено трехзвенное определение экологической проблематики: охрана окружающей среды, рациональное природопользование и экологическая безопасность.
В современных условиях определяющее значение имеют политические аспекты предпринимаемых в отдельных странах и мировом масштабе попыток решения вопросов экологической безопасности. В данном отношении важны следующие аспекты: многие глобальные проблемы носят планетарный характер; вопросы экологической безопасности затрагивают не только мировую политику, но и каждую страну, становятся неотъемлемым элементом внутригосударственной политики, фактором внутриполитической борьбы; не только рост промышленности, но и нищенское положение отдельных стран угрожает биосфере планеты; возрастает роль политических аспектов в деятельности международных организаций в связи с необходимостью быстрейшей реализации проектов экоразвития, а не только их обсуждения и рекомендации.
Мы можем в числе важнейших предложить следующее направление обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, требующее решения ряда проблем – экологическую преступность и экологический терроризм в Российской Федерации, борьбу с ними и противодействие.
Отметим в заключение, что экологическая безопасность сегодня – это не только национальная безопасность, не только национальный масштаб, но и мировой.
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) с поправками 30 декабря 2008г. М.: Юрид.лит. 2011г. 64стр.
3. Федеральный закон
«О Федеральной службе
4. Федеральный закон
«О противодействии терроризму»
5. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» №390-ФЗ от 28.12.2010г. СЗ РФ от 2011г., №1, ст.2.
8. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
в редакции от 30.12.2012. Электронный ресурс. Справочно-информационная система ГАРАНТ ПЛЮС. URL: http://www.garant.ru/.
11. Стратегия национальной
безопасности Российской
12. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5.10.2009). // Российская газета. - №198. – 20.10.2009.
Научная литература:
Приложение 1.
«Типичные криминогенные ситуации, затрудняющие обеспечение доказательственной базы для расследования преступлений, связанных с загрязнением объектов окружающей среды»
N |
Известные (1) и неизвестные (0) обстоятельства загрязнения |
Пример возможных ситуаций | |||
место |
время |
источник |
состав | ||
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
"Идеальная" ситуация. Обеспечена применением ДЭС во всех потенциально опасных точках технологических объектов |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
Взрыв и/или пожар на химзаводе, складе и т.п. |
3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
Внезапное появление типичной пленки нефтепродуктов в контролируемой акватории порта |
4 |
1 |
0 |
1 |
1 |
Обнаружена течь из продуктопровода, возникшая в результате ранее произведенных действий (нелегальная врезка, несанкционированные работы) |
5 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Внезапное появление погибшей рыбы в контролируемой акватории порта |
6 |
1 |
0 |
1 |
0 |
Обнаружено, что линии сброса или выброса предприятия организованы минуя системы очистки |
7 |
1 |
0 |
0 |
1 |
Обнаружено типичное пятно нефтепродуктов в акватории или разлив нефтепродуктов на территории |
8 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1. Появление погибшей рыбы в реке. 2. Обнаружена нелегальная свалка, содержащая негерметичные емкости с неизвестным содержимым. 3. Экологическая диверсия |
9 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Неудачный запуск баллистической ракеты или космического аппарата (аварийная ситуация) |
10 |
0 |
1 |
1 |
0 |
Произведен залповый сброс в водоток с переменным направлением течения или залповый выброс при отсутствии данных метеонаблюдений |
11 |
0 |
1 |
0 |
1 |
Озвучена угроза террористического акта, например:- "Мы отметим открытие саммита распылением зарина в метро!" |
12 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Обнаружена ранее возникшая течь в железнодорожной цистерне с перевозимой токсичной жидкостью |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Латентная экологическая диверсия |
1 Ананьева Р.В., Харченко С.Г. Механизмы управления риском. В сб. «Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения». Вып. 8, М.: Изд. РАГС, 2008, с. 151-172.
2 Белокрылова Е.А. Правовое обеспечение экологической безопасности отдельных отраслей промышленности в Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2011. Электронный ресурс. Справочно-информационная система ГАРАНТ ПЛЮС. URL: http://www.garant.ru/. Дата обращения 28.01.2013.
3 Боголюбов С.А., Кичигин Н.В. Законодательное регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению экологической безопасности. М., 2007.
4 См.: Князев А.Г., Чураков Д.Б., Чучаев А.И. Экологические преступления. – М.: Проспект, 2009. Электронный ресурс. Справочно-информационная система ГАРАНТ ПЛЮС. URL: http://www.garant.ru/.
5 См.: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.mnr.gov.ru/.
6 Тангиев Б.Б. Международная экологическая криминология: концепция мониторинга и контроля в обеспечении геоэкологической безопасности // Гражданин и право. - N 9. - сентябрь 2011.
7 Кашепов В.П. Развитие законодательства об уголовной ответственности за экологические преступления // Журнал российского права. - N 6. - июнь 2012.
8 Кашепов В.П. Развитие законодательства об уголовной ответственности за экологические преступления // Журнал российского права. - N 6. - июнь 2012.