Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:47, контрольная работа
Активное освоение экстремальных по условиям жизни людей районов, усиление негативных последствий промышленного и сельскохозяйственного загрязнения, расширение контактов человека с природой во внерабочее время резко обострили интерес к изучению экологии человека, к вопросам управления окружающей средой.
Возникла потребность в разработке моделей и системы понятий экологии человека. В этот процесс включаются медицина, география, биология, общественные науки.
Введение 3
1. Экология человека 5
1.1 Основные модели и понятия 5
1.1.1 Модель антропоэкологической системы 5
1.1.2 Формирование системы понятий 6
1.2 Проблема и перспективы 8
1.2.1 Постановка проблем 8
1.2.2 Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере 9
1.2.3 Некоторые особенности ноосферогенеза 11
1.2.4 Функции здоровья и социально-трудовой потенциал населения 12
2. Социальная экология 17
2.1 Экологическое образование и просвещение населения 17
2.2 Анализ состояния социальной базы, прогноз развития экологического движения 20
Заключение 22
Список литературы 23
Содержание
Активное освоение экстремальных по условиям жизни людей районов, усиление негативных последствий промышленного и сельскохозяйственного загрязнения, расширение контактов человека с природой во внерабочее время резко обострили интерес к изучению экологии человека, к вопросам управления окружающей средой.
Возникла потребность в
В центре внимания всегда в той или иной форме стоял вопрос о связи человека (и главным образом его состояние здоровья ил нездоровья) с окружающей средой.
В 20 - 30 -х годах (первый этап) развитие медицинской географии, тесно связанное с идеями, развиваемыми в краевой, а затем географической патологии, опиралось на модель, основными блоками которой были люди (население), характеризующиеся определенным состоянием здоровья. Предметом ее выступали разнообразные медико-биологические явления. Так называли различные проявления как здоровья, так и нездоровья населения. Главной задачей было изучение закономерностей варьирования их по территории.
В 40 - 50 -х годах (второй этап) углубленное изучение причин и условий возникновения эндемичных болезней привело к трансформации предмета медицинской географии. Начали закладываться представления о том, что предметом ее изучения должны быть объекты внешнего по отношению к человеку мира. Исследования стали опираться на модель, основными блоками которой были главным образом.
Начало третьего этапа мы относим к 50 - 60 -м годам и связываем его со всеобщей экологизацией науки. С этого времени медицинская география стала постепенно превращаться в науку о свойствах окружающей человека среды в полном смысле этого слова. Обращалось внимание на то, что объяснение состояния здоровья человека только свойствам внешних по отношению к нему географических объектов было бы оправданным в том случае, если бы человек существовал в природе пассивно. На самом же деле он находится в активных связях и отношениях с природой. Поэтому природные предпосылки болезней и патологических состояний (впрочем, так же, как и стимуляторы здоровья) при некоторых видах связей и отношений человека с природой реализуются в полной мере, при других бывают существенно ослаблены, а при третьих, наоборот, значительно усиливаются.
В начале 70 -х годов было высказано положение о необходимости введения в состав модели различных уровней рассмотрения «человека» как по биологическим, мок и по социально - экономическим параметрам. Подчеркивалось, что рассматриваться должен не только больной, но и здоровый человек. Отмечалась необходимость введения в состав окружающей человека среды природной и социально - экономической составляющих. Указывалось, что все связи и отношения в модели замыкаются на человеке. Обращалось внимание на значение показателя здоровья человека как важнейшей характеристики окружающей его среды. Таким образом, впервые были охарактеризованы важные составляющие антропоэкологической системы.
Известно, что «большинство экосистем, в которых центральным элементом выступает биота, относится к классу самоорганизующихся. Такая логика была заложена и в моделях первого, второго и начала третьего периодов» [3, с. 211]. Но позже, когда уже ясен стал тезис о роли вправления, показ активного начала, регулирующего и направляющего развитие ТАЭС, согласно заданным обществом целям ими управляет (или, по крайней мере, может управлять).
ТАЭС - это одновременно и управляемая и самоорганизующаяся система. В ней были выделены две части: управляемая (А) и управляющая (Б). Для управляемой части характерна самоорганизация, которая обеспечивается прежде всего процессами адаптации, существующими между всеми ее звеньями: человеком (№3) и средой (4-6), между отдельными типами среды (4-6) и т.д. Информация о состоянии и поведении управляемой части системы поступает в орган управления (2). Однако чтобы эта информация могла быть использована для целей управления, т.е. для поддержания системы в данном состоянии, возвращения ее в некоторое предыдущее состояние, считавшееся «нормальным», переводы ее в другое, «более благоприятное состояние, информация эта должна получить предварительную специальную оценку. Оценка, естественно, может учитывать разные аспекты: медико-биологический, социальный, экономический. Эти различные виды оценки могут формировать критерии эффективности функционирования системы (7-9). [5, с. 97]
В ходе развертывания исследований по проблеме «Человек - окружающая среда» было отмечено, что представление об антропоэкосистеме (а в территориальном преломлении - территориальной антропоэкоситеме) имеет общенаучное содержание и может широка использоваться в качестве базовой модели при решении широкого класса задач экологии человека.
В становлении экологии человека как научного направления активно участвуют общественные, медико-биологические и географические науки. Естественно, что каждая из них опирается на свой набор понятий. Однако постепенно, даже в размытом виде эти понятия, вступая в контакт друг с другом, приобретают новое значение. На наших глазах начинает складываться понятийно-терминологическая база экологии человека.
К понятиям, которые введены для характеристики блоков управляемой части системы, относятся в первую очередь «человек» (население) и «среда».
Человек - индивид, группа (по полу и возрасту), конституциональный тип, раса, человечество; а иерархическая группа, выделенная по социальному признаку, терминами: человек - социальная личность, семья, группа населения, класс, общество, человечество.
В свою очередь, «среда», или, правильнее, окружающая человека среда - обобщающее понятие, относящееся к условиям жизни человека (населения). Эти условия определяются совокупностью явлений, имеющих самое различное происхождение и характер: природных, технических, социальных, экономических.
Представление о специфической связи в антропоэкологической системе точнее всего отражает обобщающее понятие «адаптация». При этом под адаптацией понимается постоянно развивающиеся в пространстве и во времени внутрисистемные процессы приведения в соответствие частей и блоков ТАЭС.
Именно из строгой
соотносительности понятий
1. При оптимально развивающихся связях и отношения в ТАЭС здоровье человека (населения) стремится к «норме», т.е. человек полноценно выполняет свои биосоциальные функции, среда воспринимается и оценивается им как здоровая, или комфортная (имеется в виду восприятие и оценка, исходящие не только от самого населения, но и от органов управления).
2. При неблагоприятно
развивающихся связях и
3. При невозможности развивать связи и отношения меду человеком (населением) и окружающей его средой без специальных систем жизнеобеспечения из-за возникновения нарушений в состоянии его здоровья, имеющих необратимый характер, среда воспринимается и оценивается как абсолютно экстремальная. [1, с. 315]
В непосредственной связи с функциями систем в моделях используются разные критерии их эффективности. Одним из наиболее общезначимых является социально - трудовой потенциал населения. При этом имеется в виду возможность его воспроизводства и расширения.
Современный период в эволюции Земли характеризуется масштабами, интенсивно растущим взаимодействием социально - исторических и естественно - природных факторов. Воздействие научно - технических революций, которое обозначалось В.И. Вернадским как «взрывы научного мышления», приводит к глобальной перестройке биосферы и вызывает далека идущие экологические последствия. Именно поэтому экологические проблемы включаются в число важнейших глобальных проблем современности.
Регионы планеты претерпевают различную производственно - хозяйственную дифференцировку. Это связано с получение природных ресурсов. Наряду с этим стремительно растет урбанизация.
Миграционные потоки людей, изменения экологических условий их жизнедеятельности, вызванные преобразованием биосферы, ведет и к определенным изменениям человеческого здоровья (индивидуального и популяционного). Адаптация к меняющимся экологическим условиям вызывает появление специфических форм напряжения здоровья, выражающихся в растущей затрате психических и физических резервов организма на предотвращение патологических процессов
Необходимость единого фронта исследований по данной комплексной проблеме определяет появление нового междисциплинарного научного направления - экологии человека. Эта синтезирующая наука изучает закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, проблемы развития «качества» народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования психофизических возможностей человека.
Фундаментальное направление экологии человека состоит в изучении закономерностей сохранения и развития здоровья населения, участвующего в производственно - экономическом целевом освоении регионов Земли, прежде мало охваченных деятельностью человека и, как правило, экстремальных по экологическим условиям. Основные направления экологии человека строятся в соответствии с социально-целевым принципом, из которого вытекает, что объективное содержание этой науки есть изучение взаимодействия человека и космопланетарной среды, направленное на благо человека.
Несомненно, что особое место в теоретическом аппарате экологии человека принадлежит обобщающему естественнонаучному учению В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Выдающееся значение этого учения состоит в том, что развитие жизни на Земле рассматривалось ученым - энциклопедистом как космопланетарный процесс, идущий в неразрывном единстве с планетными и космическими процессами. При этом сама жизнь определялась как особый, единый монолит живого вещество, как совокупность всех живых организмов на поверхности планеты, по которой эти организмы распространяются, преобразуя ее и создавая особую организованность. Вся область распространения живых организмов на планете определялась В.И. Вернадским как биосфера, как особое вместилище единого монолита жизни.
Выделим лишь следующее
фундаментальное положение
Органическим продолжением учения о биосфере является анализ ученым того, как социальная деятельность человека, особенно в связи с достижениями научной мысли, выступает в истории планеты в качестве нового, непрерывно растущего по мощи геологического фактора. Впоследствии это выкристаллизовалось в виде учения В.И. Вернадского о ноосфере.
Под ноосферой следует понимать «планетарное космическое пространство, которое преобразуется и управляется человеческим разумом, гарантирующим всестороннее прогрессивное развитие человечества. Ноосфера - это единая система: человечество-производство - природа, развивающаяся на основе новых социальных законов в интересах настоящего и будущего человечества» [2, с. 117].
Учение о ноосфере намечает пути использования и развития природных сил в интересах человека, роста производительности общественного труда, рационального природопользования, сохранения и развития здоровья населения.
По мере формирования ноосферы человечество все менее зависит непосредственно от природных факторов. Грандиозные архитектурные комплексы, создающие искусственную среду обитания, транспорт, основанный на современной технологии и энергообеспечении, синтетическая одежда, синтез полимеров, достижения современной медицины по созданию аппаратуры для проживания в экстремальных и непригодных для земной жизни средах, создание искусственных аналогов органов тела успехи генной инженерии, развитие биотехнологии для удовлетворения различных потребностей (культивирование биомассы микроорганизмов в целях питания, проведение очистных мероприятий и т.д.), а также многие другие достижения НТР - все это может рассматриваться как последовательные события одной направленности, одной диалектической закономерности: изменения взаимодействия общества и природы.
«Ноосферогенез, как превращение биосферы в ноосферу выражает социально - исторический и естественно - природные законы в их взаимодействии, диалектику взаимоотношений живого и косного вещества» [3, с. 89]. При этом человечество может рассматриваться как особая часть живого вещества, организованная на основе социально - исторических законов.