Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 16:59, курсовая работа
Психолого-педагогические исследования в области экологического обра¬зования детей ведутся в нашей стране около 30 лет. Анализ исследований показывает, что в начале 70-х годов цель экологического образования пони¬малась отечественными специалистами только как просвещение. Заметим, что в это время в ряде зарубежных стран уже была осознана необходимость действий по охране природы и ориентации экологического образования на решение экологических проблем. Во второй половине 80-х цель экологиче¬ского образования стала пониматься как формирование экологической куль¬туры и забота о защите природной среды.
Два последних де¬сятилетия - это период становления экологического образователь¬ного пространства. Это период выработки новых понятий: «эко-логическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологиче¬ское образование школьников, студентов» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников».
Актуальность исследования. Обострение экологической проблемы в стране диктует необ¬ходимость интенсивной просвещенческой работы по формиро¬ванию у населения экологического сознания, культуры приро¬допользования. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования.
Психолого-педагогические исследования в области экологического образования детей ведутся в нашей стране около 30 лет. Анализ исследований показывает, что в начале 70-х годов цель экологического образования понималась отечественными специалистами только как просвещение. Заметим, что в это время в ряде зарубежных стран уже была осознана необходимость действий по охране природы и ориентации экологического образования на решение экологических проблем. Во второй половине 80-х цель экологического образования стала пониматься как формирование экологической культуры и забота о защите природной среды.
Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое образование школьников, студентов» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников».
Актуальность исследования. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособи-тельных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Существующие программы по экологическому воспитанию для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
Объект исследования – экологическое воспитание старших дошкольников.
Предмет исследования – особенности уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Целью курсовой работы является изучение особенностей экологического воспитания в детском саду.
Задачами данной курсовой работы стали:
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей.
Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных педагогов, психологов по формированию представлений и экологического сознания детей. За последние десятилетия идеи гуманистической психологии (Л. С. Выготский, К. Роджерс, А. А. Бодалев, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова), значительно повлияли на подходы к экологическому образованию. Гуманистическая модель экологического образования (ГМЭО) ориентирована на самореализацию и личностный рост учащихся как основные условия проявления заботы об окружающей среде и решения социально-экологических проблем. Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте подробно рассматривается в трудах Саморуковой П.Г.[1], Виноградовой Н.Ф., Куликова Т.А.[2], Веретенниковой С.А.[3], Николаевой С.Н.[4] и др.
Теоретическую основу исследования составляет теория и методика экологического воспитания дошкольников С.Н.Николаевой.
Методами исследования стали:
Методиками исследования уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста стали методики С.Н.Николаевой «Добровольные помощники», «Кончился корм» и методика Екжановой Е.А. «Рисунки о природе, растениях и животных».
Опытно-экспериментальная база исследования – 10 детей подготовительной группы ДОУ №38 «Светлячок» г.Санчурска.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе на основе обобщения имеющегося опыта по экологическому воспитанию в дошкольном возрасте разработаны новые приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы в работе педагогов и психологов в системе дошкольного образования.
Если двадцать-тридцать
лет назад экологические
Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу, экологическое сознание.
Субъективные отношения выступают в роли своего рода костяка субъективного мира личности. Отражая реальные, объективные отношения личности с миром, они обусловливают характер ее предпочтений в различных сферах и через них влияют на все поведение в целом. Именно поэтому А.Н. Леонтьев считал, что " подлинно содержательная , а не формальная характеристика психического развития ребенка не может отвлекаться от развития его реальных отношений к миру, от содержания его отношений. Она должна исходить из их анализа, ибо иначе невозможно понять особенности его сознания".[5]
Миропонимание формируется на основе приобретенных знаний об окружающей действительности и,являясь составной частью мировоззрения человека, выражает отношение человека или общества к природе. Вследствие этого в процессе изучения окружающего мира необходимо учитывать не только образовательную функцию этой работы, но и воспитательную, как не менее важную.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости принципов устойчивого развития.
Целью экологического образования населения является создание условий, способствующих самореализации и личностному росту учащихся, становлению экологического сознания (эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах гуманистической этики); становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, основанное на осознанной необходимости стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении существующих и предупреждении новых экологических проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом, повышение качества жизни.[6]
На уровне принятия законодательных и управленческих решений возникло понимание необходимости увязки вопросов обеспечения экологической безопасности с повышением уровня экологического сознания. Эта позиция закреплена Конституцией РФ, Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», Указом президента РФ «Об охране окружающей природной среды» (1994 г.). Были созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования населения, изложенной в рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (1998 г.).
Взаимоотношения человека с природой - актуальный вопрос современности. В публикациях последних лет отмечено экономическое неблагополучие в стране. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшиеся интенсивной производственной деятельности, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Публикации высветили другую сторону проблемы - невысокий уровень экологической культуры, экологического сознания. Это является следствием недостаточной недостаточной воспитательно-образовательной работы, призванной формировать у населения страны правильное отношение к природе. Формировать такое отношение надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым - уже у детей.[7]
Идея приобщения человека, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Коменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума и воли.
Широко известно, что К.Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Он считал, что именно в детстве надо развивать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.[8]
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
[1] Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ Под ред. П.Г.Саморуковой. М.:Просвещение.-1992; Как знакомить дошкольников с природой/ Под ред. П.Г.Саморуковой. М.:Просвещение.-1983
[2] Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.:Просвещение.-1993
[3] Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.:Просвещение.-1980
[4] Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь.-1992
[5] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1972, с.517
[6] Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. — Новосибирск, 1987.
[7] Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь.-1992.-С.3
[8] Ушинский К.Д. Избр. Пед. Произведения. М.-1968.-С.389
Таким
образом, рассмотрев особенности, формы
и методы экологического воспитания
с детьми старшего дошкольного возарста,
можно сделать следующие
Эколого-педагогические идеи приобрели особую актуальность на рубеже тысячелетий в связи с экологическими проблемами, которые угрожают основам существования человечества и являются отражением уровня духовности общества Экологический фактор как центральный фактор развития цивилизации требовал пересмотра всего мировоззренческого аппарата с идеологии покорения природы к идеалам ее охраны, гармонии человека и природы.
Этот
процесс стал этапным и многофакторным.
На первом этапе с середины 60-х
годов XX века особое внимание уделялось
природоохранному просвещению. Это направление образования
можно характеризовать как информационно-