Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:06, реферат
Сохраняющие факторы - это совокупность средств, методов и условий внешней среды, влияющих на надежность товаров. К ним относятся упаковка, условия и сроки хранения, перевозки, операции товарной обработки, реализация, послепродажное обслуживание, а также потребление. В данном реферате подробно рассматривается только упаковка и ее должное соответствие экологическим требованиям.
ВВЕДЕНИЕ
УПАКОВКА…………………………………………………………………………………………3
ФУНКЦИИ УПАКОВКИ………………….………………………………………………………..6
ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ УПАКОВКИ……………………………….…………………………...10
ТРЕБОВАНИЯ К УПАКОВКЕ…………………………………………………………………..15
РАЗНОВИДНОСТИ УПАКОВЛЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ………………………………………18
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ УПАКОВКИ………………………………………………………………..20
ВИДЫ ОПАСНОСТЕЙ……………………………………………………………………………25
МАРКИРОВАНИЕ………………………………………………………………………………...26
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ НА УПАКОВКЕ………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Упаковка, выполняя функцию маркетинга, эффективно используется как средство продвижения товара на потребительский рынок. Упаковка, представляя продукт, должна быть прежде всего привлекательной за счет умелого дизайна и высокого качества полиграфического оформления. Сочетанием внешнего вида и содержащейся информации она способствует идентификации — установлению соответствия распознаваемого предмета своему образу, знаку (идентификатору).
Идентификация содержимого подбором соответствующей формы, художественного оформления и возможностью визуального обозрения была освоена давно. Постепенно это превратилось в одну из главных функций упаковки. Использование символов, торговых марок, фирменных знаков и различной информации помогает установить связь между потребителем и изготовителем.
Маркетинговая функция приобрела особую значимость с ростом сети супермаркетов, где никто не помогает покупателю сделать свой выбор. Упаковка берет на себя роль «молчаливого продавца», и задача профессионала — максимально использовать эту роль в свою пользу.
Нормативно-законодательная функция упаковки является как бы производной от других функций. Так, в процессе выполнения функций защиты и хранения сложился комплекс санитарно-гигиенических требований к упаковке. Дозирующая функция неразрывно связана с привлечением к упаковке нормативного закона мер и весов. Для наиболее распространенных типов упаковки разработаны соответствующие нормативные документы — технические условия и ГОСТы.
Эксплуатационная функция упаковки предполагает легкость обращения с ней в процессе сортировки, хранения, перемещения и сбыта, а также удобство для потребителя в использовании упакованного продукта.
Обеспечение удобства при пользовании продуктом — одно из основных достоинств упаковки, дающее возможность конкурировать на рынке. Упаковка, обеспечивающая потребителю чистый и легкий доступ к продукту, возможность потребления его в нужных количествах, повторной укупорки и надежного хранения оставшейся части, всегда будет предпочтительнее упаковки, создающей какие-то трудности при пользовании. Удобство пользования — очень существенный фактор, и исследования показывают, что покупатели готовы платить значительно больше за большие удобства. Легкость или трудность в пользовании упаковкой влияют также на расходы, связанные с затариванием продукта на производственной линии, а также с перемещением готовой продукции через цепочку распределения в торговую точку. Стабильность формы и размеров упаковки в процессе затаривания непосредственно влияет на скорость производственной линии и уровень отходов. Разработка упаковки, способной сделать этот процесс более удобным, приведет к оптимальным эксплуатационным свойствам. Использование поддонов, роликовых тележек и лотков, объединение одиночной упаковки в легко загружаемые и выгружаемые модули сокращают расходы на распределение и хранение, а также снижают уровни повреждения. Если эти модули обеспечивают также удобное расположение продуктов в местах торговли, то получается дополнительное сокращение расходов. Экологическая функция упаковки в последние годы приобретает все более важное значение. По мере увеличения темпов производства возникают проблемы уничтожения использованной упаковки, вызывающие ухудшение экологической обстановки. Это связано с медленной скоростью ассимиляции (усвоения) природой под естественным воздействием света, тепла, влаги, микроорганизмов материалов использованной упаковки. Особые проблемы возникают с полимерными материалами, период ассимиляции которых достигает 80 лет.
Решают экологические проблемы использованной упаковки различными путями: сбор и вторичная переработка традиционными способами; использование полимерных материалов, способных растворяться и в растворе подвергаться вторичной переработке; сжигание с использованием фильтров и аппаратов, улавливающих вредные летучие продукты. Все большее внимание уделяют разработке и применению биоразлагающихся полимерных материалов, а также повторному использованию переработанных полимеров — вторичных материалов.
Упаковка подвергается критике за расточительство ценных ресурсов и за загрязнение окружающей среды. Эта критика редко бывает справедливой. Упаковка уже является полезной за счет резкого сокращения потерь продукции. Она предотвращает загрязнения, защищает от физического воздействия и предохраняет продукты от порчи. Особенно это относится к пищевой упаковке, которая сократила отходы от продуктов питания до 2 % в Западной Европе, в то время как потери продукции в некоторых неразвитых странах достигают 50 %.
Действующие законодательства в странах ЕС обязывают фирмы учитывать приемлемые методы устранения отходов. При конструировании упаковки необходимо сводить к минимуму использование трудно перерабатываемых отходов упаковки и ограничивать использование в упаковочных материалах тяжелых металлов и вредных веществ. Такая же директива устанавливает нормы для утилизации и рисайклинга упаковки из общего потока отходов.
Экономичность
Стоимость упаковки должна соотноситься с ценой продукта, его имиджем, целевым рынком и конечным потребителем. Для большинства производителей это означает минимальные затраты, соизмеримые с удовлетворением потребительского спроса на упаковку. Профессиональный упаковщик должен признавать важную роль упаковки в общей экономической характеристике продукта и в финансовой деятельности фирмы.
ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ УПАКОВКИ
Первый этап жизни упаковки
На всём протяжении жизненного цикла различную упаковку сопровождают разнообразные технологии и оборудование. Да и сама упаковка предстаёт в трёх различных лицах.
Первый отрезок жизни упаковки посвящен получению упакованной продукции. Вся полезная деятельность человечества направлена на производство какой-либо продукции. И каждый вид продукции должен быть соответствующим образом упакован, чтобы пройти путь от изготовителя до потребителя. Если упаковка сама по себе как самоцель никому не нужна, то в сочетании с упакованной продукцией она становится одним из главных участников процесса товародвижения.
Процесс получения упакованной продукции основан на взаимосвязанном движении двух материальных потоков: потока тары и упаковки и потока упаковываемой продукции.
Процесс изготовления тары и упаковки нельзя рассматривать в отрыве от процесса упаковывания продукции. Эти два различных по техническому оформлению процесса взаимосвязаны единством задач и методологии их выполнения. Результатом такого единства является получение упакованной продукции, способной длительное время обеспечивать высокое качество, выполнять основные задачи логистики, информации и маркетинга. При этом технология производства упакованной продукции по своей сути представляет совокупность комплексных технологических процессов, отдельные операции и переходы которых взаимосвязаны и часто выполняются в составе единой автоматизированной линии. Взаимодействие материальных потоков, участвующих в процессе упаковывания продукции, приводит к получению упакованной продукции, которая и является продаваемым товаром. Из упаковочных материалов изготовляют основное упаковочное средство, в котором впоследствии размешают продукцию, и вспомогательное упаковочное средство, обеспечивающее защиту и сохранность продукции. Совокупность основного и вспомогательного упаковочных средств и представляет собой упаковку. Другой материальный поток составляет упаковываемый материал. По факторам, определяющим тип технологического процесса упаковывания и оборудование для его осуществления, различают заполняемый и штучный упаковываемый материал.
Поток тары и упаковки включает в себя этапы производства упаковочных материалов, конструирования и изготовления упаковки.
Наиболее распространённые упаковочные материалы — это бумага, картон, гофрокартон, пластмассы, металлы, стекло, керамика и дерево.
Производством этих материалов
заняты различные отрасли
Второй этап
Второй отрезок жизни упаковки представляет собой путь упакованной продукции от изготовителя до потребителя. На этом пуги упакованная продукция проходит этапы транспортирования, складирования, распределения по торговой сети, продажи и использования потребителем.
Этапы транспортирования и складирования возможно осуществлять эффективно при условии образования грузовой единицы на основе стандартного грузового поддона с установленной на нем в штабель и соответствующим образом закрепленной транспортной тарой. Такая транспортная единица позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские операции. Она же накладывает ограничения на конфигурацию, конструкцию и размеры потребительской и транспортной упаковки, что необходимо учитывать при конструировании. Повышенные требования предъявляются к маркировке транспортной упаковки и грузовой единицы. Маркировка должна обеспечивать автоматическую идентификацию упакованной продукции.
Этапы распределения и продажи выдвигают требования к упаковке со стороны торговли.
Рост количества и размеров
современных супермаркетов
Критическими стали задачи обслуживания этих постоянно растущих точек розничной торговли, поставки товаров, готовых для показа в витринах и на полках. Сегодня для оживленных супермаркетов требуется так называемая «готовая для витрины упаковка», поскольку постоянный сбыт продуктов предполагает быстрое пополнение товаров на полках. Это обусловило рост потребностей в пластмассовых и картонных лотках, обеспечивающих надежный и удобный способ поставки продукта в торговую точку.
При распределении и продаже
очень важна быстрая
Наконец, нельзя не учитывать роста объема закупок через Интернет. Эта новая и весьма перспективная область, позволяющая потребителю, сидящему в кресле, получить доступ к товарам даже быстрее, чем в самом крупном супермаркете или торговом комплексе. Такой способ закупок создаст новые требования к упаковке, хотя на данном этапе невозможно сделать реалистические прогнозы относительно того, насколько широко будет распространено это явление.
Этап потребления является конечной целью, для которой и производят упакованную продукцию. Именно поэтому особую важность приобретает удовлетворение требований потребителя при проектировании упаковки. Если упаковку неудобно открывать, если сложно из нее извлекать продукцию, если не предусмотрены при необходимости меры по дозированию продукции, если упакованную продукцию неудобно хранить, а также в случае множества других причин, вызвавших неудовольствие потребителя упаковкой, второй раз такую продукцию не купят.
После второго отрезка жизни упаковка выполнила свое полезное назначение — доставила продукт с сохранением высокого качества от изготовителя до потребителя и помогла этот продукт с удобством употребить. На третьем отрезке жизни использованная упаковка превратилась в отходы. Теперь на первое место выходят требования удобства утилизации этих отходов с получением наибольшей пользы для общества. Эти требования также должны быть учтены в процессе конструирования тары и упаковки.
Самый простой и самый распространенный способ утилизации — сбор отходов использованной упаковки, захоронение их на специально отведенных свалках до полного разложения и ассимиляции (усвоения)природой под естественным воздействием света, тепла, влаги, микроорганизмов. Но этот способ несет угрозу окружающей среде в связи с низкой скоростью ассимиляции (80-100 лет) и сильным загрязнением вредными веществами почвы и подземных вод.
Второй по распространенности
способ утилизации — сбор отходов
и их сжигание. Выделяющееся при
сжигании тепло используют для нужд
народного хозяйства. Серьезным
недостатком этого способа
Наиболее сложным, но и наиболее полезным для общества является путь вторичного использования упаковочных материалов. Этот путь включает этапы первичной сортировки отходов упаковки по совместимым группам упаковочных материалов и вторичную переработку этих материалов в разнообразные изделия. Вторичная переработка включает в себя комплекс специальных технологических процессов и оборудования.
Вопросы утилизации использованной упаковки являются важным направлением современных исследований. Ученые создают новые разнообразные технологии утилизации: сжигания с использованием фильтров и аппаратов, улавливающих вредные летучие продукты; создания новых упаковочных материалов, удобных в утилизации — растворимых, съедобных, саморазрушающихся и т.д.
Этап конструирования
Этап конструирования имеет решающее значение в дальнейшей жизни упаковки. Это этап зарождения упаковки, определяющий её судьбу и судьбу упакованного продукта на всех этапах жизненного цикла. Этап конструирования упаковки необыкновенно ответственен, сложен и специфичен. Его условно можно разделить на несколько стадий: предпроектные маркетинговые исследования, разработка проекта дизайна и технического проекта, разработка рабочего проекта с комплектом конструкторской и технологической документации.
Предпроектные маркетинговые исследования направлены на изучение особенностей рынка потребления продукции в упаковке, которую предполагают конструировать. Особенностью упаковки является то, что она служит средством привлечения внимания потенциального покупателя, побуждает его к покупке упакованной продукции. Покупатель в местах розничной торговли прежде всего рассматривает упаковку и лишь потом изучает особенности самого продукта. Привлекает внимание покупателя сочетание цвета, графики, формы и текстуры упаковки. Эти факторы обеспечивают новизну, узнаваемость, уровень авторитетности и признания. Эффект привлечения внимания дополняется размещённой на упаковке рекламой и полезной информацией. Удачная упаковка способна сформировать высокий имидж продукта. Для побуждения потребителя к покупке его необходимо увлечь сочетанием «упаковка-продукт», выделить это сочетание среди подобных на витрине. Кроме того, упаковка играет роль молчаливого продавца продукта. Для обеспечения сбыта продукции очень важно знать специфические особенности покупателей. Эти особенности определяются сочетанием демографических и психологических факторов. Демография делит население на группы по полу, возрасту, этнической принадлежности и социально-экономическому статусу. Психология идёт дальше в своей попытке разбить население на группы в зависимости от того, что оно думает и чувствует. Эта наука является субъективной по своей природе и поэтому менее точной, чем демография. Но психология должна входить в состав исследований, целью которых является прогнозирование сбыта упакованной продукции.