Экологическое аудирование в составе работ государственной экологической экспертизы и ОВОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 19:14, реферат

Краткое описание

Понятие экологической экспертизы. Закон Российской Федерации “Об
экологической экспертизе” определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как
“установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности
экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта
экологической экспертизы”. При этом в действующем российском
законодательстве существует определение понятия “государственная
экологическая экспертиза” (ГЭЭ), содержащееся в ст. 35 и 36 Закона “Об
охране окружающей природной среды”: "государственная экологическая
экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды,
которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной
деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию
хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное
воздействие на окружающую природную среду".

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат аудит.docx

— 108.96 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный университет природообустройства

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Экологическое аудирование  в составе работ государственной экологической экспертизы и ОВОС»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 313 группы

Елисеева Юлия

 

Проверила: Боброва С.И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2014 г

ВВЕДЕНИЕ

   Понятие  экологической  экспертизы.  Закон  Российской  Федерации   “Об

экологической  экспертизе”  определяет  экологическую  экспертизу  (ЭЭ)  как

“установление соответствия  намечаемой  хозяйственной  и  иной  деятельности

экологическим требованиям  и  определение  допустимости  реализации  объекта

экологической   экспертизы”.   При    этом    в    действующем    российском

законодательстве    существует    определение    понятия    “государственная

экологическая экспертиза” (ГЭЭ), содержащееся в  ст.  35  и  36  Закона  “Об

охране   окружающей   природной   среды”:   "государственная   экологическая

экспертиза является обязательной мерой охраны  окружающей  природной  среды,

которая проводится  с  целью  проверки  соответствия  хозяйственной  и  иной

деятельности экологической безопасности  общества,  предшествующей  принятию

хозяйственного  решения,  осуществление  которого  может  оказывать  вредное

воздействие на окружающую природную среду". Комментарий  к  данному  закону

определяет экологическую  экспертизу  как  “организационно-  правовую  форму

предупредительного  контроля  и  ...  самостоятельный   вид   управленческой

деятельности”,  а  эколого-правовой  словарь,  прилагаемый  к   Комментарию,

добавляет  к  определению   "...   предварительную   проверку   соответствия

хозяйственных  проектов,  предпроектной  документации,  программ,   изделий,

материалов,  сырья,  продукции,  стандартов  и  иных  веществ  ...   решений

требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)".

    Понятие оценки  воздействия  на  окружающую  среду.  Пока  единственный

действующий  российский  нормативный  документ,  регламентирующий   ОВОС   -

Положение  "Об  оценке  воздействия  на  окружающую   среду   в   Российской

Федерации"  (утв.  приказом  Минприроды  России  от  18.07.94   г.   № 222),

определил оценку  воздействия  на  окружающую  среду  как  "процедуру  учета

экологических требований  законодательства  РФ  при  подготовке  и  принятии

решений о социально-экономическом развитии общества... с целью  выявления  и

принятия  нобходимых  и  достаточных   мер   по   предупреждению   возможных

неприемлемых для общества  экологических  и  связанных  с  ними  социальных,

экономических  и  других  последствий  реализации  хозяйственной  или   иной

деятельности".

    На первый взгляд  похожие  друг  на  друга  понятия  имеют  и  некоторые

смысловые различия.

    1.     ОВОС - это  "процедура  учета"   экологических  требований  (или

обоснование - информационная мера) при подготовке  оптимального  решения  (в

ходе проектирования), то ЭЭ - "установление  соответствия"  этим  требовниям

уже готового проекта... и "определение допустимости" принятия решения о  его

реализации (т.е. разрешение - административная мера).

    2.     ОВОС  по своей сути является процессом  исследования  воздействия

проектируемой деятельности и прогноза его последствий для  окружающей  среды

и здоровья человека, в то время как экологическая экспертиза (прежде  всего,

государственная ЭЭ) является процессом предварительной контрольной  проверки

принимаемых    хозяйственных    решений    на    соответствие    требованиям

экологического зконодательства.

    3.     Целью  ОВОС является "выявление  и  принятие"  (т.е.  разработка)

необходимых природоохраных мер, в то время как цель  ЭЭ  -  "предупреждение"

(т.е. запрет) неблагоприятных  воздействий, несмотря на принятые (или нет)  в

результате ОВОС профилактические меры.

   Понятие экологического аудирования (аудита). Стремительно  вторгающееся

в российскую практику, новое для  нас  экспертное  мероприятие,  выходит  за

рамки  не  только  проектной  стадии,  но   и   меры   чисто   экологической

направленности. Также не имея нормативно-правового закрепления в  российском

экологическом законодательстве, "экологическое аудирование" (ЭА)  по-разному

определяется отечественными специалистами, в частности:

      как объективный  независимый анализ, оценка разработка  соответствующих

рекомендаций и предложений по  фактическим  результатам  любой  экологически

значимой деятельности;

      как предпринимательская  деятельность...,  заключающаяся  в  сборе  и

оценке   информации   об   эколого-экономическом    положении    аудируемого

предпрития....

    Устоявшегося  определения ЭА не существует  и  за  рубежом.  Используется

целый ряд терминов, обозначающих сходные с экологическим аудитом  процедуры:

оценка  эксплуатации,  обзорная  оценка,  экологическая  ревизия,   проверка

соответствя  эктологическим  требованиям  и  т.д.  (audit,  review,  survey,

surveillance, assessement). Наиболее часто приводят два определения ЭА:

        -  инструмент     управления,     охватывающий      систематическую,

документированную,  периодическую  и  объективную  оценку  того,   насколько

соответствует организационная  система...  и  функционирование  оборудования

экологическим целям, что предполагает усиление контроля..., а  также  оценку

соответствия  деятельности  производства  экологической  политике  компании,

включая и соответствие нормативным требованиям...;

      - систематическая,  документированная,  периодическая  и   объективная

оценка регулируемых  субъ-ектами  эксплуатации  объектов  и  деятельности  в

соответствии с экологическми требованиями.

    По своей сути  ЭА  является  ни  чем  иным,  как  эколого-экономической

экспертизой послепроектной  стадии  жизненного  цикла  действующего  объекта

(хозяйственной деятельности). В дальнейшем ему будет  посвящена  специальная

лекция, которая войдет в один из тематических выпусков-приложений к  данному

учебному пособию.

    В самое последнее  время в России появился ещё  один  термин,  в  рамках

которого  делается  попытка  объединить  все  выше  перечисленные   эколого-

экспертные мероприятия, учитывающие  экологический  фактор  на  всех  этапах

хозяйственной   деятельности.   Это   предложено   называть   "экологическим

сопровождением  хозяйственной  деятельности"  (ЭСХД).  По  другому,  на  наш

взгляд,   более   точным   будет   не   "экологическое   сопровождение".   а

"экологическое регламентирование  хозяйственной деятельности" (ЭРХД).

    Из всего многообразия  представленных понятий в рамках  данного  учебного

пособия обсуждаются первые два - ЭЭ и ОВОС, так как  именно  они  юридически

закреплены в  российских  нормативно-правовых  документах.  Именно  эти  два

ключевых понятия, вынесенные в название курса, всё ещё часто  воспринимаются

как   синонимы,   т.к.   отражают   процедуру   получения   и   совокупность

количественных (а часто и только качественных) оценок, основанных  на  одних

и тех же научно-методических подходах, использующих достижения одних  и  тех

же фундаментальных и прикладных  наук.  Однако  практика  и  соответствующее

законотворчество    в    области    экологического     сопровождения     или

регламентирования хозяйственной  деятельности  (ЭСХД  или  ЭРХД)  постепенно

"разводят" эти термины  по различным этапам ЭСХД  и  заставляют  задумываться

над их  иерархической  соподчиненностью  в  системе  эколого-ориентированных

информационно-управленческих социальных отношений.

    Обычно в процессе  ЭСХД выделяют два (иногда 3-4) основных  этапа:

    - комплексная  оценка   воздействия   на   окружающую   среду   (ОВОС),

разрабатываемая, как правило, в  рамках  проекта  (иногда  -  как  отдельный

параллельный  этап,  обычно,  при   отсутствии   в   проекте   глубокого   и

всестороннего экологического обоснования  предлагаемых  решений),  состоящая

из  совокупности  покомпонентных  оценок  (частных  -  по   видам   объектов

воздействия на атмосферу, воды, почвы, биоту, человека и т.д.),  сводимых  к

итоговой обобщенной оценке;

    - экологическая  экспертиза (ЭЭ), также комплексная,  обычно  понимаемая

как   контрольная   процедура,   нацеленная   на   проверку   и    возможную

дополнительную оценку изложенной  в  ОВОС  или  другом  виде  экологического

обоснования   достаточности    аргументации    экологической    безопасности

(экологическую обоснованность) проекта, а также  иного  вида  предполагаемой

или уже осуществляемой деятельности. Экологическая  экспертиза  бывает  двух

видов: государственная (ГЭЭ) и общественная (ОЭЭ). Иногда  ещё  одним  видом

коммерческой  экологической  экспертизы  (КЭЭ)  действующих   объектов   или

территорий считают их экологический  аудит  (ЭА),  осуществляемый  в  России

пока в рамках экологического контроля (всё чаще - монторинга), и не  имеющий

достаточной нормативно-правовой определенности (см. далее).

    На  первом  этапе  -  ОВОС,  несущей  в  себе  прежде  всего   элементы

исследования, выбора альтернатив предлагаемого решения и его  экологического

обоснования,  а   также   научного   прогноза   предлагаемой   деятельности,

осуществляется работа, во многом довольно похожая на  западные  процедуры  с

аналогичным названием. Традиционно она относится к  начальному  этапу  ЭСХД,

хотя её методология в дальнейшем используется и при более поздних  проектных

и послепроектных стадиях экологической экспертизы, аудита  и  экологического

контроля.

    На втором  этапе  - экологической  экспертизе  необходимо  остановиться

более подробно. Традиционно для СССР и  России  она  понималась  только  как

контрольная проверка обоснованности намерений и предлагаемых  решений,  т.е.

предпроектных и проектных стадий  развития  народного  хозяйства.  При  этом

послепроектная стадия проверок действующих хозяйственных объектов обычно  не

относится   к   экологической   экспертизе   и   рассматривается   уже   как

экологический   контроль,   которому   предписывается   не   только    чисто

"мониторинговые" (сбор  информации) или управленческие (принятие  санкций  на

основе полученной информации) функции, но  и  экспертные  (анализ  собранной

информации  и   подготовка   управленческого   решения).   Поэтому   органам

экологического контроля (инспекциям, надзорным подразделениям и т.д.),  реже

- службам мониторинга  ОС приходится кроме своих  прямых функций  выполнять  и

несколько несвойственные  -  экспертные.  В  результате  возникло  множество

всяких "экспертиз", не обеспеченных ни  требуемой  информацией,  ни  кадрами

соответствующей квалификации. Это не  могло  не  сказаться  отрицательно  на

качестве принимаемых управленческих решений  по  перестройке  хозяйства,  их

экологической обоснованности.

    В западной, более  успешно  реализуемой  управленческой  природоохранной

практике, эта стадия послепроектного экологического  анализа  (экологический

аудит) специализирована не на  контрольные,  а  на  аналитические  службы  и

отнесена ко второму этапу ЭСХД - ко все той же экологической  экспертизе  (в

нашей терминологии), хотя и называется  оценкой  воздействия  на  окружающую

среду.  Путаница  в  России   возникла   т.к.   соответствующий   термин   -

"environmental  impact  assessment"  (иногда  с  добавкой   -   "...decision

analisis"), слишком  дословно  переведенный  с  английского,  был  воспринят

нашими специалистами как  понятная  им  ОВОС,  касающаяся  только  проектной

стадии. Эта терминологическая путаница была  в  дальнейшем  перенесена  и  в

нормативно-правовые документы. В результате процедуры ОВОС  и  экологической

экспертизы   закрепились   в   соответствующей    документации    как    две

последовательные стадии предпроектного и проектного анализа,  фактически  не

затрагивающие стадию анализа послепроектного.

    На самом деле  это, практически одно и то  же, т.к.  опирается  на  общую

нормативно-правовую  документацию  и  отличается  лишь   в   организационно-

процедурном отношении. Каждый из этих  терминов  может  рассматриваться  как

обобщающий  и  включающий  в  себя  второй  из  них.   Учитывая   конкретную

законодательную закрепленность термина  "экологическая  экспертиза"  и  наше

тяготение  к  собственной  терминологии,  целесообразно  в  качестве  общего

Информация о работе Экологическое аудирование в составе работ государственной экологической экспертизы и ОВОС