Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:39, реферат
Основной целью проведения и реализации энергетической политики Республики Беларусь является определение путей и формирование механизмов максимально эффективного использования ТЭР и производственного потенциала ТЭК для надежного и безопасного обеспечения отраслей экономики и населения энергоносителями при сохранении требуемых экологических условий.
Энергетическая политика Республики Беларусь………………………………...3
Потребление энергоресурсов в мире по регионам в 1970-2025 годах………….7
Перспективы развития энергетики Республики Беларусь до 2020 года (на основании энергетического баланса до 2020 г.)………………………………….9
Запасы и экономически целесообразные объемы добычи (производства) местных видов энергоносителей …………………………………………………10
Экологические аспекты энергетики Республики Беларусь……………………..13
Потенциал энергосбережения, пути и методы его реализации………………....15
Заключение………………………………………….................................................22
Список использованной литературы……………………………………………...23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Основы энергосбережения
на тему: Экономические и экологические аспекты использования природного газа, нефти, углей.
Студент
ВШТ, 1-й курс, ЗТГ-1
Проверил
Минск, 201 3
СОДЕРЖАНИЕ
Энергетическая политика Республики Беларусь………………………………...3
Потребление энергоресурсов в мире по регионам в 1970-2025 годах………….7
Перспективы развития энергетики Республики Беларусь до 2020 года (на основании энергетического баланса до 2020 г.)………………………………….9
Запасы и экономически целесообразные объемы добычи (производства) местных видов энергоносителей …………………………………………………10
Экологические аспекты энергетики Республики Беларусь……………………..13
Потенциал энергосбережения, пути и методы его реализации………………....15
Заключение…………………………………………....
Список использованной литературы……………………………………………...
Энергетическая политика Республики Беларусь
В экономике любых государств
топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
является важнейшей составляющей обеспечения
функционирования и развития производительных
сил, повышения жизненного уровня населения,
а для государств с дефицитом
собственных энергоресурсов, к которым
относится и Республика Беларусь,
оптимальное развитие и функционирование
ТЭК - одно из приоритетных направлений
деятельности законодательной и
исполнительной власти, всех производителей
и потребителей ТЭР по обеспечению
конкурентоспособности
Основной целью проведения
и реализации энергетической политики
Республики Беларусь является определение
путей и формирование механизмов
максимально эффективного использования
ТЭР и производственного
В рассматриваемом периоде пути достижения главной цели будут различны для переходного периода к рыночным отношениям и последующих этапов.
Важнейшей задачей ближайшего
периода является создание новых
организационных и
В «Основных направлениях энергетической политики Республики Беларусь на период до 2020 года» энергетическая политика строится на следующих принципах:
1. Приоритетности социального аспекта развития отраслей ТЭК.
2. Интенсивности
3. Повышения экологической чистоты объектов ТЭК.
4. Обеспечения рациональной инвестиционной политики.
5. Увеличения использования угля в топливном балансе.
6. Ориентации на возможное
ограничение роста
7. Формирования требований к рынку оборудования.
8. Стремления к самообеспечению республики электроэнергией.
9. Рассредоточения
10. Увеличения объема
11. Развития малой энергетики.
12. Разработки правовых
и законодательных основ
Приоритетами энергетической политики являются:
• полное, надежное и безопасное
обеспечение населения и
• снижение удельных затрат на производство, транспорт и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь на всех стадиях;
• повышение финансовой
устойчивости и эффективности топливно-
• минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий.
Достижение поставленных
целей и перечисленных
• определении взаимосвязи и влиянии уровня развития производительных сил и социальных условий жизни населения на объемы потребления энергоносителей;
• определении оптимального
соотношения импорта и
• выборе надежных и экономически выгодных поставщиков ТЭР за пределами республики;
• рациональной структуре энергетических мощностей и систем транспорта энергоносителей;
• надежном и экономичном энергообеспечении потребителей с максимально u1101 эффективным использованием энергоносителей за счет внедрения энергосберегающих технологий, оборудования и проведения организационно-технических мероприятий;
• использовании геополитического положения республики для транзита всех видов энергоносителей, а также экспорта электроэнергии собственного производства;
• удовлетворении интересов областей, городов и отдельных потребителей в обеспечении энергоносителями путем расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов, включая создание собственных, что предполагает и расширение прав в управлении и получении доходов, однако требует сохранения единства технологического управления в масштабах ТЭК;
• учете принципиальных особенностей энергообеспечения районов, загрязненных радионуклидами;
• приоритетах глубокой переработки нефти на НПЗ и комплексного использования углеводородного сырья;
• замещении светлых
Главным средством
достижения цели энергетической политики
остается тезис – формирование цивилизованного
энергетического рынка и
2
Государственное регулирование должно осуществляться с учетом:
• мер по созданию рациональной
рыночной среды (включая согласованное
тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное
регулирование и
• повышения эффективности
управления государственной
• введения системы перспективных
технических регламентов, национальных
стандартов и норм, повышающих управляемость
процессом развития энергетики и
стимулирующих
• ценовой и налоговой политики, обеспечивающей ликвидацию диспропорций в ценах (тарифах) на энергоносители и другие товары либо услуги при постепенном переходе к ценам и тарифам, соответствующим мировым ценам в качестве верхнего предела и ценам самофинансирования в качестве нижнего;
• формирования конкурентной
среды во всех отраслях ТЭК путем
создания полноценных субъектов
энергетического рынка и
• создания нормативной
правовой базы и разработки системы
нормативных актов, регулирующих взаимоотношения
субъектов энергетического
• совершенствования механизмов стимулирования широкого экономически целесообразного вовлечения в топливный баланс местных топливных ресурсов, возобновляемых источников энергии, бытовых и производственных отходов;
• создания системы комплексного управления всеми отраслями ТЭК, обеспечивающей на рыночных условиях максимальную выгоду народному хозяйству республики во взаимосвязи с экономическими интересами отдельных отраслей;
• проведения активной инвестиционной политики путем создания инвестиционных и страховых фондов, а также других условий для самофинансирования предприятий ТЭК, привлечения отечественных и иностранных инвесторов.
Как следует из приведенных основных положений развития энергетической политики она отражает основные тенденции развития мировой энергетики.
В соответствии с данными
Информационного агентства по энергетике,
полученными с помощью
Следует отметить, что темпы
роста потребления
В период с 2001 до 2025 года прогнозируется дальнейшее повышение ВВП во всех государствах и мире в целом на 109,3 % (среднегодовое 3,1), суммарное потребление энергии на 58,4 % (среднегодовое 1,9), электроэнергии на 77,1 % (среднегодовое 2,4). Темпы роста всех показателей для развивающихся государств, включая бывший СССР и Восточную Европу, в 2,0-2,5 раза выше, чем для промышленно-развитых. За этот период прогнозируется снижение энергоемкости ВВП в мире на 21,1 %, электроемкости на 14,2. Среднегодовые темпы роста ВВП для государств бывшего СССР составляют 3,8 %, суммарной энергии - 2,7, электроэнергии - 2,1 %.
Самые низкие среднегодовые темпы роста ВВП прогнозируются в Японии - 1,8 % (суммарный прирост с 2001 по 2025 год 52,6), потребление суммарной энергии в Германии -
3
0,6 % (суммарный прирост
14,6 %), потребление электроэнергии
в Великобритании - 1,3 % (суммарный
прирост 35,5). Самые высокие темпы
роста ВВП, суммарной энергии
и электроэнергии
В перспективе прогнозируется увеличение мирового потребления энергоресурсов на 58 % с 2001 года (14544 млн. т у.т.) по 2025 (23040 млн. т у.т.).
Потребление энергоресурсов в мире по регионам в 1970-2025 годах
По долгосрочному прогнозу
среднегодовой прирост
Прогнозируется быстрый
рост потребления природного газа.
За 2001-2025 годы оно увеличится вдвое
и составит 4,98 трлн. м3 в 2025. В общем
балансе доля газа возрастет с 23
% в 2001 году до 28 в 2025. Значительно вырастет
доля газа в выработке электроэнергии
(увеличится до 1476 млн. т у.т., что
составит 53 % от общего потребления
энергоносителей на выработку электроэнергии).
Во всем мире ожидается ввод новых
генерирующих мощностей на базе новых
эффективных газотурбинных