Экологическое право: источники, определение, объекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:02, реферат

Краткое описание

Загрязнение окружающей природной среды, ее разрушение, истощение природных ресурсов, привели к изменению качества окружающей среды и сказались на состоянии здоровья населения. По мере развития этих процессов формировалось и экологическое законодательство. Качественно новые подходы в формулировании экологического права России возникли после 1990г. в период становления России как суверенного государства, когда были разработаны основополагающие законы и созданы специальные органы по охране природы.

Вложенные файлы: 1 файл

экология1.docx

— 38.15 Кб (Скачать файл)

4. Внутренний мониторинг, контроль и корректировка деятельности.   Измерения, мониторинг, оценка - ключевые элементы деятельности в рамках СУКОС, которые позволяют удостовериться, что организация действует в соответствии с принятой программой по охране окружающей среды. Результаты таких действий необходимо анализировать и использовать для определения успешных действий, идентификации областей, где необходимы корректирующие действия и улучшения.

5. Независимая оценка  результатов деятельности. Анализ  и пересмотр системы экологического  управления. Организация должна  постоянно совершенствовать СУКОС в соответствии с поставленными целями. Перечень документов о состоянии СУКОС должен быть достаточно широким, охватывающим экологические аспекты всей деятельности организации, ее продукции и услуг, включая оценку влияния на финансовые результаты деятельности и возможные позиции на рынке (конкурентоспособность)

 По оценкам специалистов  через 10 лет следует ожидать почти  стопроцентного внедрения большими компаниями системы управления качеством окружающей среды в соответствие с требованиями стандартов серии 1SО 14000, так как Европейское экономическое сообщество уже объявило о возможности допуска на рынки стран содружества продукции и услуг, произведенных только в таких компаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

История отношений   взаимодействия общества и природы свидетельствует о том, что человечество развивало свою экономику без учета трех обстоятельств: ассимиляционного потенциала природной среды, исчерпаемости невозобновляемых природных ресурсов и существования трансграничных переносов загрязняющих веществ. К началу 70-х годов XX века практически во всех развитых странах наблюдалось кризисное обострение экологических проблем и осознание их реальной опасности для человека. В этих условиях возникло одно из направлений международного сотрудничества - международно-правовая охрана окружающей природной среды. Сформированы базовые принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, реализация которых способна обеспечить всеобщую экологическую безопасность в интересах настоящего и будущего поколений. Эти принципы таковы:

• каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

• каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для  целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

• экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

•хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

• любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которых непредсказуемы, недопустимы;

• контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов должен быть установлен на основе международно признанных критериев и параметров;

• обеспечение свободного и беспрепятственного международного обмена научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;

• государства в чрезвычайных экологических ситуациях должны оказывать друг другу помощь;

• все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

 На основе этих принципов формировались и формируются источники международно-правовых экологических норм. Точкой отсчета законодательного творчества стали две резолюции : «Экологическое развитие» и «Охрана природы», принятые Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1968г. В первой из них (3.12.1968 г.) провозглашалась важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека и надлежащего экологического и социального развития.

Важным решением Стокгольмской конференции явилось создание постоянно действующего органа по охране окружающей среды ЮНЕП (United Environment Ргоgram). Деятельность этой организации затрагивает проблемы здоровья человека, условия его жизни, охрану природных ресурсов, включая генетические, образование и профессиональную подготовки, торговлю, экономику, технологии. Не менее значимым явилось и создание фонда окружающей среды, плана мероприятий по решению организационных, экономических, политических вопросов охраны окружающей среды и взаимоотношений государств и международных организаций.

На этой конференции день 5 июня провозглашен Всемирным днём окружающей среды - Днем эколога.

В последующие годы подобные встречи стали регулярными. Наиболее важные решения по экологической безопасности  приняты на совещании всех европейских стран (кроме Албании), США и Канады в Хельсинки (1975 г.), на котором руководители государств определили цели, области, формы и методы экологического сотрудничества.

Идеи СБСЕ развиты на конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

Принятые на этой конференции  решения способны изменить всю нашу жизнь, ибо в них указаны пути к более стабильному, безопасному и справедливому будущему для всего человечества. В их число должны войти  развитые страны, страны с переходной экономикой, ответственные за 55 % общемировых выбросов СО2 .

Генеральная Ассамблея ООН в соответствии с её Уставом занимает ведущее положение в международном экологическом сотрудничестве, организуя через экономический и социальный Совет (ЭКОСОС) свою многогранную деятельность. 

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) направляет свою деятельность на сохранение естественных систем, редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы, заповедников, национальных парков и т.п., одновременно ведет большую работу в области экологического просвещения, по организации заповедных зон, ведению Красной книги редких и исчезающих видов растений и животных, подготовке и проведению международных конференций по охране природы.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Её деятельность связана с анализом влияния факторов окружающей среды - уровня загрязнения вредными веществами и микроорганизмами - на заболеваемость людей, а также с решением проблем оздоровления селитебных территорий, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и санитарно-гигиенических условий жизни человека. С этой целью ВОЗ выполняет работы по мониторингу и экспертизе качества окружающей среды как среды обитания людей.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) выполняет программу обеспечения ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного заражения, что связано с разработкой требований по строительству и эксплуатации АЭС,  экспертизой проектируемых и действующих АЭС,  проведением радиационного мониторинга и т.п.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация объединенных наций (ФАО) занимается проблемами мировых продовольственных ресурсов и сельского хозяйства, связанными с охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана.

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) изучает влияние антропогенной деятельности на климат и погоду как в отдельных регионах, так и по всей планете. Результаты этой работы используются в Глобальной системе мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

Международная морская организация (ИМО) принимает участие в защите морей и океанов от загрязнений вредными веществами, нефтью и нефтепродуктами, ведет работу по формированию международной политики, по охране морской среды.

Здесь приведены лишь основные экологические международные организации. Следует подчеркнуть, что в своей деятельности каждая из них весьма активно сотрудничает при решении тех или иных проблем с другими. Так в ГСМОС кроме ВМО, входят ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ИМО. Благодаря такому тесному сотрудничеству удается создавать документы, международные конвенции, договоры, соглашения, протоколы, которые используются государствами в формировании экологической политики, обеспечивающей устойчивое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате написания реферата были сделаны следующие выводы:

1. Источниками права являются  такие факторы действительности, которые обусловливают возникновение  потребности в правовом регулировании, появление соответствующих правовых  норм и придают содержанию  этих норм определенную репрезентативность.

2. Закон обладает высшей  юридической силой, принимается  в особом порядке высшим представительным  органом государственной власти  или непосредственно народом  и регулирует наиболее важные  общественные отношения.

Характерной особенностью закона является невозможность отмены закона другим органом, кроме издавшего, а также то, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

3. Особенности источников  экологического права:

- значительный «вес» среди  них имеют законы по сравнению с другими формами права;

- наличие среди них  большого числа так называемых  «экологизированных» нормативных актов;

- значительная роль среди  них принадлежит международно-правовым  актам;

- эколого-правовые нормы  устанавливаются на обоих уровнях.

4. Ведущим нормативным  актом является Закон «Об охране  окружающей природной среды», который  определяет основные направления, принципы и задачи экологической  политики государства, правового  регулирования экологических отношений, закрепляет механизм осуществления  рациональ­ного природопользования и охраны окружающей природной среды.

5. Положительным моментом  рассматриваемого Закона необходимо  признать то, что он более последователен  в разграничении предметов правового  регулирования законодательства  об охране окружающей среды  и природоресурсных отраслей, определяя сферы правового регулирования отношений, возникающих в области охраны окружающей среды и в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления.

6. Федеральный закон РФ  «Об охране окружающей среды»  являясь основным нормативным  актом, регламентирующем вопросы экологической безопасности, несмотря на свои положительные стороны, содержит целый ряд пробелов и неясностей.

 

 

 

Список литературы

  1. Учебник: Экология для бакалавров.
  2. http://www.referatnatemu.com/id=30229_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C=3

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экологическое право: источники, определение, объекты