Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:39, реферат
Основной целью проведения и реализации энергетической политики Республики Беларусь является определение путей и формирование механизмов максимально эффективного использования ТЭР и производственного потенциала ТЭК для надежного и безопасного обеспечения отраслей экономики и населения энергоносителями при сохранении требуемых экологических условий.
Энергетическая политика Республики Беларусь………………………………...3
Потребление энергоресурсов в мире по регионам в 1970-2025 годах………….7
Перспективы развития энергетики Республики Беларусь до 2020 года (на основании энергетического баланса до 2020 г.)………………………………….9
Запасы и экономически целесообразные объемы добычи (производства) местных видов энергоносителей …………………………………………………10
Экологические аспекты энергетики Республики Беларусь……………………..13
Потенциал энергосбережения, пути и методы его реализации………………....15
Заключение………………………………………….................................................22
Список использованной литературы……………………………………………...23
Для того, чтобы в деятельности
всех юридических лиц экологические
приоритеты приобрели первостепенное
значение, экологическая часть
• к концу прогнозируемого
периода обеспечение
• компенсирование путем прогнозируемого объема снижения вредных выбросов от внедрения экологически безопасных технологий и оборудования на объектах ТЭК возможного увеличения выбросов за счет прироста выработки электроэнергии и теплоэнергии на собственных источниках;
меры по недопущению при
создании новых и модернизации действующих
топливоиспользующих агрегатов (котлов,
печей, сушилок и т.п.) повторного
использования ранее
• обеспечение дальнейшего
сокращения выбросов вредных веществ
энергетическими объектами за счет
относительно недорогих мероприятий
- внедрения многоканальных горелочных
устройств, организации многоступенчатого
сжигания топлива путем рециркуляции
дымовых газов, создания систем непрерывного
контроля и автоматического
• в связи с намеченным сооружением в прогнозируемом периоде энергетических объектов на угле варианты с его газификацией и внедрением наиболее эффективных систем очистки дымовых газов;
• продолжение работы по
внедрению мониторинга
• осуществление распределения
инвестиций для внедрения экологически
прогрессивных мероприятий на базе
комплексных эколого-
• в связи с намечаемой тенденцией существенного увеличения использования местных видов топлива, и в особенности древесины, обеспечение жесткого контроля процесса заготовки (добычи) этих видов с тем, чтобы обеспечить минимальный ущерб для окружающей среды при непременном условии обеспечения равенства возможностей сохранения благоприятной окружающей среды и пользования благами природы для будущих поколений.
Потенциал энергосбережения, пути и методы его реализации
Систематизация работы по энергосбережению в Беларуси началась с 1993-1994гг.
В 1993г. был создан Комитет по энергосбережению и энергетическому надзору (в настоящее время – Комитет по энергоэффективности) при Совете Министров Республики Беларусь.
В 1996г. Комитетом совместно с другими министерствами, ведомствами и научными организациями была разработана и одобрена Правительством Республиканская программа по энергосбережению на период до 2000г.
Основными целями программы были определены:
• выявление потенциала энергосбережения в Республике Беларусь и определение наиболее эффективных путей его реализации;
• максимальное использование
местных видов топлива, отходов
производства, снижение импорта топливно-
• координация усилий и средств всех участников работ по эффективному использованию ТЭР.
На основании расчетов и экспертных оценок был определен потенциал энергосбережения на уровне 12 млн. т у .т., в том числе:
4,8 млн. т у.т. – в коммунально-бытовом секторе;
2,6 млн. т у.т. – в энергетике;
1,3 млн. т у.т. – в химической и нефтехимической промышленности;
0,85 млн. т у.т. – в сельском хозяйстве;
0,6 млн. т у.т. – в
машиностроении и
Выполнение этой Республиканской
программы позволило обеспечить
координацию усилий на уровне республики
для решения организационных
и технических вопросов повышения
эффективности использования
В 1996-2000гг. в республике сформировалась структура управления энергосбережением:
• установлен государственный надзор за рациональным использованием ТЭР (образованы региональные управления по надзору за рациональным использованием ТЭР);
• образован Экспертный Совет при Комитет по энергосбережению;
• создан целый ряд хозрасчетных
предприятий, занимающихся оказанием
услуг, производством
Кроме того, были созданы:
1. Законодательная база энергосбережения:
• Закон «Об энергосбережении»;
• Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», определяющий ответственность должностных лиц за нерациональное использование топлива и энергии;
• Правительством принято около 20 постановлений по вопросам энергосбережения.
2. Финансово-экономический механизм энергосбережения:
• Образован республиканский фонд «Энергосбережение»;
• Установлен порядок использования и возврата средств, выделяемых на цели энергосбережения;
• Установлен порядок выдачи кредитов на выполнение мероприятий по энергосбережению;
• Подготовлены рекомендации по условиям и порядку премирования за экономию ТЭР;
• Введено в действие Положение по применению штрафных санкций за нерациональное использование ТЭР.
В 1996 г. была введена система
определения и контроля за выполнением
годовых целевых показателей
по энергосбережению для министерств,
других республиканских органов
государственного управления, объединений,
подчиненных Правительству
Реализация потенциала энергосбережения в республике в 1996-2000гг. проводилась в соответствии с приоритетными техническими направлениями, указанными в Программе, такими как:
• модернизация и повышение эффективности котельных;
• внедрение парогазовых и газотурбинных установок;
• оптимизация режимов и схем теплоснабжения;
• перевод паровых котлов в водогрейный режим;
• замена электрокотельных
на более экономичные
• внедрение систем учета и регулирования энергии;
• использование вторичных u1101 энергоресурсов;
• уменьшение потерь при передаче энергии;
• внедрение частотно-
• установка энергоэкономичных осветительных устройств;
• внедрение новых
Проводилась работа по экономическому стимулирования работ по энергосбережению.
Финансирование мероприятий
по энергосбережению в 1996-2000 г.г. осуществлялось
в рамках Перечня энергосберегающих
мероприятий республиканского значения,
Государственной научно-
«Энергосбережение», средств фондов «Энерго- и ресурсосбережение» предприятий, республиканского и местных бюджетов, средств займа Всемирного банка. Объем финансирования за эти годы составил 370 млн. долл. США.
На протяжении 1996-2000гг. финансирование
мероприятий по энергосбережению за
счет собственных средств
С 1998 года субъектам хозяйствования
не зависимо от формы собственности
разрешено включать в себестоимость
продукции в течении года после
внедрения энерго- и ресурсосберегающих
мероприятий стоимость
Суммарную экономию ТЭР в республике в сопоставимых условиях с 1996 по 2000г. можно оценить на уровне 6,8 млн. т.у.т., в том числе более 4 млн. т.у.т.- за счет проведения энергосберегающих мероприятий и более 2 млн. т.у.т. - за счет дополнительных мер по снижению энергоемкости продукции, работ и услуг.
За период 1996-2000 гг. создана
структура и основные элементы непрерывной
системы образования в области
энергосбережения, открыта новая
специальность «
Начиная с 1998 г. активизировалось международное сотрудничество. В 1998 г. было подписано соглашение между Правительством Республики Беларусь и Всемирным Банком о выделении аванса в размере 1 млн. долл. США для подготовки проекта проведения энергосберегающих мероприятий в социальной сфере республики (школы и больницы).
В 1999 г. была инициирована подготовка
к ратификации Рамочной конвенции
ООН по изменению климата, в 2000 г.
подготовлены и поданы в Экспериментальный
Углеродный Фонд предложения по нескольким
инвестиционным проектам в части
повышения эффективности
Политика в области энергетической эффективности в период с 2001 года
Основные движущие силы политики в области энергетической эффективности:
• снижение энергоемкости производимой продукции ;
• энергетическая безопасность, в том числе сокращение зависимости республики по энергоресурсам от других государств;
• снижение выбросов вредных веществ.
В Беларуси деятельность по энергосбережению организована в рамках долгосрочных и краткосрочных программ. Основные программы – это пятилетние Программы по энергосбережению.
В Беларуси в 2000 г. разработана и выполняется Республиканская программа энергосбережения на 2001-2005 годы, которая одобрена Постановлением Правительства.
Основные концептуальные задачи Республиканской программы:
1. снижение к 2005 году энергоемкости ВВП на 20-25% относительно 2000 г.;
2. обеспечение до 2005 г.
планируемого прироста ВВП без
увеличения потребления
В решении этих задач важная роль отводится государственному управлению, основным механизмом которого является регулирование потребления ТЭР посредством создания и использования законодательной, нормативной базы и экономических стимулов рационального использования ТЭР.
В Программе дается оценка потенциалу энергосбережения в Республике Беларусь на период подготовки Программы. Так, с учетом реализации общего потенциала в 1996-2000 гг. и вариантов развития экономики республики на период 2001-2005 гг. потенциал до 2005 г. оценивается на уровне 5500-7200 тыс. т у.т., в том числе
• коммунально-бытовой сектор – 2800-3600;
• энергетика – 750-900;
• химия и нефтехимия - 330-590;
• сельское хозяйство – 380-540;
• производство стройматериалов – 360-380;
• машиностроение – 340-540;
• топливная промышленность – 100-130;
• пищевая промышленность – 70-100;
• прочие отрасли промышленности и потребители – 370-440;
Программа определяет общие
направления и приоритеты энергосберегающей
политики на 5 лет. В ней приводятся
примеры определения потенциала
энергосбережения, основные направления
повышения эффективности
В Программе приведен прогноз
потребности в энергоресурсах и
структура топливно-