Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:02, реферат
Загрязнение окружающей природной среды, ее разрушение, истощение природных ресурсов, привели к изменению качества окружающей среды и сказались на состоянии здоровья населения. По мере развития этих процессов формировалось и экологическое законодательство. Качественно новые подходы в формулировании экологического права России возникли после 1990г. в период становления России как суверенного государства, когда были разработаны основополагающие законы и созданы специальные органы по охране природы.
Введение
Термин «экология» (от двух греческих слов: oikos - дом, жилище и logos - наука, знание) был предложен в 1866 г. немецким естествоиспытателем Э. Геккелем для обозначения науки, изучающей взаимоотношения живых организмов с окружающей их средой. В XX в. экология вышла далеко за рамки биологической науки. Ее объектами стали виды и популяции живых организмов, экосистемы, человек и биосфера в целом.
Понятие право определяется как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. По мере развития цивилизации формировались те или иные разделы права, такие как, например гражданское право, международное право, избирательное право и т.п.
Загрязнение окружающей природной среды, ее разрушение, истощение природных ресурсов, привели к изменению качества окружающей среды и сказались на состоянии здоровья населения. По мере развития этих процессов формировалось и экологическое законодательство. Качественно новые подходы в формулировании экологического права России возникли после 1990г. в период становления России как суверенного государства, когда были разработаны основополагающие законы и созданы специальные органы по охране природы.
Экологическое право: источники, определение, объекты
Система экологического законодательства на современном этапе развития российского общества основывается следующих нормативных актах:
Этими документами определены стратегические направления экологической политики государства и пути укрепления экологического правопорядка и экологической безопасности на территории Российской Федерации.
Конституция РФ позволяет субъектам Федерации осуществлять регулирование экологических отношений путём принятия соответствующих законов и других нормативно-правовых актов, не вступающих в противоречие с федеральными законами, а дополняли или развивали их.
В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ призвано обеспечивать проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения социального обеспечения, экологии. Отражение принципов государственной политики в области экологии являются национальные планы, правительственные постановления, которые в совокупности по существу также выступают источниками экологического права.
Если основанием экологического законодательства являются Конституция РФ и равные ей по значимости документы (международные договоры РФ, общепризнанные нормы международного права и т.п.), то федеральные законы образуют систему источников экологического права. Среди таких источников важнейшим является Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый 12.01.2002г., который «…регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации».В ст.3 этого закона сформулированы принципы, развивающие этот тезис. Они таковы:
•Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
•Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
•Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
•Платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде;
•Обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
•Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
•Сохранение биологического разнообразия;
•Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
•Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды ;
•Организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры;
•Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объедине-ний в решении задач охраны окружающей среды;
•Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве по охране окружающей среды.
Значительное внимание в Законе уделено вопросам оценки воздействий на окружающую среду и экологической экспертизе, а также экологическим требованиям, предъявляемым к проектируемым, реконструируемым, вновь вводимым в эксплуатацию и эксплуатируемым предприятиям и другим объектам, установлению ответственности за экологические правонарушения и разработке механизмов возмещения вреда, причиненного такими правонарушениями. Наличие в законе этих и других глав о чрезвычайных экологических ситуациях, об особо охраняемых природных объектах, о государственном экологическом мониторинге и экологическом контроле, о научных исследованиях и основах формирования экологической культуры позволяет сделать вывод о том, что принятый в 2002 году закон является комплексным законодательным актом прямого действия. Все другие принятые и принимаемые законы федерального уровня и субъектов Федерации в области охраны окружающей среды охраны не должны входить в противоречие с этим законом. Таким образом, закон «Об охране окружающей среды» по существу возглавляет систему экологического законодательства. На его основе предпринимаются попытки определения экологического права. Одно из них заключается в следующем :
Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующую общественные экологические отношения в среде взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.
Экологическое право как система законодательных и нормативно-правовых актов включает ряд федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также постановления и распоряжения Правительства в пределах полномочий, представленных Конституцией РФ. Эти документы обычно принимаются во исполнение Федеральных законов либо содержащихся в них положений, либо при создании и определении компетентных органов управления и контроля, либо при утверждении нормативно-правовых актов, обеспечивающих развитие и регулирование экологических отношений в обществе.
К источникам экологического права относятся также нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств федерального значения, которые наделены (в пределах утвержденной для них компетенции) правом издавать документы, обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц. Подобного рода акты выпускаются Министерством природных ресурсов РФ, Госсанэпиднадзором РФ, Госстандартом РФ и др.
Источниками экологического права также являются законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления
Экологическое право и построенная на его основе система охраны окружающей природной среды защищает на территории РФ объекты земной природы от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения. С определённой степенью условности такие объекты подразделяются:
• интегрированные, включающие экологические системы и озоновый слой атмосферы;
• дифференцированные, включающие землю, её недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
• особо охраняемые, включающие государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений и место их обитания.
Система управления охраной окружающей средой
Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002г.) подразделяет органы экологического управления на два: общей и специальной компетенции. К государственным органам первой категории относятся Президент, Федеральное Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы (рис. 8.1). Государственные органы второй категории специально уполномочены Правительством РФ на выполнение определенных функций по экологическому управлению. Их функции зарегистрированы либо в положениях об этих органах, либо в отдельных принятых актах. Органы специальной компетенции подразделяются:
1. комплексные, выполняющие все задачи или какой-либо блок задач в области управления охраной окружающей природной среды;
2. отраслевые, действия, которых по управлению ограничены отдельными природными объектами;
3. функциональные,- обеспечивающие управление при выполнении одной или нескольких родственных природоохранительных задач. (Смотреть приложение 1)
Система управления в области охраны окружающей среды предусматривает увеличение общественных экологических объединений и неправительственных организаций того же профиля, в частности, в рамках Законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и другими представлены права участия в деятельности по охране окружающей среды, в экологической экспертизе. Они вправе рекомендовать своих представителей для участия в экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования промышленных объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы в средствах массовой информации и т.п. Естественно, что указанная деятельность должна проводиться в рамках федерального закона «Об экологической экспертизе».
Все звенья государственной системы управления в области экологии создают необходимые условия и возможности для осуществления деятельности по оздоровлению и улучшению окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.
Система управления качеством окружающей среды в хозяйственной деятельности
В соответствии с международными и российскими стандартами серии ISО 14000 (ГОСТ-Р-ИСО 14000) Систему управления качеством окружающей среды (СУКОС) определяют как часть общей системы управления. Организация, намеревающаяся внедрить эффективную СУКОС, ставит перед собой цель - помочь в защите здоровья людей и охране окружающей среды..
В число основных принципов для управления внедрением или улучшения характеристик СУКОС входят:
• уяснение того, что управление качеством окружающей среды находится среди высших приоритетов организации;
• планирование процедур экологического характера на протяжении всего жизненного цикла продукции или услуг;
• оценка процессов, необходимых для достижения требуемого уровня характеристик экологичности;
• предусмотрение соответствующих и достаточных ресурсов;
•оценка экологических характеристик и их соответствие политике, целям и задачам деятельности организации;
•оценка процессов управления путем аудита и идентификации возможности улучшения систем и соответствующих характеристик окружающей среды;
• поддержка деятельности по созданию и развитию СУКОС организаций подрядчиков и поставщиков.
Построение СУКОС включает следующие этапы
1. Разработка и декларирование экологической политики и обязательств. Организация определяет намерения и политику охраны окружающей среды, объявляя об этом персоналу и другим заинтересованным сторонам. Ответственность за формирование экологической политики лежит на высшем руководстве организации.
2. Разработка экологических целей и планирование деятельности. Организация должна сформулировать план для выполнения экологической политики. Элементы СУКОС, относящиеся к планированию, включают идентификацию экологических аспектов и оценку воздействий на окружающую среду, требования общественности в экологической политике, наличие внутренних критериев и требований, целей, задач и планов охраны окружающей среды, а также программы управления качеством окружающей среды.
3. Организация и практическая реализация экологической политики. Для эффективного внедрения СУКОС организация должна создать возможности и механизм поддержки, необходимые для достижения поставленных целей и задач экологической политики, а также ориентировать и перенастраивать людей, систему, стратегию и структуру таким образом, чтобы в полной мере соответствовать новой ситуации и новым требованиям.
Информация о работе Экологическое право: источники, определение, объекты