Экология и упаковка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:06, реферат

Краткое описание

Сохраняющие факторы - это совокупность средств, методов и условий внешней среды, влияющих на надежность товаров. К ним относятся упаковка, условия и сроки хранения, перевозки, операции товарной обработки, реализация, послепродажное обслуживание, а также потребление. В данном реферате подробно рассматривается только упаковка и ее должное соответствие экологическим требованиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
УПАКОВКА…………………………………………………………………………………………3
ФУНКЦИИ УПАКОВКИ………………….………………………………………………………..6
ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ УПАКОВКИ……………………………….…………………………...10
ТРЕБОВАНИЯ К УПАКОВКЕ…………………………………………………………………..15
РАЗНОВИДНОСТИ УПАКОВЛЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ………………………………………18
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ УПАКОВКИ………………………………………………………………..20
ВИДЫ ОПАСНОСТЕЙ……………………………………………………………………………25
МАРКИРОВАНИЕ………………………………………………………………………………...26
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ НА УПАКОВКЕ………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 484.52 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения максимального  сбыта продукции за счёт упаковки необходимо иметь достоверную информацию по целому ряду вопросов.

1. Кто собирается купить  продукцию?

2. Какие качества и  особенности продукции и упаковки  будут особенно значимы для различных категорий покупателей?

3. Какие специальные требования  к особенностям потребления продукции и к конструкции упаковки предъявляют различные категории покупателей?

4. Какой имидж продукту  должна придать упаковка?

5. Как выделить за счёт  упаковки сходные продукты потребления?

Ответ на эти и другие вопросы поможет принять правильное решение при конструировании упаковки. Это особенно важно при существовании общепринятого стереотипа восприятия потребителем упаковки для традиционного ассортимента продукции. В этом случае риск при внедрении принципиально новой концепции упаковки может быть слишком высоким.

Маркетинговые исследования важны и для определения оптимального уровня стоимости данного продукта. Исследования выявляют факторы, влияющие на решение о стоимости упаковки. Базовыми показателями в этих вопросах являются размеры рынка потребления и реальные объёмы сбыта продукции. От этих показателей зависит, может ли прибыль от реализации продукции окупить расходы но полному циклу процессов конструирования и подготовки производства принципиально новой упаковки. Стоимость упаковки определяет возможности её художественного оформления и соответствующей отделки.

Сведения о размерах рынка  потребления служат основой при  выборе технологии производства и подготовки к упаковыванию продукции и упаковки, при определении параметров технологического оборудования (тип, формат, скорость и т. п.) для всех этапов жизненного цикла упаковки.

Информация о рынке  важна для определения этапов и сроков подготовки производства и продвижения упакованной продукции.

Чётко спланированные и проведенные  маркетинговые исследования рынка  позволяют составить грамотное  техническое задание на проектирование упаковки и определить объём всех стадий разработки проекта.

Процесс конструирования  упаковки является сложной многофакторной оптимизационной задачей. Многофакторность связана с тем, что каждый рассматриваемый этап жизненного цикла предъявляет свои специфические требования к конструкции упаковки. Нередко эти требования противоречат друг другу, поэтому конструктор вынужден принимать не всегда лучшее, но компромиссное решение.

Конструирование должно охватывать все необходимые виды упаковки: первичную, вторичную, групповую и транспортную. Причём уже с начального этапа конструирования разработку необходимых видов упаковки следует осуществлять параллельно и скоординированно, учитывая специфические требования к каждому виду упаковки. В противном случае возможны многочисленные переделки конструкторской документации и неудача всего проекта в целом.

Этап изготовления упаковки базируется на трёх фундаментальных науках. Прежде всего это наука о технологических свойствах материалов для производства тары и упаковки. Затем — наука о различных технологических процессах переработки упаковочных материалов с получением тары и упаковки требуемой конструкции. И наконец, наука о принципах действия, особенностях конструкции, построения, конфигурации и других аспектах разнообразного технологического оборудования, оснастки и приспособлений для производства тары и упаковки. Конструкция упаковки самым тесным образом связана с технологией её изготовления. Например, при большом объёме выпуска упаковки её конструкция должна быть совместима с технологией и автоматизированными высокоскоростными линиями для её производства.

Этап изготовления упаковываемого продукта не менее важен для конструирования упаковки. Технология изготовления может существенно влиять на свойства продукции. Тщательное изучение этих свойств необходимо на начальной стадии конструирования.

Изготовленный продукт важно  не только наилучшим способом поместить в упаковку, но и доставить потребителю через всю сеть распределения с сохранением его высокого качества. Необходимые решения но предохранению продукта от повреждений должны быть предусмотрены в конструкции упаковки. Этап подготовки продукта к упаковыванию предназначен для придания продукту свойств, увеличивающих время сохранения его высокого качества. Как правило, качество продукции снижается под действием биотиков и абиотиков.

Под биотиками понимают живые организмы. К ним относят различные виды бактерий, плесени, дрожжей. Многие из них могут сделать продукт непригодным как по внешнему виду, так и по вкусу, запаху, эффективности. Условия, в которых биотики быстро развиваются и снижают качество продукции, следующие:

- благоприятная температура  в зависимости от вида биотика;

- влажность выше 60%;

- благоприятные кислотно-щелочные  условия (рН) в зависимости от вида биотика;

- присутствие кислорода  (за исключением анаэробных бактерий).

Препятствуют порче продукции  биотиками специальные технологии подготовки продукции к упаковыванию; стерилизация, пастеризация, замораживание, глубокое замораживание, сушка, маринование, облучение и др. Каждая из этих технологий предъявляет к упаковке комплекс специфических требований, которые должны быть учтены при конструировании упаковки.

Абиотиками называют неживые организмы, приводящие к порче продукции. К абиотическим факторам относят химические и физические изменения под воздействием внешней среды. Наиболее распространены изменения под действием кислорода, света и температуры. В конструкции упаковки должны быть предусмотрены меры защиты от абиотической порчи продукции.

Этап упаковывания продукции включает операции подготовки тары к упаковыванию, позиционирования её в зоне упаковывания, дозирования продукции, транспортировки дозы продукции в тару, укупорки тары. Чаще всего все эти основные операции и множество вспомогательных выполняются автоматически в составе фасовочно-упако-вочных автоматов. Работоспособность, производительность фасовочно-упаковочных автоматов в значительной степени зависят от конструкции упаковки, от точности её формы и геометрических размеров.

В зависимости от конструкции  потребительской упаковки и вида упаковываемой продукции определяют конструктивные особенности, габаритные размеры и другие параметры групповой и транспортной упаковки.

На рассмотренном первом отрезке жизни упаковка имеет  типичное лицо технического изделия, к  которому каждый этап жизненного цикла предъявляет определенный комплекс технических требований. Поэтому многие теоретические и практические положения, разработанные в рамках теории конструирования и освоения производства в промышленных условиях для изделий машиностроительного комплекса, применимы в процессе конструирования и производства упаковки.

ТРЕБОВАНИЯ  К  УПАКОВКЕ

Для выполнения каждой из рассмотренных  функций упаковка должна отвечать определенному комплексу требований. Так, например, защитная функция предъявляет к упаковке требования по обеспечению необходимых показателей теплостойкости, морозостойкости, герметичности, коррозионной и химической стойкости, защиты от пыли, сохранения массы, стабильности формы, долговечности, ударной прочности, прочности при сжатии и разрыве, способности к амортизации ударов. Шесть последних показателей, наряду со специфическими другими, важны и для транспортной функции, и для функции хранения. Системный учет таких требований служит основой при подходе к вопросу целенаправленного создания упаковки.

Помимо требований, продиктованных функциональным назначением, следует учитывать и комплекс требований к упаковке, обусловленных упаковываемым продуктом и производственными условиями. Материал и конструктивное исполнение упаковки зависят от агрегатного состояния продукта — твердого, жидкого или газообразного, а также от его особенностей — температуры, давления, вязкости, размера частиц и т. п. Важное значение имеют химическая и биологическая активность продукта и связанные с ней опасные факторы. Производственные условия определяются прежде всего требованиями заказчика, в значительной степени обусловливающими особенности упаковки: это и экономические условия, это и требования к внешнему виду и дизайну, а нередко — и к материалу. Сюда же относят и требования изготовителя, касающиеся вопросов технологичности конструкции, экономических и технологических возможностей, материалов и т. д. Не менее важным аспектом являются и требования унификации, определяющие важнейшие технико-экономические показатели упаковки.

Широкий спектр рассмотренных  функций упаковки предопределяет большое разнообразие и сложный характер предъявляемых к упаковке требований. Необходимость выполнения упаковкой каждой из функций обусловливает выдвижение своего специфического комплекса требований. Дозирующая функция требует от упаковки удобного размещения определенной дозы продукции. Если упаковывание выполняется автоматически в составе фасовочно-упаковочной машины, то конструкция упаковки должна предусматривать возможность ее формирования в объемную конфигурацию соответствующими рабочими органами машины. Собранная упаковка должна быть устойчивой на транспортере и обеспечивать удобное позиционирование в зоне фасовки для размещения продукции в упаковке. Геометрическая форма упаковки должна способствовать процессу фасовки, а также последующему закрытию и герметизации. Необходимость фасовки строго заданного количества продукции (по весу и объему) требует от упаковки обеспечения строгой геометрической формы и точных размеров. Вид фасуемой продукции зачастую предопределяет выбор материала упаковки. На отдельные виды продукции соответствующими стандартами предусмотрены возможные варианты потребительской и транспортной тары.

Защитная функция требует  от упаковки конструктивных мер по защите продукции от механической, биотической и абиотической порчи. Для этого упаковка должна обладать во всем диапазоне рабочих температур высокой механической прочностью, коррозионной и химической стойкостью, герметичностью и непроницаемостью по отношению  газам, воде и ее парам, жирам и  другим средам, в том числе агрессивным. От упаковки требуется защита продукции  от влияния внешне среды, например от пыли, запахов и т.п., обеспечение  сохранения массы упакованной продукции.

Соответствующая механическая прочность упаковки предопределяет заданную долговечность, стабильность формы и геометрических размеров, ударную прочность, прочность при  сжатии и разрыве, способность к  амортизации ударов.

Полному комплексу требований защиты продукции от порчи должна отвечать потребительская тара. К  транспортной таре, прежде всего, предъявляются  требования защиты от механических воздействий. Потребительская тара подвергается лишь тем механическим воздействиям, которые передаются от транспортной тары. При этом потребительская тара должна выдерживать давление, создаваемое  внутри транспортной тары, удары при  ее падении и складировании.

Информационная функция  в части произвольной информации выдвигает требования к упаковке преимущественно с позиций торговли, а в части обязательной информации — с позиций нормированных требований к упакованной продукции.

К произвольной информации на упаковке, оформленной широким  спектром художественно-пластических способов, предъявляют требования привлекательности внешнего вида за счёт оптимальной формы, психологически удачного цветового решения, изящества, простоты и разнообразия элементов визуальной коммуникации и т. д.

Эксплуатационная функция  выдвигает требования к конструкции  упаковки, предусматривающие особенности  всех этапов жизненного цикла упаковочной  продукции, а также удобство для  потребителя при пользовании  упакованным продуктом. Из многообразия этих требований для различных категорий продукции можно выделить некоторые общие требования:

- лёгкость открывания, желательно  без специальных дополнительных средств;

- возможность лёгкого  закрытия в случае многократного  использования упакованного продукта;

- устойчивость при хранении  у потребителя, исключение падений  упаковки с разливом или рассыпанием  содержимого;

- возможность дозирования  продукции в случае необходимости;

- наличие приспособлений, облетающих извлечение продукции  из упаковки;

- недоступность упаковки  опасных продуктов для открывания  детьми и др. Экологическая функция требует в первую очередь возможности оптимальной утилизации отходов использованной упаковки с предотвращением загрязнения окружающей среды.

При конструировании тары эти требования удовлетворяют различными путями:

- уменьшением массы упаковки  за счёт уменьшения толщины  стенок;

- применением конструкций  многооборотной тары;

- рациональным выбором  материала упаковки.

С точки зрения экологической  функции предпочтение имеют материалы, обладающие рядом специфических свойств:

- наименьшими энергопотреблением и загрязнением окружающей среды при их производстве;

- возможностью наилучшего  способа утилизации;

- способностью к вторичной  переработке;

- максимальной совместимостью  с другими материалами при  утилизации.

В последние годы на удовлетворение экологических требований направлены исследования по получению упаковочных материалов со специальными свойствами:

- способных растворяться и в растворе подвергаться вторичной переработке;

- с регулируемым сроком  службы, по истечении которого  способных разлагаться в естественных условиях — под действием света, тепла, воды, воздуха, микроорганизмов и т. п.;

Информация о работе Экология и упаковка